Почувствуй... ЗАПАХ

Андрей Попов: «Проголосовал бы за Стивена Кинга на выборах президента»

2013 год для хоррор-сообщества России стал счастливым. Впервые в истории на территории нашей страны, в Краснодаре, прошел международный фестиваль короткометражных экранизаций произведений любимого миллионами писателя Стивена Кинга. Зрителям Кубани повезло, ведь они смогли увидеть на большом экране не только премьеру очередной экранизации романа «Кэрри», но также и раритетные ленты, называемые в народе Dollar Baby Films - короткометражные фильмы, права на экранизацию которых Король Ужасов официально продавал по символической цене в один доллар. DARKER беседует с главным организатором Dollar Baby Film Fest Russia 2013, человеком, без которого это мероприятие никогда бы не состоялось - Андреем Поповым.

постер фестиваля

Как давно вы являетесь поклонником творчества Стивена Кинга и как и когда вам в голову пришла идея устроить такого рода конкурс любительских короткометражек-экранизаций Кинга?

Впервые прочёл Стивена Кинга, когда мне было 10 лет, в 1985-м, случайно открыв журнал «Иностранная литература» за 1984 год. Это была «Мёртвая зона». Читал тогда много фантастики, но роман Кинга вызвал потрясение: «Вон как можно!». С той поры стал собирать всё, что публиковалось у Кинга в советской и российской периодике. До сих пор в архиве есть эти вырезки из газет и журналов с рассказами Кинга и статьями о нём. За 30 лет ничего не изменилось – я по-прежнему коллекционирую публикации Стивена Кинга на русском (не только на русском!) и иногда перечитываю «Мёртвую зону».

В конце 80-х открыл для себя киноКинга – экранизаций-то оказалось море. Стал собирать фильмы, сведения о них, вести фильмографию. Тогда и родилась идея снимать своего, российского Кинга. Впрочем, никогда не видел себя в качестве непосредственного творца, режиссёра экранизаций Кинга, а вот помочь другим создавать фильмы, продюсировать - что называется, горело. В 2008-м, когда я был пресс-атташе сети кинотеатров «Монитор», наконец появилась возможность воплотить идею в жизнь. Так появился конкурс любительских экранизаций «Кошмары и фантазий Стивена Кинга».

Не было ли боязни, что ничего не получится? Мол, в России ужасы не любят, кино снимать никто не умеет и т. д., и т.п...

Иллюзий я не испытывал, поэтому и принимал на конкурс именно любительские работы. Профессиональные киношники ужасы не снимают. Им ближе арт-хаус, который, правда, пугает своей чернухой почище твоего хоррора…

Да, на первом конкурсе экранизаций что-то отсеялось на уровне отбора, совсем уж профнепригодное. Но если посмотреть эти 19 фильмов, прошедшие в финал конкурса, - мне не стыдно за них. Любители снимают с любовью к жанру, часто плохо, но всегда искренне, поэтому иногда и можно увидеть среди этой любительщины что-то экстраординарное – при всём отсутствии кинообразования.

логотип конкурса

Если вспоминать тот, первый конкурс «Кошмары и фантазии...» - с какими трудностями пришлось столкнуться?

Привычное дело на таких конкурсах – инерция авторов. Пришлось несколько раз переносить финальные сроки сдачи работ, так как многие, подавшие заявку на участие, в силу разных причин не могли вовремя закончить свои работы. Именно поэтому итоги конкурса были подведены в конце 2010-го.

Вообще, как правило, если какие-то подобные мероприятия и проходят в России, то в одной из двух столиц. А тут вдруг — Кубань, край солнца, южных курортов и казаков. На ваш взгляд, это как-то сказалось на ваших мероприятиях, придало им какую-то особую специфику? То есть если сравнивать с Москвой и Санкт-Петербургом, это были мероприятия местечковые или все-таки федерального, большого уровня?

С появлением youtube, такие понятия как «местечковый», кажется, потеряли смысл. Это доказывает и тот факт, что лучший российский журнал, посвящённый хоррор-культуре, создавался человеком из Сочи. К тому же, «Darker» - единственный в России хоррор-журнал, поправьте, если я не прав.

Жителям Москвы и Питера придётся свыкнуться с мыслью, что российская столица киношного Кинга - это Краснодар. Судите сами: первый конкурс экранизаций Кинга (единственный в мире, если уж говорить до конца) состоялся в столице Кубани. Больше 20 фильмов из 4-х десятков российских экранизаций Кинга созданы краснодарскими кинематографистами. Первый большой российский фестиваль фильмов Стивена Кинга тоже поселился в Краснодаре.

Для сообщества кубанского любительского кинематографа, конечно, наш конкурс был значимым событием. Освещался он и федеральной прессой (были сюжеты на НТВ и RussiaToday). Но будем трезвыми, у нашего конкурса узкая аудитория – фанаты Кинга и поклонники любительского кинематографа. Именно поэтому конкурс перерос в фестиваль.

постер телекинеза

Вы, видимо, лучше многих способны оценить, благодаря своему опыту, степень популярности Кинга в нашей стране. Как думаете, если бы Стивен мог выдвинуть свою кандидатуру в президенты, он был бы в числе главных претендентов на выборах? smile

С удовольствием отдал бы свой голос за мистера Кинга, но, увы, Стивен Кинг никогда не стал бы президентом России элементарно потому, что читающих людей в России становится всё меньше, а путающих Кинга со Стивеном Спилбергом всё больше. Для людей, читающих в год максимум одну книгу, имя Кинга – пустой звук, так же как и Кир Булычёв, и Чарльз Диккенс. Россия давно уже не самая читающая страна в мире. Стартовый тираж российского издания «Под куполом» - 25000 экземпляров, «11/22/63» - 27000, романа «Ветер сквозь замочную скважину» - 35000. Вроде, растёт, но сравните с первыми тиражами этих книг в США – там речь идёт о миллионах экземпляров.

О серьезном. Как удалось выйти на организаторов DollarBaby фестиваля? Это ведь уже международный уровень. Остались ли зарубежные партнеры довольны тем, как все было проведено? Расскажите подробнее о самом этом фестивале, его специфике. Не так много ведь даже поклонников Кинга в России слышали о DollarBaby.

Это была моя мечта – завести в Россию DollarBabyFilmFestival, познакомить зрителей с уникальным явлением DollarBaby. Собственно, и создание конкурса экранизаций Кинга было необходимым первым шагом к проведению большого международного фестиваля фильмов по произведениям Стивена Кинга. Авторы фильмов DollarBaby достаточно активно общаются в группе StephenKingDollarBaby в Фэйсбуке. Я уже давно переписываюсь с модератором группы Берндом Лаутенслагером из Нидерландов, пожалуй, самым ярым коллекционером короткометражных фильмов по Кингу, редактором сайта stephenkingshortmovies.com – главного онлайн-ресурса проекта Dollar Baby Films. Собственно, в итоге Бернд вошёл в команду краснодарского фестиваля «Dollar Baby Film Festival Russia 2013», стал его креативным директором.

DollarBabyFilmFestival – это некоммерческое мероприятие. Фестиваль проводится по всему миру энтузиастами творчества Стивена Кинга. За десять лет существования такие фестивали прошли на трёх континентах – в США, Аргентине, Нидерландах, Бельгии, Испании.

Прежде всего, Dollar Baby Film Festival - это киносмотр короткометражных экранизаций Стивена Кинга из проекта Dollar Baby, официальных фильмов по произведениям Стивена Кинга, чьё создание одобрено самим автором. Это понятие, «Dollar Baby», было введено Кингом в обращении к начинающим кинематографистам, которым он разрешил снимать короткометражные фильмы по его рассказам, уплатив символическую сумму в 1 доллар. Так как эти фильмы нельзя выкладывать в Интернет, фестивали Dollar Baby Film Festival - это не просто единственный способ увидеть это независимое кино, но и эксклюзивная возможность посмотреть раритетные киноленты на большом киноэкране. Подробнее о проекте DollarBaby можно узнать здесь.

У первого российского фестиваля DollarBabyFilmFestivalRussia, прошедшего с 31 октября по 3 ноября 2013 года, была своя фишка – наряду с программой Dollar Baby в Краснодаре прошёл показ неофициальных российских экранизаций Кинга, которые представили второй конкурс экранизаций «Кошмары и фантазии Стивена Кинга». В рамках фестиваля состоялась также российская премьера новой экранизации романа «Кэрри» («Телекинез»). Ещё никогда большой студийный фильм по Кингу не демонстрировался на подобных фестивалях. Также прошла ретроспектива всех российских экранизаций Кинга. Зарубежные участники фестиваля по достоинству оценили формат и размах краснодарского феста. Поверьте, на таком уровне не проходил ещё ни один DollarBabyFilmFestival. Россия как всегда впереди планеты всей!))

постер одного из участников феста

Любопытно, как зарубежные партнеры отнеслись к тому, что в России имеется куча неофициальных «пиратских» короткометражек? Надеюсь, не было никаких проблем в юридическом плане...

Не раскрою секрета, если скажу, что неофициальные фильмы по Кингу появляются едва ли не чаще официальных – и не только в России. Кстати, здесь мы имеем тоже любопытную ситуацию – многие неофициальные фильмы на голову лучше своих официальных собратьев. Я предпринял попытку собрать в единый список все экранизации Кинга, включая неофициальные работы. Вот список, который будет ещё значительно дополнен в ближайшее время.

Юридических проблем не было. Для наших зарубежных коллег российские фильмы по Кингу это настоящая экзотика, как истинные фанаты Кинга они только рады нашей попытке собрать в одну ретроспективу все фильмы, созданные по произведениям Кинга на территории бывшего Советского Союза.

Вы видели как короткометражки отечественные, не-официальные, так и DollarBaby фильмы, можете сравнить.

На данный момент, общий художественный уровень DollarBaby фильмов несомненно выше. Хотя некоторые работы первого и второго конкурсов «Кошмары и фантазии Стивена Кинга» могут дать фору многим официальным короткометражкам Кинга. Рекомендую к просмотру: «Close Up» Евгения Звездакова, «Восставшего Каина» Данилы Васильева, «Палец» Алексея Двоеглазова, «Я – дверной проём» Игоря Гаркушенко, «Нону» Евгении Пошивач.

Восставший Каин

В этом году в «основной» программе DollarBaby впервые (или нет?..) была представлена и работа из России. Расскажите об этой фильме... И как его приняли на Западе?

О, «Пляж» Марии Ивановой – моя самая любимая короткометражка по Кингу и едва ли не лучшая экранизация Стивена Кинга вообще. Именно «Пляжу» принадлежит статус первого российского DollarBaby фильма. Некоторые отдают пальму первенства знаменитому «Сражению» Михаила Титова (1986), но принадлежность этого фильма к DollarBaby до сих пор под вопросом. Я склоняюсь к тому, что никто тогда не озаботился покупкой прав на экранизацию рассказа Стивена Кинга.

Мы показали «Пляж» дважды – в рамках презентации фестиваля на пресс-конференции оргкомитета и в первый день проведения DollarBabyFilmFestivalRussia 2013. И на обоих показах были овации после финальных титров. Посмотрите трейлер картины, и вы поймёте, в чём причина успеха фильма. Насколько я знаю, «Пляж» Марии Ивановой – частый участник различных международных фестивалей и, точно, первый российский фильм, показанный в рамках DollarBabyFilmFestival.

К слову, за звание второго российского DollarBaby фильма сейчас борются режиссёры Данил Васильев из Уфы и Егор Прутов из Новороссийска. Договоры с офисом Кинга в стадии оформления. Фильмы Данилы и Егора, неофициальные «Восставший Каин» и «Крауч-энд», были участниками конкурса «Кошмары и фантазии Стивена Кинга: 2-й сезон». И это живое свидетельство верного пути, выбранного оргкомитетом DollarBabyFilmFestivalRussia. Понятно, мы популяризуем творчество Стивена Кинга, пропагандируем чтение. Но, реализуя фестиваль, мы поставили перед собой две задачи.

Первая. Перевести создание короткометражек в законное русло. Оформить официальный договор на создание фильма по Кингу не так трудно. Так почему бы вам не сделать это, когда вы снова возьмётесь за камеру.

Вторая. А вот с этим сложнее. В России фильмов ужасов снимается мало, экранизаций Кинга нет вообще. Быть может, DollarBabyFilmFestivalRussia обратит внимание российских кино- и телепродюсеров на творчество, пожалуй, самого популярного в мире американского писателя, и мы ещё увидим российский городок «Под куполом». Почему нет?

Впрочем, на продюсера надейся, сам не плошай. Мы и не теряем времени даром, вместе с коллегами ведём работу по покупке прав на полнометражную экранизацию одного из романов Кинга.

пляж постер

Естественно, всем интересно, куда дальше будет двигаться DollarBaby и вернется ли он еще в Россию? Каковы ваши личные планы на будущее по этим (и, быть может, каким-то другим) проектам, связанным с Кингом?

Следующий шаг – логичный шаг, это проведение DollarBabyFilmFestivalRussia в Москве. Спешим обрадовать москвичей и гостей столицы, фильмы первого фестиваля DollarBabyFilmFestivalRussia можно будет увидеть этой весной, с 27 по 30 марта, в рамках конвента «РосКон 2014».

В Краснодаре же осенью пройдёт второй DollarBabyFilmFestivalRussia, в рамках которого зрителей ждёт немало сюрпризов, в том числе премьеры новых хоррор-проектов.

Кроме того, уже несколько лет я пишу книгу, посвящённую творчеству Кинга, и составляю справочник экранизаций его произведений.

А какие работы вообще из увиденных вам понравились больше всего?

Я уже признался в любви к «Пляжу» Марии Ивановой. Ещё хочу отметить фильм «Немой» венгерского режиссёра Жолта Дьёндёши, который, кстати, стал фильмом открытия шестого Фестиваля венгерского кино в Краснодаре. Пожалуй, отмечу ещё и удивительный рисованный фильм «Уилла» Михаила Танка (США).

приз мешок с костями

Напоследок, пара вопросов по поводу личных пристрастий. Любимая книга (или книги) Кинга?

«Сияние» в переводе Саввова. В 1991-м одновременно публиковалось два перевода этой книги – Саввова в минском «Нёмане» и Томилова в ташкентской «Звезде Востока». Было с чем сравнивать. Хотя в дальнейшем с удовольствием читал роман и в переводе Александровой.

Любимая экранизация?

Всё-таки «Мгла» Дарабонта. Тот самый случай, когда кинофинал лучше концовки первоисточника. И сам Кинг, помнится, это признал. Пронзительный кинофинал, который не оставил воздуха в лёгких.

Как думаете, приедет ли когда-нибудь старина Кинг в Россию?

Увы, нет. А вот набирающий обороты международного успеха Джо Хилл (сын Кинга – наш человек! Слава богу, яблоко от яблони… Джо - отличный писатель), думаю, в ближайшие годы появится в Москве. Да хотя бы с премьерой экранизации своих «Рогов»! А там дальше, чем чёрт не шутит, и до Краснодара недалеко)))

Спасибо за интервью, спасибо за вашу работу. Желаем всяческих успехов в вашем непростом, но полезном и нужном деле!

Спасибо! Живы будем – не помрём!))

приз темная башня

В материале использованы фото, предоставленные Андреем Поповым, включая постеры участников фестиваля и работы фотографа Артема Воронкина.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх