Александр Варго: «В России материал для хоррора лежит практически под ногами»

Справиться с предрассудками российских издателей не намного проще, чем загнать Фредди Крюгера обратно в ад. Александр Варго четвертый год кряду держит оборону отечественного хоррора, доказывая своими книгами, что у жанра есть в России не только творческие, но и коммерческие перспективы. Сам он при этом остается в тени, как и подобает скромному борцу со злом.

Настоящее свое имя Александр нас попросил не раскрывать, зато рассказал о своем творческом процессе, пионерских страшилках, подмосковных койотах, мудрых байкерах и множестве других интересных вещей.

Итак, впервые под луной – интервью с Александром Варго.

Вот оно - лицо русского хоррора сегодня

Почему вы решили писать под псевдонимом, что мешает вам раскрыть свою личность? Чем руководствовались при выборе псевдонима? Одним тут видится зашифрованное слово «овраг», другим — ссылка на художника Джозефа Варго, известного мрачными обложками для книг и музыкальных альбомов… Кстати, как правильно: ВАрго или ВаргО?

Ничего не мешает раскрыть личность, я не Джеймс Бонд и не Штирлиц. Вопрос имеет чисто коммерческую подоплеку — в издательстве мне популярно объяснили, что рейтинг продаж книг в стиле «хоррор», где автором будет значиться, к примеру, Вася Пупкин или Егор Говняжкин, будет, э-э-э… не очень высок (только не подумайте, моя настоящая фамилия не Пупкин и не Говняжкин). При выборе псевдонима руководствовался принципом «от балды», т. е. это просто набор букв. Кстати, насчет зашифрованного слова «овраг» я впервые слышу от вас, довольно забавно. А ударение ставьте как хотите, хотя лично мне удобнее произносить ВаргО.

Как правило, российские издатели не горят желанием публиковать тексты, сколько-нибудь напоминающие ужасы. Доводилось ли вам на первых порах общения с издательствами встречаться с предубеждениями относительно русского хоррора (неформат, никаких коммерческих перспектив и т. п.)? Если да, то как удалось преодолеть это недоверие? И в минуты отчаяния (если конечно, таковые имели место) не было ли желания пойти по пути наименьшего сопротивления и начать штамповать какое-нибудь ироническое фэнтези?

Возможно, мне просто повезло. Изначально я вышел на издательство, специализировавшееся на военно-исторической тематике. Там мои творения были мягко отвергнуты, но меня познакомили с представителем «ЭКСМО», и я на пробу отправил пару своих произведений. После некоторых редакторских правок было принято решение рискнуть и запустить серию "MYST". О риске упомянул не случайно — ранее «ЭКСМО» уже предпринимались попытки публиковать книги в жанре «ужас-мистика-триллер», но они не оправдали надежд.

В чем секрет такой литературной плодовитости? Все-таки за 2008 год было издано сразу шесть книг (плюс переиздание «Кулинара»), что для российского рынка довольно много. Или же среди них есть «сундучные» романы?

Никакого секрета, как и плодовитости, в этом нет. К тому времени, когда я подписал контракт, у меня уже было написано четыре книги, и их просто раскидали по календарю. К слову, «Корень зла», «Медиум» и «Кулинар» — не мое. Как мне известно, изначально «ЭКСМО» планировало публиковать под именем Варго всех авторов, работающих в стиле «хоррор», однако потом от этой идеи отказалось.

Полагаю, литература ужасов вполне может быть коммерчески успешной...

Нравятся ли вам обложки собственных книг и довольно необычный формат самих изданий? Читали ли вы книги соседей по серии — Алексея Атеева, Михаила Вершовского? Каковы, по вашему мнению, дальнейшие перспективы "MYST"?

Обложки нравятся 50 на 50. Просто я сам немного рисую, и, как мне кажется, где-то оформление удачное и в полной мере отражает содержание книги, а где-то есть явные недочеты, но тут уж все на усмотрение художников… А по поводу размера книг никаких претензий, мне многие говорили, что этот формат вполне удобен.

Насчет перспектив вряд ли могу сказать что-то определенное — я не предсказатель. Пока маховик крутится (где-то четко и отлажено, а где-то со скрипом и скрежетом grin), есть кое-какие идеи, книги будут издаваться и дальше. Между прочим, все зависит от вас, многоуважаемые читатели. Пока есть вы, есть смысл писать дальше, поскольку это мега-мощнейшая мотивация для автора, куда лучше любого гонорара.

С творчеством А. Атеева и М. Вершовского также знаком, уважаю как коллег и, собственно, в целом не могу сказать ничего плохого о работах этих писателей. Каждому из них присущ оригинальный стиль изложения, сюжеты также неплохие, хотя порою, ИМХО, бывают скучноваты.

Есть ли в русскоязычной литературе достойные, на ваш взгляд, книги в жанре хоррор? Может ли литература ужасов быть у нас коммерчески успешной — или хотя бы пользоваться устойчивым спросом? Что нужно для этого сделать?

Ага. «Вий» Гоголя, самый первый русский «ужас». Еще запомнился вышедший в 1993 году сборник рассказов В. В. Гринькова «Таящийся ужас», туда вошли «Заглянувший в смерть», «Чертовщина» и «Плач палача», последнее вполне недурно. Из современных — «Путевой обходчик» В. Кречетова, хотя мне до сих пор неизвестно — книга это или сценарий, уж слишком доподлинно снят фильм по вышеупомянутому произведению.

Полагаю, что литература ужасов вполне может быть коммерчески успешной — почему бы и нет? Уж устойчивым спросом она точно пользуется, можете верить мне на слово. Вероятно, поклонников хоррора в России не так уж и много, но однозначно, что эта категория читателей стабильнее других в своем выборе и литературных предпочтениях. А для того, чтобы коммерческий успех был максимально высоким, нужно просто… хорошо писать. И сотрудничать с надежными издательствами.

Каким вам видится идеальный русский хоррор? Должен ли он быть самобытным — или достаточно взять за основу зарубежные наработки и перенести действие на родные просторы?

Интересный вопрос. (Кстати, несмотря на то, что слово хоррор пришло к нам с Запада, само словосочетание «русский хоррор» мне кажется не совсем удачным, ну да ладно.)

Думается, что хоррор есть хоррор, любому человеку в одинаковой степени не чуждо ощущение страха перед чем-либо, независимо от национальной принадлежности. Если говорить о нашей стране, то, как мне видится, имеются все условия для самобытности хоррора, хотя бы по причине того, что материал для книг лежит практически под ногами — просто будь внимательным и небезразличным ко всему тому, что происходит вокруг! Экология, дорожные пробки, бомжи, менты, расстреливающие покупателей в супермаркете, ДТП, просроченные йогурты и т.д.

Как и когда вы пришли к хоррору? Чем для вас этот жанр отличается от других?

Как ни странно, все началось с лагерных страшилок. «Зеленые глаза», «Черная рука» и так далее — вам всем это, несомненно, известно. По гороскопу я «Рыба», а, как известно, людям, рожденным под этим знаком Зодиака, присуща гипертрофированная эмоциональность и повышенное чувство восприимчивости. Я почти досконально помню все эти байки, которые травили около 25 лет назад у костра, и они оказали на меня колоссальное влияние. До сих пор не могу забыть сказку про бедняка, который нашел чугунок с золотом, а про это узнал богач, и, чтобы завладеть кладом, он нацепил на голову козлиную башку с рогами и влез к тому в окно ночью, помните, наверное? Деньги-то он у бедняка, ясен пень, забрал, а вот козлиная голова потом приросла к нему намертво…

Если мне не изменяет память, свой первый рассказ я забацал в 10-летнем возрасте — о ведьме, которая пробиралась ночью в пионерский лагерь, утаскивала во время сна детей и пожирала их. До сих пор на антресоли у меня валяется пожелтевшая тетрадь в клеточку, где неровным детским почерком написан сей «шедевр» grin

Немного непонятна вторая часть вопроса. Хоррор есть хоррор, его не спутаешь с детективом или мелодрамой, как не спутаешь луну с солнцем или пончик с селедкой.

Материал для хоррора лежит практически под ногами

Считаете ли вы себя королём — или хотя бы представителем — русского сплаттерпанка?

Отчасти да, разве что представителем, я не настолько амбициозен… И, кстати, существует ли он вообще, русский сплаттерпанк? Я имею в виду литературу. В кино — да, «циничного насилия» там хоть отбавляй, пусть и не всегда антисоциально-маргинальные герои у них на первом месте. Может, мне просто не попадались книги по данному направлению?

Пробовали ли себя в других жанрах, планируете ли попробовать?

Нет, не пробовал, и особого желания нет.

Не планируете ли сиквелы к каким-то из ваших произведений? Или каждый роман — цельный и законченный сюжет, не предполагающий продолжений?

Мысль интересная, я даже как-то не задумывался об этом. Но, если откровенно, к любому продолжению отношусь настороженно, благо практика свидетельствует, что 2-я, 3-я и 1000-я часть какой-либо книги является лишь производным, так называемым «ответвлением» от первоначального произведения, и редко оказывается лучше его.

Вопрос, традиционно любимый журналистами и нелюбимый писателями: откуда вы берете сюжеты? Случалось ли вам создавать произведения по мотивам собственных снов? Вообще, как много в ваших книгах от вас самих? Расскажите немного о своей творческой кухне…

Не согласен, что вопрос нелюбим писателями, во всяком случае, мне он кажется обычным. Вообще, этот вопрос закономерен и естественен, как восход солнца или Новый год 31 декабря. Открою вам маленький секрет — я ниоткуда не беру сюжеты. Понимаете? Они УЖЕ есть в моей черепной коробке, они живут там, дремлют и шевелятся, вздрагивают, иногда охая и попискивая, когда я пытаюсь разбудить какой-либо из них grin Проблема в том, чтобы из этой серой шевелящейся массы извлечь более-менее удобоваримое, отмыть, очистить, продезинфицировать и продихлофосить, отполировать, и вдохнуть в него реальную жизнь, наполнить объемом, как шарик гелием. Если честно, мозг любого из нас хранит такие вот «сюжеты», просто не каждый способен из всей этой невообразимой каши, булькающей у него в голове, вычленить необходимое. Как говорил Микеланджело по поводу своих уникальных скульптур: «Я просто беру камень и отсекаю все лишнее…»

Насчет снов вы это метко подметили… Да, действительно, иной раз такое в объятиях Морфея увидишь… после очередного «кошмарика» даже проскальзывала мысль, что следующей ночью придется спать при включенном свете с револьвером под подушкой, натянув при этом памперс… Например, сюжет «Льдинки» как раз из этой серии: я четко видел во сне глыбу льда с девушкой внутри, и ее находит какая-то экспедиция… Ну а все остальное, что называется, дело техники. Парадокс в том, что когда я начинаю писать, первоначальная задумка (или идея, как хотите) меняется к концу повествования процентов на 85-90. Можно сказать, что я пишу и не знаю, что произойдет дальше. Работа продвигается по принципу «шаг за шагом», я словно впервые смотрю фильм, гадая, что будет потом.

Добавлю еще кое-что. В какой-то мере на мое творчество повлиял один бесконечно дорогой моему сердцу человек, и в некоторых своих книгах я попытался наделить своих героев (естественно, положительных) качествами этого человека, как духовными, так и внешними. Но это уже слишком личное…

Александр Варго, чтобы о нем не думали читатели, очень любит детей.

Работаете ли вы в малой форме? Если да, то есть ли опубликованные рассказы? Хотели бы выпустить сборник коротких хлестких страшилок?..

Да, есть кое-что, но пока ничто не публиковалось. Насколько мне известно, российский читатель все-таки отдает предпочтение глобальным романам, а не «короткометражкам».

Не получали ли вы предложений об экранизации своих книг? Какой роман охотнее всего экранизировали бы вы сами? Кому из известных режиссеров доверили бы такой проект? Нет ли планов создать самостоятельный сценарий для фильма ужасов?

Нет, не получал. А что, можно? grin Ау, господа спонсоры и режиссеры! Не будет ли любезен глубокоуважаемый джинн, т.е. режиссер… У кого есть возможность, окажите содействие! В связи с этим вопрос насчет доверия режиссеру не совсем актуален, я готов на любое сотрудничество. Если говорить о фильмах, то, с моей точки зрения, неплохо бы получилось бы с «Диким пляжем» и «Оврагом», возможно, последней книгой – «Полночью».

Говоря о вас, нередко вспоминают Ричарда Лаймона. Как вы относитесь к его творчеству? Вообще, каких авторов вы могли бы назвать своими литературными учителями? Вероятно, мы не ошибемся, если назовем Стивена Кинга и Джеймса Герберта?..

Ричарда Лаймона уважаю, запомнились такие его вещи, как «Плоть», «Во тьме», «Укус». А вот упомянув Стивена Кинга, вы попали в самую дырочку. Да, творчество этого Человека, Короля ужасов произвело на меня неизгладимое впечатление, и где-то (каюсь) я даже на подсознательном уровне использовал его приемы и обороты, о чем мне часто и достаточно аргументированно указывали на форумах… Ну что ж, было дело, в этом отношении я честен. Джеймса Герберта тоже читал не без удовольствия, в частности, в юном возрасте произвели впечатление «Крысы» и «Логово»…

Почему в ваших произведениях так мало положительных персонажей? Нередко любой герой повествования — сволочь, бандит, негодяй, подонок, наркоман, мздоимец и т. п. Приходится симпатизировать хотя бы тем, кто наименее гадок…

Ну, не будем совсем уж сгущать краски, ведь во всех моих книгах есть и положительные герои — Дмитрий Стропов, Ольга («Дикий пляж»), Андрей Шипов («Приют»), Алиса («Нечто»), Виктор Боков («Овраг»), Тимофей, Злата, Аммонит («Льдинка»), Катрин («Полночь»)…

Что касается отрицательных персонажей… Просто надоело смотреть и читать про гламурных чистеньких мачо с фальшиво-манекенскими улыбками, эдаких бэтмэно-рэмбовских чипов и дейлов, спешащих на помощь всем слабым и убогим и просто по определению не имеющих права на недостойный поступок… В каждом из нас имеется темная частичка, некий чертик, время от времени проявляющий свой мерзкий характер, выскакивая наружу, словно из шкатулки, поэтому все мои герои неоднозначны в своем поведении. Вряд ли меня можно отнести к пессимистам, но реальная жизнь, уважаемые дама и господа, увы, куда страшнее моих книжек. Поверьте, это так. Как насчет проехаться в метро, когда в соседнем вагоне гремит взрыв? (Я про теракт на «Лубянке» в этом году, и я как раз был в соседнем вагоне в это время.) Вот уж натуральная жесть.

...и мотоциклы!

Многих читателей поставил в недоумение финал «Льдинки». Почему вы решили закончить роман именно так? А читатели «Приюта» удивляются, откуда в Подмосковье взялись койоты…

Вас смутило то, что в «Льдинке» Тимофею все приснилось? Но в тот момент мне показалось это оптимальным вариантом концовки. И, между прочим, (ведь меня многие упрекают в излишней жестокости и кровавости) эта одна из книг, где в действительности никто не погиб grin А как бы закончили эту книгу ВЫ? Оставшиеся в живых находят дыру во времени, и Тимофей возвращается обратно? Или он и Дильс, преисполненные желанием уничтожить Хъ`яцнигунни, продолжают ползать по пещере и в грандиозной схватке одерживают блестящую победу? Лажа.

Теперь по поводу койотов в «Приюте» Это мой ляп, виноват. Но открою вам маленькую тайну. Все события, описанные в этой книге, в оригинале происходят в США. Естественно, никаких койотов в российских лесах отродясь не было (если их туда кто-то специально не запустил или они не сбежали из зоопарка). Позже я принялся перерабатывать роман на русский лад, что у меня, как мне кажется, получилось довольно посредственно, и я не стесняюсь этого признать. Потому что недостаточно тупо поменять имя «Джон» на «Петю», а штат «Огайо» на деревню «Тырловка», это, в конечном счете, выглядит немного по-идиотски, но получилось то, что получилось. Поэтому причина вышеназванной ошибки про койотов — банальная невнимательность (в Америке-то их хватает с лихвой). И вообще, дотошные читатели (респект вам!) сразу почувствовали, что от всего «Приюта» попахивает (даже пованивает) американизмом. Уже много позже меня посещали идеи написать еще что-либо про людоедов, именно в российском русле, но это было бы уже откровенным повтором. А посему «Приют» в том исполнении, в котором он есть, я считаю не лучшей книгой.

Правда ли, что первоначальное название «Дикого пляжа» звучало совершенно иначе? Как вообще вы выбираете заглавия для своих книг? Случались ли на этой почве расхождения с издателями?

Вы абсолютно правы, оригинальное название книги «Дикий пляж» — «Каникулы в томатном соку». С другими книгами то же самое — изначально «Приют» назывался «Оранжевый домик», «Дом в овраге» — «Выпускной вечер», и так далее. Из всех моих книг первоначальное название осталось лишь у «Льдинки», но это все на усмотрение редакции. По договору они выкупают у меня авторские права, и вправе назвать рассказ хоть «Кровавая кровь», «Авоська с луком» или просто «Х..».

...и мотоциклы с детьми!

Во многих ваших романах прослеживается сходство с известными фильмами и книгами. Так, «Дом в овраге» описывают как смесь «Кровавой жатвы», «Моего кровавого Валентина» и «Оно». «Дикий пляж» — «Ведьма из Блэр» и всевозможные слэшеры. «Приют» — «Техасская резня бензопилой», «Дом 1000 трупов». «Кукла» — «Тыквоголовый», кинговская «Безнадега» и т. п. Вы черпали вдохновение в перечисленных источниках или это простое совпадение? Ведь некоторые критики даже делают вывод, что у А. Варго проблемы со свежими идеями, что ему не хватает какой-то собственной «фишки»… «Собираетесь ли вы с этим бороться или в будущем нас ожидает лишь перенос голливудских ужастиков в российские реалии?» — спрашивает один из наших читателей…

Сижу, чешу репу, осмысливая вопрос. «Кровавая жатва» крутой фильм, кажется, там у одной лесбиянки крыша поехала (раздвоение личности) и она всех перемочила? Клянусь своей плешью, что, работая над «Домом в овраге» я в самую последнюю очередь вспоминал об этом фильме (а точнее, вообще не вспоминал). «Мой кровавый Валентин» я и вовсе не смотрел. А уж если говорить о сходстве с «Оно», то здесь параллель проявляется лишь в клоунском маскараде. Но не забывайте, что «Дом в овраге» — не мистика, в отличие от кинговской экранизации «Оно», которая мне, к слову, безумно нравится. Схожесть «Дикого пляжа» с «Ведьмой из Блэр»… тоже что-то есть? Да хрен его знает. Может, и есть. Если уж сравнивать и мерить такими критериями и масштабами, то в любом детективе, например, убивают, трахают, разбивают рожи, а доблестные сыщики разыскивают злодеев, и все эти книги похожи друг на друга как клопы в диване спившейся проститутки… Как в классике: «То ли он украл, то ли у него украли, но что-то там точно было…» У разных родителей рождаются дети, похожие друг на друга как близнецы, что ж теперь? По моему мнению, по-настоящему завораживающих, уникальных сюжетов раз и обчелся (они давно уже написаны), а все остальное — видоизмененная в той или иной степени переработка. Это касается и кинематографии, и музыки, и всего остального. Я уже говорил, что «родить» идею не так-то просто (см. выше), но и откровенным плагиатом никогда не занимался. В любом случае, я благодарен вам за эти замечания, они приняты во внимание.

Для человека, чьи книги за пару лет были изданы общим тиражом свыше 100 тысяч экземпляров, Варго весьма скромен...

Какие фильмы ужасов последних лет показались вам наиболее интересными? Как относитесь к популярности «Пилы», «Хостела» и других ультражестоких (по меркам массового кино) картин?

«Изгнанные дьяволом» (продолжение «Дом 1000 трупов»), «Хэллоуин» Роба Зомби, «Дженнифер» (одна из частей сериала «Мастера ужасов»), «Поворот не туда», «Идентификация», «За гранью возможного», «Штормовое предупреждение», «Техасская резня бензопилой», «Стоянка», «Псы войны», «Замерзшие», «Пила», ч. 1, «1408», «Мыс страха», «Урод» («Крадущийся»), «Самайн», «Спуск» ч.1, «Райское озеро», «Репортаж», «Мэй», «Людоед», «Мертвые пташки», «Не вижу зла», «СИД», «Туристас», «Колыбель кошмаров», «Рикер», «Невеста Чаки», «Затащи меня в ад», «У холмов есть глаза», «Последний дом слева», «Волчья яма», «С.С.Д». Из старых, это, конечно же, «Зловещие мертвецы», ч.1 и 2 (классика жанра!), «Зубная фея» («Падение в бездну»), «Омолаживатель», «Некромантик». Из комедийных могу назвать «Мертвый снег», ч. 1, «Без кожи», «Живая мертвечина», «Беспредельный террор» (абсолютно дикий, отмороженно-дебильный и безбашенный фильм, его явно снимал психопат).

«Пила» — довольно оригинальное начало, однако последующая штамповка продолжений превратила этот неплохой, в общем-то, триллер в обыкновенный безликий сериал, в котором разве что меняются формы садистских испытаний для жертв. «Хостел» не очень понравился из-за чрезмерного увлечения натурализмом, но таков уж стиль Тарантино...

Посещаете ли вы интернет-ресурсы, посвященные хоррору? Если да, то какие? Заходите и на наши сайты (horrorzone.com, darkfiction.ru, allhorrors.com и другие) — будем рады вас видеть grin

Захожу, хотя и нерегулярно. Иногда заглядываю и на такие: www.horrorland.ru, www.horrors.ru, www.4stor.ru, www.mystical-stories.ru, www.fearstory.my1.ru и тому подобное.

Благодарю за приглашение, наведаюсь и к вам в гости grin

Поговорим немного о личном, если вы не против. Сколько вам лет? В каком городе живете? Зарабатываете ли на жизнь еще чем-либо, кроме литературы? Есть ли у вас жена, дети? Если да, то как они относятся к вашему творчеству?

Я родился в 1977 году, живу в Москве, по образованию юрист. Самый обыкновенный госслужащий, с утра спешащий на работу и в 18.00 несущийся домой grin Есть семья, двое детей, сын и дочь. А вы, небось, думали, что я обитаю в трухлявой избушке на отшибе, с деревянной физиономией набивая свои «эпосы» на заплесневелом чердаке при свече, на раздолбанной печатной машинке под заунывную мелодию "My Dying Bride"? grin Увы, все намного прозаичней. Более того, моя основная работа является нехилым тормозом моей творческой деятельности, и мне с трудом удается (мне хочется в это верить) опровергать высказывания типа: «Когда мужик управляет машиной и гладит коленку женщины, и то и другое он делает неважно». Хотя мое непосредственное начальство в курсе моих литературных заморочек, иногда закрадываются мысли, что наиболее продуктивно я бы смог работать в полной изоляции (окажись я, к примеру, на каком-нибудь необитаемом острове или в тюрьме [желательно в одиночной камере, хе-хе, впрочем, не дай-то Бог…])

Расскажите немного о своих увлечениях и вкусах — помимо хоррора, конечно же. Что предпочитаете в литературе, кино, музыке? Как проводите свободное время?

Уважаю тяжелую музыку, мотоциклы (сам езжу), коллекционирую фильмы ужасов, холодное оружие, солдатиков, обожаю Дикий Запад и вестерны Серджио Леоне, мультфильмы «Бивис и Батхед», весьма интересуют хищные виды акул. Детективы Дж. Х. Чейза могу перечитывать бесконечно. Люблю природу, ходить в походы. Не прочь выпить в хорошей компании (тащусь от пива с воблой!). В свободное время — писательство, семья, чтиво, под настроение — спорт. Люблю анекдоты, особенно с «горчинкой», в том числе черный юмор. Вот, к примеру: «Сидят в сторожке 4 могильщика и обсуждают трудности своей работы. Один говорит: «Вот бы было здорово, если бы гробы можно было закапывать не горизонтально, а вертикально — сколько бы на кладбище места бы освободилось!» Второй: «Ну да, а еще лучше без гробов хоронить, нам меньше геморроя…» Третий вмешивается: «А если бы трупы по пояс закапывать, то памятники на фиг не нужны». Четвертый заканчивает: «Ага, и пусть еще за руки возьмутся — тогда и ограды не надо»

…Все это, конечно, замечательно, но нет ничего лучше, чем в темной комнате в одиночестве уютно устроиться в кресле и наслаждаться… качественным ужастиком, когда за окном долбит осенний дождь, и окна плотно закрыты занавеской! А перед тобой чашка горячего чая и плюшка с ватрушкой (или пряник). Впрочем, альтернативу чашке также может составить стакан с соответствующим содержимым, (это для кого как), во всем должна быть мера! grin

Это - байкер Алексанлр Варго.

В «Диком пляже» упоминаются места на черноморском побережье, в «Кукле» действие происходит в Горячем Ключе и окрестных лесах, частично в Туапсе. Возможно, вы проживаете в этих местах (или жили раньше) — или просто часто там бываете и хорошо знаете горы Кубани? Вероятно, вам довелось побывать и в более суровых широтах — судя по «Льдинке»… Есть ли какие-то природные условия (ландшафт, погода и т. п.), которые вас особенно вдохновляют?

Дело в том, что бОльшую часть своего детства я действительно провел на Кубани, к тому же там я получил высшее образование. Иногда ездил в археологические экспедиции, был на многих раскопках, в том числе в Лобановой Щели (это под Новороссийском, Абрау-Дюрсо, район Малый Утриш), безумно дикое и бесподобное по своей природной красоте место!), где сохранились сотни могильников. Однажды я даже как-то череп из одной могилы стырил, ему было аж 2000 лет, потом, правда, потерял — мне было 9 лет. Что касается более суровых широт, то это пока только в мечтах… Насчет вдохновляющих природных условий могу назвать скалы, пустыни, ущелья, в общем, все те места, где простому обывателю приходится прилагать максимум усилий, чтобы выжить.

И несколько несерьезных вопросов. Если бы вам предложили сняться в ремейке какого-нибудь известного фильма ужасов, чью роль вы попробовали бы сыграть?

«Существо в корзинке», роль Существа grin

А каким персонажем из ваших книг вы бы стали, если бы у вас не было возможности избежать такого выбора?

Дмитрием Строповым («Дикий пляж»), либо Эдуардом («Полночь»)

Что произойдет, если закрыть четырех человек в комнате без окон с тремя табуретками, двумя мотками веревки и одним ножом?

А среди них есть женщина? Судя по всему, нет, впрочем, это неважно, пусть будут мужики. Итак, доступ кислорода в комнату сильно ограничен, там становится душно. Они станут раздражительными, кто-то из них испражнится в углу комнаты, и это послужит поводом для выяснения отношений. Но эта драка не повлечет человеческих жертв. Второй конфликт возникнет позже, когда придет жажда. Тот, кто с ножом, уснет, но его огреют по балде табуреткой, и отнимут нож. С помощью ножа (эти трое) попытаются открыть дверь, но, как я понимаю, замок там сделан на совесть? И эта попытка не увенчается успехом. Очнется бывший обладатель ножа, им овладеет чувство клаустрофобии, он начнет оскорблять и бросаться на других, во время разборки ему наносят тяжелое ранение, и он умирает, истекая кровью. Ночью от безысходки повесится еще один. Наутро жажда станет нестерпимой. Один из оставшихся попробует пить кровь трупов, но она уже свернется к тому времени. Тогда они станут пить собственную мочу. Смрад в комнате становится невыносимым для легких. Эти оставшиеся двое в полубреду начинают вспоминать свои семьи, любимых жен, детей, любовниц, кто когда нагрешил и потерял девственность… Один срывается, и после неосторожного слова он бросается с ножом на второго. Отбиваясь, этот второй одерживает победу, раскроив табуреткой череп сокамерника. А потом дверь открывается, звучит победный марш, ослепительный свет прожекторов, трам-тарарам, воздушные шары и мишура всякая, выплывает Ксюша Собчак со своей лошадиной ухмылкой и торжественно вручает победителю почетную грамоту и медаль на шею, мол, вот тебе значок, носи, дурачок…Она милостиво поит его Колой» и говорит, типа это такой проект модный, вроде «Дома-2», только чуть похлеще. И этот мужик, утолив жажду, уходит с гордо поднятой головой, сжимая в руке свою грамоту. А на выходе его «принимают» менты, и он отправляется на зону за убийство при превышении пределов необходимой обороны или еще там за что. А после освобождения он женится, у него рождается трое мальчиков, и все они мечтают стать всякими там космонавтами-милиционерами, и все они жили-поживали, да добра наживали, прям до самой смерти… Ну как? Собственно, какой вопрос, такой и ответ grin

А это Александр Варго - госслужащий.

Есть ли у вас «особенное» слово или оборот, которое, как вам кажется, слишком часто встречается в тексте, но при этом избавиться от него не получается? Почему, кстати, большинство ваших книг выходит в авторской редакции?

Мне нередко указывают, что я чрезмерно увлекаюсь наречиями, из-за чего текст часто становится загроможденным, в связи с чем в последнее время я взял за практику перечитывать написанное и делать соответствующие правки не сразу, а спустя какое-то время, так сказать, предоставив книге «отлежаться», дать сок, ну, вы меня понимаете. Восприятие текста в таких случаях совершенно разное, и очень многое впоследствии попросту отсекается как лишнее.

Почему с обложки «Дома в овраге» убрали предупреждение о лицах до 18 лет и прочих впечатлительных гражданах? Автора/издательство больше не беспокоит душевное здоровье читателей? grin

Безусловно, здоровье читателей волнует! Но, если быть честным, сначала я просто этого не заметил, а когда поинтересовался у издательства, то узнал, что подобных предупреждений на всех последующих моих книгах больше не будет. Возможно, это объясняется тем, что смысла предупреждать уже нет grin А те, кто их приобретает эти книги, и так знают, о чем они.

Считаете ли вы свою литературную карьеру успешной? Чего бы вы еще хотели добиться? И, кстати, возможно ли переиздание ваших первых книг — сейчас их не найти ни в твердой, ни в мягкой обложке…

В какой-то мере считаю. Но и сказать, что я безмерно доволен своими успехами, не могу. Чего бы я хотел добиться? Наверное, все-таки попробовать экранизировать что-либо из моих произведений. Кстати, переиздание первых книг планируется, это всего лишь вопрос времени.

Традиционная просьба: расскажите немного о своих творческих планах…

Работа ведется. Не скажу, чтобы все шло быстро и по накатанному пути, но процесс, как говорится, идет.

…поделитесь парой советов с начинающими коллегами по жанру…

Вряд ли я открою Америку. Больше читайте, причем необязательно в стиле хоррор. Тренируйте память. Старайтесь чаще менять обстановку, пусть ваша жизнь будет разнообразной. Я, к примеру, недавно в морг ходил (у меня бывший одноклассник патологоанатомом работает), массу впечатлений, доложу я вам, получил, и сразу кое-какие идеи зародились… grin Но, разумеется, это не означает, что я призываю вас посещать морги, кладбища, скотобойни и лепрозории для получения дополнительного драйва, это уже кому какой допинг нужен… Да, еще. Почаще заглядывайте в словари, это очень важно для писателя любого уровня, так как каждая написанная книга — очередная ступень в самообразовании.

…и пожелайте чего-нибудь нашим читателям.

Как-то я читал историю одного российского байкера, который в одиночку покупал в США мотоцикл, колесил по выжженным солнцем дорогам Невады и по ходу дела познакомился с одним полубезумным представителем легендарного мотоциклетного клуба "Hell`s Angels", (в прошлом — ветераном вьетнамской войны). Так вот, пара фраз из их беседы врезалась мне в память навеки. Вот как описывает этот разговор наш соотечественник:

«Он схватил лист бумаги и жирным маркером написал фразу "Just NOW!" (прямо сейчас, англ.). «Хочешь знать, что я думаю об этой жизни?» — спросил этот бородатый байкер, опустошая громадную кружку пива. На меня смотрели его сумасшедшие глаза, он тыкал мне в нос этим листком и говорил: «Видишь?! Если ты хочешь что-то сделать, если ты о чем-то мечтаешь, если ты хочешь прожить жизнь не зря, сделай это прямо сейчас! Не говори себе: «Я высплюсь, протрезвею, вырасту, найду работу, я сделаю это потом, сейчас я не могу или не хочу». Just NOW! Понял?! Никаких «потом»! Запомни это, а лучше напиши у себя на зеркале (дверях гаража, стенке кухни, в сортире, да где угодно, хоть тату себе на лбу сделай!). Так что Just NOW!!!» От себя добавлю, что дорога под названием «завтра» неизменно приведет тебя в конечный пункт «никогда».

Берегите себя и своих близких! Удачи всем!

P.S. Оставляю свой электронный адрес, буду рад любой обоснованной критике и предложениям — vargo-alex@mail.ru

Алексанлр Варго открыт для критики. Но все-таки лучше с этим поаккуратнее.
Комментариев: 22
    

    Комментариев: 22

    • Отлично по-моему

    •  Аноним | 6 мая 2011 в 00:09:40

      Блин он реально крутой человек...Респект ему за все его книги)))

    • Ну а от меня респект еще и Владу Женевскому, раскрутившему Варго на такое подробное интервью. Первое и, по-моему, единственное в Интернете интервью с Варго. Так что, друзья, не стесняйтесь - делитесь ссылками на сей текст с друзьями и знакомыми!

    •  Аноним | 8 мая 2011 в 22:47:06

      Забавный дядька)

    • Обожаю книги Варго!Ничего лучшего в России пока никто не написал в жанре ужасов.

      Спасибо ему за творчество!

      Жду его каждую новую книгу с нетерпением!

    • Прочитала все произведения, в восторге от "Дома в овраге". Читала "взахлеб", если можно так выразиться. Интересно было узнать, а что дальше, а кто???? Обожаемая мною книга. Меня интересовал всегда вопрос, откуда черпает информацию автор? Прочитав интервью с А.Варго, поняла.

      Жду его новых произведений и удачи автору в дальнейшем творчестве. Очень хочется надеяться на то, чтобы эта книга нашла свое отражение в экранизации.

    • Приезжай на дачу!

      Плохо без тебя. Шашлычок, чаёк!

    • Александр, вы - страшный человек )) С таким, как вы, лучше не ссориться, а то у вас хватит фантазии покарать "Обидчика" )) Шутка. На самом деле, спасибо за книги, очень увлекательно пишете. Успехов вам и богатых творческих идей

    • мне кажется, что варго обошёл даже кинга

    • Суперскитй автор!! обожаю его книги !! наконец- то у нас появился достойный писатель! удачи ему !

    • Прочитала все книги. Восторг. Подсадила мужа, подруг и даже маму))))) Александр Вы МОЛОДЕЦ!!!! Творческих Вам успехов!!!!!!!!

    • Ооооооооо, "дом в овраге". Воспоминания до сих пор вызывают табун мурашек. Пожалуй пойду - перечитаю!!!!!!!!

    •  Иеронимус | 11 января 2012 в 15:18:19

      Произведения просто супер!!Больше всего порадовало произведение "Приют"

    • Бездарный и безграмотный плагиатор

    •  кудряшка | 4 февраля 2012 в 10:36:16

      Всем кто любит стиль хоррор привет! Книги хорошие, держат в напряжении начиная с первых страниц! Представляется, что в России альтернативы Варго нет!

    • Очень удивительно знать,что не я один такой ненормальный,если являюсь поклонником подобного жанра.Ведь все мы-советские люди с особой идеологией,где мистике и всему,что связано с ней,не могло быть и места,т.к.для советского человека единственный путь-в светлое будущее,где всякая чертовщина-буржуазная зараза,напрочь противоречащая научному коммунизму и диалектическому материализму.Единственным примером высочайше допущенной к печатному распространению мистики был 'Коммунистический манифест'с его незабвенной первой фразой:'Призрак бродит по Европе...'

    • Просто отличный писатель)) Я в восторге))

    • брат -байкер))) респект, книги отличные!)

    • Очень нравятся его книги!

      Спасибо за творения!

    • Просто супер!!!

    • Достойное чтиво!На полку!

    Оставьте комментарий!

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    (обязательно)

    ⇧ Наверх