DARKER№9 сентябрь 2015
Интернет. Ужасы цифровой эпохи.
Интернет. Ужасы цифровой эпохи.
Новые технологии настолько прочно входят в обиход, что без некоторых из них уже нельзя представить современное общество. Например, без Интернета. Для кого-то это увлечение, для кого-то работа, а для некоторых образ жизни. Как бы то ни было, по ту сторону Сети таится немало ужасов. Кошмаров виртуальных, но способных повлиять на реальность. Что ж, пододвиньтесь поближе к монитору, пока Интернет даёт вам возможность прочитать новый номер журнала. Только не бойтесь обновлять страницу.
В центре сюжета — маньяк-убийца, который… не убивает! То есть не делает этого сам, лично. Свои жертвы безумец заставляет погибать с помощью различных хитроумных устройств (привет Конструктору из «Пилы»!), связанных с… Интернетом! Вспоминаем рецензию на триллер Грегори Хоблита «Не оставляющий следа», опубликованную в pdf-журнале «Тьма» в 2008 году.
Блуждая по просторам Сети, можно наткнуться на что угодно. Ведь Интернет, как известно, полнится слухами. Вместе с тем, надо заметить, хватает в нем и мистификаций. Большинство из них раздуты фанами-фантазёрами на многочисленных готических форумах. Как исключение некоторые из них всё-таки заслуживают чуть большего внимания — уж больно хорошо над ними поработали. К таким случаям относится загадочное Евангелие от Ламии, знакомящее обывателя с вселяющим холодный ужас образом Познавшего Кровь.
Вор натягивает на голову чулок, медвежатник поправляет перчатки, убравший подельника заметает следы. Быть неузнанным, непойманным — только так дело считается выгоревшим. Каждый преступник непременно думает, как бы соскочить, уйти в тень. По этому принципу устроена и жизнь в подвале общего цифрового дома — Интернета. Его «жильцы» не подозревают, что под скрипучими половицами функционирует другая, тёмная Сеть. Чёрная паутина плотно опутала скрытое от посторонних пространство глубин Интернета, создав свой тайный мир. Мир не для всех.
С появлением продвинутых технологий общения мы получили доступ к огромной базе данных. И сами ее пополняем — загружаем фото, выкладываем посты, обозначаем свои музыкальные вкусы… Это сводит нас с тысячами незнакомцев — «друзьями» и «гостями» на различных ресурсах. Но получая возможность общаться с людьми по всему миру, узнавая новое и делясь своими мыслями, мы становимся беззащитными перед кибернападками. Существует множество разновидностей травли в Сети — от безобидных, как перепалки в чатах и троллинг, до куда более опасных — как кибербуллинг.
Кристофер Триана — писатель, уже известный постоянным читателям DARKER. Его рассказ «Поедание» появлялся в одном из прошлых номеров вместе с интервью. Не изменяя традициям, DARKER снова связался с автором. Вместе с новым рассказом «И скоро там распустятся листья» читайте беседу с Кристофером Трианой о его творческой жизни и ужасах Интернета.
Когда в жизнь человека активно начали вторгаться информационные технологии, в 1980-е, возник киберпанк — жанр, в котором объединились разочарование и страх перед техническим прогрессом, социальный нигилизм, поиск новых форм выражения, а также — зародился новый этап исследования роли технологий в жизни человека в художественной литературе. Об элементах хоррора в данном направлении рассказывает Амет Кемалидинов.
Творчество Кима Ньюмана разнообразно. Кроме знаменитых циклов «Клуб «Диоген» и «Эра Дракулы», открывавшегося одноимённым романом, писатель работал и над другими проектами. Один из них — вселенная «Warhammer fantasy», в рамках которой он под псевдонимом Джек Йовил написал несколько романов и сборник рассказов. Однако даже в мире, созданном чужой фантазией, Ньюман сумел остаться собой, в чём и убедился Василий Рузаков.
Билла никогда не тянуло регистрироваться в соцсетях. За него это сделала его девушка — но она и подумать не могла, сколько знакомых из его прошлой жизни пожелают возобновить старые связи. Была среди них и Уитни, подруга из школы, которую он не видел много лет, но она тоже весьма настойчиво требовала общения. Ни к чему хорошему это общение, разумеется, привести не могло. Рассказ из свежайшего сборника «Growing Dark» переведен на русский впервые и публикуется с любезного разрешения автора.
Жрецы, оракулы, провидцы, прорицатели, волхвы, юродивые… В этой среде существует особая категория или «каста» — люди с «дурным глазом». Народная молва наделила их именами недобрых вещунов, глядел, чернильщиков, воронов… Встреча с ними не предвещает ничего хорошего. Но что же за сила движет этими людьми? Каково их предназначение? Возможно, что они всего лишь слепые проводники темной энергии, а, быть может, и нечто большее — блюстители равновесия между Добром и Злом? Приблизиться к ответам на эти вопросы позволит новелла, которую польский классик написал еще в студенческие годы. Впервые на русском языке.
Путешествуя по экзотической местности, никогда не знаешь, чем это путешествие может обернуться. Вот и Гена вместе со своей подругой Таней, двигаясь по пустынной трассе где-то в Аргентине, не догадывался, насколько туго им придется, если у них сломается машина. Ведь даже в самом популярном баре в такой глуши некому прийти на помощь, а чтобы вызвать того, кто помочь готов, нужно, чтобы работали хотя бы элементарные технологии связи. Например, тот же вайфай.
Недаром знающие люди советуют: ни под каким предлогом не открывайте подозрительные exe-файлы. Но Женя Глухова, открывая любопытное письмо, пришедшее ей по е-мейлу, к сожалению, не вняла этому совету. Неосмотрительно установив занимательную программку, девушка начала играть в некую игру под названием «Рулетка Судьбы», которая, как она познала на горьком опыте, не ограничивалась рамками виртуальной реальности.
Палочник, он же — Тощий человек, он же — Оператор, покорил своей загадочностью едва ли не весь Интернет. Вот и паренек по имени Юра, почитав обсуждение на форуме, загорелся идеей увидеть это странное существо собственными глазами и, если повезет, даже разгадать его тайну. Так кто же он? Удастся ли Юре исполнить свое желание? И почему на назначенную с этой целью встречу опаздывает его новый сетевой знакомый Никитос-99?
Заядлый любитель торрентов по имени Олег пришел в восторг, наткнувшись на рекламу нового ресурса, предлагающего бесплатное облачное хранилище аж на целых пятьдесят гигабайт. Конечно, он как пользователь Интернета со стажем подозревал, что в этом может скрываться какой-нибудь подвох, но разве что-то может остановить настоящего любителя халявы? И тем не менее за все в этой жизни рано или поздно приходится платить.
Нелюдимому компьютерщику Денису Жимину, более известному как Джим, на электронную почту пришло жалостливое письмо от неизвестного отправителя, в котором говорилось о пропавшей тринадцатилетней девочке. Казалось бы, такие сообщения блуждают по Интернету многими тысячами, но, прочитав это, Джим не мог справиться с невесть откуда взявшимся странным беспокойством. С этим надо было что-то делать…
«Аккуратней, остросюжетная проза! Странички заточены!», «Индиана Джонс из разведки», «Вы не знаете, как уничтожить мир? Роллинс подскажет!» Подобные слоганы ёмко и метко характеризуют роман Джеймса Роллинса «Песчаный дьявол». Эта книга, ставшая первой в цикле «Отряд «Сигма», повествует о затерянной в песках Аравии тайне и развернувшихся вокруг неё событиях. Максим Алиев прикоснулся к секрету песков.
Читать Баркера — это всё равно что смотреть лихо закрученный фильм. Здесь, впрочем, ничего удивительного: кроме того, что писатель, Клайв — ещё и режиссёр, и сценарист фильмов ужасов. Миру кинематографа он посвятил один из самых известных своих романов — «Каньон Холодных Сердец». Конечно же, здесь дело также не обошлось без монстров и секса. Александра Горелая заглянула в голливудскую Страну Дьявола и осталась довольна тем, что там увидела.
Представьте: солнце, море и острова. Яхта и богатенькое семейство, намеревающееся отдохнуть и понежиться на Багамских берегах. Если бы книгу обо всём этом писал кто-то другой, то кто знает, что бы получилось в итоге? Но поскольку «Остров» написал Ричард Лаймон, то будьте уверены: здесь будут и маньяк, и секс, и жестокость, и динамичный сюжет. Марина Комарова вспоминает один из самых известных романов писателя.
Мифы Ктулху уже давно стали легендой в литературе ужасного. Только ленивый не написал что-нибудь о мире Великих Древних и других богов, тропу к которым впервые протоптал Г. Ф. Лавкрафт. И Лиззи Борден тоже можно назвать легендой — и легендой тоже вполне ужасающей. Эта девушка, как известно, отлично управлялась с топором. А что выйдет, если эти две легенды объединить? Таким вопросом задалась писательница Чери Прист, а что у неё получилось, выяснила Мария Гинзбург.
Русских жанровых режиссеров, широко известных за пределами СНГ, можно сосчитать по пальцам. Хабаровский фотограф, писатель, режиссер и мастер спецэффектов Андрей Исканов, заявивший о себе фильмами «Гвозди», «Философия ножа» и «Видения ужасов», один из немногих выбившихся на мировой кинорынок своими силами. И немудрено: его кино стабильно привлекает зрителя экстраординарностью и экстремальным уровнем сплаттерпанковой начинки. С режиссером пообщался Максим Деккер.
Один из основополагающих элементов жанра хоррор заключен в опасности, которую таят в себе окружающие нас вещи, повседневно используемые и необходимые для жизни. А какое из бытовых благ сегодня стало первостепенным почти для каждого человека? Конечно, Интернет. Но что будет, если бесконечный источник информации обратится против человечества? Об этом можно узнать, посмотрев фильмы ужасов из серии «Пульс». Или прочитав статью Феликса Кривенцова об этой серии.
Академическое киноведение редко снисходит до хоррора. Равно как и современные фильмы ужасов нечасто угождают вкусам интеллектуального истеблишмента. Но то во внешнем мире. В сети же совершенно другое дело. «Место действия — монитор как зримая часть интернет-пространства. Включенный компьютер, таким образом, является обязательным условием для внедрения пользователя в цепь событий». «Техника всегда подчинена силам потустороннего мира, такова мифологема». В общем, добро пожаловать в Интернет!
Британский сериал «Черное зеркало» — одно из самых впечатляющих высказываний на тему современной коммуникации. И пусть это не хоррор в традиционном представлении, в нем есть сильный инструмент создания страха: аллегорическое отражение нашей действительности в предельно нелицеприятном ключе. «Как страшно жить!» — если угодно, так: лаконично и емко. А хотите подробностей — прочтите статью Ирины Кукушкиной, которая не побоялась и заглянула в самую глубину черных экранов телефона и ноутбука.
Рецензия на фильм «Убрать из друзей» (Unfriended).
В век развития Интернета особую популярность приобретают различные видеосервисы. Они эволюционируют вместе с Глобальной сетью и уже не ограничиваются функциями онлайн-кинотеатров — они производят собственный контент. Cюжетная завязка «Избранного» проста и знакома. Адвокату Яну Митчеллу подбрасывают симпатичную шкатулку. В ней пистолет и фотография незнакомца с указанием «крайнего срока». Сложить одно с другим не дает неизвестный снайпер — гремят выстрелы.
В этом году фанатам «Салема» воздалось за многие месяцы ожидания — на экран вышел второй сезон полюбившегося сериала. Неизменно сильная, притягательно темная композиция «Cupid Carries a Gun» в исполнении Мэрилина Мэнсона, жутко-привлекательная заставка, сохранившая настрой первого сезона, темные тона, интриги, колдовство, борьба за власть, новые тайны и полюбившийся актерский состав — успех второго сезона, казалось бы, был предрешен. Как оно оказалось на самом деле, выясняла Ирина Кукушкина.
Если вы любили Романа Рейна и Otto Dix, Seelenzorn, DasIsh и для вас не было большей радости, чем одеться в черное и пойти на сходку или наоборот, почистить сознание, тогда Thornsectide обязательны к прослушиванию. DARKER взял интервью у группы Thornsectide — русских электронных музыкантов, которые принципиально не хотят выступать в джинсах и майках и петь на английском.
«Distorted World» — проект, созданный Иваном Михальченковым, музыкантом из подмосковного Зеленограда. Это мрачная, агрессивная электроника в диапазоне от darkwawe до EBM, вдохновляемая мирами темного фэнтези. DARKER побеседовал с основателем проекта, любезно согласившимся ответить на вопросы.
Электронная музыка была парадоксальной с самого ее зарождения. Суть творчества — в стремлении выразить себя, свою человечность. Большинство электронных музыкантов действовали строго наоборот: стремились вынести все человеческое за рамки творческого процесса. Или как минимум декларировали такое намерение. Иногда, впрочем, самое интересное в электронной музыке возникало на перекрестье двух тенденций: попытке как можно сильнее «механизироваться», уподобиться машине — и ужасом перед самой такой возможностью.
Когда слушаешь эту музыку, в какой-то момент неизбежно понимаешь, что тебя преследуют зрительные образы. Это не случайно — у истоков Electronic Body Music стояли художники, знавшие толк в современном искусстве. EBM — музыка электрического тела, и об этом необычном направлении в индастриэл и его основных разветвлениях рассказывает Алексей Караковский.
Уже совсем скоро на прилавках книжных магазинов появится долгожданный сборник серии «Городские легенды» — «Темная сторона сети». Одним из интересных открытий этого сборника будет художник-дебютант, оформивший внутренний блок книги и помимо этого — нарисовавший иллюстрации к каждому из 26 рассказов! Согласитесь, для малобюджетных изданий такое богатое оформительское решение — уникально! DARKER не мог не полюбопытствовать, побеседовав с этим художником.
The SCP Foundation — коллективный интернет-проект, посвящённый всякой аномальной жути. То, что на интернет-жаргоне зовётся НЁХ. Каждый желающий может добавить нового выдуманного персонажа, желательно жуткого и странного. А после участники сайта начинают накручивать вокруг него мифологию: с отчётами учёных, наблюдениями и прочим. Появляются и фанфики, которые так же можно прочесть на сайте. Неудивительно, что такой талантливый и вдохновляющий проект получил и целый ряд иллюстраций.
Даже когда я сыт комиксами по горло, они в моих печенках, в моей голове и под моей кожей. Даже тогда когда я хочу удалить все свои накопленные гигабайты историй в картинках с жесткого диска и не вспоминать о них никогда. Я перебарываю себя и просто продолжаю писать. Я знаю, что должен каждый месяц рассказывать о них, ибо это нужно моим читателям. Я делаю это не просто так. И именно это вытаскивает меня из апатии и отвращения к своим статьям. Я хотел взять перерыв, но не тут то было. Жатва снова с вами и она хороша как никогда. Даже со сбитым дыханием она не сходит с дистанции и целеустремленно продолжает свой бег по зарубежным релизам.
Видеоигры перестали быть уделом геймеров-одиночек, разработчики всё чаще делают упор на онлайн-составляющую и кооперативное прохождение. Даже там, где ставка делалась на одиночную кампанию, можно обнаружить отдельные режимы, требующие подключения к Интернету. Сейчас Всемирная паутина объединила геймеров не только в любви к видеоиграм, но и в самом онлайновом пространстве. Дмитрий Казин не вылазил из Интернета, чтобы рассказать об онлайне в хоррор-играх.
Видеоигры нередко обращаются к провокационным темам, задевая тонкие струны души блюстителей нравов и морали. О якобы вреде этого вида развлечений до сих пор ходят различные слухи. Вокруг игр периодически разгораются скандалы, а отдельные из них оказываются под запретом в ряде стран. Не стала исключением и серия «Manhunt», почему – разбирался Дмитрий Лагунов, стараясь не поддаться негативному влиянию.
Любителям «тёмного» жанра игровая индустрия готова предоставить на выбор разнообразные варианты провести свободный вечер в кругу друзей и за любимым увлечением. Но если видеоигры в этом плане несколько ограниченны, то настолки для такого времяпрепровождения подходят как нельзя лучше. И мало кто не слышал о «Warhammer» – одном из самых популярных варгеймов. О нём и о пришедшей на смену «Эре Сигмара» поведал Василий Рузаков.
Видеоигры, в которых есть обилие крови, кишок и расчленёнки, зачастую вызывают шок у человека со стороны. Их нередко обвиняют в якобы негативном влиянии на геймеров. В свою очередь, сами игроки не видят ничего плохого в том, чтобы выпустить из очередного врага фонтан крови. Что, и у вас появилось такое желание? Тогда обратите внимание на пять самых кровавых видеоигр за последние годы, которые определили авторы игрового раздела.
Авторы сентябрьского номера.
Тема номера: «Маски».