ДЕМОН ВНУТРИ

Чего боялись наши предки

Какие ассоциации у вас возникают при слове «суеверие»? Хорошо если для вас это поплевать через плечо «чтобы не сглазить» или пойти в обход дороги, по которой пробежала черная кошка. А ведь еще несколько столетий назад из суеверия запросто могли убить, да и сейчас в некоторых странах на подобное можно нарваться. Разгадка проста: мифы и суеверия – это отголоски того периода, когда человек еще толком ничего не знал об окружающем мире и, как следствие, всего опасался и все обожествлял. Чтобы узнать о том, как обстояли с этим дела на территории современной России, мы отправимся в Музей мифов и суеверий русского народа, расположенный в городе Углич Ярославской области.

Музей мифов и суеверий русского народа 

Сегодня небольшой городок Углич, расположенный в двухстах километрах к северу от Москвы, ассоциируется у туристов, главным образом, с именем царевича Дмитрия. Именно в Угличе в 1591 году погиб младший сын Ивана Грозного, чтобы впоследствии дать многочисленным авантюристам повод выдавать себя за «чудом спасшегося» царевича.

Сам Углич хоть и не входит в ядро Золотого Кольца, но туда тоже регулярно приезжают на автобусах и приплывают на теплоходах по Волге, на которой и стоит городок, экскурсионные группы. Тем, кто посетит Углич в рамках экскурсионного тура, наверняка запомнится живописная территория Кремля с прилегающим парком, колоритные музеи русской водки и тюремного искусства, а также проверенный экспертами из телепередачи «Ревизорро» ресторан «Авеню», который почти наверняка порекомендует гид.

Город Углич

В то же время достаточно обратиться к истории Углича, чтобы увидеть его в несколько ином свете. Городок этот в силу расположения не имеет славного боевого прошлого, зато дважды был основательно разграблен: в 1238 году это сделали татаро-монголы, а почти четыре столетия спустя — поляки.

Зато до воцарения династии Романовых, при которой Углич превратился в типичный провинциальный купеческий городок, по факту он использовался как место для так называемой «почетной ссылки» важных особ.

Собственно, именно в таком качестве и пребывал в городе уже упомянутый царевич Дмитрий, а предыдущим князем был умерший в возрасте тридцати одного года полоумный брат Ивана Грозного Юрий. По странному совпадению супруга последнего, спустя шесть лет после смерти мужа, будучи уже постриженной в монахини, была утоплена в реке Шексне. В Углич, кстати, был сослан в 1446 году великий князь Василий II сразу после того, как был ослеплен по приказу двоюродного брата.

Незавидна и судьба главного строителя города, князя Андрея Большого, который, кстати, приходился Василию II родным сыном. Будучи младшим братом Ивана III – того самого, который в 1480 году официально избавил Русь от татарского ига, – Андрей княжил в Угличе тридцать лет, и именно в годы его правления было построено здание княжеских палат, ныне являющееся уникальным примером русской гражданской архитектуры XV века. В 1492 году, во имя славного дела объединения русских земель, старший брат обвинил Андрея в измене и заточил вместе с малолетними сыновьями в тюрьму, откуда никто из них так и не вышел живым.

Княжеские палаты Андрея Большого в Угличе

Вот такая у города славная история. А теперь давайте взглянем немного под другим углом и на современный Углич.

Чтобы это сделать, лучше всего приехать туда самостоятельно и остаться на ночь, благо неплохих гостиниц в городе хватает, и вполне реально снять двухместный номер со всеми удобствами за 2000–2500 рублей в сутки.

Самый простой способ увидеть подлинное лицо Углича – дождаться темноты. Музеи к этому времени уже закроются, туристы разъедутся, а вслед за ними разойдутся и уличные торгаши сувенирами, после чего город в буквальном смысле погрузится во мрак. Дело в том, что уличное освещение в Угличе крайне скудное даже в самом центре, а в сочетании с почти полным отсутствием людей создается впечатление, будто попал в город-призрак, где любой движущийся силуэт способен вызвать первобытный ужас.

Есть и второй вариант, более комфортный и, пожалуй, безопасный. Всего-то и нужно, что отойти от живописно-лубочного Кремля, а потом свернуть с оживленной Ярославской улицы направо. И вот тут Углич предстает совсем другим и при свете дня.

Музей мифов и суеверий русского народа

Пока еще попадающиеся исторические здания, отмеченные соответствующими табличками, выглядят так, будто город пережил ядерную войну, и некому банально обновить краску. Дороги уже грунтовые, а ямы на них такие, что в целях элементарной безопасности при движении на автомобиле руль стоит держать как можно крепче, дабы не влететь в чей-нибудь забор или столб. Что же касается домов, то здесь город все больше напоминает угрюмую деревню, поскольку в массе своей они деревянные, но при этом неухоженные и покосившиеся. Кроме того, обращает на себя внимание обилие сгоревших домов – их обугленные скелеты всем своим видом показывают, что хозяева, если они живы, не очень-то любят наведываться в эти места.

Город Углич

Музей, в который мы отправимся, находится именно в этом, настоящем Угличе. Те, кто приплыл в город на теплоходе, просто не успеют дойти до него, предпочтя потратить предоставленное гидом свободное время на посещение музея водки или обед в ресторане.

Улица 9 января хоть и покрыта асфальтом, но фактическое отсутствие тротуаров и обилие заброшенных сгоревших домов создают мрачную и неприветливую атмосферу.

Музей мифов и суеверий русского народа

Сам музей, как вы можете догадаться, очень небольшой. Но согласитесь, странно было бы, если бы в маленьком провинциальном городке существовало что-то калибра Эрмитажа, да еще такой специфической направленности, как мифы и суеверия. Располагается музей в небольшом деревянном здании и по факту занимает три небольших зала. Плата за вход, впрочем, чисто символическая – 100 рублей с человека, и в эту сумму включена индивидуальная получасовая экскурсия по экспозиции. Ах да, фотосъемка тоже платная, но угличский Музей мифов и суеверий – это как раз то место, где есть на фоне чего фотографироваться. Итак, давайте по порядку.

Основу экспозиции составляют тематические восковые фигуры.

Музей мифов и суеверий русского народа

Зал 1

В первом зале нас ждут три примечательных экспоната.

Сидящая на ветке птица Сирин с человеческой головой хоть и олицетворяла у наших предков восход Солнца, но в рамках экспозиции она чем-то напоминает Бурого Дженкинса из лавкрафтовских «Снов в доме ведьм»: маленькое лицо в окоеме черных волос, черное, как будто слегка потрепанное и неопрятное птичье тело – в таком исполнении она явно не ассоциируется с чем-то светлым.

Следующие два экспоната напрямую связаны с колдовством и черной магией.

Идея о том, что колдуна мало просто убить, а нужно сделать это особым образом, неоднократно встречается и во взрослом фэнтези, и в детских сказках. В первом зале сразу два объекта развивают эту тему.

Если при жизни ведьма порой могла принести кому-то пользу, то после смерти похоронить ее надлежало лицом вниз. В противном случае, как только наступит ночь, покойница как ни в чем не бывало вылезет из могилы и отправится пить кровь у живых. Одна из фигур как раз и отражает процесс перехода из мертвого состояния в неживое. Эффекта добавляет отсутствующий взгляд мертвой женщины, как бы подчеркивающий, что теперь ее тело больше ей не принадлежит.

Музей мифов и суеверий русского народа

Кроме того, осиновый кол издревле использовали не только вынужденные день и ночь отбиваться от настырных вампиров жители Трансильвании, но и наши предки. Правда, использовали они его куда гуманнее, а именно клали в могилу вместе с умершим колдуном или колдуньей, чтобы он или она уж точно не отправился ночью отведать кровушки мирных христиан. Впрочем, могли и в сердце мертвяку кол загнать.

Сегодня в музее представлена копия захоронения с осиновым колом, обнаруженного археологами в самом центре Углича.

Зал 2

Второй зал целиком и полностью посвящен Бабе-Яге. Пожалуй, ее восковая фигура – это самый мощный и колоритный из экспонатов, на фоне которого действительно не грех сфотографироваться.

Музей мифов и суеверий русского народа

Ее отталкивающая внешность слегка обманчива, поскольку если вспомнить сказки, то там лесная колдунья выступает, скорее, в роли положительного персонажа, помогая главному герою. Дело в том, что в дохристианский период у славян существовал обряд инициации, своеобразного посвящения в мужчины, когда отец отводил мальчика в лес, где тот должен был самостоятельно отыскать избушку, в которой жрецы и проводили обряд. Насколько суровыми были испытания, доподлинно неизвестно, но в процессе посвящения будущий мужчина и воин испытывал и страх, и вполне физическую боль. Кстати, когда в сказках герой просит Бабу-Ягу натопить баньку, – это параллель с омовением покойника, поскольку обряд инициации подразумевает смерть старого и рождение нового.

Музей мифов и суеверий русского народа

Зал 3

Здесь нашлось место таким популярным у наших предков духам, как домовые, кикиморы и полевики. Примечательно, что в их существование верили и после принятия христианства. О специализации и местах обитания каждого из них вам подробно расскажет экскурсовод – нам же куда более интересна другая композиция.

На лице сидящей перед зеркалом барышни застыло выражение предельного ужаса. Оно и понятно, поскольку за ее спиной стоит сам Дьявол… На самом деле композиция изображает популярный способ гадания, когда девушка, предварительно сняв с себя нательный крест, усаживалась перед большим зеркалом, а маленькое направляла таким образом, чтобы увидеть многократное взаимное отражение одного зеркала в другом. В конце такого оптического коридора она пыталась разглядеть лицо будущего мужа. Но иногда силы, к которым девушка обращалась за помощью, решали над ней слегка подшутить и являлись самолично… Вот тут-то и начинается самое интересное, поскольку фраза «Чур меня», которую произносили, дабы отогнать нечистую силу, – это обращение к древнему богу родового очага Чуру или Щуру (тут впору вспомнить слово «пращур», означающее «предок»). Картина крайне забавная: чтобы отогнать темные силы из христианской мифологии, наши предки подсознательно призывали на помощь языческих богов и, судя по всему, не без успеха.

Музей мифов и суеверий русского народа

Разумеется, это не все экспонаты: в музее собрана богатая коллекция разнообразных идолов, оберегов, и даже «Призрак коммунизма» В.И. Ленин в этой компании каким-то образом оказался. Кстати, на память о посещении здесь же можно приобрести авторские сувениры или те же обереги – например, в автомобиль – говорят, от гаишников тоже помогает.

Музей мифов и суеверий русского народа в Угличе в буквальном смысле неотделим от того города, где он находится. Открылся бы он, скажем, где-нибудь в Москве или Питере – произвел бы совершенно иное впечатление. В Угличе же в атмосфере мрачной провинции подобное заведение смотрится более чем органично. Говорят, в таких городках люди не испорчены цивилизацией. Хотите посмотреть, что бывает, если от этой самой цивилизации отгородиться окончательно – посетите Музей мифов и суеверий.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх