ФОБИЯ

Выход Дьявола / Явление Дьявола / The Devil Rides Out

Великобритания, 1967

Режиссер: Теренс Фишер

Сценарий: Ричард Мэтисон, Дэннис Уитли

В ролях: Кристофер Ли, Чарльз Грей, Нике Арриги, Леон Грин, Патрик Мовер

Похожие фильмы:

  • «Вий» (1967)
  • «Плетеный человек» (1973)

Итак, двое друзей узнают, что сын их погибшего приятеля связался с черной магией и поклонением дьяволу. Конечно, они не могли не вмешаться… Фильм культовой британской студии «Hammer», созданный при участии ее лучших кадров. В главной роли — знаковая звезда студии Кристофер Ли. Это сейчас молодежь помнит его как графа Дуку из «Звездных войн» и Сарумана из «Властелина колец». А в те годы он играл Дракулу, Мумию и вообще практически всех злодеев, которых вы можете вспомнить — в диапазоне от китайца Фу Манчу до Григория Распутина. Сам Кристофер Ли впоследствии называл свою роль в «Выходе Дьявола» любимой. Режиссером оказался Теренс Фишер — тот самый, что снимал многие знаменитые «хаммеровские» ужастики, включая вышеупомянутого «Дракулу». А сценарий, кстати, написал Ричард Мэтисон, автор романа «Я — легенда», немало поработавший и для кино, и на ТВ — и, чаще всего, качественно.

К слову, фильм имел литературную основу — роман Дениса Уитли «И исходит дьявол» («Против тьмы») — второй в творчестве автора и второй же в цикле о герцоге Ришло (именно его и играет Кристофер Ли). В России эта книга издавалась, но особого успеха не снискала.

Самое забавное в фильме — то, что временами проглядывает структурное сходство с… все тем же «Дракулой», причем даже не его экранизациями, а самой книгой Брэма Стокера. Кристофер Ли, в кои-то веки играющий положительного героя (собственно, может, поэтому ему так нравится этот фильм), ведет себя примерно, как Ван Хельсинг: умудренный жизнью ученый, знаток оккультизма, который помогает своим молодым друзьям, сурово их направляя. Более того, в какой-то момент он начинает суетиться, пытаясь спасти от неминуемой угрозы девушку… Но она все равно гибнет. В результате к игре Кристофера Ли придраться сложно, он вовсю пользуется харизмой и своим легендарным голосом, при этом умудряясь не переигрывать, но впечатление все равно получается странноватое.

И вообще подбор актеров в целом для современного зрителя — отдельное достоинство картины: помимо сугубо положительного Ли, что само по себе — нечастое зрелище, здесь еще и Чарльз Грей в роли главного злодея и едва ли не воплощения Дьявола. Незадача в том, что актер мгновенно опознается более-менее насмотренным зрителем как… ученый-рассказчик из незабвенного «Шоу ужасов Рокки Хоррора». Да-да, тот самый: «It's just a jump to the left... And then a step to the right! With your hands on your hips»… Простите, увлекся. Суть в том, что его самый знаменитый образ временами накладывается в сознании зрителя на эту роль — и эффект получается почти психоделический. Впрочем, создатели фильма никак не могли этот эффект предусмотреть: великий «Рокки Хоррор» был снят в 1975 году.

Если же оставить подбор актеров в стороне и попытаться оценить остальные параметры фильма, то «Выход Дьявола» производит довольно странный эффект. Во-первых, несмотря на свою тематику — оккультные ритуалы, показанные во всех подробностях, — картина не воспринимается как фильм ужасов. Это добротное, немного архаичное приключенческое кино, в котором автомобильная погоня снята с большим смаком и запоминается лучше, чем все демоны и колдуны вместе взятые. К слову о ритуалах: во время съемок фильма цензоры питали легкое недоверие к картине, все-таки, тема сатанизма, знаете ли... Тем не менее показанное на экране сравнительно безобидно даже для тех лет и вызывает некоторое недоумение своей эклетичностью. Отдельные моменты напоминают Уикку, современную ведьмовскую религию, почитающую Рогатого Бога. Временами персонажи используют элементы каббалы, а подчас — начинают взывать к египетским богам. Более того — ближе к концу фильма персонаж Кристофера Ли со своими товарищами запирается в круге и ждет рассвета, пока всякая нечисть пытается их выманить. Русский зритель здесь просто не может не вспомнить «Вия» — причем сравнение получится не в пользу «хаммеровской» картины. А завершается вся эта пестрая магическая смесь навязчивой апологией христианства — видимо, чтобы никому обидно не было. Ну, смягчить цензуру никогда не помешает.

В целом — зрелище получилось довольно странным и это, пожалуй, наименее «хаммеровский» фильм из всех работ студии в жанре хоррора: нет в нем характерной пышной и густой атмосферы. Но для поклонников жанра, не страдающих непереносимостью старого кино, просмотр может оказаться небезынтересным. С другой стороны, если уж хочется посмотреть что-то с Кристофером Ли и магическими ритуалами, то всегда можно выбрать «Плетеного человека» — самый «хаммеровский» фильм, снятый другой студией.

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх