ХРАНИЛИЩЕ

Комната бабочек / The Butterfly Room

США, Италия, 2012

Жанр: ужасы, драма

Режиссер: Джонатан Дзарантонелло

Сценарий: Паоло Гуэррьери, Луиджи Сардьелло, Джонатан Дзарантонелло

В ролях: Барбара Стил, Рэй Уайз, Эрика Лирсен, Хэзер Лэнгенкэмп, Эллери Спрейберри, Джулия Путнэм

Похожие фильмы:

  • «Отчим»
  • «Белоснежка: Страшная сказка»
  • «Кроваво-красное»

Материнская любовь бывает разной. Какой родитель не огорчится, когда его чадо ведет себя ненадлежащим образом? Ведь чем больше любишь человека, тем выше к нему требования. И как поступит по-настоящему любящая мать, если застанет ребенка за чем-то неподобающим? Или если отпрыск капризничает, словно маленький дьявол?

Анна, пожилая одинокая женщина, нуждается в ребенке, о котором можно было бы заботиться. Однажды ей на глаза попадается Джули, девочка из соседней квартиры, — малышка очень расстроена, ведь ее матери опять нет дома. Пожалев крошку, Анна приглашает ее к себе подождать, пока не вернется непутевая родительница. Джули узнает о необычном хобби Анны: та коллекционирует бабочек и держит свои сокровища в отдельной комнате — таинственной комнате бабочек. Однако это помещение хранит далеко не самый приятный секрет, а Джули — не первая девочка, за которой присматривала Анна, и материнская любовь может быть по-настоящему страшной.

«Комнату бабочек» снял итальянец Джонатан Дзарантонелло. Для него это была вторая полнометражная работа, но перерыв между фильмами составил шестнадцать лет. За это время Дзарантонелло не только освоился в Голливуде, но и написал роман, легший в основу данного фильма.

Однажды Рэй Уайз («Твин Пикс», «Джиперс Криперс 2») сказал Барбаре Стил («Маска Сатаны», «Колодец и маятник»): «Почему бы нам вдвоем не сняться в ужастике?» И та ответила: «Следует поторопиться, пока мы еще живы». Так «Комната бабочек» и стала их совместным фильмом.

Поклонников киноужасов ждет еще несколько приятных встреч: Хэзер Лэнгенкэмп из «Кошмара на улице Вязов» играет взрослую дочь Анны, в эпизодической роли мелькает режиссер Джо Данте, снявший такие жанровые шедевры, как «Вой» и «Гремлины». К слову, Барбара Стил снималась в его «Пираньях», а в перерыве между съемками нагнала на Данте страху, затащив того на американские горки.

Фильм Дзарантонелло — это не обычный ужастик. Во-первых, это независимое кино, что подразумевает: а) небольшой бюджет; б) творческую свободу — то, что нужно для личного проекта. Во-вторых, это совместное американо-итальянское производство; «американский триллер с европейской душой» — гласит пресс-релиз фильма.

И действительно, с визуальной стороны картина очень итальянская. Поклонники джалло будут довольны вниманием режиссера к деталям и… глазам! Да и сама манера, подача материала неуловимо европейская. При этом удивительно, как фильм об элегантной женщине в летах умудряется быть и драмой, и триллером, и (внимание!) слэшером.

Барбара Стил стала идеальным выбором на главную роль, ведь сложно представить актрису, способную в возрасте семидесяти четырех лет сыграть столь зловещего персонажа. И дело не только в актерском мастерстве, но и в личной харизме Стил: ее внешность одновременно и привлекает, и пугает. Вовсе не удивительно, что Клайв Баркер в своей «Азбуке ужасов» посвятил ей отдельную букву («M for Mistress of the Night»). С возрастом она не растеряла своего шарма, и смотрится так же внушительно, как и Кристофер Ли — еще одна хоррор-звезда из прошлого, которая и не думает гаснуть.

Однако несмотря на любопытную идею, нелинейный сюжет, добротные спецэффекты и прекрасный актерский состав, фильм очень далек от идеала.

Дзарантонелло, автор первоисточника, как мог старался донести до зрителя свои мысли, но режиссера подвело чувство меры и такта: он пугает, даже если это вовсе неуместно. Хватает в картине и откровенно глупых моментов, и банальных ляпов: в одной из сцен тяжело понять, умер герой или нет, ведь отчетливо видно, как этот персонаж дышит и моргает. Когда жена Хичкока посмотрела «Психо», то сказала маэстро, что фильм выпускать в свет нельзя. «Почему?» — спросил Хич. «У тебя труп дышит». На ком бы Дзарантонелло ни тестировал свой опус, очевидно, что этот зритель не был столь внимателен.

Сильно портит картину неподходящий саундтрек: вместо спокойной, мрачной классики на барабанные перепонки обрушивается шквал из тяжелых гитар. Да, в «Комнате бабочек» хватает брутальных моментов, но достаточно совместить образ Анны и роковые запилы, как становится ясно, что кто-то перестарался.

Однако это лишь внешняя, техническая сторона. Одну из главных загвоздок таит сам сюжет. «Комната бабочек» — сложная, запутанная история, и в попытке рассказать все самое важное, Дзарантонелло упустил из виду главное — разум Анны. Да, человек может обезуметь ни с того, ни с сего, и как часто мелькают сообщения о людях, сошедших с ума в преклонном возрасте? Совсем недавно таблоиды пестрели заметками о старике, избившем свою жену скульптурой садового гнома! С самого начала фильма нам дают понять, что психика Анны далеко не здорова, однако с большим трудом верится в «подвиги», которые совершает ее персонаж — они скорее по силам амбалу Джейсону, но не семидесятилетней мадам. Да и ментальная деградация персонажа смотрится неубедительно…

«Комнату бабочек» можно назвать фильмом упущенных возможностей: «первый феминистический хоррор», к сожалению, вышел комом. Чуть более умелый режиссер, косметические правки сценария и другой композитор могли бы исправить ситуацию… Но, увы. Впрочем, это вовсе не значит, что картина недостойна внимания: «Комнату бабочек» можно смотреть хотя бы из-за Барбары Стил, чье присутствие на экране заряжает фильм неповторимым темным магнетизмом. Актриса снимается крайне редко, и уж кто-кто, а ее поклонники не должны упустить возможность полюбоваться Владычицей Ночи на большом экране.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх