Андрей Комиссаров: «Пятая симфония Бетховена — чем не хоррор?»

Андрей Комиссаров 

Только ли устрашающие спецэффекты в фильмах ужасов вызывают у нас чувство тревоги, ужаса? Совсем нет. Одной из важных составляющих является музыка, которой мы порой не придаем значения. Она, в первую очередь, и управляет нашими эмоциями во время просмотра картины. О роли музыки в фильме, об отличии киномузыки России и Запада мы поговорили с кинокомпозитором Андреем Комиссаровым, который написал музыку к фильмам «Убить Сталина» (2013), «Новая земля» (2008), «Третье желание» (2009), «Ярослав» (2010), «Про любоff» (2010), «На крючке» (2011), «Автономка» (2006), «Атлантида» (2007), «В лесах и на горах» (2010) – и это далеко не все его работы. Также композитор прокомментировал некоторые саундтреки к фильмам ужасов.

Андрей Владимирович, что привело вас к профессии именно кинокомпозитора?

Думаю, не буду оригинален в ответе на этот вопрос: и у нас, и во всем мире участие в кинопроизводстве – один из самых главных способов заработка для композитора. С другой стороны – работа с изображением, выстраивание музыки под изображение – очень интересная и увлекательная задача сама по себе.

Опишите свою рабочую обстановку.

Я работаю дома – точнее, делаю первоначальные музыкальные эскизы на домашней студии (современные технологии многое позволяют сделать дома на компьютере), потом при необходимости перехожу в большую профессиональную студию для некоторых видов работы. К ним относятся запись сольных музыкантов, запись оркестра, сведение готового музыкального материала.

Отличается ли музыка для кино на Западе и у нас в России?

Отличается, насколько я понимаю (я не работал на Западе), больше технологически. Фильмов там снимается на порядок больше, все поставлено «на поток», в том числе и этап создания музыки к фильму. Принцип разделения труда – как и в любой другой области человеческой деятельности. Один ставит задачу, другой пишет музыку, третий оркеструет, четвертый редактирует и так далее. Не могу сказать, что это плохо или хорошо – просто другой принцип работы: от каждого берется лучшее.

 Как вы считаете, какую роль в фильме играет музыкальная составляющая?

 Громадную. Музыка может кардинально поменять смысл сцены, даже смысл картины. Композитор – это второй режиссер, поэтому ответственность, лежащая на нем, очень высока.

Андрей Комиссаров

Смотрите ли вы фильмы ужасов или читаете книги в жанре хоррор? Как вы относитесь к данному жанру? Что слушаете (читаете) сами?

Когда был совсем юн – конечно, любил и смотрел, как и все подростки. Другое дело, что множество фильмов, которые тогда казались страшными, сейчас уже ничего кроме улыбки не вызывают: с современной компьютерной графикой тогдашние спецэффекты сравнения не выдерживают. Тем более выигрывают на их фоне по-настоящему сильные по идее и материалу картины – и «Сияние» Кубрика, и «Кладбище домашних животных» по роману Стивена Кинга, и многое другое. На меня производят впечатление фильмы с неожиданной концовкой. Один из моих любимых – «Иные» испанского режиссера Александра Аменабара – я его от первого до последнего кадра знаю, но смотреть все равно страшно. Мне нравилась и первая серия «Пилы» – она была оригинально снята, на мой взгляд. Современная жизнь полна стрессов и, думаю, выплеск эмоций при просмотре фильма ужасов может спасти от выплеска агрессии в реальности. Но агрессия на экране может спровоцировать человека на перенесение картинки с экрана в жизнь. Сложный вопрос: я, как любой современный человек, уже «испорчен» всей этой «кровавой» тематикой, с другой стороны, я прекрасно понимаю, что ни к чему хорошему это человечество не ведет. Впрочем, с христианской точки зрения, конец у человечества все равно один – достаточно малоприятный.

Какими средствами музыкальной выразительности достигается нагнетание волнения, тревоги, ужаса?

Это достаточно стандартные (на сегодняшний момент) средства музыкальной выразительности. Сами по себе они появились в академической музыке во времена романтизма и позднее – достаточно назвать имена Мусоргского (сцены безумия из «Бориса Годунова»), Чайковского («Пиковая дама»), Шенберга, Шостаковича, Бартока, многих других композиторов. Чисто музыкально это – тянущиеся звуки сверху (или снизу), «странные» гармонии, тембры, короткие повторяющиеся музыкальные фигуры.   

А что вас могло бы напугать?

Сложно сказать, пока сам не напугаешься. Самые страшные вещи – происходящие обыденно, когда люди теряют человечность сначала к окружающим, потом к близким – это приводит рано или поздно к страшным вещам.

Хотели бы вы написать музыку к какому-нибудь фильму ужасов?

Почему бы и нет.

Можете ли вы прокомментировать саундтрек, например, к какому-нибудь фильму ужасов («Сияние» Кубрика, «Хеллоуин» Карпетнера, «Суспирия» группы Goblin, Хичкока или на ваш выбор).

С «Сиянием» произошла примечательная вещь – написанный композиторами саундтрек был Кубриком отвергнут, и он взял музыку композиторов XX века – Бартока, Пендерецкого, Лигети и других. Получилось так, что музыка, авторами совсем не мыслимая как специально «ужасная», а просто честно отражавшая мир, в котором создавалась (например, сочинение Бартока – «Музыка для струнных, ударных и челесты» – один из шедевров той эпохи – я его очень люблю), воспринимается слушателями как психически неуравновешенная и подходящая для фильма ужасов. Лишний повод задуматься, в каком же все-таки мире мы живем, и где граница между экраном и жизнью. Но так, видимо, было всегда. Известно высказывание Гёте о Пятой симфонии Бетховена: «не могу это слушать, кажется, сейчас дом рухнет прямо на меня». Тоже – чем не хоррор?

Есть ли у вас творческая мечта?

Писать хорошую музыку, слышать ее исполненной на концертах.

 Андрей Комиссаров

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх