ССК 2018

     Исполнитель: Wardruna

     Название альбома: Runaljod - Ragnarok

     Жанр: Nordic Folk/Dark Ambient/Ritual Ambient

      Страна: Норвегия

     Издатель: By Norse Year

      Дата выхода: 21 октября 2016 г.

 Wardruna

     Тематика скандинавской мифологии уже давно перестала быть чем-то диковинным в мире андеграундной музыки. Более того, концепция сия год от года становится все более популярной и давно уже вышла за пределы границ самого Скандинавского полуострова в частности и Европы в целом. Но по большому счету творчество отдельных музыкальных коллективов (преимущественно исполняющих метал), вдохновленных нордической мифологией, носит достаточно поверхностный характер и, как правило, не заходит далее батально-героических фрагментов. Норвежский фолк-ансамбль Wardruna по всем показателям является приятным исключением из набивших оскомину клише.

     С самого начала своего основания в 2003 г. этот уникальный проект под руководством Эйнара Селвика, ранее известного как барабанщика блэк-метал группы Gorgoroth, движется в ритуально-бытовом направлении, перекладывая на музыку язык древних рун через призму мировоззрения древнего скандинава, в первую очередь, простого труженика, а не воина или мореплавателя. Аутентичные этно-инструменты, эмбиентые фрагменты, мужские и женские вокальные линии, хоры, элементы северного шаманизма, тексты на старонорвежском языке, а также неповторимая чарующая ритуальная атмосфера привлекли к творчеству Wardruna взоры сотен почитателей.

     Последующие студийные альбомы «Runaljod – Gap Var Ginnunga» (2009) и «Runaljod – Yggdrasil» (2013) принесли группе небывалый почет и уважение среди особо продвинутой публики и повысили интерес к скандинавской культуре, а участие композиций в саундтреке к популярному историческому сериалу «Викинги» вывело Wardruna на новый уровень известности.

     В минувшем году Эйнар Селвик представил долгожданную пластинку «Runaljod – Ragnarok», заключительную часть задуманной им трилогии. И если первый альбом Wardruna был основан на тематике зарождения жизни во Вселенной, а второй – на происхождении девяти миров Древа Жизни, ясеня Иггдрасиля, то новая работа вполне логично опирается на толкование сути Рагнарёка, пророчащего гибель богам и всему сущему на земле. И, как всегда, Селвик и его подручные подошли к этой задаче предельно тщательно и осмысленно, мастерски переплетая удивительную звуковую картину легкими мазками глубокой метафоричности и духовного символизма.

     На первый взгляд может показаться, что Wardruna зазвучала в разы проще и даже примитивнее, но чем больше погружаешься в атмосферу нового альбома норвежцев, тем глубже начинаешь проникаться заложенной в нем ступенчатой идеологией. Композиция «Tyr», повествующая о бесстрашном боге войны, желавшем усмирить чудовищного волка Фенрира, дает начало всему действу, и в дальнейшем музыкальная составляющая развивается преимущественно за счет участия громоподобного норвежского рога, воссоздающего рев легендарного Гьяллархорна, в который трубит Хеймдалль, и ритмичных барабанов, принимающих то грозный маршеобразный, то ритуальный темп. Мистические ноты в звучание композиций привносят мощные хоры, женские напевы в исполнении Линди Фей Хелла, шаманское горловое пение, ритуальные перкуссии, минималистичные партии струнных инструментов, а также эмбиентные вкрапления звуков гудящего огня, грохота первородных льдов, плеска воды и урчания огромного бизона, символизирующего собой мифологическую корову Аудумлу, вскормившую великана Имира, из тела которого возник весь мир. Благородные асы пали в жесточайшей битве, опаленные огнем великана Сурта, конец света наступил. Но следуя цикличной природе вещей, за гибелью всегда следует возрождение.

     Таким образом, вторая часть «Runaljod – Ragnarok», берущая начало с «Mannar – Liv», имеет куда больший эмоциональный окрас, олицетворяющий зарождение нового мира, богов и, конечно же, самого людского рода. Все чаще проявляют себя акустические струнные – нежная лира и уже знакомая нам резонирующая хардангерфеле (традиционная норвежская скрипка), без которых в принципе трудно представить альбомы Wardruna. В звучание хора вливаются нотки умиротворения и торжественности, голоса Эйнара и Линди все чаще звучат обособленно, примеряя роли новых прародителей человечества.

     Как повествует композиция «Raido», новая жизнь – это новые радости, свершения, трудности и опасности в неустанной борьбе с природными стихиями, и вряд ли кому дано узнать жребий, приготовленный судьбой («Pertho»). И только тот, кто хранит верность своему роду, общине, сможет обрести подлинное бессмертие в своих потомках («Odal»). Кульминацией альбома выступает величественная и светлая композиция «Wunjo», в которой главенствует детский хор как символ новой жизни и неувядающего могущества природы. И, подчиняясь ее извечному круговороту, альбом замыкает цикл своего развития в финальном треке «Runaljod», который весьма недвусмысленно возвращает нас к началу «Runaljod – Gap Var Ginnunga».

     Что ж, таким или примерно таким предстает перед нами новое, продуманное до мелочей и невыразимо одухотворенное творение Wardruna. Почему «примерно»? Потому что каждый слушатель должен самостоятельно осознать суть того посыла, который кроется в этих рунах, ставших основой для столь выдающегося произведения. Воистину, музыка норвежцев – это врата, ведущие вглубь позабытых первобытных верований, когда человек мучительно искал ответы на насущные вопросы о своем естестве и о мироздании. Вопросы, многие из которых и по сей день остаются открытыми. И, как знать, может быть именно магическая сила рун может растолковать нам значение всего сущего?

     Так или иначе, кропотливые труды Эйнара Селвика получили более чем достойнейшее завершение, и, будучи одурманенным первородной магией этих трех альбомов, можно только гадать, в каком направлении двинется дальше удивительный проект Wardruna?..

 

 

 

 

 

    

 

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх