DARKER№9 сентябрь 2016
Европейский хоррор: чего боялись в Старом Свете.
Европейский хоррор: чего боялись в Старом Свете.
Англоязычный хоррор издавна противопоставляется всему остальному, и в первую очередь — ужасам континентальной Европы. А между тем эта сторона света может предложить свои интересные и оригинальные страхи, порой разительно отличающиеся даже от кошмаров хотя дружественной и соседской, но всё же англоязычной Британии. DARKER отправляется в Европу, чтобы познать тему номера изнутри.
Едва ли найдется слишком много фильмов, которые были бы более европейскими, чем «Антихрист»: ведь в его производстве принимали участие аж шесть европейских стран, а режиссером стал, пожалуй, один из самых скандальных кинематографистов-провокаторов Старого Света — датчанин Ларс фон Триер. Неудивительно, что картина повергла старушку Европу, да и остальные части света, в настоящий шок! Тогда же, в 2009 году о нем написал pdf-журнал «Тьма».
Нет, наверное, более овеянного мифами и легендами, более возбуждающего любопытство и щекочущего нервы культурного явления, чем инквизиция и ее пытки. И уже мало кто помнит, что инквизиция, по сути, была всего лишь дознавательным судебным органом – в культуру она вошла как чудовищная, сжигающая все на своем пути, изуверская машина. Ужасы инквизиции – в очередном продолжении статьи Елены Щетининой.
Мрачные средневековые легенды стойко ассоциируются у многих из нас с такими городами, как Прага, Париж и другие, где вершилась история и большая политика еще молодой Европы. В то же время, если отправиться в не так давно ставшую полноправным членом Евросоюза Эстонию, вы встретите там многое из того, за что туристы любят старые европейские города. Замки, узкие городские улочки, готические соборы и, конечно, мрачные легенды и предания. С последними вас и познакомит 40-минутный хоррор-спектакль «Tallinn Legends».
Доктор, врач, эскулап. Называть можно как угодно, но смысл всегда прост и понятен. Этот человек дает пусть символичную, но все же клятву Гиппократа. «Не навреди», — говорится там. Но Зигмунд Рашер, если и давал подобные клятвы, то частицу «не» намеренно пропускал. А то, что он вытворял с людьми, нельзя назвать просто вредом. Доктор Рашер дарил людям боль, мучения и неминуемую гибель.
Европейский хоррор многолик и разнообразен — континентальная Европа вдохновляет не только «своих» французов, немцев, итальянцев, но и многих других авторов, проживающих в разных частях света. Специально для того, чтобы разобраться, чем нас привлекает и мрачная, и прекрасная Европа, DARKER пригласил на беседу самого европейского из всех исторических и самого исторического из всех европейских современных отечественных хоррор-авторов. Итак, встречайте — Владимир Кузнецов.
Адам Чезаре — персона в жанре ужасов новая, но успевшая заявить о себе как подобает. Своей золотой жилой считает мрачные триллеры и сплаттерпанк. На данный момент автор мало известен в русскоязычных кругах, но Максим Деккер и переводчик Александр Добров решили исправить эту ситуацию и задать пару вопросов восходящей звезде американского хоррора.
Он родился в унылом пригороде Блакеберг, что в восточной части Стокгольма. И именно родная земля с её холодной историей и не менее холодным настроением её жителей стала местом действия его дебютного романа, который выстрелил похлеще винтовки Гаусса. И как итог: сегодня имя Юна Айвиде Линдквиста знает каждый уважающий себя любитель хоррора. О жизни и творчестве писателя рассказывает Максим Деккер.
«Король писателей», «Гений Сибири», «Солнце России», «Национальная гордость Сибири», «Кандидат на премию Нобеля» — это лишь часть титулов, которые сам себе присвоил омский писатель Антон Сорокин. Весьма неординарный человек, однажды он решил стать литератором и сделал это, оставив после себя немалое и очень запутанное наследие. Крупнейшим его произведением стала повесть «Хохот жёлтого дьявола». Алексей Грибанов окунулся в биографию и библиографию Сорокина.
Знаете ли вы, куда приводят детские мечты? Мечты, возросшие на таинственных рассказах о духах гор, повелевающих солнечным светом… К кровавой бойне в мотеле, к каннибализму, самоистязанию, сумасшествию? У каждого свой путь к намеченной цели. И Нил уверен, что достигнет своей любым способом. С любезного разрешения автора DARKER публикует рассказ из его сборника «Ravive», который выйдет во Франции в октябре 2016 года.
Что общего у скрипача-виртуоза и несчастных мужчин, расставшихся со своей мужественностью? Какой недуг стал их проклятьем, и что станет средством излечения? Медицина, психоанализ, суеверия, сексуальные извращения?.. А может быть, Великая любовь? Впервые на русском — трагическая и прекрасная история Ганса Гейнца Эверса.
Если три великанши оказываются разом на одном перекрестке, то всему живому и неживому, чему не повезло очутиться поблизости, — несдобровать. И жилищу лесничего, и изображению Христа, и несчастному крестьянину, которому одна из великанш откусывает ступню… Рассказ австрийского писателя первой половины XX века. Впервые на русском!
Тяжела жизнь Феди Стахова. Отца уж восемь лет как повесили наполеоновские солдаты, а мальчик, взятый на попечение дядьки, теперь прислуживает в бродячем цирке. Но даже все тяготы балаганной жизни не идут ни в какое сравнение с угрозой, исходящей от той, кто приносит Москве лишь несчастья уже много веков. Рассказ-победитель конкурса «Виселица 2016».
Пожар Гуситских войн, пылавших в Богемии и Моравии почти четверть века, наконец, погашен — не силами крестовых походов, но расколом среди самих гуситов. В Битве под Липанами Чашники, умеренная фракция, разгромили радикальных Таборитов. В дыму затухающих пепелищ, дорога свела вместе рыцаря, епископа, монаха и благородную девицу. И каждый из них — не тот, за кого себя выдает. Но куда выведет их эта дорога?
Два товарища отправляются в поход по Лофотенским островам Норвегии, идут, так сказать, «за туманом и за запахом тайги». Но в этих диких местах пахнет совсем не тайгой, а туман такой плотный, что можно накладывать ложкой. А еще в нем скрывается одно древнее и опасное существо — из тех, о ком в здешних краях много веков рассказывают истории.
В дни французской революции тюрьмы переполнены мятежниками, пьяницами и мелкими воришками, и каждого из них ждет один путь — к гильотине. Оказался среди этого сброда и Жюль Мартэн, молодой ученый, который, пусть и подавал некогда большие надежды, но теперь не сумеет сделать для науки всего того, чего ждал от него старый учитель. Однако последнее мгновение жизни Жюль все же пожертвует на благо своего дела. Классика русской мистики.
Творчество Дина Кунца очень неровно. На один-два добротных романа он может выдать массу менее сильных, а то и откровенно слабых. Но ещё в 1980-е годы писатель ещё не совсем подрастерял форму. Яна Матвеева попробовала на вкус «Полночь», вышедшую из-под пера Кунца в 1989 году.
Как бы это ни было печально, но в сознании большинства читателей Роберт Льюис Стивенсон — подростковый писатель, хотя в том же «Острове сокровищ» можно найти очень мрачные и жуткие эпизоды. Но на совести автора — ещё более странные и страшные истории. Они и были объединены в сборнике, имя которому дал самый известный кошмар, написанный Стивенсоном. Александр Косачев обратился к проверенной временем британской классике.
Хоррор Бельгии, если оставить за скобками Жана Рэя, нам почти неизвестен. Ещё из довольно-таки видных имён вспоминаются разве что Томас Оуэн и Эдди Бертин. Но есть и другие авторы, оставившие свой след в «тёмной» литературе. Мишель де Гельдероде известен прежде всего как драматург. Однако в его библиографии есть целый сборник мрачных рассказов под названием «Колдовство». Хотя многие произведения, вошедшие в эту книгу, переведены на русский, пожалуй, самый известный рассказ — «Больной сад», пока не известен русскоязычному читателю.
Мариано Перальта – молодой аргентинский режиссер, снявший достаточно жестокий и кровавый фильм «Снафф 102», который вышел в 2007 году. Картина затрагивает серьезные вопросы и вскрывает социальные проблемы современного общества. Сегодня Мариано любезно согласился дать интервью для DARKER.
Каспер Юль – молодой фильммейкер из Дании, директор студии Hellbound Production, вокалист в death metal-группе «Abscission». Его работы «Sunken Danish» и «Monstrosity» послужили датским ответом AU-трилогии Фреда Фогеля. Один из последних фильмов «A God Without A Universe» был тепло встречен критиками на различных кинофестивалях, включая французский Sadique-master festival и голландский BUT.
Падение «железного занавеса» в странах восточной Европы в 90-е годы прошлого века подтолкнуло тамошних деятелей кинематографа к тому, чтобы пересмотреть свои взгляды и попробовать себя на новых территориях, будь то смелое авторское кино, сатирическая «черная» комедия… или фильм ужасов. Сегодня мы выясним, как же на сегодняшний день обстоят дела с хоррором в странах-участницах бывшего соцлагеря и какие из местных ужастиков получили мировое признание.
Мэриэн Дора — человек-легенда, человек-загадка, немецкий фильммейкер, чьи брутальные работы непременно шокируют зрителей даже тогда, когда сам режиссер вовсе не пытается показать на экране ничего экстремального. У Мэриэна больше 8 псевдонимов, его лицо не найти на фотографиях в сети или журналах, он редко дает интервью. Дора сам пишет сценарии и музыку, выступает продюсером, оператором, режиссером и монтажером своих фильмов. Сегодня DARKER предлагает вашему вниманию небольшой обзор творчества Мэриэна Дора.
«Фортитьюд» – это дотошная британская стилизация под морозные скандинавские детективы, приправленная не то что щепоткой, а доброй ложкой ужасов. Сериал, который захватит вас с первой серии или заставит выключить ноутбук/телевизор и забыть о нем навсегда, причем, по сути, за одни и те же свои черты. Хотите подробностей? Тогда читайте детальный обзор первого сезона от Игоря Евдокимова.
Сериал «Борджиа» – три сезона, рассказывающие историю влиятельного семейства, представители которого отличались буйным нравом, развратным поведением и жаждой власти. Интриги, предательства и неприкрытый цинизм героев эффектно приправлены откровенными сценами, и инцест – как вишенка на торте. Подробности – в обзоре от Василия Рузакова.
Зомби, оборотни, упыри, мрачные подвалы и темные коридоры – это не только фильмы ужасов, но и отменная музыка. Хоррор-панк в России - явление не особо популярное, хотя во всем мире давно уже часть культуры, без которой немыслима музыкальная жизнь. Истинные поклонники этого жанра собираются в группы, играют, устраивают концерты, фестивали, и не теряют надежды, что когда-нибудь и у нас это станет чем-то большим, чем андеграунд.
The Extinct Dreams - группа с ледяных пустошей Сибири (а если конкретнее - Барнаул, Алтайский край). Они исполняют дум и сами говорят о выборе музыкального направления цитатой «Лучше играть дум и умереть неизвестным, чем просто умереть неизвестным». А их название означает «Потухшие мечты». На вопросы DARKER участники группы решили отвечать все вместе, тем более, что их мнения иногда расходятся.
Кому-то такое явление как «греческий блэк-метал» может показаться не более, чем забавной экзотической страшилкой. Но на самом деле речь идет о мощном музыкальном движении, достаточно узком, чтобы в определенных кругах стать культовым, и достаточно самобытным, чтобы разнообразить ряды мирового воинства черного метала. Опираясь на богатейшую национальную культуру, историю и мифологию, греческий блэк-метал проделал нелегкий путь от примитивнейшего андеграунда до команд-лидеров, успешно представляющих Грецию на мировой арене и получивших признание корифеев жанра.
Независимое творческое объединение Puritan Comics заявило о себе достаточно громко только в 2016 году, но история возникновения этого коллектива авторов берёт своё начало много раньше. Ещё в 2014 году вышел комикс «Железнобокий», рецензия на который украсила один из номеров DARKER. Сейчас сценарист Владимир Мещеряков и художник Андрей Ильиных с новыми силами взялись за своё детище — комикс «Звездопад». О творчестве, комиксах и многом другом DARKER расспросил Puritan Comics.
Картины английского художника Фрэнсиса Бэкона для неподготовленного зрителя в лучшем случае непонятны, в большинстве же своём – вызывают ужас, омерзение, эстетико-физиологическое отвращение. Сумбурные, аляповатые, уродливые – таковыми они кажутся на первый взгляд и, в общем-то, таковыми и являются, но именно в этом заключена прелесть гения Бэкона.
Герои и злодеи, блюстители закона и преступники, искатели приключений по своей воли и те, кого они сами находят, очень разные, но кое в чём одинаковые персонажи. Все они «родились» на европейском континенте или были созданы авторами из Европы. Представляем вам 10 популярных персонажей-европейцев, известных во всём мире своей борьбой как с реальным злом, так и сверхъестественным.
Вот и пришла осень – время опадающей листвы, дождей и сезонной хандры. Но не скуки для тех, кто читает комиксы. В сентябрьском «Горне» список историй в картинках, которые помогут их любителям побороться с осенней хандрой.
В современном мире индустрии видеоигр мы не сильно задумываемся, откуда родом те или иные студии, разработавшие наши любимые игры. Если мы ещё, бывает, обращаем внимание на название студий, так как имя нередко говорит само за себя и предполагает знак качества, то на страну базирования разработчиков – не особо. И потом с округлёнными глазами удивляемся, узнав, что ту или иную популярную игру сделали в старушке-Европе. А зря, ведь странам Европы тоже есть чем похвастаться. Дмитрий Казин припомнил европейские «тёмные» игры с уклоном в жанр ужасов.
Пожалуй, многие фанаты видеоигр хотя бы раз задумывались о том, как было бы здорово сделать собственную игру. И наверняка немало из них даже приступало к разработке. Однако будьте уверены, довершало начатое подавляющее меньшинство. Новички в этом деле сталкиваются с массой проблем и непредвиденных преград. Автор игрового раздела, Виктор Лазарев, сумел довести проект до финальной стадии, выпустив игру в «Steam», и теперь делится с читателями опытом – почему новичкам так трудно доделать свою игру.
Большинству видеоигр с упором на одиночную кампанию не обойтись без увлекательного и запоминающегося сюжета. Порой, если остальные элементы подкачали, одна лишь сюжетная линия способна спасти проект. Дайте игроку прочувствовать мир, окунуться в историю с головой, сродниться с персонажами, и тогда он закроет глаза на простенькую графику и не совсем удобное управление. Авторы игрового раздела выбрали пятёрку лучших сюжетов, которые за последние годы встречались в видеоиграх жанра хоррор.
Авторы сентябрьского номера.
Тема номера: «Игры на выживание».