DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Болеть нельзя вылечиться: смертельные вирусы в кино

Невидимые убийцы постоянно окружают людей в повседневной жизни. Они – внутри нас, их носители – повсюду, и лекарство не всегда бывает легкодоступно и не обязательно помогает в борьбе с ними. Имя этим врагам – вирусы. Эпидемии нашли отражение в творчестве многих народов, в том числе в кинематографе самых разных стран. В хорроре правят бал, конечно же, болезни вымышленные, будь то неизвестные науке вирусы с других планет или бактерии, порождающие зомби-апокалипсисы. Но кое-где нашлось место и вполне реальным заболеваниям, не менее опасным, чем созданные коллективным разумом сценаристов. О самых ярких проявлениях этих вирусов и пойдет речь в этой статье.

Вирус 

Грипп

В жизни. Довольно часто встречающийся в современном мире вирус вызывает острое инфекционное заболевание дыхательных путей. Далее он проникает в кровь, создавая токсический эффект, и при осложнениях вызывает разрушение тканей, возможна также пневмония, ринит, отек легких и токсико-аллергический шок. До сих пор ежегодно гриппом заражаются около 500 млн человек, 2 млн из которых умирают.

В кино. Тема развития эпидемии гриппа особенно полюбилась азиатскому кинематографу, основная часть аудитории которого не понаслышке знакома с суровыми проявлениями этой заразы. Япония в 2009 году выпустила фильм-катастрофу «Пандемия», в 2013-м Южная Корея ответила триллером «Вирус». Американский кинематограф тоже не оставил столь распространенную болезнь без внимания: во время пандемии гриппа погиб маленький сын главного героя фильма «Дитя человеческое». Не остался обойденным и птичий грипп, сыгравший основную роль в сюжете фильма «Смертельный контакт: Птичий грипп в Америке» 2006 года, а также в ужастике «Вестники Судного дня», выпущенном в 2008-м. В обоих лентах группа людей вынуждена искать укрытие от стаи агрессивных зараженных птиц.

Туман 

Проказа

В жизни. В большинстве случаев передается через кожный контакт, но, по некоторым данным, проникает и через дыхательные пути. Инкубационный период может протекать несколько десятков лет. Поражает весь организм, приводит к возникновению уродства и искажению нормального образа человека с последующим гниением заживо.

В кино. Исследования ученых показывают, что заражению этим страшным недугом подвержены около 5–7 % людей, остальная же часть обладает к болезни иммунитетом. Тем же, кому выпало несчастье заболеть, приходилось жить в специальных резервациях и терпеть стойкую неприязнь здоровых людей. А неприязнь эта порой приводила к весьма жутким последствиям. В фильме Джона Карпентера «Туман» жители прибрежного городка Антонио Бэй умышленно направляют на скалы корабль, перевозящий колонию прокаженных, чем обрекают весь экипаж на верную гибель. А спустя годы, в день празднования столетия со дня основания, на город опускается плотный туман, из которого выходят ужасные призраки, уничтожающие потомков своих обидчиков.

Куджо 

Бешенство

В жизни. Передается со слюной при укусе зараженных животных (как правило, енотов, лисиц и летучих мышей). Вирус размножается в нервной системе. Гибель носителя происходит в результате удушения или остановки сердца.

В кино. Бешенство сильно влияет не только на физическое состояние, но и на рассудок больного. Так оно превратило преданного друга семьи Кэмберов – сенбернара Куджо – в неконтролируемое чудовище, о чем и рассказывает картина «Куджо» по мотивам романа Стивена Кинга. Но для человека оно представляет не меньшую опасность. В фильме Даррена Линна Боусмана «Пустошь» главный герой получает укус от бешеной собаки и вскоре, мучимый галлюцинациями, становится угрозой для собственной семьи.

Эбола-зомби 

Эбола

В жизни. Вирус может быть получен через мелкие ранки на коже, а также через слизистые оболочки или при контакте с зараженной кровью. Начинаясь со слабости и сильной головной боли, лихорадка Эбола переходит к стадии, на которой начинается обильное кровотечение из носа и рта. Как правило, зараженные не переживают и двух недель.

В кино. Периодически заявляющий о себе в Африке, вирус Эбола почти всегда привлекает к себе внимание всего мира – в основном за счет быстротечности болезни и высокого процента летальных исходов. Отсутствие надежной вакцины только подогревает страх перед этим опаснейшим вирусом. Мир кино, естественно, не смог пройти мимо столь популярной темы – правда, в основном ей выпала доля угрожать человечеству лишь в телевизионных фильмах класса «B». Кое-кто приукрасил последствия заболевания, добавив в сюжет живых мертвецов, как создатели треша «Эбола-зомби», но еще в 1996 году в Гонконге была выпущена криминальная комедия «Синдром эбола», в которой вирус в своей первозданной форме играет не последнюю роль.

Дракула ТВ (2006) 

Сифилис

В жизни. Заразная венерическая болезнь, поражающая кожу, кости и внутренние органы своего переносчика. Поначалу на теле появляются безболезненные язвы, позже – пятнистая сыпь на коже, после чего болезнь может привести к возникновению опухолей и рубцов, прогрессивному параличу, потере зрения и поражению всего организма.

В кино. В очередной телеверсии «Дракулы», выпущенной BBC в 2006 году, от сифилиса страдает муж Люси Вестенра, Артур Холмвуд. За помощью Артур обращается к загадочной секте под названием Братство, которые, в свою очередь, связывают его с графом Дракулой. Картина сама по себе получилась не выдающейся, но харизматичный Марк Уоррен в роли Дракулы и вечный Пуаро Дэвид Суше в роли Ван Хельсинга делают ее, как минимум, любопытным вариантом для просмотра.

Третья часть ночи 

Тиф

В жизни. Переносчиками тифа служат вши. Заболевание сопровождается возникновением сыпи, лихорадкой, поражением нервной и сердечно-сосудистой систем организма. Во время тяжелых эпидемий тифа до 50 % случаев заражения оказывались смертельными.

В кино. Польский кинофильм «Третья часть ночи» рассказывает историю мужчины по имени Михал, вступившего в ряды сопротивления после жестокой расправы фашистов над его семьей. Волею случая Михал принимает роды у женщины, как две капли воды похожей на его погибшую супругу. Твердо решив во что бы то ни стало помочь ей снова встретиться с арестованным мужем, герой становится добровольным подопытным в медицинском центре, где ученые ведут борьбу с вирусом тифа. Подопытные подкармливают своей кровью переносчиков заразы – вшей, а в качестве вознаграждения им гарантируются продуктовые карточки и документ, способный защитить их от депортации и, как следствие, практически неминуемой смерти в концлагере.

Время Ведьм 

Бубонная чума

В жизни. Вирус, как правило, передается через укусы инфицированных блох, крыс или других животных. На теле появляются «бубоны» – воспалившиеся лимфатические узлы. К 4-5-му дню может произойти повышение температуры и появление сильной лихорадки. Переходя при осложнениях в пневмонию, чума обрастает такими факторами, как кашель с кровью, мышечные и головные боли, кровоизлияния на коже. Во времена первых эпидемий уровень смертности при заболевании чумой добирался до 95 %.

В кино. Едва ли не самая широко раскрытая в искусстве болезнь, даже спустя много лет после своих сокрушительных эпидемий (в 541–700 годах в Египте, в XIV веке в Европе и в начале XX века в Китае), продолжает будоражить умы как ученых, так и творческих деятелей. Чума уничтожала людей не поодиночке и даже не семьями – ее жертвой пали целые города, а порой и целые провинции, а ее отголоски еще долго бродили по смердящей от трупов земле. Одним из ярчайших представителей «темного жанра» в кино, повествующим о чуме, является фильм Кристофера Смита «Черная смерть», вышедший на экраны в 2010 году. По сюжету, молодой монах Осмунд вызывается стать сопровождающим для рыцаря Ульрика, чтобы найти деревню, по слухам, избежавшую страшной участи заражения. По пути герои встречают все основные последствия средневековых эпидемий чумы: вымершие города, беспощадную инквизицию и суеверный страх перед небесной карой, постигшей землю. Тему инквизиции также затрагивает и лента «Время ведьм», вышедшая незадолго до проката «Черной смерти». В ней странствующие рыцари Бэймен и Фэлсон сопровождают через пораженные чумой земли девушку, обвиняемую в колдовстве, и вскоре сами сталкиваются с жуткими темными силами.

Паника на улицах 

Легочная чума

В жизни. Легочная чума возникает при осложнении бубонной чумы пневмонией. На первой стадии преобладают общие чумные симптомы, на второй начинаются резкие изменения легких больного, сопровождающиеся тошнотой, рвотой, лихорадкой, сильным повышением температуры и одышкой. Без необходимых мер смерть наступает в течение двух-трех дней.

В кино. В отличие от своего бубонного «собрата», легочная чума особенно ярко проявляется в фильмах, действие которых происходит в современном мире. К примеру, о ней рассказывает лента Элиа Казана «Паника на улицах», в 1950 году получившая «Оскар» за «лучший сценарий» и сегодня входящая в топ фильмов в стиле нуар. Главным героям картины предстоит в кратчайшие сроки задержать зараженных легочной чумой беглых преступников, дабы предотвратить распространение смертельного вируса по всему городу. В фильме-катастрофе режиссера Джорджа П. Косматоса «Перевал Кассандры» тоже присутствует сбежавший бандит, больной легочной чумой. Он проникает в скорый поезд, следующий из Женевы в Стокгольм, а ответственный за его поимку американский полковник принимает решение отправить поезд через полуразрушенный мост, обрекая его пассажиров на верную гибель, но избежав возникновения эпидемии. Тем не менее, главным героям картины – группе людей в несчастливом поезде – удается излечить часть зараженных, открыв баллоны с кислородом, а позже и самим спастись от, казалось бы, неминуемой гибели.

Дьяволица 

Туберкулез

В жизни. Передается воздушно-капельным путем с помощью микробактерий. Обычно поражает легкие, вызывает боль в груди, длительный кашель с мокротой, иногда – с кровью. Далее вирус размножается и поражает ткани, отравляя организм и в итоге приводя к летальному исходу.

В кино. В искусстве туберкулез находил отражение ничуть не реже, чем чума или грипп. Не остались в стороне и создатели фильмов ужасов. В ленте Курта Нойманна «Дьяволица» больная туберкулезом в тяжелой форме девушка становится объектом для исследования новой сыворотки, излечивающей болезни. Сыворотка помогает ей исцелиться, но в то же время меняет и ее личность, превратив скромную барышню в жестокую и кровожадную бестию. В 1958 году мастер японского хоррора Нобуо Накагава выпускает картину «Дом с кошкой-призраком», в которой туберкулезом больна жена главного героя, вместе с которой он переезжает в ее старый дом в маленьком городке Кюсю. Скоро семейную пару начинают преследовать жуткие призраки – старуха и кошка, которые являются посланниками кровавого прошлого обитателей дома.

Дом с кошкой-призраком 

Ипохондрик живет в каждом из нас – у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей. Видя пугающую своими многозначными цифрами статистику смертности от вспышки очередного вируса, мы, как правило, пропускаем столь смутную информацию мимо ушей. Но искусство никогда не упустит возможность поставить нас лицом к лицу с самыми страшными, самыми неприятными и самыми безысходными последствиями возможных столкновений со смертоносной инфекцией. И после некоторых картин эта встреча становится такой запоминающейся, что захочется за несколько кварталов обходить человека, тихо кашлянувшего у вас за спиной на улице. Но не бойтесь: ваша утренняя заложенность носа еще не говорит о вспышке новой пандемии в городе. Хотя кто знает наверняка…

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)