DARKER№10 октябрь 2015
Маски… Ужас, скрывающий лицо.
Маски… Ужас, скрывающий лицо.
Тема октябрьского DARKER — маски. Атрибут простой, для жанра ужасов самый что ни на есть привычный и встречающийся в нем едва ли не на каждом шагу. Но главный редактор Артём Агеев ради того, чтобы проникнуться нужным настроением в преддверии этого выпуска, решил окунуться в историю поглубже.
Помнится, не далее как в 2000-х любители хоррора имели возможность наблюдать волну ремейков слэшеров золотого века, когда новые воплощения пережили Кожаное лицо, Майкл Майерс, Джейсон Вурхис… Коснулась эта участь и маньяка в противогазе из канадского хоррора «Мой кровавый Валентин» 1981 года. Конечно, он менее популярен, чем вышеназванные злодеи, зато его ремейку достался еще не такой приевшийся в 2009 году формат 3D и уже тогда популярный Дженсн Эклс в главной роли. Вспоминаем рецензию из pdf-журнала «Тьма» на этот фильм.
Если покопаться в теме, нетрудно заметить, как много внимания уделяется различным свойствам камней и металлов и как незаслуженно игнорируется значение татуировок. В Сети можно найти информацию разве что о нежелательности рисунка в виде костей и черепов, которые, как утверждается, привлекают Смерть, или о сомнительной эстетике портретов дохлых звёзд. Но давайте попробуем исправить эту несправедливость и посмотрим внимательнее, на что на самом деле способны татуировки.
Какими бы впечатляющими ни были литературные произведения вместе с их не менее впечатляющими персонажами, все они так или иначе основаны на реальных событиях, хорошо или не очень подведенных под художественные рамки. Иначе и не бывает, сколь фантастичным бы ни было произведение. Так уж случилось, что прототипом многих колоритных злодеев кино и литературы, таких как Фу Манчу, Катулос и многих других, был некий Муканна, прослывший легендой ещё при жизни.
С лёгкой руки Лавкрафта термин «Космический Ужас» вошёл в обиход. Практически всё творчество «джентльмена из Провиденса» принадлежит к этому подвиду хоррора, однако явление сформировалось ещё до него. Артур Мейчен и Элджернон Блэквуд — пожалуй, две главные фигуры «Космического Ужаса» долавкрафтовской эпохи. DARKER пригласил поговорить о творчестве этих британских писателей переводчицу Елену Пучкову.
Рассказ Эдгара Аллана По «Маска Красной Смерти» изрядно выделяется в творческом наследии автора «Черного кота» и «Убийства на улице Морг». Это произведение, повествующее о маскараде принца Просперо в сказочном замке, поражающем воображение причудливым убранством, даровало американскому классику неувядающую славу. Ведь обитателей мира сего никогда не перестанет завораживать и очаровывать ужасное... и прекрасное! Об одном из самых известных ужасов Эдгара Аллана По вспоминает Татьяна Корсакова.
Роберт Лоуренс Стайн, получивший неофициальный титул «Стивен Кинг детской литературы», заработал его не просто так. Мало кто ещё может похвалиться таким внушительным послужным списком на ниве запугивания юных читателей. На его счету — длинная серия «Ужастики» (они же — «Мурашки»), куда, среди прочего, вошли и произведения о Маске Одержимости. Анатолий Уманский, вытирая со лба холодный пот и скрывая дрожь в руках, примерил на себя эту дьявольскую личину.
Как ни крути, Хеллоуин — странный праздник. Вот так съешь без задней мысли диковинную, но вроде бы безобидную конфету, уютно устроишься на диване за просмотром классического черно-белого хоррора — и кажется, что праздник вполне себе удался. Но как бы не так! Самое интересное только начинается! Теперь нужно быть готовым ко всякой потусторонщине и встречам с призраками. Рассказ мэтра мирового хоррора публикуется с его любезного разрешения. Впервые на русском языке!
Когда в детективной истории появляется маска, дело как правило принимает неожиданный поворот — причем не один. Вот и здесь, герой, ставший жертвой весьма странного ограбления в поезде, оказывается замешан в настолько удивительных событиях, что деньги, часы и запонки, которых он лишился, покажутся ему сущими пустяками, когда перед ним откроется секрет маски. Рассказ английского классика впервые публикуется на русском языке.
Хладнокровный маньяк по прозвищу Mask Master заманивает молодых людей и жестоко убивает их, чтобы использовать их лица ради своей жуткой цели… Маленький Максим ходит в мамой в больницу и мечтает завести птичек-неразлучников… Казалось бы, у них не может быть ничего общего, но что-то недвусмысленно подсказывает, что пазл должен сложиться в единую картину.
Ашчель, храбрый воин из Ягуаров, оказался единственным, кто выжил в кровопролитной схватке с воинами из Тешпуля. Придя в родной Хошемаль, где уже никто не надеялся на его возращение, он лишь смутно помнил о том, что с ним произошло. Но затем его стали посещать удивительные сны о неких бледных людях...
Поддавшись на уговоры жены и стремясь разнообразить свою сексуальную жизнь, герой приобретает в секс-шопе маску. Та, казалось бы, не представляла собой ничего особенного, но оказывала удивительное действие — скрывала лицо и все же обнажала душу. Надев ее, герой круто изменил свою жизнь — и, конечно, не только сексуальную.
Очутившись на карнавале, не стоит бродить по полночным улицам в надежде развеять тоску. Ведь никогда заранее не знаешь, что может происходить на улицах в такой поздний час и что может внезапно увлечь тебя за собой. Повернешь за тенью, не успеешь отдышаться — и уже бежишь стремглав. Но от кого или за кем?..
Переселившись в Латвию, Ирма быстро усвоила, что в Хеллоуин нужно побольше запасаться конфетами и быть готовой к частым визитам гостей. Но однажды праздник выдался слишком уж странным даже для Хеллоуина: на пороге ее дома появлялись сплошь чудаки со своими безумными историями, а на газоне у дома невесть откуда взялся самый жуткий светильник Джека на улице.
В 1911 году на страницах своего романа «Фантомас» французские писатели Пьер Сувестр и Марсель Аллен, не зная того, создали для мировой литературы одного из самых известных её злодеев — гения криминального мира, убийцу, вора, манипулятора, актёра, человека со множеством лиц, невидимку и загадку, чьим именем был назван роман. Фантомас — никто и вместе с тем всё, его имя значит ничего и очень многое. Первый роман о преступнике в маске препарировал Иван Иванов.
В 1964 году знаменитый японский писатель Кобо Абэ опубликовал первый свой роман из трёх, посвящённых исследованию потери человеком идентичности. Позже к «Чужому лицу» присоединились ещё «Сожжённая карта» и «Человек-ящик». В номере DARKER, посвящённом маскам, рецензент Елена Лев обратилась к первому роману условной трилогии и проанализировала весь ужас потери человеком собственного лица.
Дарелл Швайцер известен не только как писатель и поэт, но и как литературовед, исследователь творчества предшественников, таких как Говард Филлипс Лавкрафт, Роберт Ирвин Говард, лорд Дансени и другие. Наверное, поэтому не представляет особого труда выяснить, откуда он черпал вдохновение для своего тёмного фэнтези. Дмитрий Квашнин вспоминает мрачный роман «Маска чародея» — первое произведение в цикле о колдуне Секенре.
Что будет, если взять счастливое семейство и в одночасье обрушить весь их устоявшийся мир? Многие писатели пытались воссоздать подобную ситуацию и посмотреть, что получится. Вот и Адам Нэвилл, автор «Номера 16», в своей новой книге тоже решил найти ответ на этот вопрос. Евгений Михайлов, постоянный читатель британского творца, считает, что новый роман не похож ни на один из ему предшествовавших, и в эксклюзивной рецензии рассказывает, почему.
Эдгар Аллан По является не только одним из самых любимых, но и самых экранизируемых американских авторов. Не обошли режиссёры и «Маску Красной смерти», сюжет которой можно пересказать в трёх предложениях. Но как сделать из небольшого рассказа фильм на полтора часа? И как в этом могут помочь Гофман или подружка Пола Маккартни? И самое интересное, каким видят По югославские аниматоры? Обо всём этом рассказывает DARKER.
Что нужно маньяку из фильма ужасов, чтобы до самого конца картины оставаться безнаказанным? Ну, конечно же, собственная устрашающая маска! Кроме того, маски могут сообщать зрителям самую разную информацию об их владельцах: раскрывать черты характера или детали биографии. О самых запоминающихся злодеях из тех, что редко «открывают личико», рассказывает Феликс Кривенцов.
В современных фильмах благодаря компьютерным спецэффектам можно показать всё, что угодно. В эту цифровую эру киноиндустрия вступила сравнительно недавно: всего несколько десятков лет назад спецэффекты из фильмов ужасов создавались при помощи грима и всевозможных самодельных конструкций. Но даже сейчас, в век всевозможных технологий, гримёры остаются ключевыми фигурами в создании образов героев. О лучших из мастеров грима рассказывает Ирина Кукушкина.
Рецензия на фильм «Зелёный ад» (The Green Inferno).
В 1996 году на экраны вышел «Крик», впоследствии ставший одним из самых кассовых фильмов ужасов. В 2012 году на фоне всё возрастающей популярности телевизионного формата появились первые слухи о сериальной версии «Крика», которая вышла летом 2015 года. Но не стоит забывать, что подобные проекты подразумевают большую ответственность перед поклонниками. Да и перспектива быть раскритикованными существенно возрастает.
В июне 2015-го создатели «Ганнибала» подготовили для фанатов знатный приём — на экраны вышел долгожданный третий сезон сериала. Открытый финал второго сезона оставил всех в смятении. Зрителям только-только преподнесли основное блюдо, которого они так долго ждали, дали попробовать — и тут же отобрали тарелку. Но теперь свежая порция наконец-то готова, и голод можно утолить. Ирина Кукушкина распробовала новый виток похождений Чесапикского Потрошителя.
Интервью с молодой группой из Вологды, называющей себя Genetic Modification Evolution Project. Сами музыканты заявляют, что способны генно-модифицировать даже звук!
Участники украинской группы с длинным и философским названием «Никто не живет вечно» предпочитают односложные ответы и относят свою музыку к грув-металу. А еще в ее составе есть люди, увлекающиеся ядерной физикой.
Девять клоунских масок, группа, начинавшая выступать в стрип-клубах и закончившая всемирной популярностью. Группа, вокалист, уоторой был приглашен покричать в «Докторе Кто». Все это они — группа Slipknot.
Дьявольская раскраска на лице, подставка под микрофон в виде человеческих костей и концептуальные альбомы, способные напугать не хуже, чем романы мастеров хоррора. Все это — King Diamond, и мы возвращаемся к разговору о его творчестве. Сегодня речь пойдет о поздних альбомах его сольного проекта.
Художник с говорящим псевдонимом Эдвард Джекил специализируется на масках. Они пугают. Шокируют. И вызывают невероятно желание скорее примерить. Кажется, что его ужасающие работы — истинное лицо для тех тёмных личностей, что сокрыты от глаз под белилами повседневности. Мария Попова пообщалась с Джекилом специально для DARKER.
Майя Мякила (Mia Mäkilä) живёт в Стокгольме и создаёт свои живописные работы, чаще всего, в технике коллажа. Её персонажи — уродливые и гротескные, словно облачены в ужасные маски. Другая, пугающая сторона, — быть может это настоящие лица, которые обнажили, те самые маски сдёрнув. Среди вдохновителей Майи Дэвид Линч и Иероним Босх, Альфред Хичкок и Терри Гиллиам. И даже шизофрения самой художницы.
Большинству наших соотечественников Маска знаком по одноимённому фильму с Джимом Керри. То была криминальная комедия с элементами фантастики и обилием качественного юмора. Маска, без преувеличения, стал одним из самых узнаваемых персонажей. Но зелёноголовый приколист отнюдь не всегда был столь радужным персонажем. В его бездонных карманах мог храниться и рожок мороженого высотой с небоскрёб, и базука. Массовый зритель полюбил его как безумного хулигана и почти не заметил пугающего безумия. Что ж, придётся знакомиться заново. Маска! Smoken! И не удивляйтесь, когда поймёте, что полюбили чудовище.
С той же дьявольской лёгкостью, с какой праздник Хеллоуин пересёк границы иных государств, он пересёк границу реальности и вымысла. Дети, переодетые в помощников зла, уже давно задают вопрос «Сладость или гадость?» на страницах хоррор-комиксов, где рядом с ними бродят настоящие монстры. В честь приближающегося Хеллоуина вспомним комиксы, связанные с этим праздником, и которые могли бы понравиться самому богу смерти Самайну.
Бывший военный Фрэнк Кастл умер вместе с семьёй на пикнике в Центральном парке. Он, его жена и дети оказались под перекрёстным огнём враждующих преступных группировок и стали случайными жертвами их войны. Фрэнк умер, и родился Каратель, жестокий, бескомпромиссный антигерой.
Пожалуй, многие мечтают не только играть в видеоигры, но и создавать их. Кому-то ближе программирование, кто-то желает стать геймдизайнером, кто-то хочет писать сценарии, а кто-то жаждет придумывать сеттинги. Как бы там ни было, но порог вхождения в геймдейв очень высок. Виктор Лазарев поделился личным опытом в этой сфере.
Маски – вещь незаменимая для тех, кто желает остаться неизвестным. Ими одинаково часто пользуются и герои, и злодеи. Они не только позволяют скрыть личность, но и помогают напустить на владельца загадочности. Персонажей в масках можно встретить, пожалуй, во всех видах искусства. Довольно часто они появляются и в видеоиграх. Дмитрий Лагунов тоже примерил маску, чтобы поведать о таких хоррор-играх.
Всё, что мы видим в видеоиграх – это конечный продукт, за которым кроются старания разработчиков. Но каким образом они воплотили в жизнь ту или иную идею? Как появились персонажи и локации, как зародилась необходимая атмосфера? Как вообще придумать интересный сеттинг? Виктор Лазарев делится наблюдениями и опытом в этой сфере.
В 1988 году на аркадных автоматах вышла видеоигра, положившая начало целой серии. Игра, отличавшаяся особой кровавостью и жестокостью, в чём по сюжету была большая заслуга Маски Ужаса. Речь, конечно же, о «Splatterhouse». Айк Варданян решил поностальгировать и рассказать в подробностях о культовой франшизе.
В мире видеоигр серия «Mortal Kombat» выделяется на фоне прочих файтингов за счёт кровавости, жестокости и, конечно же, фаталити. Смертельные добивания являются неотъемлемой частью франшизы, и с каждой новой игрой разработчики стараются шокировать геймеров всё больше. Не стала исключением и недавно вышедшая десятая часть «Mortal Kombat X». Авторы игрового раздела определили пятёрку лучших фаталити.
Авторы октябрьского номера.
Тема номера: «Паразиты».