Прошедший год оказался не столь продуктивным в плане инди-игр, как хотелось бы. Он не был богат на хардкорные платформеры, атмосферные квесты или интересное RPG. Главный улов – авторские проекты разной степени играбельности и вменяемости. О них и пойдет речь.

Начать стоит с развеселого треша. «Surgeon Simulator» – это тот парадоксальный случай, когда недочеты разработчиков превращаются в своеобразную фишку. В чем соль? Игроку предлагается примерить на себя роль хирурга, от которого требуется только одно – нормально делать свою работу. Казалось бы, замечательная идея, сейчас начнется «press X to win», но нет. В дело вступает максимально неудобное управление, местами угловатая графика и куча мелких багов, которые старательно отравляют весь игровой процесс. Но ровно в тот же самый момент начинается веселье. Криворукий протагонист (если можно так выразиться, вид все же от первого лица) не может не то, что операцию провести – для него даже скальпель в руки взять – уже большая проблема. Конечности не слушаются как после десятка шотов, инструменты летят в разные стороны, органы то падают на пол, а то и вовсе застревают в холодильной камере.

Раз уж главный инструмент - это руки, то игроку дается полная свобода; единственное ограничение – фантазия. Можно раскидывать кишки, изгаляться над пациентом, всячески дебоширить в свое удовольствие. Прохождение основных миссий (их немного) заставляет навсегда запомнить выражение «точность хирурга», поскольку один неверный жест – и вся операция идет насмарку. Зато можно слетать в космос. Но лучше изучить все самостоятельно, пара чудесных вечеров гарантирована. Обязательное условие – отсутствие стойкой аллергии на баги, иначе анафилактический шок обеспечен.

Следующим пунктом идет милая инди-песочница «Don’t Starve». Все давно наигрались в «Minecraft» и «Terraria», поэтому, казалось бы, в рамках жанра сложно сделать что-то новое. «Новое» – действительно сложно, но интересно переосмыслить уже имеющееся – вполне реально.

«Don’t Starve» представляет собой псевдо-3D бродилку-песочницу с симпатичной графикой в духе цветных карандашных рисунков. Слоган максимально точно передает смысл игры: «Survive! Collect! Attack!». Протагонисту предстоит бродить по агрессивному миру, пытаясь выжить максимальное количество времени. Естественно, ничего не объясняется, оружия под руками нет, вокруг – злобные пауки и лягушки, а ведь героя надо кормить, а зимой – еще и согревать. Есть герою предстоит реально много, кулинарная составляющая играет настолько важную роль, что даже удивительно.

При чем тут хоррор? Вроде бы и ни при чем. Мрачный лес дарит море впечатлений, начиная с огненных собак, которые на раз сжигают половину имущества, которое не так-то просто скрафтить, заканчивая галлюцинациями протагониста, который днем с голодухи переел странных разноцветных грибов.

Игра обладает удивительной аддиктивностью, причем, большинство игроков не проходят и половины сюжета, так как к этому моменту бесконечные шатания по лесу могут порядком надоесть. Но поиграть стоит. Хотя бы, чтобы открыть всех персонажей (робот и библиотекарша особенно примечательны), приготовить сэндвич из лягушки и маффин из бабочки, а ночью по-тихому побрить буйвола. Жалко, что зубной пастой намазать нельзя.

Игры, описание в этой статье, не имеют никакого отношения к экшену. Статичность и созерцательность, дополненные забористым психоделом, – тот редкий жанр, который сложно описывать. Тот случай, когда прохождение не требует особой ловкости и сноровки, но при этом может принести удовольствие только тому, кто умеет думать и читать между строк. Да, речь идет о «The Stanley Parable».

Когда главный герой повествования – простой офисный работник, то вполне закономерно возникновение повышенного интереса к проекту. Но все не так просто. Жанрово игру сложно отнести к чему-либо, от героя требуется просто ходить и, грубо говоря, идти либо направо, либо налево. Кто-то даже додумался обозвать игру «симулятором принятия решений». Кто-то просто ничего не понял из-за того, что не знает английский. Кто-то увидел в игре только юмор и остановился на этом. Но все не так просто.

Игровой процесс со стороны выглядит примерно так: герой ходит по офису, а потом всегда происходит черти что. Пересказывать смысл происходящего глупо, так как со стороны юмор кажется непонятным, а спойлерить сюжетные вывихи бессмысленно, так как они идут вразнобой. Игра сама решит, по какому пути лучше повести героя за нос, в какую яму столкнуть и над чем заставить поразмыслить. Час-два удовольствия и море пищи для ума – тот бонус, который дает «Stanley Parable», великодушно посмеиваясь свысока.

В чем здесь ужас? В том экзистенциальном тупике, который так ненавязчиво и точно рисуют сюжетные повороты. Герой – всегда неудачник. Даже, когда победил (вроде бы). Сарказм льется с экрана ядовитым потоком и насквозь прожигает мозг. Схожую тему можно найти в неизвестном старом инди-проекте «The Terrible Whiteness of Appalachian Nights», где за 5 минут игры полностью раскрывается тема рутинного безумия обычной домохозяйки, а виноватым и вовсе оказывается сам игрок.

О следующем участнике странного парада статичных игр уже было написано и сказано все, что только можно. «Тук-тук-тук» напугал всех, кого только мог, остальных – заставил думать.

Сюжет прост: что-то произошло. Что, когда и с кем – непонятно. По экрану просто ходит сонный всклокоченный протагонист и что-то бормочет. Потом со всех сторон начинают лезть призраки, а герою остается два пути: так и сидеть всю ночь (или жизнь?) за диваном, зажимая самому себе рот, либо выйти навстречу собственным страхам. Какой вариант лучше – решать игроку. Что же произошло на самом деле – в принципе тоже решать игроку. «Тук-тук-тук» - тот случай, когда ответов практически не дается, но это не раздражает. Самые отчаянные поклонник проекта переносят игры героя с духами в реальность, благо, повествование дает предельно конкретные инструкции по вызову нечисти.

Вердикт – игра не для всех. Трудно определяемый жанр, вялый геймплей и постоянные сюжетные подколы (да, игра много издевается) оставляют ощущение недоумения. Но за ним приходит настоящий интерес, который позволяет слой за слоем вскрыть сюжет, а потом и залезть в голову героя, где все намного интереснее, чем может показаться на первый взгляд.

Венчает сегодняшний обзор, пожалуй, один из самых оригинальных проектов 2013 года  - «Papers, Please!» - невменяемый симулятор таможенной службы. С рутиной, контрабандой, взятками и прочими прелестями.

Сюжет разворачивается в некой воинствующей стране (орел на флаге выглядит крайне символично). Игроку предстоит стать таможенным инспектором, проверять паспорта и визы, обыскивать, терпеть оскорбления и самому решать – участвовать в саботаже правительства или нет. Визуальное оформление – на грани безумия, вспоминается графика времен зарождения NES. Пиксельная обнаженка и еле читаемые флаеры борделя лишний раз подчеркивают полную безнадегу, в которой варится игрок. Каждый день – бесконечная очередь, нехватка денег, телеграммы от начальства и страх отправиться в тюрьму за измену родине.

Чем игра хороша? Всем: геймплеем, юмором, атмосферой, музыкой, сюжетом. Игроку предлагается около пары десятков концовок, на которые влияет все, что он делает каждый день. Можно завести друзей, помочь террористам, сговориться с нечистой на руку охраной или отказывать всем подряд, сделав «синдром вахтера» своим кредо. Граница, винтовка, ватник. Так и живем.

В качестве итога хочется пожелать всем инди-разработчикам никогда не стесняться. По-настоящему небанальные проекты часто рождаются не в виде продуманной концепции, а как шутка или итог спора. Как сознание здорового человека может породить садистский симулятор криворукого хирурга или заставить посредством игры вызывать Пикову Даму – загадка. Пусть в 2014-м, наконец-то, выйдет проект про кошачью ферму и ремейк «Мор.Утопии», игровое сообщество давно соскучилось по масштабным инди-проектам.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх