Зона ужаса

Апокалипсический ад войны. Живопись и графика Отто Дикса

«Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны...»

(А. Барбюс)

 

Триптих «Война», 1929 — 1932 (см. в размере)

Когда речь заходит об изображении войны в мировой живописи, в голову прежде всего приходят два имени: Франсиско Гойя и Отто Дикс. Серия гравюр Гойи «Бедствия войны» (1808-1814) была реакцией на события, происходившие в Испании начала 19 века, которую оккупировали французы: борьба испанского народа с наполеоновскими войсками, осада Сарагосы, голод, крестьянские восстания. Страшные события войны поразили и потрясли художника, и его чувства нашли воплощение в 82 гравюрах.

На долю Отто Дикса выпали обе мировые войны. Ни один другой немецкий художник не изобразил ад этих войн так, как он. Тема войны стала одной из самых популярных для художника – ей посвящено более сотни его работ, да и вообще, война проскальзывает во всех его картинах, даже если не напрямую, то косвенно. Гойя одним из первых порвал с существовавшей в живописи традицией – изображать войну, как нечто героико-поэтичное, показав иное, истинное её лицо. Дикс стал одним из первых художников, откликнувшихся на мировые войны, отрефлексировавший её в своих работах с той же точки зрения, что некогда Гойя.

Авторпортрет, 1921

Вильгельм Генрих Отто Дикс родился в 1891 году в городке Унтерхауз, в рабочей семье: отец его был литейщиком на заводе, мать - швеёй. С детства Отто проявлял незаурядные склонности к рисованию. С 1905 по 1909 годы он учился на художника-оформителя, затем, получив грант, поступил в дрезденскую Академию художеств, где проучился с 1910 по 1914 годы. За время своей учебы он посетил города Европы, где ознакомился с работами художников, собранными в музеях. Особое влияние на него оказали в то время итальянские и голландские мастера Раннего Возрождения.

Первые работы художника Отто Дикса – это пейзажи в духе постимпрессионистов, затем в манере Оскара Кокошки и итальянских футуристов,  сказывается также и влияние группы «Мост». Одновременно на художника воздействуют и старые мастера времен Возрождения. Эти две тенденции, увлекающие Дикса и толкающие его на различные эксперименты то с одной, то с другой стороны,  будут проходить через всё его творчество.

В 1914 году Отто Дикс отправился добровольцем на фронт. В качестве пояснения его решения могут быть приведены его знаменитые слова: «Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть – голод, вшей, грязь и другие мерзости. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно». Как и всякий человек творческого склада Дикс высоко ценил жизненный опыт, однако мог ли он предполагать, что пережитое им оставит такой глубокий след в его душе. С собой он взял две (казалось бы, так трудно сочетаемые) книги: сочинения Ницше, который был любимым философом Отто, и Библию. За время войны Дикс побывал в боях в Бельгии, Франции и России, был ранен и награжден Железным крестом. Пулемётчик Отто Дикс не оставил своего призвания, – всю войну он продолжал рисовать. В эти страшные годы им было сделано около 600 рисунков.

Это документальные свидетельства, выполненные непосредственно «in flagrante», на месте событий. Именно эти материалы легли в основу его поразительного графического цикла «Война», который был опубликован в Берлине в 1924 году Карлом Ниирендорфом. Эти работы, выполненные в стиле экспрессионизма, хорошо передают понимание художником того, что произошло в мире, война изображается не столько как конкретное социальное действо, сколько как ужасная стихия, катаклизм, поветрие. Этот графический цикл Дикса шокировал общественность. Его экспрессионизм был действительно экспрессивен, его работы кричали от боли. «Я пытался выплеснуть на полотно то, что кипело во мне», – говорил художник.

«Кричащий мальчик», 1919

Дикс, подобно Гойе, изображает различные эпизоды войны в детальной манере офорта, однако, в отличие от великого испанца, из его работ уплывает собственно реалистичность, сменяясь некой «сверхреальностью», задача которой – показать зрителю весь ужас, абсурд и одиозность случившегося, и показать ту бурю, ту внутреннюю войну, которая бушует в душах людей. Практически все офорты Дикса в этой серии – это ночной мрак, из которого выступают различные ужасные подробности. Каждая отдельно взятая личность как бы деформируется, проходя сквозь мясорубку войны, что выражается в деформации фигур в картинах Дикса.

1922, «Самоубийство»

«Смерть сапёра на посту», 1924

«Газовая атака», 1924

«Летом 1916», 1924

«Подвод, близ Пильке», 1924

«Взвод автоматчиков, Сомме, 1916», 1924

Но война не заканчивалась там, где заканчивались боевые действия, и об этом Отто Диксу еще тоже предстояло узнать. Война продолжала своё существование в послевоенной Германии, на улицах городов, среди толп инвалидов, нищих, проституток, больных детей. Живопись художника приближается к соцреализму, показывая контрасты послевоенной жизни, поэтому также контрастны и дисгармоничны краски в его работах. Появляются такие картины, как

«Торговец спичками» (1921)

«Пражская улица» (1920)

«В салоне» (1921)

 

Картины, написанные в двадцатые годы, отражают климат внутри Германии, и для них характерно сочетание приемов дадаизма (коллажность) и экспрессионизма (двухмерность).  В двадцатые годы Дикс достаточно тесно связан с обоими течениями. Он является одним из основателей объединения художников Дрезденский сецессион, которое появляется в 1919 году.

