ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Афиши Вислава Валькуского: взгляд со стены в бездну

Польский плакат уже давно стал самостоятельным и самодостаточным явлением изобразительного искусства. Не обходится и без казусов: афиша оказывается гораздо интереснее, чем рекламируемое ею произведение.

Одним из выдающихся имен польского плаката конца ХХ века стал Вислав Валькуский, автор многочисленных кино- и театральных афиш, дизайнер и художник-абстракционист.

Пан Валькуский родился в 1956 году в городе Белосток на северо-востоке страны. Место это примечательно  высокой концентрацией известных уроженцев на столетие. Посудите сами, из Белостока родом семья Кауфманов — выдающиеся деятели киноискусства, нам хорошо известен Давид Кауфман, он же Дзига Вертов, и его братья кинооператоры Борис и Михаил. Макс Вебер — немецкий художик-авангардист также родился здесь. Яков Перельман — популяризатор науки, родоначальник знаменитой научной династии и автор термина «научная фантастика». И даже Маргарита Рудомино, основательница московской Библиотеки иностранной литературы! И это лишь несколько имен!

В 1981 Вислав Валькульский окончил Академию изящных искусств в Варшаве. Вспоминая этот период, он отмечает, что больше всего на него повлияли преподаватель рисунка и живописи Тереза Паговска и графического дизайна Матвей Урбаниц. Если от художницы Паговской он, видимо, взял живопись как инструмент, то  искусством плаката его «заразил» именно Урбаниц. Он известен своими многочисленными работами для польского цирка.

Сразу после окончания обучения Валькуский получил несколько заказов от польских театров и кинодистрибьютора Polfilm [1]. Об успехе молодого художника можно судить, как по количеству заказов (на настоящий момент им выполнено более двух сотен афиш), так и то, что уже в 1987 году пан Валькуский позволил себе уйти на «вольные хлеба». Собственно, как фрилансер он востребован и по сию пору.

Глядя на работы Вислава Валькуского, нельзя, само собой, не вспомнить его знаменитого соотечественника  — Здислава Бексиньского. Действительно, общие у них не только выразительные средства, но и та атмосфера, которую рождают работы. Персонажи Валькуского (как и у Бексиньского), зачастую, лишены характерных черт. Обезличенные антропоморфные существа. И, вдруг, взгляд, который лишен самих глаз, пронзает до самого дна душевной бездны. Не в этом ли, доглядеться до самых глубин, — формы и инструментарий не столь важны — задача любого настоящего искусства?

Недаром наиболее потрясающие свои работы Валькуский сделал для театра. Его афиши подобны самим пьесам, которые пусть отягощены историческими атрибутами, актуальны в любое время и в любом контексте. Работы Валькуского для кино неоднородны. Некоторые вполне пристойные (см.выше), другие, наоборот, полностью подчиненны творческому самовыражению [2].

Кстати, заметно и обратное влияние — театральных и киноафиш Валькуского на «лицо» голливудских ужастиков. Сравните, например, афишу «Пилы 5» и театрального фестиваля 1997 года. Или киноафишу к «Дантону» Анджея Вайды 1993 года и «Шкатулке проклятия» 2012-го. 

В настоящий момент пан Валькуский живёт и работает в Варшаве. Его работы неоднократно были представлены на авторских выставках в Европе и Америке, но, к сожалению, пока не существует официального альбома. Новые работы автор публикует на своём сайте. И, если мы не ошибаемся, то DARKER  первым из российских изданий публикует краткую биографическую справку о жизни и творчестве художника.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх