DARKER№8 август 2013
Говард Филлипс Лавкрафт, затворник из Провиденса, подаривший миру Ктулху и целый сонм Древних богов. В день рождения мэтра — номер, посвященный его творчеству.
Говард Филлипс Лавкрафт, затворник из Провиденса, подаривший миру Ктулху и целый сонм Древних богов. В день рождения мэтра — номер, посвященный его творчеству.
Перед своим необъяснимым исчезновением литературный редактор DARKER Владислав Женевский оставил на личном ноутбуке рукопись странного содержания. С разрешения родственников пропавшего мы публикуем текст полностью.
Василий Владимирский — литературный критик, рецензент, фантастиковед, колумнист журнала «Питерbook», один из организаторов Петербургской фантастической Ассамблеи. Его работы публиковались в десятках различных печатных изданий, таких как «Вокруг света», «Порог», «Реальность фантастики» и «Если». В 2008 году Василий выступил одним из составителей антологии «Возвращение Ктулху» и рассказал о ней журналу «Тьма». Вспоминаем интервью в нашей ретро-рубрике.
За годы существования «Тьмы» и DARKER мы взяли десятки интервью у писателей, редакторов, режиссеров, музыкантов и художников. Но есть и еще одна категория людей, которые нам (и, надеемся, вам) интересны – это наши зарубежные коллеги: блогеры, редакторы фэнзинов и журналисты. Евгений Михайлов побеседовал от лица журнала с Джастином Стилом – знатоком литературных ужасов, хозяином сайта The Arkham Digest, посвященного хоррору и «странной прозе» (weird fiction). Разговор, как несложно убедиться, получился обстоятельный и информативный. Не забыли, конечно же, и Лавкрафта...
Поклонникам хоррора Мария Галина прежде всего известна по романам «Малая Глуша», «Медведки» и по ряду мрачных повестей и рассказов. Благодаря ее переводам до нас дошли в 90-х тексты Клайва Баркера и Питера Страуба, а ее стихи способны напугать сильнее иной прозы. DARKER побеседовал с Марией Семеновной о космическом ужасе, Мифах и даже «Некрономиконе».
Лавкрафт еще при жизни обзавелся множеством подражателей и продолжателей (и это, пожалуй, единственная форма успеха, выпавшая на его долю). После смерти мастера количество произведений, переосмысливающих и развивающих Мифы Ктулху и другие его творения, стало расти с каждым десятилетием. Этот процесс продолжается и в наши дни — причем с большим успехом. Марина Мойнихан и Сергей Крикун выяснили, кто и как отдавал дань уважения «джентльмену из Провиденса» за последние восемьдесят лет.
Непосвященному может показаться, что Лавкрафт прожил скучную и непримечательную жизнь. И действительно, на его недолгий век не пришлось ни охоты на львов в Африке, ни окопов Первой мировой, ни даже заграничных путешествий. И все же судьба этого удивительного человека не перестает притягивать и читателей, и литературоведов. У Сергея Корнеева найдется что сказать о трех биографиях Лавкрафта, изданных на русском языке.
Добро пожаловать в мир питерской коммуналки. В лабиринт дверей и коридоров, поворотов и тупиков, тусклых лампочек и бесчисленных шкафов. Странные жители, крики из комнат, запах горелой еды… Попав сюда, сразу хочется наружу. Но выбраться не так просто, ведь проросшая сквозь город паутина коммуналок сама решает, кого выпустить…
Когда двадцать первому барону Кралицу пришла пора познать тайну семейного проклятия, он молча последовал за сумрачными фигурами в подвал фамильного замка. В подземельях ему открылись помещения, о существовании которых он никогда не подозревал, а перед глазами предстали настолько чудовищные создания, что от одного их вида можно потерять рассудок. Но самым страшным потрясением этой ночи обещал стать не облик неназываемых тварей, а вся правда о проклятии… Рассказ из свободных продолжений Мифов Ктулху, впервые на русском.
Суперэксклюзив в DARKER! Известные современные авторы из США дали добро на публикацию своего рассказа в нашем журнале. Трое друзей любят проводить время в баре и наблюдать за проходящими мимо девушками. Красивые, странные, сексуальные, толстые, вульгарные — в Нью-Йорке есть дамы на любой вкус. Даже мертвые, полуразложившиеся, с содранными лицами и швами от вскрытия, ведь теперь зомби спокойно разгуливают по городу и живут среди нас. Впервые на русском.
Известный писатель и знаменитая певица. Любовь и зависимость. Женские чары и мужская магия. Спруты, вампиры и волки-оборотни… Именно такой литературный коктейль на лавкрафтианский стол августовского номера DARKER предлагает Мария Галина. Непростой рассказ от непростого автора.
Вселенную Мифов Ктулху развивали и расширяли многие, в том числе и британец Рэмси Кэмпбелл. Придуманный им Обитатель Озера с разрешения автора появляется и в этом рассказе... Профессиональный картежник идет по следу убийцы жены. Поиски приводят его в Нижний город – район у озера, на дне которого спит исполинский слизень Глааки. Рыболюди, полукровки, наркоманы, обитатели трущоб – весь этот сброд верит в божественное происхождение Глааки, но героя интересует лишь месть. И он очень не любит глубоководных.
До недавнего времени антология «Возвращение Ктулху» (2008) оставалась единственным коллективным вкладом русскоязычных фантастов в мировую лавкрафтиану. О том, как создавалась эта книга, вы уже прочли в интервью с Василием Владимирским, а теперь настало время поговорить и о ней самой. О сильных и слабых сторонах антологии поведает Сергей Барашкин.
Фильмы британского режиссера Роберта Моргана не доставят продолжительного удовольствия: все они длятся лишь несколько минут. Но с помощью кукольной анимации автор вмещает в них увесистую порцию атмосферного сюрреалистичного хоррора, благодаря чему его короткометражки становятся уникальными и заслуживают особого внимания любителей жанра. Миниатюры «Кот с человеческими руками», «Разделение», «Человек в левом нижнем углу фотографии» и другие работы Роберта Моргана основательно проанализировал Олег Ильин.
Заключительная часть статьи Сергея Крикуна о боди-хорроре повествует об инопланетных формах жизни, чудовищах разума человеческого, сумасшедших ученых и, наконец, о творчестве главного корифея этого специфического направления.
Рецензия на фильм «Заклятие» (The Conjuring).
Американская семья получает в наследство замок в Италии. Новоиспеченные владельцы заселяются в старинный особняк и с первой ночи испытывают на себе жуткое воздействие атмосферы мрачной обители, в недрах которой живет кто-то еще… Наш постоянный рецензент Алексей Петров пересмотрел фильм Стюарта Гордона «Урод в замке», основанный на рассказе Лавкрафта.
Секреты бессмертия и вечной жизни занимали адептов черной магии не меньше, чем алхимиков интересовала возможность получения философского камня, который бы позволял выплавлять золото из свинца. Об этом снято множество фильмов и написано не меньшее множество книг, дающих разные рецепты искомого бессмертия, но и предупреждающих о том, что ни к чему хорошему эти эксперименты обычно не ведут. Лавкрафт посвятил этой теме роман «Случай Чарльза Декстера Варда», а знаменитый сценарист Дэн О’Бэннон в 1992 году его экранизировал. О фильме «Воскресший» написала Ирина Белова.
10% классического Лавкрафта + 30% черного как смоль юмора + 60% беспощаднейшего ультранасилия. От классика «Реаниматору» достались имя и образ главного героя, а также основной сюжетный стержень с чудо-сывороткой, оживляющей мертвецов. От Стюарта Гордона и Брайана Юзны — юмор и разнообразное уродство, показанное без купюр и прикрас, — две составляющие, ставшие его фирменными чертами и, безусловно, возвысившие его над множеством безликих малобюджетных ужастиков.
В ужасах с телеэкранов речь снова пойдет о серийных убийцах. На этот раз в центре внимания оказался привлекательный семьянин, ведущий тихий, ничем не примечательный образ жизни. Но стоит копнуть глубже, присмотреться, проследить за героем под покровом ночи, как выяснится, что он дежурит не на работе, а под окном незнакомой брюнетки… О первом сезоне сериала «Крах» с несокрушимой Джиллиан Андерсон и мрачной атмосферой Белфаста рассказывает Елена Труш.
Через четыре года после начала эпидемии правительство начинает реабилитировать обратившихся в зомби и возвращать их в общество. Один из них, подросток Кирен Уокер, приезжает в родной городок в Ланкашире, чтобы встретиться с враждебностью и своими собственными демонами. Британский зомби-сериал «Во плоти» не остался без внимания нашего рецензента Татьяны Дарвиной.
«Дом вдовы» — российский проект, за которым стоит один человек, исполняющий качественный дарк-эмбиент. Треки выкладываются в сеть для свободного ознакомления, а к расширению популярности музыкант, похоже, не особенно стремится. Зато создает весьма интересную, мрачную музыку и уважает творчество Говарда Филлипса Лавкрафта. От лица DARKER с ним побеседовал Валерий Галатинов.
Поклонников затворника из Провиденса без труда можно обнаружить и среди адептов тяжелой музыки. Сам дедушка Лавкрафт, вероятно, не одобрил бы звучание death metal, но его творчество вдохновило и продолжает вдохновлять множество «любителей потяжелее» — в том числе из таких экзотических стран, как Аргентина и Колумбия. Подробнее – в обзоре Китти Сандерс.
Джон Култхарт (John Coulthart) — английский художник-график и иллюстратор. Он адаптировал для комиксов рассказы «Зов Ктулху», «Ужас Данвича», «Обитающий во тьме». Стоит ли говорить, что заметная часть его творчества связана с произведениями Лавкрафта? И несмотря на то, что этот материал вы читаете под конец лета, мы хотим показать вам «2013 Cthulhu Calendar by John Coulthart» — собрание посвященных Ктулху работ, созданных в 1987—2012 годы.
Журнал Cosmonecronomicon предупреждает: в этом сезоне в моде глубинно-зеленые цвета, теплые ктулху-балаклавы и изысканные шелковые ктулхо-галстуки. В этом сезоне, и в этом эоне, и на веки вечные!
Говард Филлипс Лавкрафт — человек-легенда. Писатель, создававший истории, исполненные ужасом, отчаянием и безнадежностью. В его произведениях Добро имело мало шансов на победу, а силы Зла — жуткие древние сущности из далеких глубин времени, одним своим видом повергающие в безумие — торжествовали в нашем мире. Лавкрафтианские ужасы оказали влияние на художников разных ипостасей: литераторов, поэтов, музыкантов, живописцев и даже скульпторов. Разумеется, не обошлось и без влияния на мир комиксов.
DARKER беседует с руководителем проекта DiezelPunk, который совмещает в себе элементы созвучного жанра с мифологией, созданной Говардом Филлипсом Лавкрафтом.
Если сценарий компьютерной игры требует переставить лестницу или открыть ящик стола, то для этого, как правило, достаточно просто подойти к нужному объекту и нажать на соответствующую клавишу. А что если заставить игрока по-настоящему взаимодействовать с предметами — самому отнести эту лестницу куда надо с зажатой левой кнопкой мыши или потянуть ящик на себя за ручку, чтобы усилить эффект присутствия? А еще поместить действие в подземную шахту, практически лишенную света, да приправить лавкрафтианской атмосферой с безысходностью, одиночеством и всеми вытекающими? Тогда получится серия «Пенумбра».
В игровом разделе DARKER встречались материалы о кровавых шутерах и мрачных бродилках, о культовых файтингах и паззлах-платформерах, о настольных играх и даже живых квестах… А вот о так называемых «городских играх» не было ни слова. Между тем уже много лет люди вживаются в роли адептов Древних и реконструируют зловещие ритуалы из вселенной Мифов Ктулху, следуя сюжету романа Роджера Желязны «Ночь в тоскливом октябре». Как правильно вызвать Ньярлатхотепа, как почувствовать себя жителем Инсмута и какие неприятности могут поджидать игрока – расскажет Александра Давыдова.
Авторы августовского номера.
Главная тема — «Азиатский хоррор».