DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Человек, который восхищался По

Эдгар Аллан По / Edgar Allan Poe (эссе)

Автор: Ганс Гейнц Эверс

Жанр: нонфикшн

Издательство: Schuster und Loeffler

Год первого издания: 1906

Ганс Гейнц Эверс — это, конечно, «Альрауне», это «Паук» и ещё два десятка мрачных, жутких, реалистичных кошмаров. Большая часть наследия немецкого писателя не доступна русскоязычному читателю. Мы можем наслаждаться лишь несколькими романами и рассказами, а ведь за плечами Эверса ещё множество произведений... И не только художественных...

Ганс Гейнц Эверс занимался книжной серией «Galerie der Phantasten», посвящённой писателям примерно того же круга, к которому принадлежал и сам редактор. Кстати говоря, книжка о самом Эверсе увидела свет в этой серии в 1922 году. Также были освещены фигуры немецкой (Эрнст Теодор Амадей Гофман, Карл Ганс Штробль и др.) и европейской (Оноре де Бальзак, Густаво Адольфо Беккер и др.) литературы. Заокеанские авторы, по всей видимости, привлекали гораздо меньшее внимание, но без одного из них серия обойтись не могла. О таланте и безумии Эдгара Аллана По написал сам Эверс. Написал, как всегда, удивительно очаровательно.

Эссе называется просто: «Эдгар Аллан По». Впервые изданное в 1906 году, при переиздании в серии «Galerie der Phantasten» в 1914 году получило подзаголовок: «Das Nebelmeer» («Море тумана»). Имеется посвящение:

Густаву Майринку — опьянённому художнику, мечтателю, верящему во сны как единственно реальные, — как делал По, как делает тот, кто написал это, — посвящается данная книжка.

Альгамбра, апрель 1905.

Гравировка Гарри Г. Уэбба.

В эссе Ганс Гейнц Эверс мало говорит о жизни художника, как он называет По. Всего несколько строк, почерпнутых из трудов, созданных ещё до него, — и всё. Биография ему не так уж и важна — он ведь берёт в фокус не человека как такового, а рассматривает литературный феномен По. Прежде всего он видит в нём писателя, поэта, художника — в самом широком смысле этого слова.

Эверс и не намеревается поступать так же прозаично, как различные биографы По. Об этом неопровержимо свидетельствует хотя бы тот факт, что повествование щедро сдобрено описаниями Альгамбры, где рождалась эта работа. Немецкому писателю гораздо интереснее идти вслед за мыслью — на этих страницах можно почти воочию видеть, как Эверс, оттолкнувшись от исходной точки, пускает воображение в свободный полёт, увлекается и сам не знает, куда заведут его повороты мыслительного процесса. Отправную точку он представляет читателю почти сразу — она же по сути является умозаключением, к которому приводит цепочка размышлений.

Биографы По спорят: пил он или не пил? И с какой регулярностью и интенсивностью? И если дело совсем худо, то мы, пожалуй, будем поглядывать на него вовсе не восхищённо, но этак снисходительно: пил, мол, и пил, но при этом писал чего-то, да вроде бы и не отвратно! Так что сделаем уж ему поблажку...

Ганс Гейнц Эверс отмечает это в эссе, но сам стоит на принципиально иных позициях. Он вовсе не согласен с такой постановкой вопроса. Разве вопрос о том, насколько часто и много пил По, так важен? Ведь здесь употребление алкоголя не просто так: он поступал так, чтобы творить! Это же не весёлая разудалая пьянка, а тяжёлая работа! Именно поэтому ему удалось создать так много шедевров — и в прозе, и в поэзии.

Что же касается языка, то тут Эверс великолепен — впрочем, как всегда! Размышления о художнике По то и дело сменяются картинами испанской Альгамбры. Это прекрасный мир — буйство природы, наводящее на мысли об арабских поэтах, следовательно, об арабских сказках, следовательно, о грёзах и снах. Вообще, сон — образ, проходящий красной нитью сквозь весь текст и выражающий его главную идею. Появившись ещё в посвящении, это слово упрямо повторяется до самого конца. И весь текст стелется мягко, непринуждённо, умиротворённо — как приятный сон...

Нельзя сказать, что эссе слишком уж крупное — хотя, конечно, и небольшим его не назовёшь... Но в таком объёме выразить столько мыслей и донести главную: с точки зрения Эверса, Эдгар Аллан По был ни больше ни меньше — гением, что бы о нём ни говорили и кто бы не упоминал его имя... Причём таким изумительным языком, с таким удивительным чувством! Далеко не всякому это бы удалось, но немецкий писатель сделал всё просто великолепно!

Эссе не полностью посвящено По, а захватывает ещё много вопросов искусства. И здесь Эверс открывается с новой стороны. Хоть он сам и советует читателю не знакомиться с книгами, посвящёнными его (читателя) любимым художникам, чтобы не быть разочарованным, но вряд ли данное произведение способно разочаровать (по-)читателей По!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)