DARKER№11 ноябрь 2015
Паразиты. Ужасы внутри нас.
Паразиты. Ужасы внутри нас.
Приветственное слово вам передаёт вся редакция DARKER и её маленькие друзья. Среди которых и Cymothoa exigua, она же «мокрица, пожирающая язык». Это милашка-паразит, которая любит пошалить с рыбками. Забраться в жаберные щели, лишить корень языка кровотока, чтобы тот атрофировался, и заменить погибший орган собой. Ради чего? Ради пищи, конечно. В отличие от неё ты, читатель, нам нужен лишь потому, что мы тебя любим…
Тема паразитов в жанре ужасов наглядно показывает, как маленькие, порой совершенно ничтожные существа могут иногда досадить человеку, оказавшись там, где их совсем не ждут. Что и говорить, если неприятностей может доставить даже такое безобидное для здоровья существо, как обычная платяная моль. Касается этой темы и рассказ Александра Щёголева, впервые опубликованный в его авторском сборнике еще в 1992 году, затем в 2008-м — в pdf-журнале «Тьма». Теперь же его можно прочитать и в DARKER.
Выражение «тараканы в голове» имеет не только переносный смысл, ведь таковые могут присутствовать у людей и на физическом уровне. За редкими исключениями такое совместное «сожительство», мягко говоря, небезопасно, а если сказать грубее — мерзко и порой летально. Айк Варданян ужаснулся самым неприятным обитателям человеческих тел и рассказал о них в своей статье.
Так сложилось, что корни, ствол, да и многие ветви литературного хоррор-древа берут своё начало в англоязычных ужасах. Но всё-таки есть и другие отростки, основа у которых совершенно иная. Необычная, непривычная, самобытная — по сравнению с британско-американской базой. Об ужасах неанглоязычных стран DARKER поговорил с Фотиной Морозовой.
В закромах pdf-журнала «Тьма» за время его существования накопилось немало интересных материалов. В том числе и крупная, основательная, с любовью написанная статья о неанглоязычных ужасах в литературе. Признаемся, этот материал долго не давал покоя редакции DARKER. Очень уж занимательная тема — и весьма подробное её раскрытие. В связи с этим автор материала Фотина Морозова пересмотрела статью, и теперь DARKER с гордостью представляет первую часть новой «Другой перспективы бытия», речь в которой пойдёт о европейском хорроре.
Ранобэ — странный сорт литературы. Книга об игре. Однако это и не аналог новеллизации кинофильма, это нечто иное. Виктор «Гримуар» Лазарев решил разобраться, что же представляет из себя ранобэ «Дневник Элли» по мотивам хоррор-РПГ-игры «The Witch's House». Отличительной особенностью этого ранобэ является то, что оно приближается к обычному, такому привычному нам литературному произведению.
Порой даже вулкан с таким страшным названием, как пресловутый Эйяфьядлайёкюдль, не столь губителен для человечества, как, например, вулкан, способный извергнуть какое-нибудь аномальное черное облако. Ведь оно может оказаться живым и в считанные часы превратить людей в каких-нибудь менее человечных существ… Британский писатель Адам Миллард, автор двадцати романов, десятка повестей и более сотни рассказов, до настоящего времени не имел ни одной публикации на русском языке, и DARKER с удовольствием исправляет это досадное недоразумение. Разумеется, с любезного согласия автора.
Французские писатели XIX века Эмиль Эркманн и Александр Шатриан вошли в историю литературы под лаконичным общим псевдонимом — Эркман-Шатриан. Мистические произведения этого дуэта в свое время были высоко оценены такими именитыми мастерами жанра, как Г. Ф. Лакврафт и М. Р. Джеймс. DARKER публикует один из их «темных» рассказов как достойный образец классической неанглоязычной литературы ужасов. Рассказ представлен в новом переводе.
Насаживая опарыша на крючок, стоит быть предельно осторожным — ведь никогда не знаешь, что у этого паразита на уме. Да и вообще при всей своей ничтожности существо это весьма коварно: даже одна маленькая белая личинка способна превратить самую приятную рыбалку отца с сыном в настоящий ад.
Олег — журналист бывалый, и на его счету уже имеется немало громких статей, а дважды ему даже приходилось разоблачать целые секты. Вот и теперь, по наводке друга — капитана полиции, он внедряется в одну весьма подозрительную организацию. Так его опыт и профессионализм позволяют ему проникнуть на крайне странную церемонию…
Молодой человек с редким именем Лифуй ведет девушку к себе домой на романтический ужин, беззаботно рассказывая о… паразитах. И даже немного философствуя на связанные с ними темы. Но едва они входят в квартиру, сразу становится ясно, что никакой романтики им не видать и об ужине при свечах не может быть и речи.
Восьмиклассница Яна Сивцова, каждый день заходя в школу, не питает особых надежд на то, чтобы спокойно пережить те несколько часов, что длятся занятия. Мало того, что здесь полно мальчишек-задир и девчонок, которые будут даже похуже многих хулиганов, так еще и на каждом встречном сидят мерзкие Слизни, которых никто, кроме Яны, не видит.
Двенадцатилетняя Ванда, обрадованная тем, что получила хорошую отметку по труднейшему предмету, вернувшись из гимназии, так разошлась, что, случайно махнула рукой и зацепила чашку Владимира Ивановича, мужа учительницы, у которой жила на квартире. Фарфор, конечно, разбился, и за этот проступок девочка понесла весьма тяжкое наказание… DARKER вновь обращается к классике русской литературы — на этот раз к произведению Фёдора Сологуба из сборника «Тени», впервые опубликованного в 1896 году.
«Howard Carter Lovecraft». Именно такой поисковый запрос нужно скормить Гуглу или Амазону, чтобы найти книгу, о которой рассказывает Александра Миронова. И да, ни одно из этих имен не означает того, о ком вы подумали. Знакомьтесь, Джонатан Говард и его новые протеже, Даниэль Картер и Эмили Лавкрафт. На сей раз автор сочинил мистический детектив «с щупальцами» и не только.
Среди отечественных киноведов специалисты по западным жанровым фильмам наперечёт. Светлана Хлыстунова в книге «Специальные эффекты в зарубежном кинематографе: этапы истории» раскрывает секреты производства популярных картин за последние сто лет: от «Замка Дьявола» (1895) и «Франкенштейна» (1931) до экшн-кино наших дней, густо населённого компьютерными монстрами. А в интервью речь пойдёт о фильмах ужасов в целом, японских квайданах, личных предпочтениях и многом другом.
Популярный термин «мокбастер» в мире кино обозначает низкобюджетный фильм, снятый с целью паразитирования на высокобюджетном блокбастере. Основной целью их создателей является вырывание пусть небольшого, но достаточного куска кассы у гигантов-соперников. В результате выходят фильмы вроде «Индийского кошмара на улице Вязов» и продуктов студии «The Asylum». Феликс Кривенцов ужаснулся алчности «кинопаразитов» и посмеялся над их проделками.
Грабоидов из серии фильмов «Дрожь земли» не отнесёшь к паразитам: эти червячки не паразитируют, они приползают и берут своё. Но для публикации посвящённого им материала есть два других, не менее весомых повода: 25-летие франшизы, отмечаемое в этом году, и недавняя премьера фильма «Дрожь земли 5: Кровное родство». О «грабоидной вселенной» во всех подробностях рассказал Артём Суров.
Многим поклонникам хоррора не понаслышке знаком фильм Дона Сигела «Вторжение похитителей тел» — одна из самых популярных историй о пришельцах-паразитах своего времени. Чуть менее известен снятый по тому же роману фильм Филипа Кауфмана. А ещё две более поздних экранизации романа припомнят разве что самые матёрые знатоки жанра… Не пора ли объединить все четыре ленты и сказать о каждой то, что она заслуживает? Такую попытку предпринял Валентин Шукайло.
Во втором сезоне сериала «Штамм», где вирус вампиризма выпустил на улицы города полчища зубастых монстров, авторы постарались развить сюжет еще дальше. Уже сформированные команды борцов с нечистью предпринимают разные по степени успеха попытки уничтожить врагов. Кроме того, мы узнаём, что для передачи вируса вампиры используют жало, которым они ранят жертву и «впрыскивают» в организм паразитов… Достоинства и недостатки второй части телеборьбы с вурдалаками изучила Елена Труш.
Из вселенской пустоты прилетели споры. Многие из них сгорели в атмосфере. Те, кто выжил, устремились к Стране восходящего солнца. Падая, они замирали над городами и планировали к темным провалам окон, где спали ничего не подозревающие люди… Так начинается «Паразит», экранизация одноименной манги, достойная войти в Золотой фонд аниме. О сериале рассказывает Илья Пивоваров.
Самарская группа «SUKKUBA» играет шикарный и юморной грайндкор. Источником вдохновения были Cock & Ball Torture, музыку их сравнивают с Artery Eruption, а последний альбом музыкантов именуется «Порнославие».
Necro Stellar — группа, возникшая еще в 1988 году, правда, тогда они использовали другое название. За эти годы их творчество относили к индастриэлу, дарквэйву, психоделическому року и многим другим стилям, но с точки зрения самих музыкантов эти определения неверны. О музыке, ведах и многом другом музыканты рассказали нам в интервью.
Вокалоид — программа, которая может спеть загруженный в нее текст. Для этих исполнителей создают визуальные образы, проводят концерты. И некоторые из них вполне могут прийтись по вкусу любителям фильмов ужасов.
«Ария» — одна из самых долгоживущих и авторитетных групп тяжелого металла. В этом году «русские Iron Maiden» отмечают 30-летний юбилей. Это ли не повод вспомнить поворотные точки их карьеры, смены состава и наиболее известные альбомы?
Иллюстрации Игоря Авильченко знакомы всем поклонникам русского хоррора. Его сотрудничество с «темным» жанром началось с антологии «Самая страшная книга 2015». «Если честно, мне с детства нравились книги с иллюстрациями. То, что мои иллюстрации многим нравятся, у меня до сих пор вызывает удивление и некоторое смущение», — рассказывает Игорь. DARKER не упустил возможность пообщаться с художником — о грядущих проектах, о фобиях и даже о том, как попасть на обложку.
Стиль польского иллюстратора, скрывающегося за псевдонимом KingOvRats («King over rats», Король над крысами), нельзя охарактеризовать как просто хорроррвский. Он хорошо чувствует свои работы, погружается в их мир, находящийся за гранью представления обывателя. Его воображение выплёскивает на бумагу мрак, чуму, проникновенно-душераздирающие образы классической мифологии и вымышленные миры Лавкрафта и Говарда. У Айка Варданяна, который общался с художником, возникло ощущения, что некоторые работы тот писал с натуры.
Биомеханика — не только раздел естественных наук. За этим словом скрывается нечто, к чему нас приучил великий и ужасный Ганс Рудольф Гигер. В своих работах Павел Biomechannik пытается взглянуть на окружающую действительность сквозь призму всеобъемлющей индустриализации. «Биомеханика — это компромисс между двумя началами: органикой, то есть прошлым, тем, что было изначально, тем, что есть природное, и механикой, то есть будущим, искусственным и рукотворным».
В отличие от непредсказуемой жизни, комиксы — кладезь штампов. Они паразитируют на известных сюжетах и образах, «плагиат на плагиате плагиатом погоняет». В графической литературе сложно натолкнуться на оригинальные сюжеты и персонажей. Поэтому паразиты заняли здесь достойное место. Словно в родной для них среде.
Паразиты везде. Они вокруг нас. Они в нас. И они в видеоиграх. Зачастую от них исходит глобальная угроза, с которой вынуждено бороться человечество. И тогда в умелых руках геймера у паразита не остаётся шансов — лишь мокрое пятно и раздавленные кишки напоминают о мерзкой твари. Дмитрий Лагунов пересилил отвращение и вспомнил хоррор-игры, в которых паразитам отведена не последняя роль.
В видеоиграх отважные геймеры не раз сталкивались с паразитами, оставляя за собой кровавый след из внутренностей, хитина и раздавленных личинок. Гораздо реже можно было самому побывать в роли паразита, будь то насекомое, пришелец или опасный вирус. Айк Варданян вспомнил такие игры, составив рейтинг лучших.
Вы что-нибудь слышали об отечественных видеоиграх в жанре хоррор? Не стоит округлять глаза, будто вас спросили о существовании инопланетян. Русские разработчики уже не раз страшили игроков и продолжают это делать, несмотря ни на что. Дмитрий Казин смахнул патриотическую слезу и рассказал о наших, о родных хоррор-играх.
В хоррор-играх события могут разворачиваться в абсолютно разных местах – от особняков с привидениями или заброшенных психбольниц до целых городов. Последние нередко привносят масштабность, необходимую атмосферу и запоминающуюся обстановку, будь то Сайлент-Хилл или Раккун-сити. Авторы игрового раздела определили пятёрку лучших городов, которые встречались геймерам в последние годы.
Авторы ноябрьского номера.
Тема номера: «Тюрьмы».