DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Берегите ежиков

Некромант. Такая работа (роман)

Автор: Сергей Демьянов

Жанр: городское фэнтези

Издательство: Альфа-книга

Серия: Фантастический боевик

Год издания: 2013

Похожие произведения:

  • Джим Батчер «Досье Дрездена» (цикл)
  • Саймон Грин «Темная сторона» (цикл)
  • Ким Харрисон «Рэйчел Морган» (цикл)

Сергей Демьянов. Некромант. Такая работа

Серия «Фантастический боевик», в которой когда-то издавались классики боевой и приключенческой фантастики (Э. Гамильтон, К. Лаумер, Б. Бова, Э. Р. Берроуз и пр.), сейчас представляет собой стартовую площадку для начинающих отечественных авторов, пишущих в самых разных жанрах от пародийно-эпического фэнтези до пафосных потуг на космооперу. Фирменное оформление, по старой памяти вызывающее приятные воспоминания, на самом деле стало чем-то вроде ярких пятен на ядовитой лягушке: «берегись, осторожно, не трогай!» Для того чтобы не брать в руки конкретно книгу «Некромант. Такая профессия», есть еще один повод: двойное название. Многочисленные «Вампиры. Опасные связи», «Кикиморы. Зеленые насаждения» и прочие «Предметы. Странное словосочетание» уже порядком навязли на зубах и чаще всего вызывают однозначную реакцию отторжения. Чтобы дважды взглянуть на обложку подобным образом озаглавленного произведения, требуется крайне веская причина.

Цель этой рецензии – убедить вас, что такая причина есть.

Когда кто-нибудь начинает говорить о городском фэнтези (и, еще конкретнее, «темном» городском фэнтези), в первую очередь, разумеется, поминаются циклы о Гарри Дрездене, Аните Блейк или Рэйчел Морган. Иногда – об относительно недавно заявившем о себе Питере Гранте. Но, гоняясь за зарубежными новинками, легко упустить произведения отечественных авторов, которые порой способны писать вполне сносно, а иногда и просто отлично. И, хотя герою (и автору) «Некроманта» еще есть куда расти, ему уже не стыдно было бы показаться вместе с Гарри Дрезденом или Питером Грантом.

Живет он не в каком-то фантастическом забугорном мегаполисе или в параллельно-перпендикулярном фантастическом мире, а в самой что ни на есть нашей, «простецкой» Москве. Да и зовут его не Алленом или Эдвардом, а вовсе даже Кириллом. Но тут-то все простецкое и домашне-уютное заканчивается, потому жизнь у Кира самая что ни на есть непростая и неуютная, а работа – неблагодарная и нервная. И так уж получилось, что выбора, делать ли ее или бросить, у него нет. Так вышло, что некромант – это дар, с которым ему предстоит мириться до конца своих дней. А то и дольше. Так что приходится ему якшаться с вампирами, а порой и с чем похуже – ведь за относительно простым физическим миром скрывается нечто куда менее доброе и доступное человеческому пониманию. «Та сторона» населена существами, у которых много сил и энергии, а также очень странное чувство юмора. Они живут по своим законам, и всякий, кто посмеет нарушить их, рискует не только жизнью.

Правда, Кир – некромант слегка неправильный. Вместо того чтобы поднимать тысячи покорных немертвых рабов и отправлять их на завоевание мира (или, на худой конец, какого-нибудь захудалого замка) он занимается поиском вполне живых людей, уничтожением мелкой нечисти, а на досуге – «укладывает» несчастных зомбей, которых, оказывается, в одном российском городе побольше, чем на всем острове Гаити.

То, что автор полностью отказывается от заимствования антуража у зарубежных авторов, но при этом не скатывается до подросткового «сделаю все ровно наоборот», а аккуратно берет «чудищ иноземных» и аккуратно размещает их в знакомых всем декорациях – одно из главных достоинств романа. Как бы здорово ни писал зарубежный писатель, вполне реальные Лондон или Чикаго для русского читателя где-то на уровне подсознания не ближе и не понятнее, чем страна фейри. От того, что туда добавили пару магических трюков и нечисть россыпью, меняется разве что ярлычок на обложке. Был реалисьм – стала фэнтезя.

А тут все до боли знакомо и понятно: и двор, который все никто не удосужится очистить ото льда и грязных сугробов, и слякоть на самый Новый Год, и едкий мороз сразу за оттепелью, и серая призрачная зимняя погода. Правдоподобия добавляют и многочисленные мелочи: то, что в кармане герой носит бутылочку антисептического геля, и то, что он, не имея в себе сил принести в жертву даже самую мелкую теплокровную зверушку, отправляется в круглосуточный супермаркет за живой рыбой. Это немного смешно и немного трогательно, и заставляет если не полюбить персонажа, то, по крайней мере, приглядеться к нему.

Еще один плюс романа – своеобразное объяснение связи жизни и смерти, всяческих «местных» и потусторонних существ и основ профессии собственно главного героя. Пытаться приводить его в рецензии было бы нечестно по отношению к читателям, которым еще предстоит познакомиться с романом. Но вполне можно сказать, что оно преподносится героем без всякого пафоса. В романе вообще довольно мало пафоса. Герой, как правило, решает понятные человеческие проблемы, пусть и необычными способами, и противостоит в первую очередь другим людям, какими бы жестокими и могущественными они ни были. Не стоит искать в романе миссии по спасению мира или сражения с неким абстрактным «Злом» – зло в мире «Некроманта» имеет тот же источник, что и в нашем, оно рождается из человеческой подлости, зависти, лени или просто недомыслия. И это тоже идет произведению на пользу.

Это не все положительные стороны произведения, но самые заметные. Кроме них можно отметить героя – не крутого «мачо», который только и знает, что крушить врагов направо и налево, но и не совсем нытика и размазню. Да, его мысленные монологи занимают порядочную часть произведения, но у автора нет цели давить на жалость. По большей части они сделаны для того, чтобы немного ознакомить читателя с положением дел в мире романа. Финал книги лишь самую малость отдает роялем, а хеппи-энд в меру предсказуем и не слишком слюняв.

На этом, потратив столько времени на плюсы, все-таки обратимся к минусам.

Главным недостатком романа является навязчивое повторение некоторых идей и размышлений героя, слишком частое для ритмического рефрена, помогающего сохранять темп повествования. Кроме того, имеются чисто технические повторы – иногда создается впечатление, что текст просто не слишком внимательно вычитывался. Но и того, и другого недостаточно, чтобы однозначно отвратить от чтения. Со всеми случается ситуация, когда некая беспокоящая и раздражающая мысль приходит на ум раз за разом, так и сяк крутясь в голове назойливым жужжащим слепнем.

Другая «слабость» – это сам жанр. При всеобщей тяге к эклектике и смешению стилей городское фэнтези имеет достаточно четкие рамки. Невозможно написать произведение в этом жанре без того, чтобы его не принялись сравнивать с самыми известными аналогами, включая и циклы. Но степени «подражания» – параметр достаточно субъективный. Там, где один читатель топнет ногой и буквально бросит книжку в угол, другой лишь поморщится, а третий ухмыльнется якобы обнаруженной знакомой цитате.

Третья беда, но еще более туманная, чем вторая, – вроде как уже обещанное автором продолжение. Трудно сказать, стоит ли его ждать с нетерпением – или бояться. Ведь книга сейчас хороша такой, какая она есть: законченный сюжет, вроде-как хеппи-энд (пусть и с расквашенным носом). Но есть в ней моменты, которые в объемах цикла по небрежности автора – или от слишком большого его старания – могут легко превратиться в большие недостатки, а за один роман просто не успели. В первую очередь это несколько нарочитое дуракаваляние, которое достигает апофеоза во время поединка «на той стороне». В принципе, по законам того мира, где оказывается главный герой, такое поведение обосновано, и именно это спасает положение. И все же временами создается ощущение, будто читаешь какой-нибудь «Меч без имени» – правда, еще свежий, не затертый бесконечными продолжениями «еще немножко чего-то такого же в том же духе», но… Но мы же знаем, что будет, если проехать по одному и тому же ежику много раз.

И второе тонкое место – «иные». Не только и не столько вампиры, сколько те, кто живут «на той стороне». Чтобы описать что-то потустороннее и нечеловеческое действительно правдоподобно, надо очень постараться. И выходит это у очень немногих. Чаще получается одна из крайностей: либо, чтобы симулировать глубину и загадочность, «иных» заставляют нести многозначительную чушь, от которой читателю остается только тоскливо зевать. Либо они выходят вовсе не чужими, а совершенно человечными – и даже слишком человечными, а неудавшуюся инакость автор старается восполнить, многажды повторив, что «не-е-ет, они совсем не люди, ну вот нисколько, и ничуточки не похоже». Получается, опять же, грустно и совсем не интересно. К счастью, потусторонние существа появляются в книге не настолько часто, чтобы можно было понять, куда понесло бы автора.

Так что, можно сказать, лучшее враг хорошего. Благодаря тому, что существует некая недосказанность, и невозможно развернуть в одной книге все то, что можно было бы размазать по целому сериалу (и десяток раз облажаться в процессе), книга смотрится если не на «отлично», то на «очень хорошо».

Комментариев: 6 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Дмитрий Василич 20-09-2013 08:40

    Пожалуй соглашусь с мнением, что после этой рецензии книгу читать желания совсем не возникает. Зря.

    Книга на удивление атмосферная - важнее чего в этом жанре вряд ли что-то может быть. Язык повествования достаточно хорош, чтобы не обращать на него внимания, сюжет достаточно динамичен, а образы весьма выпуклы...

    Уже и не упомню предыдущее отечественное произведение в стиле мрачного городского фэнтези которое доставило бы мне столько удовольствия.

    Учитываю...
  • 2 Мельник 26-08-2013 15:44

    Старался рецензент, старался, а меня всё равно не зацепил роман smile Очередное городское фэнтези, очередной некромант в главной роли...

    Учитываю...
    • 3 Saneshka 26-08-2013 17:24

      Да не то, чтобы очень старался. Старалась, то есть. Не было, пожалуй, цели, прям так заставить всех восхититься и побежать-побежать читать! Все посмотрят, кого-то, может, и заинтересует smile

      Учитываю...
  • 4 happy_book_year 20-08-2013 16:55

    Если честно, попытка переубедить робкая. Что до, что после рецензии книгу бы в руки не взял. Как-то все просто и банально описано. Что Дозоры бы описывали, которые, мне кажется, отечественному читателю скорее приходят в голову при упоминании "городского фэнтези", что некого Некроманта. В чем особенность, в чем изюминка и сладость именно этой книги? Выше она описана как очередное проходное издание: есть - нет, какая разница?

    И позвольте не согласиться с важностью прописки. В городском фэнтези важен - Город. Город, как пространство, как понятие, как парадигма, как территория. Как противовес традиционному фэнтезийному миру с его просторами. И как упражнение - показать человеку чудесность того, что так близко и знакомо. А уж что это именно за город - это уже антураж добавляющий свою экзотику. Пример из кинематографа - город в "Догвилле" прекрасно работает, несмотря на свою условность.

    А радость от того, что это Москва? Ну, а разве она не менее экзотическая для жителя Нарьян-Мара или предместий Уфы? В смысле, для человека, который никогда не был? Скажу больше, для некоторых москвичей Москва полна белых пятен.

    Учитываю...
    • 5 dr. Beard 20-08-2013 20:47

      В городском фэнтези важен - Город.

      Вот именно Город здесь есть. Ибо автор уделяет достаточно внимания бомжам, гастарбайтерам, нечистым на руку подрядчикам, неверным ментам - иными словами, всему тому, что нам дорого и мило именно в больших городах. Стылый серый муравейник получился у него на удивление неплохо, но вот насколько он похож на Москву - утверждать не берусь, последний раз я был в столице лет этак 12 назад.

      Сама книжка, на мой взгляд, очень сырая. У автора, безусловно есть, некий потенциал, но он сам делает всё, чтобы этот потенциал было как можно сложней разглядеть.

      Учитываю...
      • 6 Saneshka 22-08-2013 21:29

        Я очень надеюсь, что у автора есть все шансы исправиться smile

        Не могу сказать, что книжка вся такая из себя уникальная, но мне она понравилась. И описание Города мне показалось как раз очень правдоподобным (правда, я сама живу в Питере, а не в Москве, но некоторые моменты были ну очень знакомы).

        Учитываю...