В 1963 году Альфред Хичкок снял фильм под названием «Птицы», в котором показано, как на людей нападают целые стаи свирепых крылатых существ. Народ смеялся. Осенью 1975 года 7 миллионов черных птиц нарушили мирную жизнь городка Хопкинсвилль, Кентукки, и никак не хотели его покинуть, несмотря на все усилия жителей. Теперь не смеется никто.

из кинофильма «Нападение помидоров-убийц»

Кинематограф XX века разродился поистине впечатляющим количеством разного рода монстров, мутантов, потусторонних и вполне реальных убийц. Удивить искушенного зрителя становилось все сложнее и сложнее, особенно когда бюджет составлял буквально пару долларов, а съемочная группа состояла на 90 % из друзей и знакомых и на 10 % из случайных прохожих. Никому не известный американский режиссер Джон Де Белл создал из довольно нелепой шутки на тему фантастических ужасов того времени целую франшизу, которая и сейчас известна почти каждому кинолюбителю.

Нападение помидоров-убийц / Attack Of The Killer Tomatoes (1978)

В борьбе за власть над миром все средства хороши. Не стоит пренебрегать и биологическим оружием, даже если это плотоядные помидоры-мутанты. Растения-монстры из «Дня триффидов» остались в прошлом, теперь угроза гораздо реальней. Пищевая цепь меняет свой порядок, и теперь ее возглавляет продукт общественного потребления.

Уже через несколько кадров после начала фильма невинная домохозяйка становится жертвой кровожадного фрукта. Полиция обследует место преступления и находит на ее теле томатный сок, и это приводит их в замешательство. Однако последующая серия убийств, охватившая город, расставляет точки над «i». Администрация президента старательно убеждает испуганных горожан, что никакой опасности не существует, а сам президент тем временем организовывает противостояние овощному восстанию в лице команды, состоящей из мастера маскировки Сэма Смита, десантника Уилбура Финлеттера, военного ныряльщика Грега Колбёрна, олимпийской чемпионки Греты Аттенбаум и руководителя группы Мейсона Диксона.

Герои столь же разномастны, сколь и нелепы: десантник Финлеттер, к примеру, таскает за собой ранец с раскрытым парашютом, а Смит переодевается в Гитлера, будучи при этом афроамериканцем. Как и следовало ожидать, средство уничтожения томатных чудовищ оказалось весьма неожиданным: поп-песня «Пубертатная любовь», исполненная смазливым недорослем (впоследствии ставший известным музыкантом, барабанщиком групп Soundgarden и Pearl Jam). Учитывая статьи о влияние музыки на рост и здоровье растений, метод вполне себе подходящий и оправданный.

Удивительно, но в фильме о помидорах-убийцах самим овощам-мутантам уделяется второе, если даже не третье место. Они в кадре гости весьма редкие. Первостепенным для режиссера оказались дурацкие ужимки главных героев, откровенные насмешки над киношными клише и социальная сатира. Даже пародий на фантастику и фильмы ужасов в этом фильме совсем не много. Изначально в роли монстров предстают обычные помидоры реального размера, они катаются по плоскости вполне естественно и убивают прикосновением. Впоследствии появляются более крупные особи, вероятно, сделанные из папье-маше. Чудо-спецэффектов, как и стоило ожидать, наблюдать не придется, но не в них счастье. Большая часть бюджета фильма ушла на незапланированное крушение нанятого для съемок вертолета. Пилот успел спастись, а аварию случайно засняли на пленку, в дальнейшем задействовав полученные кадры в фильме. Так было внезапно потрачено 60 000 долларов. Что получилось сделать на оставшиеся деньги, мы и имеем удовольствие (или неудовольствие) лицезреть. Концовка намекает на сиквел с уже другими «растительными чудовищами», но Джон Де Белл все же остался верен томатам и вот через коротеньких десять лет грянуло…

 

Возвращение помидоров-убийц / Return Of The Killer Tomatoes (1988)

На этот раз отсылка к классике ужасов прослеживается уже в главном злодее профессоре Мортимере Гэнгрине и его помощнике Игоре, создающих коварный план по захвату мира. Гэнгрин держит лабораторию экспериментов по созданию людей из помидоров. Для этого он использует музыку. Ему уже удалось создать идеальную во всех отношениях женщину Тару с помощью мелодии из «Унесенных ветром» и команду солдат с помощью рок-музыки. Один из его экспериментов оказывается неудачным и вместо человека получается пушистый помидор размером с футбольный мяч. Профессор решает избавиться от него, но Тара спасает своего нового овощного друга от погибели и сбегает вместе с ним от Гэнгрина.

 

Со времен «Великой помидорной войны» (события первого фильма) прошло уже двадцать пять лет, и помидоры повсеместно запрещены. Но кто-то все же продолжает ввозить их нелегально, делая на этом большие деньги. Таким образом профессор продолжает получать сырье для своих экспериментов. Противостоять ему решаются Чэд (племянник Уилбура Финлеттера) вместе со своей новой подругой Тарой и ее Пушистым Помидором, а также герои оригинального фильма.

А теперь по существу. Никаких «монстров», кроме разве что Пушистого Помидора, нам не покажут. Предпочтения режиссера остались прежними, доля сатиры и идиотских ужимок не сократилась. В сиквеле довольно много внимания уделено шуткам на тему рекламы, «продакт-плэйсмента», получения спонсорства и т.п. Над некоторыми из них даже, возможно, удастся посмеяться (браво!). А тех, кто досмотрит финальные титры до самого конца, ждет сюрприз. И он выглядит, пожалуй, лучше и смешнее, чем весь фильм.

 

Помидоры-убийцы наносят ответный удар! / Killer Tomatoes Strike Back! (1991)

Интервалы между сиквелами становятся все меньше, а Джон Де Белл держит марку и снимает весьма ценное для франшизы продолжение. Фильм стартует отличной пародией на «Пятницу, 13-е», предлагает свою версию классической сцены убийства в душе из «Психо», а сами помидоры-убийцы теперь обзавелись глазами, ртом и острыми зубами, своим видом и поведением отдаленно напоминая «Гремлинов».

Издевательства и шутки теперь предстоит терпеть телевидению, ведь именно оно стало главным объектом юмора в «Помидоры-убийцы наносят ответный удар». План профессора Гэнгрина в этот раз заключается в зомбировании населения путем самого обыкновенного ток-шоу. Как показывает нам фильм, ТВ-зомби вполне могут стать и сами помидоры-мутанты. Детектив-неудачник Лэнс Бойл и симпатичная доктор-томатолог Кеннеди Джонсон решают сорвать его грандиозный план.

Визуально «монстры» в этом фильме выглядят намного лучше, чем в предыдущих частях, комичные отсылки к классике ужасов тоже вполне удались, включая типичную для жанра концовку. Пожалуй, этот сиквел все же удался. По крайней мере, смотреть его уже гораздо легче и приятней. Он получил оценки ниже, чем у двух первых фильмов, но это вполне типично для сиквелов. В целом, если вы уже посмотрели «Нападение помидоров-убийц» и «Возвращение помидоров-убийц», то третью часть квадрологии посмотреть строго рекомендуется.

 

Помидоры-убийцы съедают Францию! / Killer Tomatoes Eat France! (1992)

В «четвертой части трилогии» (согласно описанию в титрах) продолжаются попытки Мортимера Гэнгрина захватить власть над миром. На этот раз он решает устроить вторую Великую французскую революцию, которая должна, согласно пророчеству Никодемуса, сделать Игоря новым королем Франции. Противоборствуют им молодой американский актер Майкл и французская девушка Мэри.

«Помидоры-убийцы съедают Францию» был задуман третьим фильмом серии, но позднее сдвинулся на четвертое место. О пародиях на фантастику и ужасы речь уже совсем не идет. В этом фильме высмеиваются стереотипы французской культуры, такие как, например, «французский поцелуй», блюда из улиток и распространенность имени Мэри во Франции. Помидоры-убийцы научились разговаривать на сносном английском, тогда как в остальных фильмах серии они говорили на своем собственном языке.

На смену безликим фруктам-мутантам пришли узнаваемые антагонисты растительного происхождения с именами Золтан, Кетчук и Вайпер, персоналии которых были взяты из мультсериала «Нападение помидоров-убийц» 1991 года. В остальном этот фильм мало чем отличается от других сиквелов серии: сюжет все так же нелеп и неинтересен, главные герои безлики, злодеи глупые и жалкие.

Кому понравится этот фильм? Разве что самым неискушенным зрителям или же видеомазохистам. Вот так печально заканчивается, казалось бы, подающая надежды серия комедийных фильмов ужасов.

 

«Помидоры-убийцы» как франшиза

Выше уже упоминалось, что существует так же и мультсериал «Нападение помидоров-убийц». Причем показывали его по популярному детскому телеканалу «Fox Kids». На середине второго сезона мультсериал был снят с производства, что говорит о его низкой востребованности на телевидении.

Тем не менее, франшиза «помидоров-убийц» может похвастать тремя видеоиграми, вышедшими на IBM PC в 1988-м и на Nintendo Entertainment System и Game Boy в 1991 году. Все три игры были основаны на провалившемся мультсериале.

Но после семнадцати лет забвения об овощах-мутантах вспомнило издательство «Viper Comics», издав несколько выпусков комиксов «Нападение помидоров-убийц». Впоследствии франшизе внимание не уделялось, но вполне возможно, что через пару десятков лет выйдет очередной сиквел, комикс или видеоигра.

То, что кажется довольно веселым комедийным трэшем, на поверку оказывается скучнейшей попыткой высмеять все подряд, при этом угодив широкому кругу зрителей. Ценителям фильмов ужасов, даже самых развязных, стоит обходить эту серию стороной, а любители семейных комедий и фильмов-пародий точно найдут себе на вечер развлечение получше.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх