DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Что взрастите на пепелище?

Бетагемот / Βehemoth (роман)

Автор: Питер Уоттс

Жанр: постапокалипсис, антиутопия, твёрдая научная фантастика

Издательство: АСТ

Серия: Сны разума

Год издания: 2015 (в оригинале — 2004 г.)

Перевод: Г. Соловьёва, Ю. Вейсберг

Похожие произведения:

  • Джордж Оруэлл «1984» (роман)

  • Майкл Крайтон «Штамм «Андромеда» (роман)

  • «Чёрное зеркало» (сериал)

Глядя на Питера Уоттса, улыбчивого человека с огромным пушистым котом в руках (автор этих строк присутствовал на видеоконференции, организованной Николаем Кудрявцевым, где видел и писателя, и кота), никак не веришь, что его ум породил безрадостные миры, в которых человеку нет места. Питер гордится тем фактом, что некогда русские издательства отказали ему в публикации — мол, слишком мрачные произведения. Сам он утверждает, что всего лишь пытался предположить, что ждёт наш мир после изобретений, которые сделаны уже сейчас — этакий сериал «Чёрное зеркало» от литературы.

Увы, умные гели, Бетагемот, Водоворот, Трип Вины и другие реалии вполне могут появиться, а то и существуют (в послесловии к «Бетагемоту» Уоттс говорит о том, что нейроны, выращенные из крысиного мозга, уже управляют лабораториями). Если вы не понимаете, о чём речь, самое время обратиться к предыдущим частям — «Морским звёздам» и «Водовороту». А мы пробежимся по тамошним событиям парой строчек.

В центре трилогии — женщина по имени Лени Кларк. Она — рифтер, человек, искусственно перекроенный для работ на большой глубине. Работая на хребте Хуан де Фука, её команда сталкивается с глубоководным вирусом, который позже нарекают Бетагемотом. Древний микроб способен уничтожить не только человечество, а существующую биосферу вообще. Начальство Лени узнаёт об угрозе и пытается уничтожить вирус, сбросив ядерную бомбу. Рифтерша выживает. Она хочет отомстить корпорации, но, сама того не зная, заражает Бетагемотом мир. Когда правительство понимает, что проиграло битву, оно скрывается на глубине, дабы переждать угрозу. Но Кларк находит базу...

Третья книга состоит из двух частей — «Бета-макс» и «Сеппуку». В первой из них читатель возвращается на глубину, в воды Атлантического океана. Со времени событий «Водоворота» минуло пять лет. Корпы во главе с Патрицией Роуэн прячутся на станции «Атлантида», соседствуя с бывшими врагами — Лени, Кеном Лабином и остальными рифтерами. Казалось бы, кровопролитному противостоянию давно положен конец, но когда на сцену выходит новая модификация Бетагемота, всё меняется. Каждая сторона начинает подозревать другую в злом умысле. Заговоры зреют, атмосфера накаляется. Чтобы не дать рифтерам и корпам истребить друг друга, Лени и Кен отправляются на поверхность.

«Сеппуку» же повествует о мире «Водоворота», который вот-вот будет уничтожен. Против Америки ополчились африканские государства, страной заправляет всемогущий диктатор-садист, а тех, кто ещё остался в живых, косит взбесившийся искусственный разум, что оккупировал всемирную паутину. Панацеей от болезни, поразившей мир, может стать Сеппуку — вирус, который уничтожает Бетагемот изнутри. Но как знать, какие последствия он несёт для человечества?

«Бетагемот» выглядит попыткой скрестить камерность «Морских звёзд» с безысходностью «Водоворота». От пролога до финальной точки читателя будет преследовать ощущение, что всё это уже было в предыдущих двух книгах трилогии. Уоттс не предлагает радикально новых идей, но с лёгкостью ориентируется в привычном мире. Центром внимания вновь стала Лени Кларк, уже не рифтерша, не функция, а обычная женщина, в которой пробуждается человечность. Осознав чудовищность своих поступков, Лени спасает тех, кого ещё можно спасти, и превращается в полноценную героиню. Героем поневоле становится и Кен Лабин. Да, Трип Вины уничтожен Спартаком, но Кен ценит самоконтроль и не позволяет себе убивать без весомой причины.

Другое дело, Ахилл Дежарден, бывший правонарушитель, а теперь полноправный властитель, который может уничтожить город, но предпочитает насиловать и истязать женщин. Постепенно раскрывая личность Ахилла, Уоттс вырисовывает настоящее чудовище, более страшное, чем все вирусы, вместе взятые. К противостоянию рифтеров с правонарушителем и сводится «Бетагемот». Отсюда лёгкая боевичковость, которая не даёт расслабиться вплоть до финала. Что касается концовки, то она лаконична даже для романа, не говоря уже о целой трилогии. Писатель предоставляет читателю право самому решить, что стало с героями и миром, в котором они живут. «Единый результат получить невозможно. Доверительные пределы превышены. Дальнейший прогноз ненадёжен».

Если вы цените настоящие антиутопии, а не подростковые, если любите интеллектуальную фантастику, то трилогия о рифтерах, скорее всего, придётся вам по вкусу. Метаморфозы человеческой психики на запредельной глубине «Морских звёзд» завораживают, а мир «Водоворота» по своей мрачности, пожалуй, подвинет даже оруэлловский «1984». «Бетагемот» же пытается объединить оба мира в один цельный, но выглядит это как попытка уместить две повести под одной обложкой. Так что порекомендовать его можно лишь тем, кому небезразлична судьба главных героев.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)