DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Что отразится в зеркале, в которое ты смотришь?

Вроде бы ставший таким привычным бытовой предмет, как зеркало, всё никак не избавится от таинственного ореола. Разбить его — к несчастью; в доме с покойником зеркала завешивают. Массовая культура активно эксплуатирует этот миф: фильмы «Зеркала» и «Окулус»; рассказы «Дочь гробовщика» Энджелы Слэттер и «Перевёртыш» Максима Кабира. Стеклянная пластина и тонкий слой амальгамы… Что же в них такого магического? Какой алхимический секрет сокрыт в их составе? Что человек, вглядывающийся их посредством в самого себя, боится увидеть?

короткометражный фильм «Buongiorno!», режиссёр Мело Прино

Человек с древности искал способ увидеть себя. Предполагается, что первым функцию зеркала взяло на себя отражение в воде. И этот образ прочно вошёл в культуру, вспомним хотя бы миф о Нарциссе. Известно, что индейцы Южной Америки использовали в качестве зеркал кристаллы пирита. А предметы, напоминающие современные, известны археологам из раскопок Бронзового века — отполированные оловяные, золотые и платиновые пластины.

Современная история зеркала отсчитывается с XIV века, когда голландские мастера усовершенствовали итальянский рецепт: вылить в выпуклый стеклянный сосуд расплавленное олово и разбить, полученные осколки и использовались, как зеркало. Но голландский секрет быстро перекупили обратно итальянцы, и вплоть до середины века XVII лидерские позиции в изготовлении зеркал удерживала Венеция. Мастера острова Мурано производили высококачественное стекло, научившись в XVI веке раскатывать его в листы, а венецианские химики усовершенствовали рецепт амальгамы.

Сегодня зеркало есть в каждом доме. Большое в ванной и куча малюсеньких, «живущих» в косметичке или на задней панели вашего мобильника. Создатели британского сериала афористично поименовали эпоху информационных технологий и доступных гаджетов «Чёрным зеркалом». Мы же приглашаем вас познакомиться с работами трёх современных художников, которые используют «мистическое», трансцендентное измерение зеркала.

 

Роб Малхолланд

Скульптор и автор инсталляций из Великобритании.

«Мои практики связаны с исследованием всех аспектов жизни. Меня интересуют темы происхождения и преемственности. Наш мир находится в постоянном движении, и даже наши жизни зависят от политических и социальных процессов, которые вне нашего контроля. Я же хочу славить индивидуальность, отразить резонанс человека и природы, передать, как на нас воздействуют первозданные силы».

 

Серия работ «Отражающий» (1996, 2006 — по настоящее время)

«Всё ещё», фигура стоит на побережье озера Лох Ирн в Шотландии

Скульптура символизирует взаимосвязь физического и духовного взаимодействия человека с природой. Скульптура может изменяться, т.к. зеркальца, из которых она состоит, закреплены таким образом, чтобы вращаться от дуновения ветра.  

«Рудимент», Аберфойл, Шотландия

«В этой работе моё понимание сути человека: мы индивидуальности, но только через взаимосвязь с другими людьми и окружающей средой». До Второй Мировой войны в этой области располагалось небольшое овцеводство. Но в последующие годы земля была продана и на месте, где раньше жили люди, был высажен быстрорастущий лес для деревообрабатывающей промышленности. Таким образом, именно люди стали здесь рудиментом.

«Вот ты меня видишь, а теперь — нет»

«Ловец облаков»

 Посмотреть на все работы серии «Отражающий» и прочитать подробные комментарии вы можете на сайте художника.  

 Джонти Гервиц

Джонти Гервиц - южноафриканский художник и инженер. Он создаёт особый вид оптических иллюзий, основанных на искажении перспективы и пропорций. Увидеть «истинную форму» объекта можно только в кривом зеркале, обычно цилиндрической формы. Такие изображения называются анаморфозными.

Родоначальником такого типа изображений называют немецкого живописца Ганса Гольбейна Младшего. Его знаменитая работа «Послы», 1533. У Гервица есть трибьют этой картине — Tribute to Holbein. Чаще всего подобные иллюзии создаются в виде рисунков (например, смотри работы венгерского художника Иштвана Ороша).

 

«Йода и анаморфоз»

В этой работе художник размышляет о буддистском просвещении, сатори. Название отсылает к саркастическому замечанию Йоды из «Звёздный войн», обращённого к Люку Скайуокеру: «Ищешь? Не то ли, что у тебя уже есть?»

«Поцелуй хитридиомицетов»

 Хитридиомицеты — это микроскопические грибы, одна из простейших форм этого царства. Есть предположение, что их распространение ведёт к вымиранию амфибий.

«Омоложение»

«Наука, магия, религии — все они потворствуют культу молодости. Наше желание вновь стать молодыми нечто большее, чем просто страх смерти. Мы боимся старости и немощи».

Посмотреть на другие анаморфозные скульптуры Джонти Гервица и прочитать подробные авторские комментарии вы можете на сайте художника.

 Томоко Коноике

Томоко Коноике — японская художница, в прошлом работавшая дизайнером мебели и игрушек. Её основная техника - живопись. Но настоящую популярность завоевали её скульптуры, составленные из зеркальных осколков.

«Надев шкуры животных и одежды из трав»

«Сияние сокрытой горы»

«Младенец-Земля»

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)