В 1922 году художник переезжает в Дюссельдорф. Он знакомится с Мартой Кук, а еще через год они поженятся. Марта была прежде замужем за врачем Гансом Кохом, от которого имела двоих детей. В браке с Диксом у неё будет еще трое. В Дюссельдорфе Отто Дикс создает множество картин, видное место живописи того времени занимают портреты современников. Декаденствующая среда Веймарской Республики способствовала художественным запросам Дикса: он оставляет целую галерею портретов, в том числе один из самых известных, – портрет журналистки Сильвии фон Хаген (1926 год). В своих портретах Дикс объективен и обличителен, его гротескная манера лишь подчеркивает зловещие черты характеров и профессий изображаемых людей.

В этот же период была создана картина «Полевые окопы» (1923 год). Впервые это полотно было выставлено в 1929 году, а в 1933 году – уничтожено нацистами, сохранилось лишь её описание. На картине был изображен покинутый солдатами окоп – смесь глинистой грязи, разбитых бревен и гниющих разорванных тел. 

Во второй половине двадцатых Дикс выступает уже совершенно зрелым мастером. Отличительной чертой его становится возрождение основательно забытой к тому времени формы алтарного образа. Появляется  его ныне знаменитый триптих «Большой город» или «Метрополис» (1927-28 годы).

(см. в размере)

Благодаря многочисленным репродукциям, он стал широко известным по всей Европе. Снова здесь звучит эхо войны. На боковых створках этого огромного триптиха – инвалиды и нищие, рядом проходит сюрреалистичное шествие разряженных проституток, в центральной части танцуют кавалеры и дамы. Всё это – «дети войны». Персонажи Дикса – это социальные типы его времени.

В 1922 году Дикс занял пост профессора Дрезденской художественной академии, а в 1931 году его избирают в члены Прусской академии в Берлине. Репутация Дикса как одного из крупнейших художников Германии в это время утверждается, однако не всё было так гладко. В 1923 году художника обвинили в порнографии. Его картины с изображением проституток вызывали скандалы. Только вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана спасло его от суда.

В этот период образцом для Дикса всё больше выступают старые мастера Северного Возрождения: Грюневальд, Босх, Брейгель. На основе своих многочисленных зарисовок, созданных во время войны, Дикс рисует монументальный полиптих «Война» (1929-1932 годы). Предлагая подобную форму, он вновь обращается к традиции средневековья и Раннего Возрождения. Примечательно, что полиптих, как и положено, написан на дереве, его центральная часть размером в четыре квадратных метра. Благодаря композиционному построению мы вслед за художником как бы движемся по кругу. Вот люди идут, вот вершится царство смерти, и вот уже смерть берёт своё… Необходимо отметить, что это уже не экспрессионизм, а, по сути, та самая «новая вещественность», представителем которой наряду с Георгом Гроссом называют и Дикса. «Новая вещественность» провозглашала отказ от абстрактного искусства и возврат к реализму, она включала в себя неоклассическую стилистику и попытку критически отразить истинное лицо времени. В 1925 году Дикс участвовал в выставке группы «Новая вещественность» в Берлине. «Мы хотим изображать предметы обнаженными, до предела ясными, почти без артистизма»,  - говорил Отто Дикс.

Приход Гитлера к власти кладет конец карьере Отто Дикса. Вначале нацисты посчитали, что творчество художника частично укладывается в рамки официальной эстетики национал-социализма, но в 1933 году Дикса исключают из Дрезденской академии.  В документе говорилось: «Ваши картины представляют собой величайшее оскорбление чувству морали и, следовательно, являются угрозой для морального возрождения нации». Последовало запрещение выставлять работы Дикса, его искусство было причислено к «вырожденческому». Некоторые картины Дикса были показаны на выставке «дегенеративного» искусства, а в 1937 году 260 картин Отто Дикса были сожжены в Берлине.

Художник с женой и детьми переезжает в провинцию на юг Германии и селится под городом Зинген. В этот период Дикс обращается к библейским сюжетам, которые предстают в его интерпретации как аллегории. Он пишет «Искушение святого Антония», «Святого Христофора». Появляется и одно из самых знаменитых полотен художника - «Семь смертных грехов» (1933 год). Это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма. Карлик с маленькими глазками и черными усиками (безусловно, сам фюрер) едет верхом на страшной старухе, а за ним следуют ужасные образы…

В сороковые Дикс остается под надзором властей, в числе «неблагонадежных лиц». В этот период художник обращается к пейзажам, рисует ландшафты, а также продолжает писать аллегории на религиозную тематику. Уже в самом конце второй мировой, в 1945 году, несмотря на свои 53 года, Отто Дикс был всё-таки призван в «Фольксштурм», но уже буквально через несколько дней он сдался в плен французам. В 1946 году Дикс вернулся из плена и вновь участвовал в коллективных выставках в Германии. Этот последний период в жизни художника был непростым: в Западной Германии господствовало абстрактное искусство, а фигуративная живопись воспринималась как продолжение эстетики Третьего Рейха. Дикс же не может ассоциировать себя ни с соцреализмом Востока, ни  с абстрактом Запада, при том, что и там, и там, он получает признание. В итоге Дикс возвращается к экспрессивному стилю картин ранних лет и уходит, как от абстракций, так и от социальности. «После второй мировой войны я несколько изменил свою технику. Я больше не использовал как образец старых мастеров, не обращался к Ренессансу. Начал рисовать пейзажи, целую серию пейзажей. И картины на религиозные сюжеты, с использованием библейских мотивов. Впрочем, к религиозным темам я обращался и до этого, в прошлом», - писал художник.  В 1968 году он получил премию Фонда имени Рембрандта в Зальцбурге. Умер Отто Дикс в Зингене 25 июля 1969 года в возрасте 77лет. Настоящее мировое признание пришло к художнику уже посмертно. До сих пор он во многом известен благодаря своему видению двух адов – военного и послевоенного; он остаётся документалистом своего времени, портретистом эпохи.

 

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх