Андрей Дашков — писатель, охотно работающий в «тёмных» жанрах, автор циклов «Суперанимал», «Звезда Ада», романов «Собиратель костей», «Плод воображения» и многих других.
«В башне»
Написано лаконично; бегло, без витиеватости. Сама история складывается из стандартного набора компонентов, и этой истории немного не хватает цельности и завершенности, подтекста, второго дна. Анаграмма – не слишком оригинальный ход, сразу вспоминается «Сердце Ангела».
«Ветки»
Неплохой рассказ, несмотря на достаточно предсказуемый сюжет. Примерно с третьей страницы можно предположить, что аппетит тварей будет возрастать, что от четвероногих они перейдут к двуногим и чем все закончится для последних. Однако сделан текст на достойном уровне, с первых строк главный персонаж выглядит живым и естественным, хорошо прописан мрачный антураж, удачно обыграно сходство тварей с шевелящимися голыми ветками, что порождает сначала тоскливые ассоциации, а затем и плохие ожидания. Постоянно возникающий лейтмотив «веток», тревожный и зловещий, придает рассказу ощутимый эмоциональный заряд.
«Вольк»
Написано языком сентиментальной прозы. Как-то слишком мягко, не хватает своеобразия и «специй». Долг обязывает посочувствовать нелегкой судьбе героини, однако финал отдает черным юмором, что не попадает в общую тональность рассказа.
«Восхищение»
Не исключено, что автор этого рассказа является также автором «Таймера», который был в финале прошлогоднего конкурса. Похожая стилистика, и такой же высокий уровень. Опять монолог от лица психопата, только на другую тему. Психически смещенный ракурс персонажа, ведущего повествование, дает возможность парадоксально взглянуть на особенности восприятия, переходящее в патологию самовыражение, творчество как компенсацию личных комплексов и т. д.
«Зайчик»
Рассказ о том, как может воплотиться инфантильная мечта о мести за унижения, о восстановлении справедливости, о том, чтобы просто оставили в покое. Беспроигрышный ход – построить повествование на детском материале. В отличие от взрослых, которым мешает скептицизм и усталость восприятия, ребенок еще не утратил надежды найти защиту (пусть и у сверхъестественных сил) и наказать тех, кого и не помышлял наказать. Когда такое искушение появляется, ему трудно не поддаться. Но за все надо платить... Потенциально – хорошо, но в данном виде тексту не хватает стилистической раскрепощенности и отточенности языка. Местами напоминает школьное сочинение.
«Мама»
Рассказ профессионально написан и грамотно выстроен. Постепенное сближение линий двух персонажей создает нарастающее напряжение, которое шаг за шагом подогревает ожидание чего-то худшего, чем уже случившееся, – и автор не обманывает этих ожиданий, устраивая короткое замыкание. Правда, финал вызывает в памяти обратную ситуацию с персонажами знаменитого «Психо» (Норман Бейтс и его мама).
«Мед»
Очень своеобразная вещь. Написано со вкусом (и вкусом мёда тоже) и с удивительным чувством проникновения в изображаемое, а для читателя, соответственно, – погружения в живую плоть рассказа. Всё зримо, насыщенно, вещественно. Начальная гармония создает особый контраст с угрожающей вязкостью второй части и концовки.
«Несвятая вода»
Обновление почти угасшего эпистолярного жанра. Написано остроумно и непринужденно. Хорошая нестандартная история. Пугающие вещи начинаются с неочевидной подмены, затем развиваются по нарастающей. Нельзя быть уверенным ни в ком и ни в чем. И нет гарантии, что рано или поздно не подменят всех.
«Нечистые»
Пример того, что можно написать хороший рассказ даже на избитую тему (про ведьм и прочую нечисть), причем сделать это стилистически безукоризненно, с учетом провинциального антуража. И, кроме того, показать и дать прочувствовать, как злосчастье расползается от частного к общему, от одной жертвы – к вымершим деревням.
«Свиньи»
Жесткий рассказ на жесткую тему. Использована эдакая сетевая версия генитально-анатомического вуду. Ближе к финалу насильник получает по заслугам, однако в самом конце становится ясно, что «кабанов» так просто не изведешь. Порой текст выглядит голым сюжетным скелетом, но, возможно, этот тот случай, когда минимально выраженные эмоции и отстраненность автора предоставляют читателю включить фантазию. Или отключить – на всякий случай.
«Семя»
Рассказ с налетом мрачного юношеского романтизма. Антураж с более чем полным набором атрибутов – от зловещей старухи, призрачного шепота, гроба, кошмаров до девушки в белом платье. Тема постепенного расползания зла сводится к перечислению всевозможных способов смерти, однако количество не всегда подкреплено качеством, поэтому примерно с середины текст чем-то напоминает растянутую страшилку из детства.
«Спящая красавица»
В принципе, могла получиться интересная вариация на заезженную до предела тему зомби. Во-первых, речь о детях, во-вторых, сразу возникают многообещающие возможности, чтобы рассказать о границах терпимости, ксенофобии, жестокости, да и для какой-нибудь пронзительной истории о детском одиночестве, отчуждении и т. п. К сожалению, реализация оставляет желать лучшего. Возможно, немного не хватило напряженности конфликта. Довольно бесцветный язык, не всегда естественные диалоги и реакции живых.
«Теперь так будет всегда»
Использована далеко не новая фишка с возрождением персонажей «на том же месте, в тот же час». Еще одно напоминание о том, кто мы есть под тонкой оболочкой цивилизованности и кем можем стать, если вдруг условия изменятся к худшему. Но в данном случае не впечатляет.
Комментариев: 0 RSS