DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

3D ужасы – вчера, сегодня, завтра

В историю кино год 2010-й вошел как год «Аватара». Снятый в 3D технологии фантастический фильм Джеймса Кэмерона совершил революцию и породил самый настоящий «бум» на трехмерные фильмы. Однако любители кино со стажем могут вспомнить, что первые «объемные» опыты в кинематографе имели место еще многие десятилетия назад. И среди них было немало «ужастиков». Мы попросили знатока хоррор-кинематографа Дмитрия Витера, основателя жж-сообщества «КЛУБ-КРИК», посвятить читателей нашего журнала в историю фильмов ужасов в 3D…

Капля

Иногда они возвращаются… Словно мифическое существо из ужастика, каждые тридцать лет – 50-е, 80-е, 2010-е – на экраны кинотеатров приходят они: пугающие, завораживающие, развлекающие, прямо с передовой технического прогресса – фильмы ужасов в 3D.

Со времени «Прибытия поезда» братьев Люмьер кино старалось удивить своего зрителя – мало кто испугается приближающегося паровоза, стоя на платформе, но первые кинозрители в истории чувствовали себя явно некомфортно, видя, как железная махина летит с экрана прямо на них. Картинка была… Но чего-то не хватало. Звука. Цвета. Объема. И если звук и цвет закрепились в кино относительно быстро, всерьез и надолго, то «объему» - пресловутому 3D – пришлось искать своего зрителя почти целое столетие…

Не хочется глаза напрягать и голову. И потом, мне 3D в реальной жизни хватает, а кино это как-никак искусство и такой прием мне в нем кажется излишним - слишком большое включение (pas_tushki)
[здесь и далее выделены комментарии участников КЛУБ-КРИКа]

Собственно, какому жанру «объемность» нужнее всего? Драмам? Комедиям? Историческим фильмам? А как насчет острия, направленного в экран? Медленно приближающегося зомби? Со свистом рассекающего воздух топора, нацеленного прямо на вас?

«Страшный» кинематограф всегда стремился быть технологически более продвинутым – чего стоит один хичкоковский «отпущенный зум камеры», имитирующий эффект головокружения! Затейник Уильям Касл пугал людей на «Тинглере» (1959) вибрирующими креслами, изображающими приближение тварей-паразитов. Так почему бы не напугать зрителя, визуально поместив его в зону опасности, именно туда, куда он раньше взирал с безопасного расстояния, сидя в зрительском кресле? Но даже в столь востребованном жанре зрителю пришлось ждать первого «страшного» 3D-сеанса почти полвека…

Horror 3DУскоренно прокрутим «детство» кинематографа в конце XIX века, когда для того, чтобы увидеть объемную картинку из двух параллельно демонстрируемых изображений, приходилось смотреть через стереоскоп, похожий на бинокль. Примерно сто лет назад первые документальные фильмы можно было посмотреть в канонических разноцветных очках, используя так называемый анаглифический метод, когда изображение для каждого глаза видно через светофильтр нужного цвета (да-да, вы до сих пор его используете, когда надеваете разноцветные очки в картонной оправе!) Первый коммерческий кинопоказ трехмерного фильма состоялся в Лос-Анджелесе в 1922 году, и, судя по названию – «Сила любви» (The Power of Love) - к жанру ужасов он никак не относился. Уже через год публике представили фантастический фильм «Человек с Марса» (The Man From M.A.R.S./Radio-Mania), ставший первой и последней лентой, снятой в формате Teleview, реализующем «затворный» метод – благодаря сложной системе «затворов» зритель видел изображения для правого и левого глаза, демонстрирующиеся с разных проекторов. В 1934 году Луи Люмьер (тот самый!) снял ремейк «Прибытия поезда» (того самого!) в «анаглифе» - наверно, можно сказать, что это - первая конвертация «из 2D в 3D», так популярная сейчас.

В 1941 году вышла 8-минутная пародийная лента «Трехмерное убийство» (Third Dimensional Murder), которую вряд ли можно считать полноценным фильмом ужасов, но в ней, по крайней мере, фигурировал таинственный замок, где обитали монстр Франкенштейна, ходячий скелет, ведьмы и ожившие статуи индейцев. А дальше, как говорится, «была война» - в 40-е годы 3D кино оказалось невостребованным.

К чести отечественных кинематографистов и ученых, СССР в это же время не только не отставал от Голливуда, но и в чем-то опережал его. С середины 30-х годов в НИКФИ (Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте) велись исследования, в результате которых был создан двухобъективный киносъемочный аппарат. В 1940 году в столичном кинотеатре «Художественный» показали фильм «Выходной день в Москве» (режиссер Александр Птушко) – смотреть его нужно было на специальном просвечивающемся экране в поляризационных очках. А уже через год в переоборудованном кинотеатре «Москва» демонстрировался фильм «Концерт» совсем без очков (!) – с помощью стереоэкрана с перспективным щелевым проволочным растром (правда, двигать головой было нельзя…). В дальнейшем в СССР значительно продвинулись в этой области – в 60-х годах одной из лучших поляризационных технологий в мире стала отечественная система "Стерео 70", разработанная в НИКФИ и удостоенная «Оскара» в 1991 году «за технические достижения». Увы, фильмы ужасов в СССР были не в почете… Так что за классикой жанра придется вернуться обратно в Голливуд.

Зрители во время просмотра стереоужасовПервая значительная волна «стереоужасов» пришлась именно на 50-е годы, ставшие «золотой эрой» 3D кино. Благодарить за это стоит, прежде всего «Дьявола Бваны» (Bwana Devil), снятого режиссером Архом Оболером в 1952 году с помощью поляроидных фильтров. Изобретенная в 30-х годах, система предполагала синхронную демонстрацию двух пленок (для каждого глаза) на специальный отражающий экран. На технологию возлагалась большая миссия – вернуть зрителей в кинотеатры, оторвав их от новомодных телевизоров. 79-минутная лента с бюджетом в 400 тысяч долларов стала первым цветным американским фильмом, снятым и демонстрирующимся в 3D. Хотя формально это приключенческий фильм, речь в нем идет об охоте на львов-людоедов, терроризировавших строителей железной дороги в Уганде (по разным оценкам, львам удалось съесть от 35 до 135 человек). «Лев у вас на коленях, девушка в ваших объятьях» - зазывал рекламный постер, и, если девушка в объятьях не была для публики чем-то особенным, то лев-людоед, безусловно, производил впечатление, судя по фотографиям с просмотра, опубликованным журналом «Life». Кстати, с историей львов-людоедов можно ознакомиться по более позднему фильм 1996 года «Призрак и тьма» (с Вэлом Килмером и Майклом Дугласом).

«Дьявол Бваны» спровоцировал активность крупных студий – в 1953 году немедленно были сняты и показаны публике (премьеры прошли с интервалом в два дня) еще два «страшных» фильма (кстати, оба – ремейки): «Человек в темноте» (Man in the Dark) студии Columbia, и «Дом восковых фигур» (House of Wax) от Warner Brothers. Первый из них - триллер в жанре «нуар» о преступнике, лишенном криминальных наклонностей с помощью хирургического вмешательства, но в итоге оказавшегося с кучей денег и с блондинкой на опасных американских горках. Как писали критики, в фильме «все время что-то летело в лицо: сигаретный дым, пауки, ножницы, хирургические щипцы, кулаки, падающие тела, и вагончики американских горок». Не правда ли, узнаваемые черты современного 3D-ужастика, вроде «Пункта назначения 4»?

Дом восковых фигур«Дом восковых фигур» с Винсентом Прайсом в главной роли, похоже, стоит считать первым «официальным» 3D-ужастиком (заодно, ставшим первым фильмом в истории кино, озвученным в стереоформате). Помимо знаменитого Прайса в роли злодейски-мстительного «воскового» скульптора, в фильме снялся молодой Чарльз Бронсон (известный нашему зрителю по растянувшейся на двадцать лет франшизе «Жажда смерти») в роли глухонемого с очень характерным для ужастиков именем Игорь! Некоторая ирония судьбы заключалась в том, что режиссер фильма Андре де Тот был слеп на один глаз, а потому не мог сам насладиться 3D-эффектом. Как говорил впоследствии Прайс, «Андре де Тот был очень хорошим режиссером, но для 3D фильма он не подходил…. Но он сделал хороший фильм, хороший триллер… 3D-трюки использовались эпизодически – их было немного. Позже, [в 3D кино] всё напропалую бросали во всех подряд». На съемках, кстати, применялась настоящая гильотина, что вызвало протесты со стороны актеров. Еще бы!

Считаю, что 3Д в хорроре нужно, потому что это будет зрелищнее и страшнее. Хороший хоррор должен заставлять ценителя жанра звать маму по ночам, и для достижения такого эффекта все средства хороши, и уж особенно эффект присутствия… (firewehr)

Далее 3D фильмы стали появляться, как грибы после дождя. Менее чем за три года сняли более полусотни трехмерных лент! Среди них, естественно, «страшные» фильмы:

Оно пришло из космоса«Оно пришло из космоса» (It Came from Outer Space, реж. Джек Арнольд, 1953) был снят на основе сценария Рэя Бредбери, и стал первым 3D-релизом студии Universal. Фильм рассказывал о пришельцах, контролирующих человеческое сознание. Премьеру предварял рекламный ролик, живописующий зрителю особенности трехмерного кино.

«Лабиринт» (The Maze, реж. Уильям Кэмерон Мензэс, 1953) погружал зрителя в таинственный шотландский замок с лабиринтом из живых изгородей (привет «Сиянию» в будущем!).

«Робот-Монстр» (Robot Monster, реж. Фил Такер, 1953), снятый за 4 (!) дня и имевший мизерный бюджет в 16 тысяч долларов, со временем приобрел репутацию столь плохого фильма, что в итоге получил статус «культового». История о гориллоподобном монстре в шлеме (сравните с «рыбо-гориллой» из нового 3D-мультфильма «Мегамозг»), неравнодушного к земной девушке, была столь плохо принята критикой, что режиссер, по слухам, даже совершил попытку самоубийства.

Гог«Гог» (Gog, реж. Герберт Строк, 1954) – фантастика о взбунтовавшихся роботах, ставших причиной гибели полутора сотен человек. Любопытно, что режиссер фильма, как и Андре де Тот, очень плохо видел одним глазом, что не позволило ему оценить собственную работу. Впрочем, к моменту премьеры «3D-бум» уже сходил на нет, и большинство зрителей увидело фильм в «обычном» формате.

Не остался в стороне от новых технологий и классик саспенса Альфред Хичкок. Его фильм «В случае убийства наберите «М» (Dial M for Murder, 1954) с Грейс Келли в главной роли повествовал о предательстве, запутанном коварном плане и убийстве ножницами. Возможно, этот фильм стал первым в череде 3D-хорроров, эксплуатирующих страх зрителей перед направленным в них трехмерным острием. По словам самого Хичкока, сцена с ножницами была «снята хорошо, но ножницы недостаточно блестели, а убийство без сверкающих ножниц, это все равно, что спаржа без голландского соуса – безвкусно». Современному зрителю о 3D происхождении фильма напоминают ракурсы, где между зрителями и персонажами оказывались лампы и другие объекты, призванные подчеркнуть перспективу.

Чудовище из Черной лагуныФинальным аккордом «золотой эры» трехмерного кино 50-х стал ужастик Джека Арнольда «Чудовище из черной лагуны» (Creature from Black Lagoon, 1954) и его сиквел «Месть твари» (Revenge of the Creature, 1955) – третью часть уже делали в обычном формате. Первый фильм продолжал традиции фильмов ужасов 50-х годов, эксплуатирующих образы чудовищных монстров, хотя чудовище из Черной Лагуны имело и не радиоактивное, а естественное происхождение, будучи человекообразной рептилией наподобие героя Беляева. Правда, в отличие от нашего Ихтиандра, чудовище оказалось злым и посягало на честь главной героини. Спустя 30 лет, во время следующего 3D-бума, фильм задумали переснять в виде 3D-ремейка, но студия Universal предпочла в тот момент другой трехмерный проект о морской твари – «Челюсти 3D». Так что теперь ремейк «Чудовища» мы с вами увидим предположительно в 2011 году… И, скорее всего, в 3D. Что касается сиквела «Месть твари», то он останется в истории, как единственный 3D-сиквел фильма, снятого в 3D, а также дебют на большом экране самого Клинта Иствуда в роли забавного лаборанта.

Челюсти 3DК середине 50-х интерес публики переключился с технически несовершенного 3D кино на фильмы, демонстрирующиеся в широкоэкранном формате (их, кстати, беспочвенно стали также называть «3D», что вносило серьезную путаницу). Да и прокатчикам показывать «обычные» фильмы проще, чем возиться со сложным оборудованием и очками (даже сейчас процедура выдачи и сбора очков в кинотеатрах превращается порой в сущее мучение).

На долгие годы «стереокино» впало в спячку: в прокат выпустили лишь несколько фильмов (включая эротический фильм «Стюардессы» (The Stewardesses) 1969 года, снятых в формате Stereovision, и ставших одним из самых прибыльных фильмов в истории кино). В СССР интерес к 3D в это время рос (благодаря системе «Стерео-70»). В Голливуде же к «страшному» жанру за период 60-х и 70-х можно отнести разве что голливудский фантастический «Пузырь» (The Bubble, 1966), в котором была применена новая технология Space-Vision 3D, да скандальный европейский хоррор «Плоть Франкенштейна» (Flesh for Frankenstein, 1973), который, кстати, можно было посмотреть в 90-е и у нас:

Самый первый 3D ужастик я видела в начала 90-х, это был один из многочисленых второсортных "Франкенштейнов". Там было всего два-три эпизода 3D, которые безусловно произвели впечатление, но не смогли уничтожить дурного послевкусия от фильма (allekta)

ПаразитВозрождение стереокино в 80-х можно было бы приписать передовой технологии IMAX: если раньше изображения для правого и левого глаза размещали на разных лентах (что требовало тщательной синхронизации), или на одной ленте (одно под другим - Space-Vision 3D, или «сплющившись» рядом друг с другом - Stereovision), то IMAX попросту располагал оба изображения рядом друг с другом на 70-миллиметровой пленке, в два раза шире обычной. Одна загвоздка – IMAX появился в 1985 году (фильм «Мы рождены звездами»). При этом, в начале 80-х зрителям уже представили ужастики, которые, возможно, не стали вершинами жанра, но до сих пор интересны фанатам хоррора, даже безо всякой привязки к 3D. Может быть, просто пришло время 3D технологии напомнить о себе всплеском интереса… чтобы снова затихнуть на 30 лет…

«Паразит» (Parasite) 1982 года интересен сейчас разве что тем, что в нем впервые получила главную роль некая Деми Джин Гейнс. Впрочем, ныне она известна, как Деми Мур, и, что примечательно, своего первого супруга Фредди Мура актриса повстречала именно на съемках этого фильма.

Следующие ленты интересны тем, что все они – триквелы. Авторы остроумно обыграли их порядковый номер, превратив 3 в 3D, чем значительно облегчили жизнь создателям постеров (согласитесь, «Обитель зла 4 в 3D» звучит не так изящно).

Амитивилль 3D«Амитивиль 3D» (Amityville 3-D, реж. Ричард Флейшер, 1983) познакомил зрителей с еще одной восходящей звездой – актрисой Мег Райан. Фильм не являлся прямым продолжением первых двух серий из-за судебной тяжбы хозяев настоящего дома в Амитивиле с продюсером Дино Де Лаурентисом, но рассказывал, естественно, о «проклятом» доме, построенном, что характерно, на индейском кладбище. Это был первый (и последний) сценарий Уильяма Уэльса, который не удосужился наполнить фильм «страшными» предметами, «бросаемых» в зрителей – разве приближающийся к вам микрофон может напугать?

«Пятница, 13, часть 3» (Friday the 13th Part III, 1982) Стива Майнера, напротив, навсегда останется в истории хоррора, и вовсе не из-за стереоэффектов – куда важнее то, что убийца Джейсон наконец-то нашел себе подходящую личину – вратарскую маску хоккейного клуба Detroit Red Wings (а ведь весь прошлый фильм ему пришлось проходить с чем-то вроде наволочки на голове). Уж в этот раз колюче-режущих предметов не пожалели – даже на постере острие опасно «выпирает» прямо на зрителя. Сейчас посмотреть этот фильм в 3D довольно затруднительно, но даже в «плоском» формате легко догадаться, какие кадры предназначались для «зрителей в очках» - острое мачете, торчащее из горла копье… И, пожалуй, самая страшная смерть во всем сериале – юноша, дурачась, идет по коридору на руках, а нагрянувший Джейсон разрубает его пополам ударом мачете между ног… «Новое измерение ужаса» - гласила надпись на постере, и это, пожалуй, справедливо.

Пятница, 13-еЗамыкают цепочку триквелов, разумеется, «Челюсти 3D» (Jaws 3D). «Третье измерение – это ужас» - такая надпись на постере стала пророческой. Собственно, и первый сиквел несравним с недосягаемым оригиналом Спилберга, так что в триквеле рассчитывать можно было разве что на сценарий от мастера фантастического и остросюжетного жанра Ричард Матесона (кстати, автора рассказа «Дуэль», ставшего основой для кинодебюта Спилберга и отправной точкой для будущих «Челюстей»). Увы, Матесон сам оказался разочарован: «Я хороший рассказчик, и написал хороший сценарий. Если бы всё было сделано правильно, и режиссером выбрали бы кого-то с опытом, получился бы замечательный фильм. «Челюсти 3D» стали первым и последним фильмом Джо Элвеса… И все эти 3D эффекты сделали фильм тусклым, и ничего другого не дали. Это была потеря времени…» Матесон прав – до появления IMAX технологии проблемы с недостатком яркости при показе были напрямую связаны со способом трансляции через фильтры. Что касается 3D эффектов, то зрителей ждали парящие титры, куски стекла, разлетающиеся во время нападения акулы на «контрольный пункт» водного парка, и, наконец, кадр с взрывающейся акулой, от которой остаются только летящие прямо на зрителя… челюсти. Увы, время показало, что трехмерные эффекты фильм не спасли, и очень скоро буква «D» в названии скромно отпала, а «Челюсти 3» демонстрировались в кинотеатрах и по телевизору с той «половинки» пленки, что предназначалась левому глазу. В памяти киноманов фильм остался благодаря тому, что стал экранным дебютом актрисы Леи Томпсон (Лоррейн из «Назад в будущее») и одной из первых значительных ролей ныне популярного Денниса Куэйда («Точка отсчета», «Послезавтра», «Легион», «Пандорум»).

Кошмар на улице Вязов 6Новый стандарт IMAX оказался коммерчески успешен – в нем решалась проблема тусклого ограниченного экрана и блеклых красок. Впрочем, для молодежных слэшеров и фильмов об акулах-убийцах он оказался не вполне подходящим. Пришло время аттракционов (вроде 17-минутного «Капитана ЭО» (Captain EO, 1986) режиссера Френсиса Форд Копполы (!) с Майклом Джексоном (!!) в главной роли для Диснейлендов, или «Терминатора 2 в 3D: Битва сквозь время» (T2 3D: Battle Across Time, 1996) для парка Universal Studios) или зрелищных документалок о природе и космосе. Мало- и среднебюджетным хоррорам пришлось довольствоваться обычным форматом, за исключением нескольких 3D эпизодов в шестом «Кошмаре на улице Вязов» (Freddy's Dead: The Final Nightmare, реж. Рэйчел Тэлалай, 1991), в которых героиня сама одевает «разноцветные» 3D очки и попадает в мир снов… Кому, как не Фредди Крюгеру, протягивать к аудитории свои когти-лезвия!

Чтобы дождаться следующей порции трехмерных ужасов, придется перенестись в середину 2000-х. За это время компьютерная анимация вместе с цифровыми технологиями DVD изменили как сами фильмы, так и способы их дистрибуции. В IMAX кинотеатрах крутили кино о природе, и мультики про Санту, но 3D потихоньку выбиралось из навороченных IMAX залов в обычные кинотеатры (первопроходцем в этой области в наших кинотеатрах стали «Дети Шпионов 3D» (2004) Роберта Родригеса – каждому зрителю выдавались канонические картонные «анаглифические» разноцветные очки) и в дома киноманов с помощью DVD релизов. Прямо на видео вышли малобюджетные хорроры Бреда Сайкса «Кровавый лагерь» (Camp Blood, 1999), «Кровавый лагерь 2» (Camp Blood 2, 2000) и «Хроники зомби» (Zombie Chronicles, 2001).

Мой Кровавый Валентин 3DОдним из первых хоррор-релизов новой волны, показанным как в кино, так и на DVD, стал чудовищный ремейк знаменитого фильма Ромеро, названный, естественно, «Ночь живых мертвецов 3D» (Night of the Living Dead 3D, реж. Джефф Броадстрит, 2006). Отдав «дань уважения» оригиналу, включив кадры из фильма Ромеро в пролог, авторы не смогли даже отдаленно приблизиться к нему по степени воздействия на зрителя – 3D эффекты никак не помогают, а заинтересовать в поделке Броадстрита способен разве что Сид Хейг, актер, известный по фильмам Роба Зомби. Именно Хейг тычет в зрителя с постера чем-то похожим на кусок мяса на вертеле, доказывая, что за всё время своего существования, 3D фильмы не нашли ничего принципиально нового в способах напугать.

Вскользь упомянем «хоррор-мультфильм» «Дом-Монстр» (Monster House, 2006), продюсерами которого стали Роберт Земекис и Стивен Спилберг. Несмотря на «детский» рейтинг PG, сцены с трансформирующимся домом, охотящимся на детишек, выглядели довольно эффектно, а анимация героев была создана при помощи набиравшей популярность технологии «захвата движения», использовавшей датчики на телах настоящих актеров.

Следующим хоррором в 3D стал «Шрам» (Scar, 2007), позаимствовавший «пыточные» мотивы «Хостела» и «Пилы». Маньяк в фильме ловил жертв парами, и пытал их до тех пор, пока одна из жертв не просила убить другую. Эта лента стала первым полнометражным фильмом, снятым с помощью цифровых технологий 3D HD. По мнению критиков американского журнала ужасов Fangoria, «3D технологии не затмили сам фильм, который влиял бы на зрителей и без 3D. Вместо бросаний предметов в лицо зрителю, как делали «Челюсти 3» и «Пятница, 13, часть 3», «Шрам» действует на зрителя более тонко, делая его как бы подсматривающим за происходящим».

Лабиринт страха 3DJ-хоррор запоздало отреагировал на новые тенденции японским 3D ужастиком Такаши Шимицу «Лабиринт страха» (Senritsu meikyû 3D, 2009) со стандартным набором «мертвых девочек» в темных больничных коридорах. Вместо колюще-режущего оборудования зрителей пугают игрушечным зайчиком, летающим в 3D.

Довольно любопытным оказался «Мой кровавый Валентин 3D» (My Bloody Valentine 3D, реж. Патрик Луссье, 2009). Эта действительно кровавая история о маньяке в шахтерском противогазе с острой киркой отлично смотрелась в 3D как раз за счет «старых добрых» бросаний острыми предметами (одна из сцен демонстрировала вырванный и «брошенный в зрителя» человеческий глаз). При этом технология стереопоказа опять продвинулась – для демонстрации фильма использовали технологию RealD, которая стала на сегодня самой распространенной в 3D кинотеатрах по всему миру (наряду с «затворной» технологией очков XpanD). RealD использует круговую поляризацию света – что, в отличие от линейной поляризации, позволяет зрителю наклонять голову, не теряя ощущения объемности изображения. Кадры для правого и левого глаза демонстрируются по очереди со скоростью 72 кадра в секунду (!) на посеребренный экран, при этом каждый глаз зрителя в специальных поляризующих очках видит только «свои» кадры.

Самый жуткий 3D-ужастик для меня на сегодняшний момент - это "Мой кровавый Валентин 3D" (2009г., реж. - Патрик Люссье) - с моей точки зрения, отличный слэшер, который с 3D эффектами получился действительно страшным (horror_max_cady)

Робот-монстрПоследним хорором, отметившимся в наших кинотеатрах до «великого и могучего» «Аватара» стал «Пункт назначения 4 в 3D» (The Final Destination) Дэвида Эллиса, остроумно поместивший персонажей фильма в финале… в кинотеатр, доводя степень ассоциирования зрителей с героями до предела. Впрочем, это не отменило вторичности всего происходящего на экране в сравнении с первыми тремя фильмами, а главными 3D трюками так и остались летящие в зрителя предметы, включая автомобильную покрышку, размазывающую одну из героинь по асфальту…

А потом случился «Аватар»… Собственно, он дал зрителю именно то 3D, которое мы втайне давно мечтали увидеть – не просто летящую в голову ракету (копье, нож), а погружение в сказочный мир, где все было так близко, осязаемо, почти ощутимо…

То, что сделал «Аватар» для 3D кинематографа, трудно переоценить. Огромный зрительский интерес к фантастическому фильму Джеймса Кэмерона и запредельные кассовые сборы сподвигли большинство кинотеатров к установке соответствующего оборудования, после чего новые 3D фильмы хлынули на экран, как в «золотую» эру 50-х. Студии, готовящие к премьере «обычные фильмы», спешно начали конвертировать их «из 2D в 3D», получая дополнительную прибыль за счет более дорогих билетов – зрители при этом получают картинку, сравнимую с детскими картонными книжками-трансформерами: герои расположены на нескольких «уровнях дальности» от нас, но сами по себе остаются «плоскими». С точки зрения жанра в 3D лидирует детская анимация, фантастические фильмы и фэнтези. Но не остались в стороне и ужастики.

Дом восковых фигурВ 2010-м году зрители увидели «Врата 3D» (The Hole) Джо Данте, «Пираньи 3D» (Piranha 3D) Александра Ажа, «Обитель зла 4 в 3D» (Resident Evil: Afterlife) Пола Андерсона, «Забери мою душу» (My Soul to Take) Уэса Крэйвена – все они сделаны известными в «страшном» жанре людьми, и рассчитаны на самый широкий прокат. 3D эффектом они пользуются по-разному. «Врата» - по сути, «детская пугалка» вроде «Гремлинов» того же Данте - не страшная, но сделанная с любовью к зрителям. Летающие предметы в наличии, самый жуткий из них –демонический клоун, выскакивающий в самый неожиданный момент. «Пираньи» формально играют на поле «Челюстей», но задействуют эффект присутствия в воде, кишащей пираньями, по полной программе. В кадре – летящие в камеру оскаленные зубки пираний и плавающие откушенные части тел (включая силиконовые имплантаты и половые органы). Впрочем, мастерство гримеров и обилие искусственной крови в кадре оставляет третье измерение 3D «на втором плане». «Забери мою душу» разочаровали как отсутствием нового слова в слэшерах (чего стоило бы ожидать от Крэйвена), так и «никакими» 3D эффектами после конвертации из 2D. «Обитель зла 4» обогнала конкурентов по количеству спецэффектов и взрывов. Колюче-режущих предметов тут хватает (включая летящий в героинь гигантский топор), но куда сильнее цепляют сцены «пробега» героини через толпу зомби, или боевые сцены под дождем. Это уже не бросок отдельно взятым предметом в отдельно взятого зрителя – это «окунание» зрителей в виртуальную реальность происходящего на экране… А разве не этого ждала от 3D аудитория с самого начала развития кинематографа?

Человек во тьмеНаконец, самая громкая хоррор-франшиза нового века «Пила» эффектно завершилась трехмерной седьмой частью (комбинация цифр «Пила 7 3D» смотрелась на афишах более чем странно). Впрочем, к зазубренным предметам, направленным на зрителя, и летящим обломкам, авторы щедро добавили разлетающиеся ошметки человеческой плоти… Логичное решение для завершения франшизы, одним из слоганов которой стали слова «Крови будет много», но, пожалуй, стоило бы отдать все эти 3D эффекты в обмен на лишний десяток минут появления на экране Тобина Белла – его знаменитый герой Пила-Джигсоу присутствует на экране от силы минут пять…

Российский кинематограф, проигравший «гонку за 3D» еще в 80-х, также поспешил отметиться «первым российским 3D фильмом» «Тёмный мир». Судя по трейлеру, ожидалось зрелище в советско-пионерском стиле вроде «Отроков во вселенной», только с современными реалиями, впрочем, сценарий «показал зубы», когда герои-студенты, отправившиеся с профессором в какую-то северную глушь «за фольклором», стали гибнуть один за другим. Некоторый обман зрителя заключался в том, что сцен с 3D эффектами в фильме не так много (титры, сцена в подземелье ведьмы, сцена в логове врага, и т.д.) – при этом как-то глупо сидеть в поляризационных очках, когда тебе показывают самое обычное кино. Из 3D эффектов в память врезается разве что длящаяся несколько секунд сцена разрушения Главного Здания МГУ… Впрочем, лиха беда начало.

Бвана дьяволВ 2011-2012 годах нас ждет множество новых картин в 3D, в том числе и «ужастиков»: «Священник» (Priest), ремейк «Ночи страха» (Fright Night), «Хижина в лесу» (The Cabin in The Woods), «Хэллоуин 3» (Halloween III) (уже не Роба Зомби), «Проклятие 3D» (Grudge 3D), «Звонок 3D» (The Ring 3D), «Топор 3D» (Hatchet 3D) и многие другие. Вопрос в том, насколько хватит зрительского интереса к «новой хорошо забытой старой» технологии, и не станет ли 2009-2012 периодом нового «золотого» века 3D за которым, как и за периодами 1952-1955, и 1982-1985 года, последует долгий период забвения. Если полвека назад зрителей у кинотеатров отбирал телевизор, но теперь противник куда сильнее – Интернет, вездесущие гаджеты, виртуальная реальность. Кроме того, у 3D фильмов немало критиков, которые отмечают быструю утомляемость зрителей, головную боль, головокружение и даже приступы морской болезни. Некоторые ограничения 3D накладывает и на авторов фильма – для стереопоказа не совсем подходит новомодный «рваный, клиповый монтаж», когда кадры сменяются с бешеной скоростью – в 3D от такого точно заболит голова. За неудобства, связанные с необходимостью надевать 3D очки – порой поверх обычных очков – зритель хочет получить нечто большее, чем «бросаемые в экран» предметы. Ведь самые успешные 3D фильмы новой волны выигрывали именно за счет погружения зрителя в нереальный мир, в котором можно почувствовать себя если не участником событий, то хотя бы очень близким наблюдателем. Наконец, говоря о знаковых 3D хоррорах прошедших лет, вспоминается не конкретный стереоэффект, а след этого фильма в кинематографе – открытие нового актера или актрисы, появление культового персонажа. И правда, Клинт Иствуд или маска Джейсона дороже нам любых 3D эффектов!

Трехмерность хоррорам, безусловно, нужна, но важно, чтобы создатели не забывали и о других атрибутах фильма, таких как сценарий, режиссура, актерская игра, а не делали 3D-ужасы только ради чисто визуального шокирующего впечатления… (horror_max_cady)

Ну, а пока трехмерные хорроры так популярны – наденьте 3D очки и получайте удовольствие! Страшно интересного вам кино!

(с) Дмитрий Витер, КЛУБ-КРИК, 2010, специально для журнала "DARKER"

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)