ГОЛЕМ

 

Vlad Tepes (France) 

 

Часть I. Генезиз

 

     На сегодняшний день влияние такого стиля как black metal поистине безгранично, ибо явление сие за многие десятилетия приобрело почитателей и адептов по всему земному шару. За это время черный метал претерпел различные метаморфозы и трансформации, обогащаясь национальной палитрой и мировоззрением исполнителей в зависимости от места своей локации. Но вместе с тем, он, как ни один музыкальный стиль продолжает хранить верность своим корням, уходящим в почву первобытного трэша, перенесенного на более суровую почву Скандинавии, а оттуда уже по всему свету.

     Но в этот раз мы последуем лишь в одном конкретном направлении – в юго-западную Европу, а точнее во Францию, где данный жанр экстремального метала возведен в своего рода культ тьмы. Кому-то французский блэк может показаться забавной экзотической стилизацией, знакомой в основном по творчеству прославленных либертенов из Нанта Anorexia Nervosa. Однако, стоит копнуть глубже и становится совершенно ясно, что дело намного серьезнее.

     Итак, история эта берет свое начало в 1991 году в городе Грабельсе, где некто Мейна’х (Meyhna’ch) создает группу под названием Mutiilation. Поначалу действовавшая как трио, группа в скором времени трансформируется в одиночный проект своего основателя и начинает бодро выпускать демо-записи в стиле грязного и бескомпромиссного блэк-метала.

Mutiilation

     В том же 1991-ом в городе Бержерак человек, скрывшийся под псевдонимом Vordb Lathor Ecsed создает одноименный эмбиент-проект, но вовремя меняет название. Как видно, появление двух музыкальных актов с одинаковым названием не могло остаться незамеченным, и вскоре лидеры обеих формаций не без помощи сессионных музыкантов (а, как вы знаете, в блэк-метале без них никуда!) начинают активно общаться, поверяя друг другу свои идеи и взгляды на музыку. В начале 1993 г. Vordb запускает новый проект под названием Belketre, которому также суждено сыграть фундаментальную роль в становлении французской черной сцены.

     И как бы в довершении всего, примерно в этот же период в Бресте зарождается на свет Vlad Tepes – дьявольское детище музыканта Wlad’а, названное так в честь Сами Знаете Кого. Забегая вперед, стоит упомянуть, что данный акт не стоит путать с другим проектом под именем Vlad. Имея схожую стилистику, эта группа разродилась всего лишь двумя демо-записями и в 1995 году канула в небытие, чтобы возродиться под не менее грозным названием Blut Aus Nord. Но обо всем по порядку.

Vlad Tepes (France)

     Время, о котором идет речь, выдалось довольно бурным. Европа начинает активно пробовать на вкус, что собственно такое black-metal. Грядет новая волна металистов-дьяволопоклонников. Шум, поднятый норвежскими «викингами», их методы действия и мизантропическая идеология только подливали масла в огонь, а приснопамятное убийство Евронимуса, совершенное Варгом Викернесом, и вовсе повергло юных и впечатлительных металхэдов в благоговейный экстаз. Множество дэт-метал команд (а во Франции этот стиль всегда в почете) неожиданно меняют курс. Нанеся на лица устрашающий корпспейнт и вооружившись богохульными атрибутами, новоиспеченные «воины тьмы» нарекли себя ортодоксальными блэк-металистами и рьяно взялись за это темное дело, зачастую с весьма посредственным результатом. К сожалению (или же к счастью), немногие смогли усвоить каноны блэка, уловить его атмосферу. Да и с поджогами церквей и убийствами дело как-то не заладилось. Срамота, одним словом, как было сказано в одном старом фильме.

     Естественно, подобное стечение обстоятельств не могло быть проигнорировано отцами-основателями истинного французского блэка. Vordb Lathor Ecsed считал, что творящаяся клоунада ставит под угрозу не только чистоту стиля, но и существование блэка вообще. Таким образом, новым модным течениям была объявлена негласная война.

     Лето 1993 года ознаменовалось созданием своего рода элитарного музыкального альянса, основателями и идейными наставниками которого стали Meyhna’ch  и Vordb. Не стоит сравнивать эту организацию со полумифическим норвежским «Черным Кругом», основанным покойным Евронимусом в подвале музыкального магазина Helvete в Осло, хотя некоторые аналогии все же имеют место быть. Норвежцы никогда не давали названия своему сообществу, да в принципе это сообщество было не более чем тусовкой музыкантов-единомышленников из Mayhem, Burzum, Emperor, Thorns  и прочих любителей музыки, вынашивающих собственные честолюбивые планы. Для реализации этих планов тем же предприимчивым Евронимусом был основан независимый лейбл Deathlike Silence Production, который выпустил в мир то, что сформировало облик true-black-metal.

     Как оказалось, французы решили ни в чем не уступать северянам. Участники объединения по собственной воле решают отдалиться от ненавистного им общества в лесной глуши и посвятить все свое время созданию музыки. Движение получает название Les Legions Noires («Черные Легионы») или более распространенный в Европе вариант The Black Legions, которым суждено войти в историю. По официальным данным в это движение входило около двадцати проектов, ко многим из которых были причастны одни и те же лица. Одним из наиболее активных композиторов являлся Vordb. Для одного из своих детищ он даже создает специальный язык Gloatre, и иной раз позволяет себе некоторые темные «шалости». Так, в записи демо проекта Brenoritvrezorke был использован микрофон, вставленный в мертвую крысу. Все же несмотря на все эти подробности, все эти сайд-проекты не сыграли какой-либо особой роли в формировании французской школы, а посему мы будем говорить только о ключевых формациях.

     К таковым, безусловно, следует отнести Mutiilation, задавший эталон бескомпромиссного и атмосферного блэка a-la Burzum. Грязные гитары, бласт-биты и монотонный вокал, точнее, ритуальный речитатив с текстами, обращенными к тьме. Первый полноформатный студийный альбом проекта «Vampires Of Black Imperial Blood» (1995), изданный лейблом End All Life Records в количестве 100 копий, до сих пор считается абсолютной классикой жанра и желанным раритетом среди истинных ценителей.

 

     Belketre

Belketre достаточно удачно продолжает этот курс, привнеся в прямолинейный саунд обилие гитарных партий, низко настроенный бас и душераздирающий скрим.

     Дуэт Vlad Tepes делает крен в сторону особо злобного, дремучего и агрессивного материала, к тому же имеющего изрядную долю холодной мелодики и эпичности.

     Собственно, на примере этих имен и были заложены каноны блэка французской школы. Основными  критериями этого подвида является оккультная атмосфера, мелодичность, экспрессивность и средний (в основном) темп игры. А вот по части злобности музыкального материала немногие команды могут сравниться с представителями скандинавской школы. Как видно, климат к этому не располагает. Однако, французы с лихвой компенсируют этот недостаток своей непревзойденной мрачностью и психологичностью. Тематика лирики – оккультизм, дьяволопоклонничество, мизантропия, смерть – тут все предельно традиционно. Ах, ну и еще франкоязычные тексты само собой.

     Надо ли уточнять, что Les Legions Noires стали полностью андеграундным объединением. Участники его категорически противопоставляли себя основной блэк-сцене, обвинив молодые коллективы в трендовости и продажности. Как и положено суровым тру-блэк-металистам, сторонники LLN старались не афишировать свою деятельность. Музыка записывалась всеобщими усилиями и выпускалась поначалу исключительно в демо-версиях (зачастую просто ужасающего качества, что, впрочем, не помешало им стать желанной добычей для страстных коллекционеров), которые в свою очередь распространялись исключительно среди «своих».  Музыканты зачастую сознательно отказывались от сотрудничества с лейблами. Исключение составили Belketre и Vlad Tepes, которые доверились звукозаписывающей компании Embassy Prodactions, выпустившей сплит этих двух команд, который должен был символизировать неистребимый дух настоящего black-metal.

     В свою очередь это не помешало месье Vordb’у  обрушить волну негодования на другой французский лейбл Osmose Prodactions, обвиняя его в поддержке «трендовых» формаций, в число которых попали команды, исполняющие блэк/дэт. Если верить слухам, он даже отправлял в офис компании посылки с дохлыми крысами, что как бы символизирует его отношение к предателям. Vlad Tepes пошли гораздо дальше, снизойдя до открытых угроз в адрес финнов Impaled Nazarene, мол, те имеют наглость насмехаться над величием Сатаны и в принципе не имеют права причислять себя к исполнителям блэк-метала. Доходило даже до того, что обвинениям в продажности подверглись даже скандинавские представители второй волны, а такая ситуация и вовсе отдает полнейшим абсурдом. В результате французов стали попросту бойкотировать, и LLN оказались в самоизоляции, чего, собственно, они и добивались.

     Минимум живых выступлений, минимум интервью, и только одному-единственному изданию – журналу «The Black Plague – First Chapter», основанному Мейна’хом в 1995 г. Ореол таинственности окружил Черные Легионы, их отношения с остальными представителями французского андеграунда становились все более напряженными. И чем быстрее разрасталась европейская блэк-метал сцена, тем более ожесточенными становились участники LLN. Настолько ожесточенными, что накопленная злоба и жажда крови привели к внутренним междоусобицам ввиду крайней обособленности альянса, непрерывного роста сторонних проектов и одновременно творческого коллапса. Видимо, вошла в силу одна из неотъемлемых деталей французской школы, а именно – острый дефицит энтузиазма и скоропостижная потеря всяческого интереса к собственному творчеству, к сожалению, очень часто наблюдаемая у многих команд.

     В конце 1996 г. Мейна’х, уставший от непрерывных склок коллег по LLN, внезапно решает взять бессрочный отпуск, чтобы отвлечься от музыкальных дел. Поговаривали, что не последнюю роль в этом сыграло его пристрастие к героину. Правда это или нет доподлинно неизвестно, но факт остается фактом: уход Мейна’ха повлек за собой распад Черных Легионов. Отныне каждый из проектов-участников LLN становится каждый сам по себе. Лишь через полтора года  выйдет третье по счету демо Belketre, записанное Vordb’ом в гордом одиночестве, и вместе с этим подходит конец истории и этой формации. Vlad Tepes продержатся несколько дольше, до 1998, но и с этого момента группа прекращает всяческую деятельность.

     Что касается Mutiilation, то это имя возвращается в 1999-м с полнометражным альбомом «New False Prophet» и даже дает несколько живых выступлений. 2000-е символизируют возвращение былой славы, один за другим выходит еще три студийника. Но в 2009 Мейна’х в очередной раз замораживает проект… чтобы снова вернуться в 2015. 

 

 

Часть II. Метаморфозы

Osculum Infame 

     Несмотря на столь плачевный исход, распад The Black Legions возродил к жизни сотни групп и проектов, значительно поднявших авторитет французской школы. Одним это удавалось лучше, другим хуже, но большинство их предпочитало идти собственным путем, эволюционируя под влиянием собственных прихотей и вкусов. На первое место встала сама музыка, а не идеология, и это был весьма разумный выбор.

     Из старожилов французского блэка следует выделить брутальную команду с вызывающим названием Osculum Infame, что в переводе с латыни означает «срамной поцелуй», а кто кого и куда целовал в данном случае, учитывая лютую антихристианскую позицию коллектива, воздающего хвалу Дьяволу, догадаться в принципе несложно. Группа зародилась в 1993 г. и активна по сей день. Первоначально это был дикий и примитивный, но весьма искусно сыгранный блэк с богохульными текстами. Много позже звучание обогатилось клавишными, что вкупе с улучшившимся звучанием явило миру одну из лучших экстремальных актов современности.

     Также стоит упомянуть еще одних заслуженных ветеранов Nahёmah (не путать с испанской симфо-блэк командой). Nahёmah появилась на свет 31 октября 1992 г. и носит шумерское имя демоницы Лилит. С самого начала музыканты позиционировали себя как чисто андеграундную формацию, но своим первым демо смогли разродиться только в 1995. После же лидер коллектива Corven приостановил деятельность проекта по только ему ведомым причинам. Nahёmah возвращается в 2000 г. с новыми силами и сильно обновленным составом, а двумя годами позже выходит первый полнометражник проекта «Light Of A Dead Star», продемонстрировавший миру отменный скоростной блэк-метал с внятным звучанием и даже приличными партиями бас-гитары, обрамленный вполне естественной холодной атмосферой. Тексты песен посвящены шумерской и ассирийской мифологии, каббале, темным богиням, ведьмам и прочим созданиям ночи. Пресса не скупилась на хвалебные отзывы, а группой сразу же заинтересовались солидные французские лейблы. И, как показало время, вовсе не зря. Уже второй альбом группы «Shadows From The Past…» безоговорочно вывел Nahёmah в лидеры французской черной сцены. Однако, после третьего студийника проект вновь погружается в молчание…

     В противовес им идет история группы Antaeus. С самого своего основания в 1994 г. эти неофиты желали играть правильный тру-блэк-метал. Но из-за схожести звучания, исходящего из отсутствия собственного почерка, ребята долгое время приравнивались к адептам LLN, который они, мягко говоря, недолюбливали и находились, так сказать, «по ту сторону баррикад». Вовлеченные в длительный конфликт между «тру» и «предателями», Antaeus долгое время не могли придать своей музыке какой-либо стабильности, т.к. по всей видимости немного запутались в дилеммах, как же должен звучать этот самый тру-блэк метал.

     В числе самых инновационных и самобытных попадает великолепная команда Hirilorn, названием своим обязанная «Сильмариллиону» Дж. Р. Р. Толкина. На время своего становления (1994 г.) группа представила публике передовой материал в стиле эпичного и атмосферного мелодик-блэка,  приправленного чистым вокалом и частыми вкраплениями акустической гитары. Имея в реестре одно демо, один студийный альбом «Legend Of Evil And Eternal Death» и EP «Depopulate (Prelud To Apocalypse)», в 1999 г. группа, к великому сожалению, прекратила свое существование.

     В целом, начиная с 1995 г., французская блэк-метал сцена переживает своего рода Эпоху Ренессанса. Именно в этот период зарождается множество направлений, стилей и поджанров, произрастающих из канонического блэка.

Seth

     Так, в этом же году берет свое начало одна из ведущих экстремальных команд Франции Seth, представившая миру мелодичный и мощный блэк с отточенной техникой и богатой оккультной тематикой. Уже первая работа этого коллектива «Le Blessures De L’Ame» (1998), вышедшая на лейбле Season of Mist, получает отличные отзывы в прессе и признание металистов со всего мира. В 2000 г. группа подписывает контракт с Osmose Prodactions и вскоре выпускает второй альбом «L’Excellence», который еще больше укрепляет отличную репутацию группы. Как следствие, Seth получают приглашения от французского музыкального телевидения и даже получают возможность снять клип. Более того, группа получает поддержку в лице Фенриза из Darkthrone, благодаря чему в 2001 принимает участие в компиляции «Tribute To Mayhem» наряду с такими именами как Immortal, Emperor, Gorgoroth и Dark Funeral. Это также говорит о том, что отношения между двумя школами наконец-то наладились, благодаря большому вкладу в общее дело. Последующие две студийные работы – «Divine X» и «Era-Decay» - еще больше укрепляют авторитет Seth как одних из лучших проповедников черного искусства. Однако, вскоре коллектив, видимо, достигнув пика совершенства, принимает решение прекратить свою деятельность. Целых семь лет длилось их молчание, и в 2011 г. после ностальгического концерта музыканты решают возобновить работу и порадовать фэнов новым опусом, который увидел свет в 2013 под названием «The Howling Spirit». Надо ли говорить, что сей релиз вошел в перечень лучших метал-альбомов года?

     Anorexia Nervosa. Пожалуй, одна из самых популярных и многообещающих метал-команд Франции, слава которой довольно быстро распространилась за рубежом. Еще не имея в обойме ни одной профессиональной записи, ребята весьма приглянулись представителю Season of Mist, который не замедлил предложить им первый контракт. Начав с готичного индастриала, команда вскоре обратилась к романтичному симфо-блэку, имеющему сильное влияние классики и барокко, пытаясь вырвать пальму первенства у британских вампиров Cradle Of Filth. В принципе, для этого у них были все возможности: высококлассный материал, представленный на четырех полнометражниках, завораживающая атмосфера, модный стиль, харизматичный фронтмен, выступления с ведущими командами, но, к сожалению, и этим ребятам не удалось избежать недуга, бытовавшего среди их земляков. Поначалу это были внутренние разногласия на предмет того, по какому пути должна развиваться группа. И даже вынужденная смена состава не исправила положения. Таким образом, основатель группы гитарист Стефан принимает решение приостановить деятельность коллектива, дабы «не превратить группу в пародию на саму себя». Другими словами, Anorexia Nervosa, как видно, оказалась истощенной до предела, потому как аж с 2005 г. коллектив не подает никаких признаков активности. Как бы там ни было, успех группы протоптал широкую тропу для таких талантливых французских коллективов как Comedie Macabre, Mutilanova, Skorzum, Winterburst и пр.

Anorexia Nervosa

     Начиная с 1996-го, на французской андеграундной сцене проявляет себя такой жанр как NS Black Metal. И первым актом стал one-man-band из города Тулон Kristallnacht. Лидер проекта и его единственный постоянный участник, скрывшийся под псевдонимом L.F., впервые провозглашает идеи разумного национализма, при этом всячески отрицая какое бы то ни было соприкосновение с политическими движениями и даже языческим наследием, но не скрывая своих симпатий к германскому нацизму. «Я думаю, что HC Германия была эталоном и живой инкарнацией природы и ценностей Белого человека. Время, когда честь, гордость, верность, кровь, сила, порядок были высшими ценностями. Это все оказало на меня сильное влияние, я отрицаю посредственность, ослепленность и медленную смерть, которую “предлагает” нам чума из пустынь…» За подобные идеи месье L.F. даже пришлось провести три месяца в тюремном заключении, но и эти меры не оказали на него какого-либо сильного воздействия. Он как ни в чем ни бывало продолжил деятельность Kristallnacht, представленную в виде скоростного  и злобного блэка с изрядной долей эпичности, которую привнесли клавишные. Проект выпустил три ЕР и несколько компиляций, прежде чем окончательно заглохнуть в 2002 г.

     Вместе с национальной темой пробуждается к жизни и такой стиль как pagan. Начало ему было положено трио Blut Aus Nord, основанной участниками старинного проекта Vlad. На фоне прочих эта формация отличалась качественным и мощным звучанием, элементами эмбиента, склонностью к музыкальным экспериментам и суровой северной атмосферой композиций.

     Из самых ярких последователей ее можно назвать команду Belenos, родом из Бретани. Это уже pagan-black почти что в чистом виде. Мощная инструментальная подача, красивейшие мелодии, воинственность и непоколебимость. Этнические мотивы, лирика на французском и бретонском языках базируется в основном на кельтской мифологии. Недалеко  от них ушли и бравые ребята из Himinbjorg, испытывающие интерес уже к скандинавской культуре и активно использующие мотивы folk-viking-metal.

Belenos

     Конечно, на пике новой волны не обошлось и без особо выделяющихся самородков. К таковым относится одиночный проект Einkenskaden (1998 – 2005), представляющий из себя вполне безобидный мелодик-блэк с сильным влиянием классической музыки, в частности вдохновленный творчеством Шопена и Дебюсси, из-за чего и был наречен «романтичным блэк-металом». Или, например, такая формация как Alcest, начинавшая с достаточно холодного и меланхоличного блэка и вскоре растворившаяся в потоке психоделического шугейза.

     Разумеется, были и такие, кто в большей степени остался верен «старой школе», грамотно смешивая наследие отцов-основателей с новым звучанием. Такие команды как Darvulia, Deathspell Omega, Haemoth, Diamatregon  и Malleus Maleficarum составили новую элиту французского черного метала.

     В начале «нулевых» альтернативные течения поколебали неприступность консервативного стиля. Такие имена как Mortifera, Amesours, Nocturnal Depression несколько изменили (или искалечили) привычное понятие «true black», погрузив его в депрессивно-суицидальные воды. Как бы там ни было, в данном поджанре французы смогли особенно честно выразить себя и выделиться на фоне прочих коллег по цеху. Отличительными чертами их творений можно назвать особую утонченность, музыкальность, аристократизм и безграничность. Это направление и по сей день имеет множество поклонников по всему миру, а это в свой черед говорит о неповторимости французских умельцев. Гораздо меньшую, но от того более гурманскую аудиторию имеют группы, играющие в стиле black-funeral-doom, представленным такими грандами как The Austrasian Goat, Ineptie Luminescentre и Sombre Colere.

     Несмотря на изобилие жанров и музыкальных направлений нового тысячелетия, ортодоксальный блэк не сдавал своих позиций. Peste Noire, провозглашенные новыми королями андеграунда, а также Saatkrahe и Glorior Belli на фоне экзальтированных «декадентов» выглядели куда более устрашающе и внушительнее. Было ясно, что дело The Black Legions живо и год от года приобретает новых сторонников.

     В середине 2000-х уверенно набирает обороты тяжелая артиллерия команд, действующих в рамках сокрушительного симбиоза black/death metal. Можно сказать, это была особая каста металистов, олицетворяющая собой всю мощь и необузданность экстремальной музыки, с успехом действующая до сих пор. Что уж тут говорить, французы знают толк в хорошей «мясорубке», они отлично ориентируются в подобном жанре. А такие поистине культовые формации как Borgia (2003 – 2010), Corpus Diavolis, Temple Of Baal, Necroblood, Svart Crown и Moonreich можно смело поставить на один уровень с представителями шведской, германской и польской сцен.

Corpus Diavolis

     А что же в это время происходило с классическим true-black metal? Слился ли он полностью с дном андеграунда или же трансформировался в нечто другое? На самом деле все обстоит с точностью наоборот. За последнее десятилетие французский блэк-метал переживает своего рода возрождение и вновь становится популярным жанром. Настолько популярным, что ему даже был посвящен целый фильм – французская семейная комедия «Добро пожаловать в ПОП», вышедшая в 2013 г. Но если отбросить шутки в стороны, то стоит задуматься о смысле одного хорошего изречения «Мода приходит и уходит, стиль же остается неизменным». И такие молодые, но многообещающие команды как Strynn, Les Chants De Nihil, Hedensl Bjorn, Situs Magus, Vermine и Odium более чем достойно подтверждают этот тезис, и, уверен, спустя годы некоторые из этих формаций пожнут лавры новых корифеев жанра. Но, как говорится у классика, «если, конечно, не загниют».

     Разумеется, перечень групп и проектов, упомянутых здесь, далеко не полон. Мы  всего-навсего представили вашему вниманию поверхностный экскурс по самым интересным и многообещающим  блэк-металическим коллективам Франции, призванный обрисовать то невероятное разнообразие, присущее данному направлению,  история которого  насчитывает целых три десятилетия. И, не смотря на свою явную экспрессивность и непостоянность, ясно одно: Черные Легионы не исчезли. Они просто сменили тактику, значительно расширили границы своего влияния и готовы поработить этот мир.

 

 

 

 

 

    

 

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх