DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Андрей Ферез: «Люблю лепить чудовищ»

Стивен Кинг, Роберт Маккаммон, Нил Гейман, Анна Старобинец – что объединяет всех этих замечательных писателей, кроме того, что творчество каждого из них в той или иной степени относится к темному жанру? А объединяют их работы художника Андрея Фереза, благодаря таланту которого мы имеем возможность читать любимых авторов в достойном их мастерства оформлении.

Андрей Ферез

Здравствуйте, Андрей! Вы являетесь весьма востребованным художником, но при этом о вас очень мало информации. Восполните этот пробел, расскажите нашим читателям о себе.

Увлечение началось в раннем детстве. Сколько себя помню, я все время рисовал. Родители мои, конечно, переживали. Они оба физики, интересовались программированием, наукой. Мое намерение стать художником, думаю, их пугало. Но я был настолько увлечен, что, у них просто не было никакого другого выбора, кроме как смириться и поддерживать меня. За что я им очень благодарен.

У вас необычная и редкая фамилия, это псевдоним или своя родная?

Фамилия моя. Скорее всего, она по происхождению польская, но я не уверен. Мой дед потерял связь со своей семьей еще в детстве. По рассказам, скитался где-то на Западной Украине, воровал и беспризорничал.

Сейчас в отечественной литературе полками книжных магазинов правят серии. На ваш взгляд, принципы серийного оформления вредят качеству обложек?

Безусловно, для каждой темы нужен свой собственный графический язык. Хорошо и правильно, когда книги одного автора узнаются по стилю «одежды». Но принципы серийного оформления сейчас в России, похожи на принципы типовой застройки советских времен. Из-за этого стирается индивидуальность. Издателям, которые в 90-ые годы осознали, что бумага с напечатанными буквами продается лучше, чем просто бумага, такой подход кажется технологичным, удобным. Например, они могут говорить оптовику: «у этой серии стабильные продажи», делать какие-то прогнозы. Коммерческому отделу это выгодно, конечно. К тому же можно экономить на дизайне. Очень часто я наблюдал, как серия начиналась с отличных обложек, а потом постепенно становилась полным отстоем.

Мне кажется, что это патологичное стремление одеть книги в униформу на подобии зэковской или военной, можно применять для таких же зэко-ментовских уродливых литературных форм. Представьте, как круто бы смотрелся прилавок из нескольких сотен полосатых книжек, огороженный решеткой. Идеальная визуальная коммуникация.

У вас, как будто в противовес большинству, каждая работа преимущественно индивидуальна. Легко удается находить общий язык с издателем, не пытается загнать в рамки?

Нет, чаще всего не пытаются. Я на самом деле помогаю, или пытаюсь помочь, издателям донести мысли писателей до читателей (мне кажется, издатели и писатели это ценят.) Правда был день в моей жизни, когда пытался уговорить издателей сделать пятиугольный покетбук и был не понят. Мне эта идея до сих пор нравится, представьте, на прилавке лежит пятиугольная книга, ее сразу все замечают, берут в руки. Внутри столько новых возможностей для оформления, пятиугольная полоса набора, например.

При этом, в последние годы складывается ощущение, что российские издательства наконец стали больше внимания уделять качеству изданий, где оформление является одним из главных элементов. Вы как художник, чувствуете какие-то положительные тенденции в этом вопросе?

ДА! Мне даже кажется, что издатели это не от жадности grin Люди, после книжного бума 90-х, потихоньку просто учатся заниматься своим делом и делать его хорошо. Есть издатели, которые действительно получают удовольствие от хорошо изданных книг (я знаю таких несколько). А художники с удовольствием погружаются в тему и рисуют, вместо того чтоб поместить десятиминутный яркий фотоколлаж под большие буквы. Я не против фотоколлажей, я против отношения к своей работе по принципу «пипл хавает».

При работе над обложкой вы предпочитаете лично знакомиться с оформляемой книгой или основываетесь на краткой аннотации, предложениях редакции? Быть может, общаетесь с самим автором произведения?

Я всегда читаю тексты. Во-первых, я люблю читать. Во-вторых, самые важные для оформления детали могут быть разбросаны по всей книге. И, в-третьих, мне важно понять автора, что он хочет донести, какое у него представление о мире.

Бывает, что встречаюсь с авторами, конечно. Но это не всегда получается. С Зотовым каждую обложку обсуждаем, а вот со Стивеном Кингом все никак не получается пересечься. grin

В каких графических программах работаете, какое используете оборудование?

Сейчас буду хвастаться grin За 16 лет работы я изучил штук 30 разных графических программ. Сейчас увлечен Modo и Zbrash. Полностью отказался от фотоколлажей. Рисую на планшете Wacom в Photoshop. Тут недавно обнаружил в Photoshop несколько функций, о которых давно позабыл, потому что не пользуюсь. Так что можно сказать, пошел на второй круг в изучении.

Есть ли какие-то особые условия для успешной работы, некие традиции или даже быть может суеверия?

Не то чтобы это суеверие, но если у меня вылетает программа в процессе и портится файл, я никогда не пытаюсь его восстановить, а перерисовываю все заново. И еще никогда не начинаю новую работу в полнолуние.

Вы рисовали обложки для российских изданий книг Стивена Кинга, Нила Геймана и Роберта Маккамона, а также работали над оформлением произведений Зотова и Анны Старобинец – авторов весьма не чуждых темному жанру. Как сами относитесь к творчеству этих писателей и хоррору вообще, в том числе в кино и в играх?

Авторы эти мне очень нравятся, и к жанру в целом отношусь хорошо.

Обычно, у меня нет возможности читать книги, которые мне не надо оформлять, просто времени не хватает. Но иногда я делаю исключения. Так было с книгой Стивена Кинга «Дьюма-Ки». Я прочел ее с огромным удовольствием. И по забавному стечению обстоятельств через несколько недель мне предложили сделать для нее обложку, чему я очень обрадовался. Что касается кино, на днях услышал, что по моей любимой книге Геймана «Американские боги» снимают сериал. Очень интересно посмотреть, что получится. В игры я не играю, моя игрушка – программа Zbrush, в которой я, кстати говоря, очень люблю лепить чудовищ.

На Западе (преимущественно в Штатах и Великобритании) немало отличных художников начинало или проходило через «школу» настольных игр (в первую очередь, безусловно, «Magic: the Gathering») и комиксов. У нас подобных традиций конечно не наблюдается и получается, что и способов для интересной самореализации несколько меньше. Как вам кажется, отражается ли это на отечественном арт-цехе в отрицательном смысле?

Да, отражается. Молодым художникам после учебных заведений зачастую некуда податься, кроме рекламы или так называемого современного искусства. Опыт работы в комиксах мог бы стать прекрасным бекграундом для кинематографа. Мне кажется, нашей киноиндустрии крайне не хватает художников с опытом работы в комиксах, да и вообще художников.

Нил Гейман также известен как автор комиксов, например культового «Sandman» и ряда других. Как вы сами относитесь к жанру комиксов/графических романов, пробовали работать в этом направлении? И почему, на ваш взгляд, несмотря на весь свой огромный потенциал, графические истории никак не могут прижиться в России?

Комиксы люблю, особенно хорошо нарисованные. Очень нравится Энки Билал, которого почему-то не очень ценят в России - его прекрасно изданный комикс «Спящий зверь» можно купить всего за 200 рублей (или даже дешевле – прим. ред.). Сам я очень хочу когда-нибудь сделать свой комикс. Есть идеи, которые крутятся в голове, эскизы делаю. Но пока еще все в стол, нет на это времени. Думаю, комиксы приживутся в России, лет через пять-семь их будет несравнимо больше. Мне кажется, есть тенденция к все большей визуализации, и комиксы отлично в нее вписываются. Это вопрос смены поколений.

Вы известны как художник в книжной индустрии, а пробовали ли использовать свой талант еще где-то – для кино, музыки, игр, мультипликации или др.?

К сожалению, пока нет. Я сейчас на 100% книжный художник. Мечтаю о том, чтобы нарисовать целиком от и до большую историю. И конечно, было бы очень интересно поработать в кино когда-нибудь.

В вашем творчестве во многом преобладают сюрреалистические мотивы, порой даже навевает Дали, без которого, конечно, никуда. Сюр это ваш конек?

Очень люблю сюрреализм, больше всего Ренэ Магритта. Сюрреализм, мне кажется, очень подходит для обложек книг, потому что это чуть ли ни единственный способ визуализировать метафору.

Сейчас довольно много людей на вполне неплохом уровне владеют тем же Photoshop’ом, но при этом недостаточно для того, чтобы быть полноценным CG-художником. Не посещало мыслей открыть свой собственный творческий курс на базе какого-нибудь художественного вуза или даже самостоятельную школу?

В дипломе у меня есть такая строчка «преподаватель рисунка, живописи и композиции», но пока, думаю, мне еще рано учить, я бы и сам с радостью кое-чему поучился. Например, очень хочу углубленно изучить анатомию животных. И веб-программирование меня интересует.

Спасибо, что ответили на наши вопросы! Желаем вам всяческих успехов и новых достижений.

Комментариев: 5 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Хельг 02-09-2012 00:34

    О! И как это я проморгал интервью с Ферезом? Автору мои благодарности!

    Учитываю...
  • 2 Ирина 01-09-2012 23:44

    отличный художник, очень интересные работы!

    Учитываю...
  • 3 Set23 24-07-2011 14:18

    Превосходные работы!

    Учитываю...
    • 5 Александр Подольский 16-07-2011 20:40

      Петр, это вы мне присылали рассказ "Приносящий голод"?

      А художник и впрямь отличный. Жаль только, что большинство обложек в нашей стране доверяют оформлять не пойми кому.

      Учитываю...