DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Цельное полотно

Чертовы пальцы (авторский сборник)

Автор: Дмитрий Тихонов

Жанр: хоррор

Издательство: АСТ

Серия: Самая страшная книга

Год издания: 2018

Похожие произведения:

«Чертовы пальцы» — третий авторский сборник, выходящий в серии «Самая страшная книга» (пока это ежегодная традиция — остается только гадать, чьим сборником порадует серия в 2019 году), и ее автор очень хорошо знаком всем, кто мало-мальски интересуется современной русскоязычной хоррор-литературой, ведь его рассказы украшают ССК-антологии. Дмитрий — яркий представитель «темной волны», один из ее флагманов, у которого хорошо получаются вещи совсем разных жанров и направлений, что прекрасно демонстрирует этот сборник.

Книгу можно условно разделить на три приблизительно равные части.

Первая — это повесть, которая дала название пятисотстраничному тому. Идея поместить в сборник не только рассказы, но и вещь среднего размера, оказалась крайне удачной. «Чертовы пальцы» — центральное и самое мощное произведение книги. В повести переплетаются знакомые жанровые мотивы — мальчишеский хоррор со школьными буднями; безымянная «Контора, на страже стоящая»; рвущееся в наш мир древнее зло; оттенок вирда в повествовании, — создавая при этом уникальное цельное полотно. Более крупный размер дает развернуться повествовательному дару Тихонова, вьющему нить произведения причудливыми зигзагами. Почин с повестями можно только приветствовать и надеяться, что и в последующих авторских антологиях, коими нас порадует ССК, им найдется место (наличие «Что-то в дожде» в «13-ти монстрах» надежду только подпитывает).

Вторая — это рассказы, которые уже знакомы постоянным читателям ССК и/или Варго-серии. Открывает эту часть рассказ «Ряженый» (знакомый по сборнику «Хэллоуин»), в котором во время колядок мальчишка становится свидетелем явления настоящей адовой сущности в их деревню. Исторический хоррор на российской почве с обращением к весьма богатой святочной традиции. Минималистичность повествования оставляет большую часть событий на откуп воображению читателя, и в таком малом формате это удачный ход.

«Свиноголовый», прибывший из «13 маньяков», уже совсем иной, практически поток сознания безумца. «Гарь» из ССК2016 (которую и в DARKER можно было прочитать) — это русский ответ «Экзорцисту», и разве удивительно, что по сравнению с ним роман Блэтти — это гимн оптимизму? «Бледен лунный лик» из сборника «Альфа-самка» — это классический плохой дом, точнее, в соответствии с постсоветской реальностью, — плохая квартира, со всеми вытекающими, очень мощной и плотной атмосферой эталонного хоррора.

В «Трапезе» (Варго-сборника «Пазл») почти повешенный колдун получает небольшую отсрочку — но будет ли он рад этому, большой вопрос. Это еще один исторический хоррор, написанный очень приятным языком. «Ночь в кругу семьи» — один из ранних рассказов (его можно было прочитать в «Полдне, ХХI век» и антологии «Мастер своего дела»), это мрачная, но незатейливая апология предестинации.

И, наконец, третья часть — это совершенно новые для читателей рассказы, впервые появившиеся именно в этом издании.

Отдельно хочется отметить хулиганскую сплаттерпанково-угарную дилогию «Костоправы» и «Господь всех в лесу зарытых» (казалось бы, представленную в сборнике в обратном хронологическом порядке — но так ли это?), в которой орудует парочка совершенно отмороженных, но при этом очень колоритных бандюганов Бухенвальд и Штопаный, которые плотно врежутся в память читателю.

Холодные и странные «Убийцы и дураки», где главным героем выступает Даниил Хармс и создается очень хамрсианско-вирдовая атмосфера непонятно-опасного Ленинграда, — очень литературоцентричное и завораживающее чтиво.

Начинающиеся как исторический хоррор «Калики перехожие» выворачивают на тропу причти, представляя читателю срез времен и нравов и вновь не оставляя особых надежд. Странная история умершего молодого поэта пересекается с параллельной историей «Человека с железными глазами» — метафорично, но неизбежно.

Темную сторону начала татаро-монгольского вторжения на Русь рассказывает «Эрлег-хан», еще один исторический хоррор в этой обойме. «Под хладною мглою» играет с другим распространенным хоррор-сюжетом — вытолкнутые воспоминания и чувство вины. И завершает сборник эталонный образец дарк-фэнтези «Слуги атамановы», за прообраз мира которого взята Россия примерно 18-го века, а мораль его проста — некромантия не игрушка, и будь готов к кидалову.

Сборник получился очень разноплановый, с весьма разнообразными по стилистике и ощущениям от прочтения произведениями, но неизменно крепкими и цепляющими.

Будет тут и напряжение, в саспенсе можно купаться, и кровищи отлито порядочно; будут и загадки, странности с «что, блин, происходит», исторический хоррор и темное фэнтези, монстры и твари. Если нужно обобщить двумя словами, то «отличный хоррор» подходит идеально.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)