DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Андрей Исканов: «В тот день, когда я перестану творить, я умру»

Русских жанровых режиссеров, широко известных за пределами СНГ, можно сосчитать по пальцам. Хабаровский фотограф, писатель, режиссер и мастер спецэффектов Андрей Исканов, заявивший о себе фильмами «Гвозди», «Философия ножа» и «Видения ужасов», один из немногих выбившихся на мировой кинорынок своими силами. И немудрено: его кино стабильно привлекает зрителя экстраординарностью и экстремальным уровнем сплаттерпанковой начинки. С режиссером пообщался Максим Деккер. Оно дало ему возможность привнести в жанр хоррора совершенно новые идеи и смыслы. Впрочем, пусть лучше Андрей сам обо всем расскажет.

Здравствуйте, Андрей! Расскажите, с чего началось ваше увлечение сферой кинопроизводства?

Добрый день! Все началось с самого детства, когда в руки мне попалась книга, принесенная моей матерью-литературоведом. Это было аналитическое издание критика Юрия Ханютина «Реальность фантастического мира». Оно в критическом аспекте рассматривало все вехи фантастики, хоррора, как тогда было принято говорить, буржазного кинематографа. Но так как читать я еще не умел, то, в основном, изучал иллюстрации, кадры из фильмов, многие из которых я смог посмотреть лишь лет тридцать спустя.

Именно эта книга, олицетворяющая для меня окно в совершенно иной волшебный мир кино, которое невозможно было увидеть на наших экранах, навсегда определила мою жизнь.

Чем именно вас привлекает работа в кино?

Я не понимаю такого рода вопроса. Я не выполняю чьих-то приказов, я не работаю ради денег, я дышу и живу этим. Это часть моей жизни и, по всей видимости, ее самая важная часть. Это не работа, это самовыражение. Это неотьемлимая часть меня, дар или проклятье, но действительный Акт творчества. И в тот день, когда я перестану творить, я умру.

Какие режиссеры/фильмы/актеры/личности помогли вам в становлении вашего фирменного почерка и вкуса?

Я смотрел очень много фильмов и во времена СССР, и в более поздние времена, так что не могу указать на конкретного режиссера или актера, мол, он безусловно оказал свое влияние. Влияние, если и случалось, то бессознательно.

Например, в «Гвоздях» 2003 года я воссоздавал атмосферу пустоты за окнами квартиры главного героя. Если вы пересмотрите фильм, то увидите, что там всегда красный свет и больше ничего. Словно он живет на пустой поверхности Марса.

Это ощущение, которое мне запомнилось от станции «Солярис» из одноименного фильма Тарковского. Там всегда за окнами была пустота — иногда ослепительно белая, иногда бездонно черная. Но это давало ощущение одиночества человека. То же самое хотел воспроизвести и я. 

Также большое влияние на меня оказали фотография и графика. Иногда в иллюстрациях журналв 70-х годов я находил больше вдохновения для творчества, чем можно себе представить. Рекламная фотография прежних лет просто золотая кладезь визуальных образов — тогда не существовало никаких компьютеров, и все делалось сразу на камеру, вручную либо путем комбинированных сьемок-пересьемок, которые я в свое время изучил на практике. Прежние фотореклама и фотоискусство вообще — недооцененная великая школа.

Кадр из фильма «Гвозди»

Для стиля ваших фильмов характерен сплав психоделики и авангардизма, а также обилие натуралистических подробностей. Чем вас привлекает подобная манера съемки?

Стиль не может нравиться или не нравиться, ибо это не сорт цветных мелков. Это то, как я вижу мир. Я бы назвал все это магическим реализмом. Меня всегда интересовало необычное, фантастическое и экстраординарное, выделяющееся среди серых будней. А натуралистические подробности проистекают от того, что я часто сталкивался с насилием в реальной жизни и знаю о нем слишком много, чтобы не показывать его так, как оно обычно изображается в популярных фильмах. Я всего лишь пытаюсь воссоздать насилие максимально правдоподобно.

Как вы пробили себе дорогу на Запад и начали сотрудничество с Unearthed Films — крупнейшим американским дистрибьютором независимых хоррор-фильмов?

Если у вас есть готовый продукт, то вам остается лищь проанализировать рынок и найти того, кого он может заинтересовать. Но с Unearthed Films мне не повезло. Эта компания состоит всего из одного человека, Стивена Биро. Это мошенник и банальный вор, я уже много раз говорил об этом. Пользуясь тем, что я живу в другой стране, он ни разу за 10 лет не выплатил мне деньги от продаж моих фильмов, которые были гарантированы подписанными контрактами. Но это еще не все. Вместе со своим приятелем Полом Вайтом, тоже «бизнесменом», по которому плачет тюремная камера, они продавали права на мои фильмы в другие страны, такие как Германия и Австрия, не только не спрося моего разрешения, но и не имея на это никакого юридического права! Возможно, все дистрибьютеры нечисты на руку, но мне попались худшие из худших. Я уверен, что они бы и свою мать спихнули за пару медяков, если бы нашли такого дурака, кому бы она пригодилась!

Немецкое бутлег-издание «Видений ужасов»

Для альманаха «Комната душ» (Profane Exhibit, 2013) вы снимали новеллу под названием «Точка». Расскажите, как дела с этим проектом?

Продюсеры «Комнаты душ» Дэвид Бонд и Манда Мануэль оказались любителями. Так их охарактеризовал не я, а итальянский классик жанра ужасов Руджеро Деодато. Откуда они оба взялись и чем промышляли до этого, я не в курсе, но полагаю, что оба как-то были связаны с индустрией фильмов для взрослых. Бонд и Мануэль обещали золотые горы, и я согласился, тем более, что в этом проекте должен был участвовать один из самых уважаемых мной режиссеров — Ричард Стэнли. Поначалу все шло отлично, как и всегда на словах, но затем начались проблемы.

Во-первых, сценарии, которые нам прислали, оказались совершено бездарными — в моем случае это был просто бессвязный перечень пыток и изнасилований какой-то наркоманки — поэтому режиссеры выкинули их в помойку и написали собственные. Дальше больше: выделенное для моей новеллы время было урезано до десяти минут, затем до восьми, а когда я уже закончил монтаж, выяснилось, что к проекту подключились новые режиссеры и хронометраж сокращается до ПЯТИ минут! Это при том, что моя самая краткая версия фильма, позволяющая без ущерба раскрыть его содержание, длилась полчаса. 

Но вместо того, чтобы дать мне больше времени, они начли передалывать мою оригинальную цветокоррекцию в какую-то грязно-лиловую муть и стали писать к «Точке» собственную музыку, которую мне даже не показали! Вы только представьте, каково это: наблюдать как твоего кино-ребенка хирургическими ножницами превращают в какого-то бессмысленного овоща! После такого цирка я и еще ряд режиссеров, которые не стали подписывать контракт с Бондом и Ко, покинули проект. Большинство намерено выпустить свои новеллы в отдельном издании, но я планирую увеличить метраж и выпустить «Точку» отдельным полнометражным релизом.

А почему бы просто не выложить в Сеть готовый оригинал?

Не вижу смысла выкладывать фильм, на который я потратил два года своей жизни и где было задействовано множество декораций, актеров и прочего, оплаченного моими собственными средствами. Как говорил Ленин, не надо топить печь ассигнациями. Ну, действительно, это было бы совершенно нерациональное решение.

 

На съемках новеллы «Точка»

Ваш документальный фильм «Философия ножа» производит очень достоверное впечатление. Верно ли, что вы общались непосредственно с кем-то, кто пострадал от японского отряда 731, проводившего изуверские опыты над живыми людьми?

Разумеется, этот человек даже был показан в фильме. Анатолий Протасов — уникальная фигура, один из немногих неяпонцев, кто получил диплом японского медицинского университета в Харбине. Он знал врачей, которые работали в этом отряде — это были как его соученики, так и преподаватели. 

За четыре года работы над этим фильмом я изучил все известные факты об отряде 731 и все их лично проверил, общаясь с Анатолием Протасовым. Многое из написанного оказалось мифом, зато настоящая правда не была опубликована по сей день.

Большая часть информации от Анатолия вошла в фильм, и для меня эта работа ценна именно достоверной документальной частью, а не постановочной реконструкцией. Я очень торопился как можно быстрее закончить «Философию ножа», словно чувствовал, что с уходом из жизни такого человека, как Протасов, в мире не останется уже никого, кто мог бы рассказать все об этой истории.

На съемках «Философии ножа». Слева — Анатолий Протасов

А как продвигается работа над новой версией ваших «Видений ужасов» (Vission of Suffering)?

Работаю над монтажом. Снято огромное количество нового материала, фактически это полностью новый фильм, лишь за исключением нескольких минут, присутствовавших в первоначальном сценарии. Параллельно я координирую создание нового саундтрека для этого фильма, над которой работают музыканты из разных стран мира. К части музыки я лично приложил руку, сыграв некоторые фрагменты на инструменте, происхождение которого при прослушивании пока еще никто не угадал. Предположения были самые разные, начиная от пилы и заканчивая даже стеклянной скрипкой!

Как вы относитесь к тому, что ваши фильмы нередко запрещают, подвергают агрессивной критике и навешивают на них неприятные ярлыки?

Сегодня по-настоящему ничего нельзя запретить. Чем больше запретов, тем сильнее жажда обладать этим запретным плодом.

Что до критики, то еще Оскар Уайльд говорил, что всякое искусство бессмысленно по сути своей, ибо оценить его способен лишь тот, кто сам, так или иначе, причастен к искусству. В нашей стране всегда критикуют в оскорбительной манере, этот момент уже стал историческим. А то, что кто-то где-то лепит какие-то негативные ярлыки — так это не более чем мнение сапожника, забредшего в картинную галерею: «Плохие сапоги нарисовал! Не бывает таких сапог, я-то знаю! Вешать надо таких художников! Бездарность!»

«Видения ужасов»

Планируете ли вы экспериментировать с новыми стилями и направлениями?

Я не экспериментатор и руководствуюсь лишь внутренним вектором. Сделав какой-то выбор однажды, как правило, ему не изменяю. Если мне будет нужно снять комедию — я ее сниму, без проблем, я могу работать в разных жанрах. Но предпочитаю делать лишь то, что мне интересно.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)