DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Без лица

Человек тьмы / Darkman

США, 1990

Жанр: фантастический триллер

Режиссер: Сэм Рэйми

Сценарий: Сэм Рэйми, Чак Пфаррер, Айван Рейми

В ролях: Лиам Нисон, Фрэнсис МакДорманд, Колин Фрилз, Ларри Дрэйк

Похожие фильмы: «Бэтмен», «Тень», «Спаун».

Доктор Пэйтон Уэстлэйк находится на пороге грандиозного открытия: он заканчивает эксперименты по созданию искусственной человеческой кожи. Но банда уголовников во главе с извращенным садистом Робертом Дюраном вторгается в лабораторию Пэйтона и взрывает ее вместе с несчастным доктором.

Чудом оставшийся в живых и обезображенный до неузнаваемости Пэйтон, решает отомстить подонкам. Но теперь он предстанет перед ними не как доктор Уэстлэйк, а как грозный и жуткий Человек Тьмы.

Анализируя триллер «Человек тьмы» с позиции сегодняшнего дня, понимаешь, что идеальной кандидатурой на пост режиссера картины мог быть только Сэм Рейми и никто иной. Именно Рейми обладает уникальным самобытным талантом в жанре «хоррор», позволяющим снимать «страшные» фильмы так, чтобы они по-настоящему пугали зрителей и в то же самое время демонстрировали ужасы в забавно-ироничном стиле. В большинстве своих работ Сэм делал в первую очередь акцент на рассказ интересной истории, и лишь во вторую сосредотачивался на визуальном ряде, который у него получался по-разному, в зависимости от бюджета фильма и его художественной задачи. Так, например, франшиза «Зловещие мертвецы» - это хулиганский чернушный камеди-хоррор, ужасающий и развлекающий одновременно, к тому же отлично сделанный за копейки по меркам высокобюджетного кино. И прямая противоположность данной легендарной страшилке – трилогия «Человек-паук», созданная по лекалам стопроцентного блокбастера, с множеством дорогостоящих спецэффектов. Эти два популярнейших кинопроекта настолько отличаются друг от друга, что кажутся принадлежащими абсолютно разным авторам. Но по факту в обоих случаях у режиссерского штурвала был Сэм Рейми, легко оперирующий как мизерным так и многомиллионным бюджетом. И по временной шкале творчества режиссера между «Мертвецами…» и «Пауком…», образцово-показательным фильмом, демонстрирующим умение снимать как «страшное» кино так и зрелищные фантастические боевики, стал «Человек тьмы». Эта картина, сделанная на стыке мрачного триллера и попкорнового экшена, породила серию печатных комиксов, что крайне редкий случай в истории массовой культуры, так как обычно популярный графический роман становится фильмом, а не наоборот.

Вопреки законам потенциально успешного коммерческого кино, предполагающего подгонку сценария и режиссуры под стереотипы и стандарты, хорошо узнаваемые и принимаемые массовым зрителем, Рейми пошел иным путем, делая своеобразную авторскую картину под маской обычного среднестатистического экшена. Своеобразность режиссерского подхода заключается в постоянном изменении стиля повествования, а также в безысходной трагичности истории, мрачность и депрессивность которой совсем не вписывается в привычную легковесность многих фильмов про Супергероев, борющихся со Злом. Начавшись как криминальный боевик, лента Рейми вскоре трансформируется в фантастический триллер, а далее приобретает сильную драматическую линию, убедительно раскрывающую трагедию главного героя, навсегда превратившегося в отвратительного монстра. Может показаться, что режиссер так и не определился, снимает ли он серьезное кино с ярко выраженными элементами экшена/хоррора или же развлекательный боевик с излишне депрессивным сюжетом, но на самом деле Рейми все так и задумал. Его герой - доктор Пэйтон Уэстлэйк вовсе не смельчак и идеалист, сражающийся с мафией по зову сердца, а почти обезумивший мститель, зверски расправляющийся с конкретными отморозками, повинными в его смерти, пусть и не физической, но моральной. Во вселенной Сэма Рейми красавица не сможет полюбить чудовище, причем не столько по причине его внешнего уродства, сколько из-за гибели его души. По сути Пэйтон Уэстлэйк умер во время взрыва в лаборатории, погиб Человек, а на бренной земле осталась только его злобная Тень. Насмешка жестокой судьбы заключается в том, что ученый, работавший над созданием искусственней кожи для косметического заживления ран, оказывается не в силах восстановить собственное изуродованное лицо. Все, что может Пэйтон – это на пару часов становится прежним парнем, пока его искусственная физиономия, имитирующая утерянный облик, не расплавится под действием ультрафиолета. Хотя корень проблемы гораздо глубже, ибо даже с условно нормальным лицом это уже не доктор Уэстлэйк, а несчастный психопат, одновременно жалеющий и ненавидящий себя, которого постепенно сжигает собственная ненависть…

Для ирландца Лиама Нисона роль «Человека тьмы» стала трамплином в дальнейшей карьере, так как это была не простенькая работа в легковесном боевичке, а многогранный драматичный образ, в котором Нисон показал себя как разносторонний и талантливый актер. Экшен-сцены в его исполнении были вторичны по отношению к исполнению трагедии личности, с множеством эмоциональных оттенков. Боль, страх, жалость, отвращение и любовь – вот сколько разных чувственных сторон требовалось показать в рамках одного персонажа, и Лиам смог сыграть более чем достойно, получив номинацию на премию в жанре фантастики и хоррора «Сатурн» как лучший актер.

Рейми легко переходит от сцен бандитских перестрелок к практически «хорроровым» эпизодам жестоких убийств, а потом так же эффектно и органично воплощает на экране сюрреалистический ряд, передающий жуткие воспоминания и внутренние переживания главного героя. Режиссер виртуозно жонглирует жанрами и стилями, миксуя боевик-хоррор-драму в одном флаконе, гармонично совмещая неглупую историю с «крутым» зрелищем. Отдельно стоит отметить ужасающий грим в хорошем смысле, когда уродства Пэйтона Уэстлэйка сделаны не просто как какая-то стандартно-страшная маска, а его монструозный облик отточен до мелочей и обезображенное лицо главного героя – поистине хоррор-эксклюзив. До чертиков страшный облик Человека Тьмы дополнительно предает настоящую трагичность как (Супер)герою так и фильму в целом, который по художественному уровню куда выше многих кинокомиксов.

«Человек Тьмы» - драматически сильный, зрелищный и мастерски снятый фантастический триллер, который, увы, не так известен широкому зрителю как франшизы про Бэтмена, Спайдермена и прочих культовых Суперменов, но при этом достоянный не меньшего внимания и уважения. Впоследствии были сняты два слабеньких продолжения, которые и близко не стояли рядом с оригинальной картиной, и поэтому по совокупности история Пэйтона Уэстлэйка на слух воспринимается многими, как какой-то проходной трэш. «Человек тьмы» незаслуженно забыт и затерян в пучине мирового кино и сейчас только преимущественно почитатели таланта Сэма Рейми помнят этот действительно хороший фильм.

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Хельг 27-08-2012 01:52

    "Человек тьмы" невероятно хорош! В детстве смотрел, не запоминая фамилии режиссеров, а теперь с удивлением узнаю, что Рэйми, фактически, снял кучу моих любимых фильмов из детства.

    Учитываю...
  • 2 Мельник 23-08-2012 22:40

    Как-то я упустил из виду этот фильм. Теперь обязательно посмотрю. Спасибо за рецензию.

    Учитываю...
  • 3 Saneshka 21-08-2012 16:54

    Фильм, на удивление впечатляющий. Вместо ожидаемого средненького боевичка с элементом комикса про героев-мстителей - нечто довольно страшненькое, во многих смыслах. Одна сцена особенно запомнилась: когда главный герой, обозлившись, начинает кривляться и приплясывать посреди своей лаборатории, выкрикивая что-то вроде "танцуй, урод, танцуй!". Бррр...

    Учитываю...
  • 4 Пётр Перминов 20-08-2012 16:56

    Замечательный фильм! Первый раз смотрел его в школьные годы в видеосалоне. Но и сейчас, 20 с лишним лет спустя, смотрится отлично.

    Учитываю...