РЕИНКАРНАЦИЯ

В это сложно поверить, но «Wolfenstein» - самая долгоживущая серия на данный момент. Простой солдат Уильям Джозеф Блажкович обставил в этом плане даже веселого водопроводчика Марио. На протяжении тридцати с лишним лет игра менялась: от 2D-графики и вида сбоку до полноценного трехмерного шутера с закрученным сюжетом. Неизменными остались только главный герой да фрицы, убивать которых – занятие на все времена.

 1. Старый добрый платформер

Не все знают, что похождения У. Дж. Блажковича в замке Вольфенштейн начались не с «3D-стрелялки» 1992 года, а одиннадцатью годами ранее. Тогда в продажу для таких консолей, как «Commodore 64», «Atari 400/800» и «Apple II», представлявших собой  даже не игровые приставки, а первые домашние компьютеры, поступила платформенная аркада под названием «Castle Wolfenstein». Компания «Muse Software», ответственная за разработку и выпуск, сделала небольшую революцию в жанре, предоставив на суд публики первый в мире стелс-экшен.

В этой версии герой представлял собой пиксельную фиолетовую фигурку, пробирающуюся по примитивно нарисованным уровням. Собственно, сам «замок»,  в котором приходилось выполнять миссии, состоял из кирпичных стен на черном фоне.

По сюжету, Блажкович был схвачен нацистами и доставлен в Вольфенштейн для того, чтобы сообщить противнику секретную информацию. Вместо того, чтобы умереть под пытками, герой вырвался из-под стражи. Но покидать ненавистное место было рано – в замке где-то спрятаны секретные документы, касающиеся операции «Рейнгольд», от которых зависел исход войны. Именно игроку предстояло добыть эти сведения.

Каждую комнату в Вольфенштейне стерегут охранники, кричащие «Ахтунг!», если завидят вас. Герою приходится убивать и обыскивать их, для того, чтобы находить новые патроны, гранаты и ключи к многочисленным сундукам, разбросанным по уровням. Где-то в одной из локаций должны быть искомые бумаги, но найдете вы их не скоро.

По нынешним меркам «Castle Wolfenstein» была довольно-таки скучной игрой – примитивная графика, отсутствие сюжета, однообразный геймплей. Но не стоит забывать, что в начале восьмидесятых такие аркадки пользовались большой популярностью. И, разумеется, продолжение не заставило себя ждать.

В «Beyond Castle Wolfenstein» была улучшена графика (в первую очередь, изображения персонажей), и изменен игровой процесс. Например, убийство врагов стало необязательным. Теперь, если у вас закончились патроны (что будет происходить довольно часто – ведь вы можете таскать с собой не более 10 штук), можно попытаться пройти на другой уровень, назвав охраннику один из пяти паролей на выбор. Угадаете – спокойно идите дальше. К слову, на этот раз вам поручена куда более важная миссия, чем поиск секретных материалов – Блажковичу предстоит, ни много ни мало, убить фюрера.

 2. Дедушка всех шутеров

«Wolfenstein 3D» был разработан уже другой компанией, «id Software», которую многие знают по таким хитам, как «Quake» и «Doom». На то время фирма выпустила несколько платформеров – культовый «Dangerous Dave In The Haunted Mansion», «Commander Keen» и первую в мире стрелялку от первого лица, «Hoovertank 3D», которая повествовала о герое, спасающем людей во время ядерной войны. На основе этого шутера и был создан «Wolf 3D», принесший разработчикам всемирную известность.

Как и в детище «Muse Software», Уильям Блажкович пытается сбежать из крепости Вольфенштейн. В начале игры он вооружен лишь ножом и пистолетом. Затем, в ходе прохождения, герой сможет носить еще автомат и шестиствольный пулемет. Как выясняется, крепость является не просто хорошо охраняемым тюремным казематом: по коридорам начинают бегать мутанты, которых, по-видимому, выращивают для ведения биологической войны с противниками рейха. В конце игры Блажковичу предстоит сразиться с самим Адольфом Гитлером, да не единожды – второй раз фюрер появится в робо-доспехах.

Пусть игрок мог таскать с собой всего четыре оружия, которым можно было уничтожать пять разновидностей противников (от овчарок до мутантов), а боссы не выделялись ничем, кроме внешнего вида и живучести, но «Wolfenstein 3D» снискал огромную популярность. Игра была портирована почти на все консоли того времени. Несмотря на то, что первым шутером формально является «Hoovertank 3D», родоначальником жанра стрелялок принято считать все же «Wolf 3D». Похождения Блажковича обеспечили успех следующим разработкам «id Software» - шутерам «Doom» (где был использован тот же движок, но переработанный и дополненный) и «Quake» (полностью трехмерная игра).

В чем же причина столь оглушительного успеха? Ответ прост – «Wolfenstein 3D» сделал революцию в мире компьютерных игр, оставив позади платформеры типа «Super Mario» и «Contra Force». «id Software» вывели уровень экшен-игр на принципиально новый уровень – теперь игрок мог почувствовать себя непосредственно в шкуре персонажа. Возможно, сыграла на руку и тематика: кому не понравится идея убить Гитлера лично? Впрочем, за использование нацистской символики (флаги на стенах уровней, а также некоторые локации, построенные в виде свастик) «Wolfenstein 3D» был запрещен в Германии вплоть до 2011 года.

На волне успеха игры был создан приквел – «Spear Of Destiny». Здесь Блажковичу предстоит отобрать у нацистов мистическое Копье Судьбы, похищенное немцами. Начиная с этой части, в серии начинают появляться хоррор-элементы. К примеру, в «Spear Of Destiny» вы можете встретить солдат-призраков (которых можно обезвредить на время, но не убить), а также Ангела Смерти – финального босса, охраняющего искомый артефакт.

 3. Старый «Wolf» на новый лад

Если «Wolfenstein 3D» использовал так называемую «псевдо-трехмерную» графику (например, враги были плоскими, а их трупы всегда были расположены ногами к зрителю), то «Возвращение в замок Вольфенштейн», выпущенное через девять лет и приуроченное к двадцатилетию серии, было уже полноценной объемной игрой. «id Software» заручилась поддержкой компаний «Activision» и «Grey Matter Interactive», которые занимались, соответственно, выпуском и производством шутера. На сей раз ставки были выше – «Wolfenstein» не мог сделать революцию в жанре, разве что достигнуть планки, поставленной «Half-Life» еще в 1998 году.

Блажкович вернулся, что называется, во всеоружии. Графика была полностью обновлена, как и звуковое сопровождение. Наконец-то появился вменяемый сюжет (в отличие от предыдущих творений «id Software»). Вместо пяти оружий появился целый арсенал «огнестрела» - «кольт», «люгер», пистолет-пулемет Томпсона, винтовка Маузера, гранаты, шестиствольный пулемет и много-много других «вкусностей». Разумеется, врагов тоже стало больше. Кроме обычных немецких солдат – рядовых, офицеров и тяжелых пехотинцев – появились еще мутанты (например, Прыгуны – отвратительные твари, передвигающиеся на двух сильных руках, но дающие фору обычным воинам) и Прото-Солдаты (исполинские фигуры, закованные в бронированные латы).

Сначала «Return to Castle Wolfenstein» начинается, подобно своим предшественникам – протагонист попадает в крепость, затем, прокладывая себе дорогу сквозь трупы, вырывается на свободу. Но на этот раз разработчики заглянули дальше оригинальных событий: Блажковичу предстоит побывать и в немецком городе Кугельштадт, и в старом храме, где проводится ритуал черной магии, и в лесу, а также на норвежской военной базе. Игра стала менее клаустрофобной, умудрившись при этом не растерять свои достоинства (как это произошло, например, с серией «F.E.A.R.»).

Элементов хоррора стало ощутимо больше. Например, появились кровожадные зомби, убить которых гораздо сложнее, нежели обычных солдат (оно и понятно – что можно сделать уже мертвому существу?), а также призраки и скелеты в доспехах. Среди боссов стали встречаться и монстры, чрезвычайно опасные и живучие. Элемент мистики, появившийся в игре, был своеобразным риском со стороны студии. Несмотря на это, «Return to Castle Wolfenstein» получил множество положительных отзывов: элементы хоррора существенно отличали эту стрелялку от множества подобных шутеров, посвященных событиям Второй Мировой. «id Software» вовсю использовала мифы, связанные с обращением нацисткой верхушки к оккультным знаниям, - и оказалась в выигрыше!

Компания решила сыграть на успехе своих старых хитов, и «Возвращение в замок Вольфенштейн» положило этому начало. Позже был «Doom 3», признанный одной из самых страшных игр, когда-либо существовавших, затем – откровенно провальный «Quake 4». После затишья, длившегося четыре года, «id Software» выпустили еще одну игру про Уильяма Блажковича…

 4. Навороченный шутер

Новый «Wolfenstein», вышедший на оптимизированном движке «Doom 3» в 2009 году, получился более чем спорным. Видимо, стараясь перещеголять игровых монстров того времени  - «Half-Life 2», «Bioshock» и «Crysis» - Джон Кармак и компания решили пуститься во все тяжкие. На одном отстреле нацистов далеко не уедешь – игр про Вторую Мировую было хоть отбавляй. Поэтому «id Software» решили плеснуть мистики. На сей раз главный герой подбирает некий тулийский медальон, способный переносить своего носителя в параллельное измерение – привет «Дозорам»! Благодаря этой вещице протагонист может замедлять время (как в «F.E.A.R.» и «Time Shift»),  отражать выстрелы врагов энергетическим щитом (нечто подобное можно было встретить в «Bioshock» и множестве других игр), а также увеличивать силу своих выстрелов.

«Стрелялка» обрела черты RPG: теперь вы можете улучшать вооружение и «прокачивать» силу медальона. Для апгрейдов нужно подбирать золото. Кроме всего этого, появилась возможность выполнять множество миссий, как основных, так и побочных, а также узнавать информацию из разговоров персонажей. Все это было бы весьма интересно, если бы не встречалось ранее в других проектах.

Вообще, название «Wolfenstein» применимо к данному шутеру лишь условно. Пресловутый замок, с которым приходилось иметь дело ранее, ни разу не появится в ходе прохождения. Большая часть вооружения, встречавшегося в предыдущих частях, тоже пропала – теперь Блажкович пользуется только немецким «огнестрелом». Впрочем, появилось и новое, «сверхъестественное» оружие – например, орудие Теслы, испускающее электрические разряды, и фотонная пушка, расщепляющая вражин на атомы. Как и в «Возвращении в замок Вольфентштейн», кроме обычных солдат, против вас будут сражаться различные твари – гейсты, нюхачи, книжники и прочие, им же несть числа.

«Wolfenstein» 2009 года снискал противоречивые отзывы как геймеров, так и критиков. С одной стороны, многих смутил отход от канонов серии, не говоря уже о магических способностях героя и ордах нечисти. С другой – тема Второй Мировой была затаскана до дыр, и «id Software» освежили ее по-своему, плеснув зрелищности, экшена и интересных (хоть и лишенных оригинальности) идей.

 5. Вместо эпилога

К счастью или к сожалению, но новой игрой серии («Wolfenstein: The New Order») займутся другие разработчики – шведская компания «Machine Games». Как заявляет официальный синопсис, на этот раз Уильяму Блажковичу предстоит очутиться в альтернативной реальности, где нацисты захватили власть над миром. Трейлер игры содержит как множество аллюзий на явления «нашей реальности» (например, нацистскую пародию на обложку альбома Beatles «The Abbey Road»), так и намеков на то, что игроку теперь будут противостоять механические собаки, всевозможные виды роботов и проч. «id Software», сменившая как руководство, так и идейный вектор, и поглощенная работой над «Doom 4», не будет иметь практически никакого отношения к этому проекту. Что ж, времена меняются, однако будем надеяться, что будущие приключения Блажковича в замке Вольфенштейн станут еще более увлекательными, чем ранее.

Комментариев: 4
  1. Как я уже писала, серия «Wolfenstein» меня не сильно интересовала. Полностью я сыграла только в «Wolfenstein» 2009. Качественная графика, обширные локации, но уже к середине игры мне надоело меланхолически отстреливать фашистов, и остаток игры я проходила чисто механически, безо всякого интереса. Кстати, магические способности героя мне понравились. Без них совсем было бы скучно.

    Но, в любом случае, статья очень интересная. С удовольствием прочитала.

  2. Я вот жду с нетерпением новой части игры. Трейлер обещает нечто захватывающее!

  3. wolf 3d попался на глаза уже после прохождения doom II. Идея хороша, но локации и геймплей показались нудноватыми. Всю не осилил, тем более, что к тому времени на моей машине уже quake нормально шел.

    Следующий, как ни странно, понравился, проходил его раза 3. Может потому, что качественных шутеров как раз тогда было мало.

    Игра 2009-го года не зацепила совершенно, меня хватило на 30 минут.

    Автор статьи дает верную оценку этой серии игр.

    Что касается нового вольфенштейна (бета вроде уже доступна), то маловероятно, что это будет классический шутер. А вот если бы был - учитывая то, что классических шутеров сейчас вообще нет - он бы выстрелил, даже будучи посредственным, как "возвращение". Среди "старичья". А современные геймеры не оценят. Но мы подождем.

    Кстати, в трейлере про сам геймплей нет ничего. Просто вступительный, рекламный, как и "война никогда не меняется" в fallout...

  4. Как-то мимо меня прошла эта игра, даже не слышал о ней. Возможно, потому что не особо люблю шутеры.

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх