DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

А в подворотне вас ждет...

Маньяк / Maniac

США, 1980

Жанр: ужасы, триллер, драма

Режиссер: Уильям Ластиг

Сценарий: Джо Спиннел, С. Розенберг

В ролях: Джо Спиннел, Кэролайн Манро, Гэйл Лоуренс

Бюджет: 350 000 $

Сборы в США: 6 000 000 $

Похожие фильмы: «Генри: портрет серийного убийцы», «Эд Гейн», «Съеденные заживо»

Предельно натуралистичное бытописание будней обычного американского маньяка. Монстр в человеческом обличье выслеживает женщин, жестоко их убивает, скальпирует, а «трофеи» прибивает к головам манекенов, коими изобилует его логовище. Зрелище для людей с крепкими нервами и желудками — грим Тома Савини безупречен и пугающ до отвращения. Ужас «Маньяка» таится именно в обыденности происходящего.

Безлюдный пляж. Парень и девушка лежат под шерстяным одеялом, тесно прижавшись друг к другу. Они не видят незнакомца, наблюдающего за ними с холма. Спустя несколько минут удавка и бритва оборвут жизни молодых людей... а немолодой мужчина с криком проснется в своей постели. Такие вот кошмары преследуют одинокого управдома Фрэнка Зито, и что хуже всего - они вполне соответствуют реальности.

Вот он встает с постели, медленно одевается, тяжело дыша и бормоча себе под нос, надевает куртку, шапку - и выходит в огромный и равнодушный мир. Обычный рабочий день обычного серийного убийцы начался.

Сюжет «Маньяка», в общем-то, не отличается оригинальными поворотами. Фрэнк выслеживает симпатичных женщин, убивает их и забирает трофей - скальп жертвы; дома он прикрепит слипшиеся от крови волосы к голове одного из манекенов, которыми заставлена вся квартира. Днем - беседы с манекенами и умершей матерью, под аккомпанемент телевизора, сообщающего ему о собственных «подвигах». Какое-то разнообразие проявляется, когда Зито начинает ухаживать за наивной девушкой-фотографом, однако и тут особых сюрпризов не будет. Отнюдь не сюжет сделал «Маньяка» едва ли не лучшим из фильмов о серийных убийцах.

До того на экране создавались достоверные образы маньяков (например, «М» Фрица Ланга), но никогда еще их внутренний мир не воссоздавался с такой пугающей точностью. Зритель словно бы сам проживает несколько дней вместе с маньяком, видит, как проходят его безотрадные будни, как он надевает личину респектабельности для выхода в люди, как убивает; видит одновременно глазами убийцы и жертвы. Зито - собирательный образ серийного убийцы, не имеющий ничего общего с образами, растиражированными массовой культурой. Не машина для резни, не циничный садист, не извращенный интеллектуал... Просто невзрачный мужчина, страдающий из-за тяжелого детства (мать-шлюха занималась сексом прямо при сыне и жгла его сигаретами, когда он плакал) и одиночества. Ненавидящий женщин, и в то же время бессознательно жаждущий нежности, которую они способны подарить. Он убивает как животное, сам не понимая, зачем; но и убийства не приносят успокоения - лишь слезы от омерзения к себе. Джо Спиннел, замечательный характерный актер 80-х, написавший сценарий и сыгравший главную роль, умудряется даже вызвать жалость к своему герою - ущербному существу, замкнувшемуся в своем зловонном мирке, как бы пытающемуся чужой болью заглушить собственную. То, что творится в его голове, возможно, даже ужасней того, что творится его руками.

Реальность, окружающая героя, больше напоминает отвратительный сон, и маньяк прекрасно вписывается в нее. Залитые холодным электрическим светом улицы ночного Нью-Йорка, бесконечные тоннели подземки, темная квартирка маньяка и его пугающие галлюцинации, отстраненная манера съемки и музыка Дж. Чэттэвея - щемящий мотив тоски и одиночества - все словно погружает зрителя в бездонный омут урбанистического кошмара. Убийца, в сущности, лишь порождение «теневой стороны» большого города, которая всегда рядом, и которую большинство либо не замечает, либо не хочет замечать. Малыми средствами, создателям удалось показать мощное и пугающее своим реализмом произведение.

Графическое насилие в фильме способно удивить даже ценителя со стажем: он буквально пронизан жестокостью, а две сцены из него уже стали хрестоматийными: скальпирование молодой проститутки, и сцена, где Зито, напав на тискавшуюся в машине парочку, разносит парню голову выстрелом из двустволки. Это и сегодня смотрится эффектно, а в 1980-м году повергало в шок: многие зрители выбегали в туалет, чтобы расстаться со своим обедом. За такое удовольствие им следовало благодарить знаменитых Тома Савини и Роба Боттина, которые тут буквально превзошли самих себя. Савини, вдобавок, сыграл бедолагу в машине, и лично разнес из ружья муляж собственной головы!

Как и стоило ожидать, «Маньяк» не только обрел культовый статус, но и вызвал немало скандалов. «Серьезные» критики считали картину дешевой эксплуатацией, феминисток возмущала демонстрация жестокости в отношении женщин, святоши всех мастей считали, что фильм провоцирует агрессию. Все это не помешало создателям собрать кассу, так что чье-то там недовольство не больно-то их волновало. Ластигу «Маньяк» вообще открыл двери в мир жанрового кино, благодаря чему мы увидели такие культовые фильмы, как «Маньяк-полицейский» и «Дядя Сэм». Судьба Джо Спиннела сложилась печальнее. Вместе с режиссером Б. Джовинаццо он снял короткометражку «Маньяк-2» и начал уже подыскивать спонсоров для полнометражной версии, но подвело здоровье. 13 января 1989 года актера не стало. Ему было всего 52 года.

Снятый как бы на стыке авторского и эксплуатационного кино, «Маньяк» давно уже вышел за пределы мэйнстрима, и вряд ли будет интересен большинству современных зрителей; он практически лишен киношных условностей и внешней занимательности. Однако ценители талантливого и нестандартного кино, наверняка получат огромное удовольствие, а те, кто интересуется серийными убийцами, и вовсе просто обязаны его посмотреть. И хотя картин о их жизни снято немало, ни одна из них не смогла раскрыть тему так же полно и так показать нам мир глазами маньяка...

Интересные факты:

- По сюжету Фрэнк Зито очень страдает из-за смерти матери. Есть предположения, что причиной смерти самого Джо Спиннела стали алкоголь и наркотики, которыми он старался заглушить горе от смерти матери.

- Безголовый манекен в видениях Фрэнка Зито до этого успел «сыграть» обезглавленную матушку Джейсона в «Пятнице, 13-е», а вертолетная съемка была взята из материалов, не вошедших в «Инферно» Дарио Ардженто.

- Дети, играющие в парке - племянники самого Спиннела.

– «Маньяк» является любимым фильмом Сильвестера Сталлоне, с которым Спиннел играл в фильмах «Рокки» и «Рокки 2».

- Сцену убийства проститутки снимали в настоящем номере дешевого мотеля. Буквально на следующий день там на самом деле задушили проститутку!

- Съемки на улицах велись «партизанским» методом - без разрешения властей.

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Аноним 22-02-2012 00:08

    Отличная рецензия. Заинтересовали фильмом, даже странно, что раньше не обращал внимания. Спасибо!

    Учитываю...
  • 2 Karnosaur123 20-02-2012 17:46

    Из двух ''хрестоматийных'' сцен наиболее омерзителен эпизод скальпирования. Даже и сейчас его почти невыносимо смотреть (к разнесенным на экране бошкам сейчас уже почти все привыкли). На странице фильма в Википедии подробно раскрывается техника этого фокуса, но я не стал раскрывать её в статье, дабы не ослаблять впечатления у тех, кто не смотрел.

    Кстати, приношу извинения за некоторые стилистические огрехи: причина - сдавал статью когда срок уже поджимал.

    Учитываю...
  • 3 Мельник 20-02-2012 13:12

    Представляю тех неискушенных зрителей в кинотеатрах - естественно, некоторые сцены повергли их в шок.

    Учитываю...