Серия «Alone in the Dark», несмотря на неровность, является прародителем «Survival horror», однако на фоне других творений жанра считается потерянной (практически, заслуженно). Не лишним будет знать, на основе чего зародились такие известные и популярные хоррор-сериалы, как «Resident Evil», «Silent Hill», «Blair Witch Trilogy» и другие – в их сути скрывается «Alone in the Dark» 1992 года выпуска.

Первая часть осталась в сердцах многих геймеров, кому удалось ознакомиться с ней ещё в 90-х, а может и в наше время. Дело в том, что «Alone in the Dark» – настоящий раритет, к которому нужно относиться с уважением, несмотря на то, что многих современных игроков она оттолкнёт медленностью происходящего, неряшливым управлением, к которому долго привыкаешь, и графикой. Но если же побороть эти «нюансы», то откроется совершенно иная картина: превосходный и пугающий по сей день хоррор-проект, который не оставит равнодушным.

Alone in the Dark

Сюжет соответствует духу произведений Говарда Лавкрафта. Главные герои (а их двое) отправляются в особняк, где недавно было совершено самоубийство. Частный сыщик Эдвард Карнби взялся описывать имущество, а племянница покойного Эмили Хартвуд выяснять тайну внезапной гибели дяди. Дальше с обоими происходит примерно то же самое – выживание в огромном особняке, заселённом страшными существами, блуждание по тёмным подземным тоннелям, где таится нечто страшное, выходящее за рамки человеческого подсознания. Само же название «Один в темноте» оправдывается наполовину – примерно ближе к концу нам предстоит пересечь длинный тёмный лабиринт, освещая пусть слабым фонариком, каждый раз шарахаясь от внезапно раздающихся шагов вдалеке.

Чем «Alone in the Dark» привлекала внимание и почему стала иконой жанра? Основной фишкой была камера, намертво прикованная к углам комнаты, которая зачастую оставляла врагов вне поля зрения. Ничего не напоминает? Мы медленно идём по длинному коридору, пол скрипит, шаги раздаются громко и отчётливо – где ещё можно слышать такое? Чтобы звучало так, как в реальности. Чтобы всей кожей ощущалось собственное присутствие в этих проклятых стенах. Звуки были проработаны на все сто процентов, а странноватая мелодия, сопровождающая в течение всего сюжета, добавляла мрачности.

Alone in the Dark

От творчества Лавкрафта разработчики позаимствовали неповторимую атмосферу сверхъестественного ужаса, главный вид противников (зелёные существа), Некрономикон и фамилию главного героя, что по своему сыграло значительную роль. Так что в качестве вдохновения авторы выбрали правильное направление.

Тем не менее, геймплей был довольно простым. Мы бродили по особняку, разгадывая несложные пазлы с использованием найденных предметов, и попутно сражались с монстрами или убегали от них. Всё просто и в то же время тяжело – каждое сражение было значимым, для победы требовалось немало сил, не в последнюю очередь из-за неудобной боевой системы. Благо, что сохраняться разработчики разрешили в любой момент.

В общем и целом, «Alone in the Dark» оказалась хитовой, причём настолько, что и сейчас от неё можно получить большое удовольствие. Она по–прежнему пугает, завораживает, удивляет, а финал после всех приключений оставляет странные ощущения. Её успех предрёк появление новой части, которая не заставила себя ждать.

«Alone in the Dark 2» вышла в 1993 году из-под пера той же студии «Infogrames», но снискала меньшей славы, нежели оригинал. Вся беда в том, что она практически копировала первую часть (как собственно и многие игры того времени, тот же «Doom 2»), но упор был сделан на экшен составляющую, нежели на квестовую. По сюжету герой первой части Эдвард Карнби отправляется на поиски похищенной воскресшими пиратами девушки, попутно расстреливая нечисть из «Томпсона». Вот и всё. Загадки и атмосфера остались, но играли уже маленькую роль, а количество схваток существенно прибавилось, как и количество огнестрельного оружия. Правда, боевая система осталась практически той же, отчего сложность прохождения увеличилась.

Alone in the Dark 2

Стоит ли опробовать сиквел? Как ни странно, да, потому что в некоторых местах он по-прежнему пугает (чего стоит сад с живой изгородью). Также в конце присутствует финальный босс, после которого мы благополучно спасём девушку и уедем прочь. «Alone in the Dark 2» по-прежнему осталась классикой, но вот если вы захотите хорошенько испугаться, как и в оригинале, почувствовать себя беззащитным в абсолютном одиночестве наедине с безжалостными монстрами, то немного разочаруетесь.

Тем не менее, продолжение позволило студии выпустить и третью часть, которая, на удивление, оказалось лучше предыдущей. По сюжету тот же самый Эдвард Карнби сталкивается с нечистью в заброшенном городке времён Дикого Запада, дабы спасти старую знакомую от козней воскресшего главаря бандитов и по совместительству основателя города Стоуна. Загадки и экшен составляющая получились сбалансированнее (правда, не так хорошо, как в первой части), благодаря чему играть стало гораздо интереснее и напряжённее. Врагов появилось больше, а столкновения с ними вышли не менее затруднительными, чем во второй части, так как боевая система практически не изменилась. Но самое главное – играть было страшно, как и в оригинале. Тёмные помещения и внезапно появляющиеся враги заставляли изрядно попотеть и испугаться. Но, к сожалению, сейчас «Alone in the Dark 3» мало кого может впечатлить, хотя плохой от этого она не стала и не станет. Правда, атмосферу произведений Лавкрафта сменили на Дикий Запад с элементами хоррора, что, собственно и является существенным минусом.

Alone in the Dark 3

На этом производство приостановилось из-за низких продаж третьей части, и многие геймеры считали, что серия безнадёжно мертва. Но даже будучи мёртвой, она сделала огромный вклад в развитие жанра благодаря студии «Capcom» и её франшизе «Resident Evil», позаимствовавшей основную концепцию и геймплейные фишки именно из «Alone in the Dark». Но знали об этом лишь немногие.

Спустя шесть лет разработкой занялась студия «Darkworks», а «Infogrames» выступили издателями. «Alone in the Dark: The New Nightmare» стала своего рода перезапуском серии, однако многими фанатами признана «клоном «Resident Evil»». И не без основания. Но, тем не менее, это была каноничная игра, идущая по наследству оригинала широко раскинув ноги, а также по-прежнему заимствующая произведения Лавкрафта.

Главные герои – Эдвард Карнби и его коллега Алин Сендрак – отправляются в заброшенный особняк на далёком острове, дабы расследовать убийство лучшего друга Эдварда. Геймплейные фишки детища «Capcom» были видны невооружённым глазом, в то же время это было данью традиции оригинала: сюжет, повторяющий (не полностью) первую часть, место действия, атмосфера, чудовища, сошедшие со страниц произведений Говарда Лавкрафта, множество квестов, два играбельных персонажа, тёмные коридоры… Всё это словно напоминало ремейк оригинала, что само собой стало подарком для фанатов и поводом воскресить сериал.

Alone in the Dark: The New Nightmare

Самое интересное то, что «The New Nightmare» была поделена на две части, и игра за каждого персонажа представляла собой новый взгляд на происходящие события (прямо как в «Resident Evil 2», скажите вы). Если вы любите стрелять и не особо думать – берите Эдварда, а если хотите пораскинуть мозгами, вникнуть в происходящее и насладиться пугающей атмосферой – смело берите Эйлин. Тем самым четвёртая часть удовлетворяет геймеров обоих направлений – и любителей подумать, и любителей повоевать. Но в обоих случаях атмосфера остаётся очень мрачной, полной тайн, неизвестности и ужаса, поджидающего за углом. Когда оказываешься в длинном коридоре и на тебя надвигается нечто похожее на детёныша Ктулху, то становится не по себе. А свет здесь является чуть ли не главным помощником, поэтому каждый раз войдя в новое помещение, следует искать переключатель. Да, творчество джентльмена из Провиденса оказало сильное влияние.

Alone in the Dark: The New Nightmare

Однако удивляет, что на этом производство серии завершилось – постепенно её стали забывать, а «New Nightmare» многие нарекали клоном «Resident Evil», не задумываясь над тем, что он всего лишь преумножил качество оригинала. Как ни странно, сериал вернулся к жизни аж спустя шесть лет.

Между делом Уве Болл снял одну из самых провальных экранизаций, которая не сумела ни вернуть интерес к игровой франшизе, ни впечатлить тех, кто с ней не знаком – и  вспоминают его по сей день недобрым словом.

«Alone in the Dark» – пятая часть в серии – стала полным разочарованием, несмотря на то, что с самого начала сулила обратное. Удивительно красочная по тем временам графика, навороченный, полный оригинальных находок геймплей, сюжет с массой загадок, неожиданно возникающие противники, полнейшая мистичность, а самое главное – музыка, записанная специальным оркестром, – разве не повод полюбить игру? Как ни странно, нет. Во-первых, от серии у неё осталось только название да главный герой (ну и сюжет её продолжающий). А всё остальное – атмосферу, загадки и ужас словно отодвинули на второй план, превращая всё происходящее в симулятор пиромана (да, свет, а точнее огонь играет здесь решающую роль), и заставляя героя бегать по разрушенному ночному парку Нью-Йорка, выполняя туманные задания, известные только ему самому.

Alone in the Dark

По сюжету Эдварду Карнби уже больше ста лет, но после событий четвёртой части он лишился памяти и своими глазами вынужден наблюдать локальный апокалипсис в Нью-Йорке. Всё вокруг рушится, люди умирают и превращаются в одержимых существ, уязвимых к огню, а Эдвард оказывается посреди этого хаоса. Теперь его цель – предотвратить пришествие Люцифера, готовящееся многими годами, а для этого придётся изрядно пробежаться по Центральному Парку, попутно восстанавливая потерянную память.

Новый «Alone in the Dark» невероятно интриговал, но на этом сюжет словно обрывался, а ужасные концовки заставляли почти всех сидеть с раскрытым ртом от негодования. Это был настоящий провал. Тем не менее, атмосфера у неё была своя. Представьте себе ваше путешествие по ночному парку с ожиданием встретить через дорогу какого-нибудь монстра. Вы медленно идёте, трава под ногами хрустит, а рядом раздаётся шелест кустов. На этом, пожалуй, и сыграла «Alone in the Dark». А чудовищное управление превращало каждую схватку в настоящее испытание, если, конечно же, вы играли на клавиатуре.

Alone in the Dark

И вот уже на этом, казалось бы, серия прекратила существование, скатившись в разряд слабых игр. Однако спустя семь лет было объявлено о разработке ремейка и многие фанаты возликовали, пока не вышла бета-версия.

«Alone in the Dark: Illumination» лишь ещё сильнее толкнула серию в самую глубину, сломав всё представление об оригинале и превратив её в прах. Сюжетно это не было ни ремейком, ни даже продолжением оригинала. А на экране творилось следующее – выбирался один из четырёх героев, в руки давалось мощное оружие и небольшая карта, на пути оказывалось множество монстров, мешающих выполнить задание в стиле «пройти из точки А в точку Б». И всё. Новая часть превратилась в чистейший шутер без намёка на атмосферу и загадки, вперемежку с многочисленными глюками и багами. Всё что мы делали, это бегали, стреляли, включали свет и поливали монстров огнём. И что самое страшное – на этом разработка прекратилась, а бета-тестирование стало основной игрой. Так что многие фанаты практически сразу забыли о ней, как и другие геймеры, по сути открестившись от того, что относилось к столь загадочной франшизе.

Alone in the Dark: Illumination

На этой печальной ноте история «Alone in the Dark» и заканчивается. Неизвестно, что нас ждёт в будущем – ремейк или сиквел, – это не важно, но надежда на то, что однажды разработчики вернут пугающую атмосферу оригинала, постепенно тает. Как говорится, поживём-увидим, тем более что всегда можно перепройти прошлые части, хорошенько исследовать глубины каждой из них и потрепать себе нервы. Как бы там ни было, серия сделала большой шаг вперёд в жанре, став иконой, и на этом же её значимость пропала и осталась лишь в сердцах верных ей фанатов.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх