ХРАНИЛИЩЕ

Вера / Faith (роман)

Автор: Джон Лав

Жанр: научная фантастика, космоопера

Издательство: Фантастика Книжный Клуб

Серия: Science Fiction Club

Год издания: 2014 (в оригинале — 2012)

Перевод: Н. Кудрявцев

Похожие произведения:

Почему нас так привлекает космическая фантастика? Почему нет океанской фантастики, подземной фантастики, а вот космическая — есть? Ответ таков: только в холодном космосе человек может столкнуться с бесконечными величинами, ощутить холодное дыхание подлинной вечности, содрогнуться от осознания того, насколько же он мал.

Британский звукорежиссер и любитель кошек Джон Лав взял на себя неподъемную для писателя-дебютанта ношу — написать своеобразный гимн бесконечности, при этом противопоставить ей маленького человека, скрупулезно исследовать психологию букашки, осознавшей вдруг, что на нее вот-вот наступит слон. В результате получился мощно выстреливший роман «Вера», заставивший многих сомневаться — а действительно ли новичок его написал? Давайте посмотрим.

История «Веры» строится вокруг… «Веры». Не религии, а инопланетного корабля, прилетевшего из ниоткуда, ввергнувшего в упадок цивилизацию шахран, а через триста лет вернувшегося «по душу» разросшегося к тому времени Содружества людей. Способности «Веры», извините за оксюморон, невероятны, они кажутся безграничными, но и люди тоже не лыком шиты. Они отправляют против агрессора аутсайдер — космический корабль, представляющий квинтэссенцию всех технических достижений человечества, названный в честь серийного убийцы Чарльза Мэнсона, «прекрасный снаружи и уродливый внутри», во многом за счет собравшейся под его крышей команды из психопатов, убийц и, по совместительству, гениев. «Вера» намеревается уничтожить род людской, на пути у нее — только «Чарльз Мэнсон». Начинается грандиозная схватка кораблей, во время которой экипажу аутсайдера придется показать все, на что он способен, дабы уничтожить «Веру» и, возможно, узнать тайну ее происхождения.

Собственно, описание битвы занимает около двух третей книги — захватывающих, динамичных двух третей, на пути к которым, однако, требуется продраться через первую треть — подготовительную, без которой никак, но ужасно медленную и затянутую. Лишь в конце, когда соблазн отложить книгу становится невыносим, пружина сюжета раскручивается и толкает нас вверх, в бескрайние просторы космоса, на бой с таинственной «Верой». Выписан он действительно ярко и увлекательно, никаких роялей из кустов не выпрыгнет, каждая атака логична, подготовлена заранее и, что самое главное, последствия ее непредсказуемы. Мы как будто видим инопланетный корабль, намного превосходящий нас по силе, и ждем, затаив дыхание, сработает или нет очередная уловка против него. И если судить по сюжету, то — да, действительно возникают сомнения, что это написал новичок, а не маститый автор, хотя с другой стороны, маститый автор не стал бы так долго запрягать, перед, безусловно, быстрой и зрелищной ездой.

Одним из главных героев, естественно, является «Вера» — корабль, который по всему Содружеству с трепетом называют Она. Она действительно будто живой человек, но дьявольски хитрый и циничный. Унизить для нее важнее, чем убить (взять хотя бы сцену, где единственный снаряд, который смог пробиться через щит «Чарльза Мэнсона» оказался набит не взрывчаткой, а дерьмом). Она как будто знает наперед все шаги противника и ужасная, по-настоящему хоррорная сцена сведения с ума одного из членов команды тому подтверждение. Противостоять ей способны только люди весьма необычного склада ума и характера. Капитан Фурд — ненавидящий и преклоняющийся перед «Верой» насильник и социопат. Кир — серийная убийца, достигшая в своем деле небывалых высот. Смитсон и Тахл — дружественные расе людей инопланетяне, изгои своего народа. Каанг — вроде бы посредственность, но… Отношения в этой пятерке — нечто неописуемое, котел со взрывной смесью, покрытый тонкой корочкой уставных отношений. Они будут драться с «Верой» не только лазерными (в книге — корпускулярными) лучами, но и намеками, недосказанностями, оскорблениями и даже издевательствами. Сама «Вера» ответит достойно, ведь у нее в арсенале есть не только бомбы, начиненные фекалиями. И если судить по героям и взаимоотношениям между ними, то — да руку здесь приложил определенно мастер, а не новичок, хотя, с другой стороны, диалоги во многом неуклюжи, часто провисают, а сами персонажи могут подолгу обсасывать одну и ту же мысль. С другой стороны, именно это приближает их к живым людям и заставляет в них поверить.

Отдельного упоминания требует концовка произведения, заставившая плеваться многих читателей. Имеет ли она место быть, или Лав просто выбрал самый легкий путь, не придумав чего-то достаточно грандиозного? На мой взгляд, другого конца быть просто не могло. Лишь такой поворот объясняет все: и поведение «Веры», и падение расы шахран, а также, почему только аутсайдер может уничтожить инопланетного агрессора. Это тоже говорит о зрелости автора, который не стал обрывать роман на полуслове или выдумывать что-то совсем уж заумное и непонятное, а адекватно все объяснил.

Так является ли Джон Лав некоей сай-фай версией Ричарда Бахмана? Все может быть, ведь роман действительно хороший и крепкий. Можно поставить на Питера Уоттса: «за» — стиль и язык (смесь научного сленга и мощных художественных описаний), а также внимание к теме секса, «против»  — слишком слабая для Уоттса НФ-составляющая.

Но даже если роман написан новичком, его, безусловно, стоит рекомендовать ценителям космической фантастики в частности и хороших фантастических книг в целом.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх