DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

26. Финал. Отзывы Алексея Провоторова

Чего я никогда не мог подумать – это что окажусь в жюри «Чёртовой дюжины». Ощущения любопытные.

Возможно, я не подходящий кандидат на такой пост, потому что никогда не ратовал за чистоту жанров, никогда не блистал на поле критики, и вообще спросите меня определение хоррора – я вам его в жизни не назову. Тут я могу ориентироваться только на внутренний компас.

Главный критерий, с которым я всегда подхожу к оцениванию рассказов – это интересность. За интересную историю я могу скостить почти любые грехи, правописание, пунктуацию и всё то, что можно технически поправить. Автор, способный придумать здоровский сюжет, или фишки, или живые диалоги, разберётся рано или поздно с косяками композиции или хромыми запятыми, тавтологиями, словесным мусором, косяками стиля, деепричастными оборотами и всякими -ться, -тся. А вот наоборот это не всегда срабатывает.

Ну и поскольку у нас тут Дюжина или что, в этот раз я буду учитывать страшность. Естественно, с моей точки зрения; чужие мурашки, оторопь и жуть я измерить не способен.

Итак, я читал по алфавиту, а Костяной смотрел через моё плечо и одобрительно кивал на самых страшных местах.

Большая и маленькая

Тёмный, липкий, как захватанная жирными пальцами дверная ручка, шершавый как шелушащаяся краска, довольно-таки фактурный рассказ. Наивный слог повествования от лица маленькой мёртвой девочки© хорошо так контрастирует со страшным происходящим. Но вот эта овеществлённость, ощутимость ужаса играет в минус. Мистическая жуть проявляется слишком явно и оттого теряет часть очарования тёмной тайны. Очень сильный момент – когда младенец-мертвец подменяет собой живого ребёнка. Вот это был нужный градус жути, после этого нагнетать уже ничего, по-моему не надо, я представил эту сцену в деталях, и да, оно пробрало.

Дальше уже призраки начинают разгул, персонажи (а их много) мрут вповалку, картинка теряет реализм и обретает декоративность; знаете, как в кино, когда глаз начинает цепляться за спецэффекты крупным планом, и ты понимаешь, что без эффектов-то эта сцена лучше бы смотрелась. В тексте становится тесновато от появляющихся и тут же падающих замертво героев и сюжетных наворотов, и атмосфера начинает потихоньку отступает, прячется по углам. А рассказ силён как раз атмосферой, её надо беречь.

Интересный ли это рассказ? Я бы сказал, достаточно интересный. Сумбурный малость, но не скучный.

Страшный ли он? Местами да. Но мог бы быть страшнее, мог бы. Думаю, следующая история у автора будет лучше по балансу.

Ватажник

Суровое фэнтези, крепкое, но оно на любом фэнтези-конкурсе и потемнее водится.

Из минусов я назвал бы прямой как линейка сюжет, где уже после первой итерации «это они всех предали и убили – а нет не они, их тоже предали и убили» становится понятно, что виновата сторонняя сила.

И – язык, который своей былинностью затмевает картинку. Честно, когда я читаю что-то в таком суровом ключе, хочется языка как-то попроще, чтоб всякие ражие да вислоплечие да окладистые не выбивали из восприятия. А тут я не всегда мог погрузиться в историю как раз из-за того, что автор слишком старательно подбирал слова, чтоб погрузить читателя в историю. Будь стилизация чуть более гладкой, история воспринималась бы доверительнее.

Сеттинг интересный. Кстати, к вопросу о фэнтези на конкурсе. Я тут прикинул, что ведь история может быть совсем не фэнтези. Расы полулюдей никак не могли появиться или развиваться естественным путём – они ж не размножаются без людей. Значит, имеет место стороннее вмешательство каких-то сил. И вот если оно имеет не магическую природу, если это чьи-то высшие технологии, то история перестаёт быть фэнтези. С имеющихся точек её очень легко развить как НФ. )

Это так, теоретизирование к слову, которое никак не повлияет на оценку рассказа.

И, кстати, я думаю, люди в конце концов извели бы всех этих звероголовых под корень. Они им не слишком нужны, а прямейший инструмент влияния на популяцию – в руках людей.

Интересный ли это рассказ? Вполне, особенно в начале и в конце. В середине он провисает. Мне хотелось обвести их всех рамкой и послать наконец прямиком рубить финальное рубилово, а не участвовать в обязательных квестах. И это при том что я вообще-то люблю прямые квестовые сюжеты. Но тут слишком уж однообразно происходящее. Даже локации какие-то одинаковые.

Страшный ли он? Нет, не страшнее любого боевика. Да, тут в красках описаны перебитые селяне, но, чессказать, «Капитанская дочка» Пушкина страшнее в схожей сцене.

Это единственный рассказ в финале, про который я могу сказать, что он не на своём месте. Фэнтези может быть хоррором, но не в этом случае.

Но назвать его худшим я никак не могу, здесь ещё есть нестрашные, но куда более скучные рассказы.

Двудушница

Эх, да местами тут всё просто как надо, с таким, знаете, замахом на Алексея Иванова, всякую околоуральскую этническую жуть, вот эту всю северную, таёжную атмосферу, суровый быт, дремучие времена, шаманскую чуждую волшбу.

Рассказ с запахом стылого железа, пепла, мерзлоты и хвои. Осязаемая такая история.

Да, это фэнтези: в здешней тайге живут свои народы, здесь строят богу, называемому не иначе как Избавителем, шикарно описанные церкви из костей, тут жива в людях великанская кровь. Но фэнтези сдержанное, продуманное: ещё немножко, и поверишь, что такое было, что это всё настоящий фольклор, а не авторская фантазия.

Тут отличная ведьма. Её въезд в город – сцена, достойная экранизации. Вот это кино я б посмотрел.

Но. Вот тут на рассказ наступает Но, и плющит его своим безжалостным куда там ведьме – сапожищем. Рассказ резко мельчает в масштабе, замах на рубль, трагический, масштабный, страшный, оборачивается ударом на копейку.

Серьёзно, один мёртвый большой мужик в противники и один ножик как орудие победы? И всё? Ужас какая страшная ведьма, из-за которой люди сжигали леса с деревнями вместе со своими родными, которая ставила на колени целые города, выпиливается ножиком в короткой боёвке? Знаете, ну это уже как если б Палпатина заколотил шишкой эвок. Несовпадение масштабов полнейшее. Вот такую ведьму, как у вас в начале рассказа, страшно представить. Такую, как в конце рассказа, мотыгой бы селяне забили и забыли как звать.

Я полагаю Двудушницу хорошим, но безбожно слитым рассказом.

Интересный ли он? Да. Неторопливый, но интересный.

Страшный ли он? Ох, местами да! Но удивительным образом он написан как-то так, что дочитывая, думаешь: и этого вот я боялся? Мдя.

За что мне всё это

Начало сходу интригует, но так же быстро становится понятно что к чему. А то, что в этом недлинном рассказе хорошая такая охапка текста посвящена тестю и жене главного героя, даже обескураживает. Честно, мне плевать на них, мне интересно чего к герою привязалсь мерзкая бомжиха!

А вот она как раз недожата. Во-первых непонятно, почему Аля после смерти видится герою именно так. У нас же тут не Битлджус, так почему покойная предстаёт в образе бомжихи, которой никогда не была? Или она вселяется в какую-то определённую бродягу с этой ветки метро, чтоб доставать бывшего? Так, кстати, можно объяснить, каким образом призрака уводят копы.

Ну или герой сам себя уверил что никого не убивал, а в виде Али является не призрак, а совесть героя, со дна его разума, убеждённого, что Алю он просто бросил и она сошла с ума и скатилась. А патрульных никаких нет, их тоже мозг рисует. Но тогда всё это вообще не интересно.

Во-вторых речь и поведение её прописаны так, будто автор поскромничал или стеснялся. Ну чтоб такая особь без мата говорила… не. Полутона тут не катят.

Интересный ли это рассказ? По ниспадающей.

Страшный ли он? Мне страшно не было. Слишком ровное повествование. Ноль эмоций, как говорится.

Костоправы

Иееееее! Тот случай, когда подхватывает и несёт. Драйва хоть отбавляй. Нравится, что автор не прячет раздвоение личности героя, не носится с ним, приберегая для финального твиста – нет, все карты на стол! И оттого сразу интересно.

Мне не хватило монстрятника, вот не объяснений, что оно такое и откуда, а именно какого-то экшна с этими парнями. Не дал им Скальпель себя проявить, эх)

Ну и финал у героев только на драйве и мог проскочить: там же всё-таки операционная, значит кого надо было, Штопаный и Бухенвальд латали, а не казнили. А Скальпель нифига не доктор. Боюсь, на этой должности он не задержится.

Интересный ли рассказ? Ага! Не оторвёшься же.

Страшный ли он? Да, это адреналиновый страх, малость игрушечный, но всё же он есть. Самый жутковатый момент – когда герои внезапно понимают, что там, за дверью, их кореша не лечат, а рубят.

Резюмирую – рассказ клёвый, и это главное.

Маленький нежный бог

Отмечу сразу – мне нравится то, что это неназванная война и неназванный Город. Мне нравится то, что это может быть какой-то другой мир, а не конкретная наша Первая Мировая. Нравится идея, что война идёт на всех слоях, на всех уровнях, и война людей – только тень войны других.

И да, мне очень нравится тот мотив, когда высшие силы на людей не очень-то походят и не слишком к ним добры.

Общая нехорошая неуютность возвращения нравится. То, что всё как будто бы хорошо, но на самом деле плохо, передано именно на ощущениях и на отлично. Тот случай, когда огрехи текста можно счесть поправимыми, потому что атмосфера и эмоциональный фон удались, а это важнее букв.

Ангел тут та ещё НЁХ, образ искалеченного нечеловеческого существа, которое маскируется под человека, очень крут.

То, что солдаты мертвы, я понял куда раньше, чем об этом поведал текст, но это не «эх блин, да я этот ход насквозь видел», а «молодец автор, плавно подвёл».

Но вот что меня на самом деле беспокоит: ангел питался кровью. А люди так поздно это поняли. Как так? Он же лежал на поле блоя, он же ехал в телеге с раненными/свежеубитыми, в тех условиях-то недостатка в крови нет! Я сначала думал, что ему важна детская, молодая кровь, но мужичок-жертва тоже сгодился, а значит любая подойдёт? Нестыковка.

Ну и финал. Он исполнен в том же беспросветном ключе – ничего здесь не будет хорошо, будет только горько настолько, что останется лишь притворятся что это и есть хорошо. Но. Откуда взялся этот последний мертвец. Тело солдата к тому времени уже должно было истлеть. Вроде бы ангел не держал его под контролем каких-то сил, а просто занял его место в телеге, прикарманив на время душу? А тело бросили там, на поле боя? Так что тогда вернулось домой, физически?

Ну ладно, это не так важно в контексте истории про ангела смерти.

Интересный ли это рассказ? Да, достаточно. Он затянут местами, хромает логикой, но жутковатая интрига в нём всё время имеется.

И отдельно тут поднята всегда интересная мне тема о нелюди, которая прикидывается человеком.

Страшный ли это рассказ? Да. Страшно от того что люди творят в благих намерениях, страшный образ ангела в человеческом доме, страшная судьба оставшихся в живых.

Ненастоящий дядя

Рассказ написан очень даже хорошо, с живыми чёрточками детских фраз, с бытовыми подробностями и мелочами, без лишних вензелей. Его просто приятно читать.

Ох, этот мотив дурного предсказания, от которого никуда не деться! Страшная, на самом деле, штука. Каждый хоть раз в жизни обнаруживал себя наяву словно бы внутри ночного кошмара, с единственной мыслью в голове: «Да я знал, что так будет. К тому шло».

Конечно, пара предсказаний неведомой НЁХ недостаточно сильная, по-моему, штука, чтоб вот так взять сломать жизнь семье и себе, в конце концов у каждого есть где-то датчик, который скажет «да ну нет, это фигня». Человеческий мозг – такая штука, что и более прямые предзнаменования беды успешно игнорирует в угоду другим соображениям, инстинктам или привычкам. Вот так просто оборвать родственные связи из-за НЁХ – ну не думаю, что такое могло бы случиться, но… Если только персонаж именно так чувствует. Если у него порог чуствительности этого датчика не выкручен на максимум. Если только он не увидел этого дядю именно по этой причине своей некоторой особости, может быть, ненормальности, о которой и сам подозревает в конце.

Мне это представляется именно так. Герой изначально не совсем нормален, он способен зациклится на дурном знаке настолько, что это перевесит все остальные доводы разума. Для кого-то слов неведомого дядьки явно недостаточно, чтобы заставить себя поверить в угрозу жизни сына, а для героя – достаточно.

И именно поэтому дядя и выделяет его. Даёт себя увидеть именно ему. И пророчествует именно ему. Чувствуя, что сработает.

Я как-то так это вижу.

Интересный ли это рассказ? Да, интересный, хотя без взлётов и падений, довольно ровный, местами чуть монотонный текст.

Страшный ли это рассказ? Да, чувство неизбежности дурного – плохая, страшная штука. Но ещё страшнее то бессознательное, что иногда управляет нами. Человек, сломавший себе и родным жизнь из-за одной фразы не пойим кого – вот это страшно, да.

Пепел

Эх, какая штука: потихоньку менять детальки быта вокруг человека, чтоб он начал терять связь с реальностью. Интереснейшая тема, и я мог бы рассказать одну историю…

Рассказ отлично написан, липковатое безумие приклеивается к взгляду и пробирается в мозг, детальки больного восприятия героя пробирают до. Момент, когда думаешь, что это в отместку ему меняют ногти и всё такое – вообще шикарен. Но… я-то думал, что герр агент нарвался на какую-то хитрую ловушку, магию, встретил противника не по зубам. А история собственного замкнутого в контур безумия меня не так впечатлила – я ожидал другого.

Интересный ли это рассказ? Да. Вот экшна там совсем нет, а захватывает. Не везде, но местами отлипнуть невозможно. Хотя завязка интереснее, чем развязка.

Страшный ли он? Беззащитность невинных перед чужим безумием пугает, не могу не согласиться. Но всё же пугают здесь только отдельные моменты, мелкие детальки, а не весь рассказ целиком.

С такой стороны жизнь знакома только отожравшимся на трупах крысам

Ну вот, название – едва ли не единственное длинное предложение без точек. Автор решил побаловать, прежде чем показать, на что он на самом деле способен.

Ладно, автора уже запилили этими точками, я не буду.

Честно, Сеногной – офигенное имя. Я бы точно взял с полки книгу, озаглавленную «Капитан Сеногной», я гарантирую это. И некоторая славянскость происходящего ничуть не мешает, наоборот, придаёт свой колорит картинке.

Вот о картинке. Это единственный рассказ на конкурсе, к которому мне захотелось нарисовать иллюстрацию. Я говорил об этом где-то в комментах – река рук, лес лиц, плоты виселиц. Текст визуально очень выразительный, и это достойно похвалы.

«Веревки скрипели под тяжестью трупов, как снасти корабля благих. Снасти корабля благих скрипели, как веревки под тяжестью трупов» - вот этот момент, кстати, я не согласен считать таким уж неуместным или неуклюжим. Это сродни киношному приёму. Корабль и плот разминаются между собой на чёрной воде, и в кадре становится видно, как они похожи – мёртвые телом и мёртвые разумом.

Тут полно неряшливости в тексте, полно повторов и провисаний, но это всё поправимо, потому что у автора в голове есть картинка, он понимает что хочет воплотить, осталось только научиться это воплощать, подобрать нужные, подходящие инструменты и овладеть ими.

И что в этом рассказе хорошо – что он грустный и лиричный, а не просто чернушно-мерзкий. Тут показана одна сторона жизни королевства, но где-то там существуют и нормальные люди, это чувствуется. А образ плакальщицы и прокажённой, расчёсывающих друг друга на носу корабля – один из самых сильных и светлых образов конкурса.

Я не дам высоких баллов, но некоторые рассказы заслуживают их куда меньше, чем «Крысы».

Интересный ли это рассказ? Местами однозначно. Пожалуй, он один из тех, которые я запомню. Но ему бы ох как не помешал более весомый сюжет и хорошая такая, не ленивая вычитка.

Страшный ли он? Не могу сказать «нет». Причём страшный он тем, что творят люди. Потустороннее тут добрее посюстороннего. Вот это страшно.

Снафф

Эта штука была бы куда жутче, если б автор знал меру.

В «Крысах» там где-то на горизонте маячили нормальные люди. Тут нормальных нет, тут все если не маньяки с отклонениями, то продажные твари, сволочи по жизни, ну или как вариант – просто с отклонениями, не маньяки. В рассказе самый нормальный персонаж – ненормальный детина аутист. Обычных простых людей в пространстве истории не водится. И когда конвеер жертв в своих масштабах теряет все остатки правдоподобия, ловишь себя на том, что и к жертвам относишься так, словно них за душой какой-то грех. Ну нет тут ни к кому сочувствия, потому что нет доверия к рассказу.

Вот например Сивуля. Скажите мне, а на кой он убил бдсм-подругу главного героя и пытался тому угрожать, если главный герой – отмороженный вкрай маньячина с богатым опытом убивания и он совершенно точно знает где Сивулю искать? Ну финал же немного предсказуем! У героя на руках все преимущества. Локация ему более знакома, своими рабочими обязанностями он не связан, временем располагает, и терять ему нечего. Сивуля самоубийца просто и всё.

Боевичок в конце, всех перестрелявший герой и голосящие «сейчас менты приедут» братья кажутся картинкой из другой оперы. Из всяких криминальных романов, что ли.

А добродушный аут со связью с потусторонним – это какая-то попытка сыграть на Оскар, по-моему, привлечь драматическую фигуру ради драматизма, заодно чтоб разрулить умаявшийся сюжет.

Интересный ли это рассказ? Вот не особо. Он однообразный и предсказуемый.

Страшный ли он? Да, тема жуткая. Только, честно сказать из-за того, что это всё продолжается кругу по кругу по кругу, к концу думаешь «да убейте вы уже всех наконец, когда ж оно кончится». А скука и страх плохо уживаются.

Химия

Вот вы меня простите, но в этом рассказе все знают, кто ведьма. Ксюша знает, из-за кого умирает дочь и кто увёл мужа, знает что ведьма не так уж сильна (блин, да грошовые гадалки наперебой тычут в неё пальцами, а приворот забарывается фоткой). Главный герой тоже в курсе, что Леся – ведьма.

Так в чём собственно загвоздка? Мне кажется, что под угрозой смерти, своей и дочери, Ксюша просто ушатала бы Лесю лопатой да и дело с концом. Нет ведьмы – нет проблемы.

Но она даже не пытается. Ни снять приворот, ни встретиться с Лесей на узкой дорожке, ничего. Да, она мужу одну фотку даёт. Бумажную. И всё.

Я не испытываю ни грамма доверия к этому рассказу.

Интересный ли он? Нет, смотреть за похождениями бесхребетного мужика, тем более с самого начала зная, что он не победит, а в процессе убеждаясь, что он даже не пытался – скучно.

Страшный ли он? Ещё раз прошу прощения, но вот именно в хоррорности этого рассказа (кроме «Ватажника») у меня есть сомнения. Приворот-отворот-изменил-ушёл-пришла-ушла-соперница-сопли… Все водят хоровод вокруг очевидной проблемы и не предпринимают вообще, совсем, кардинально ничего…

Подождите, да я хоррор читаю или «Пусть говорят» смотрю??

Шуудан

Честно, начало обещало большее. Но дальше я начал вязнуть в рыхлом повествовании, и перестал доверять тексту примерно тогда, когда парня в парке непонятно зачем перехватил тот оборачивающийся сквозь себя зэк с осами и монгольскими проклятиями на устах. Перехватил и отпустил. А парень особо на это даже и не среагировал, списав на галлюцинации.

Ну раз герой так скуп на реакции, то мне-то, читателю, чего прикажете бояться?

Дальше рассказ как-то окончательно теряет форму, превращаясь в цитаты из справочников, перемежаемые довольно невнятными описаниями всяческой приезжей нечисти и её невнятных действий; и заканчивается по-деловому сухой концовкой.

Интересный ли он? Про марки можно было интересно написать, скажем, я ничего не понимаю в картах, но читал немало интересных историй про картёжников. Здесь полное ощущение того, что я читал справочник по какой-то ненужной мне тематике.

А уж про всякую мифическую этническую нечисть и подавно я поинтереснее видал.

Страшный ли он? Неа. Герой вообще ни на что не реагирует так, как по моему мнению реагировал бы обычный человек, а мне в свою очередь не страшно про это читать.

Ю

Я не слишком разбираюсь в жанрах. Возможно, я признаю, что это не хоррор, когда в жанровых антологиях перестанут печатать рассказы вроде «Земляничной весны» Кинга или «Навсегда» Матюхина.

Но пока я могу утверждать одно: это была самая страшная вещь финала, я читал её глубокой ночью и мне было ох как не по себе.

А кроме того, это очень грустная, эмоциональная, удивительным образом светлая и ностальгическая история, прекрасно исполненная. Если тут есть косяки, то не мне их судить. Да я и не хочу их искать.

Интересный ли этот рассказ? Да.

Страшный ли он? Страшный. Местами это мальчишеские ужасы, местами взрослый психологический триллер. Парадоксально, я не люблю рассказы про маньяков, обычно они кажутся мне невероятно скучными, но этот рассказ про маньяка – он как раз не про маньяка, и он один из интереснейших в этом финале.

На этом всё. И хотел бы напоследок напомнить: любое оценочное суждение субъективно. Так что это всего лишь моё мнение. Я старался составлять топ, ориентируясь на баланс страшности, интересности и моего представления о тех историях, которые я хотел бы или не хотел бы читать.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)