DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

КУКЛОВОД

Cиквел, приквел, ведьмин дом

«The Witch's House: The Diary of Ellen» — книжка по мотивам бесплатной хоррор-РПГ-игры «The Witch's House» и является неким прологом к игре. Или эпилогом. Или сиквелом? Или приквелом? Или вбоквелом? Трудно понять...

Тем не менее, книжка эта, хоть и является началом сюжета игры, по сути — один большой концентрированный спойлер и конец истории... мда. Прочли книжку, в игру можно не играть.

С другой стороны, в саму игру можно вообще не играть, достаточно найти на ютубе ролик с концовками игры и этим ограничиться. Все остальное по мере чтения будет и без прохождения понятно (без совсем уж мелких деталей). Ну, и обзор книги — это тоже большущий спойлер. Кто предупрежден, тот вооружен.

«The Witch's House: The Diary of Ellen». В описании на сайте сказано, что это первый том, но других не будет. Будем на это надеяться. Ведь... давайте просто называть произведение «Дневник Эллен»? Ведь эта книга — не типичное ранобэ, это именно литература. Произведение с законченной историей. Да, достаточно низкого полета, но все же литература. Автор не ставил перед собой задачу тянуть резину как можно дольше, и в 150 страниц влезла вся история. Хотя, графомания не обошла стороной, ибо тут очень много совершенно лишних и слишком подробных описаний малоинтересных объектов. В принципе, можно книгу ужать до 30 страниц, и суть не потеряется.

Хотя, если жадность задавит, автор может выпустить еще парочку томиков, описав в них прохождение игры по каждой комнате в формате рассказа. То есть не как в прохождении из интернетов: «герой подходит к комоду и берет ключ», а «олитературенно»: «Эллен содрогнулась от озноба, ее щеки пылали, но кончики пальцев едва двигались от холода. В конце комнаты стоял комод, и Эллен прекрасно понимала — именно там ее спасение! Именно там ключ, необходимый для дальнейшего продвижения по дому. Ключ, что сможет подарить ей спасение из ловушки. Эллен осторожно двинулась к столь желанному предмету, когда скрип половиц за спиной известил об опасности. Эллен резко обернулась и...»

В общем, такие описания можно генерировать тоннами, вообще не напрягаясь, очень хочется надеяться, что первым томом все и закончится. Пусть будет книжка, игра, и тонна фанатского творчества по мотивам. Не надо делать франшизу.

Первый минус книги — излишняя графомания. Еще один — она тесно связана с игрой. Слишком много отсылок к игре. Слишком много! Трубка отца Эллен, валяющаяся посреди дома, говорящий кот, нож Эллен с пятнами крови, острые как бритва лозы роз, не выпускающие из леса, дом ведьмы, каждая комната в котором — отражение убитого в доме человека. Для постороннего, не игравшего — куча совершено странных и нелепых описаний не пойми чего. Попытка увязать мир игры с его особенностями, а-ля «нажми Х, чтобы выиграть», очень плохо ложится на литературное произведение, без грамотной адаптации, а ее тут нет. Фанаты прочтут, именно на них книжка и рассчитана. Тут даже есть сцены с классическим сейв\лоадом после смерти персонажа. Остальным будет скучно. Тем более что явно эти вещи нужны только как часть фан-сервиса. Например, в книге упоминается безголовый повар и мальчик, живущий в библиотеке, и они нужны ровно для одного — ни для чего. Вообще. Их можно выкинуть смело, и суть не поменяется. На сюжет они не влияют. Но поклонникам будет приятно видеть этих героев.

Третья — автор сам не знает культуры и времени событий книги, или ему просто наплевать. Сеттинг книги — это сеттинг среднестатистического никудышного сенена. То есть в одной локации уживается огнестрельное оружие, магия, каменные дома, и тут же вырытые колодцы с водой. Всю книгу понятия не имеешь, о чем читаешь. Вот, казалось бы — сперва автор пишет о типичной современности с гетто и профсоюзами, потом ход конем — прошло сто лет, и только-только появились огнестрельные виды оружия. К слову, профсоюзы появились в конце 19 века, а первые виды огнестрела — еще в 17. И это не учитывая примитивных видов, вроде пищалей и мушкетов.

Даже по прочтении всей книгу так и остаётся неясным, в какой стране и в каком временном периоде все это вообще происходит? Хотя многие скажут, что это не важно. Может и так, но! Детали очень важны, они помогают читателю поверить, что мир книги реален.

Многовато минусов, да? Но это ещё не всё. Идем дальше — абсолютная нелогичность персонажей и действий. Начнем со сцены убийства родителей Эллен. Вы пробовали ударить человека ножом? Пробить слои одежды, кожи, мышц, костей — очень трудно. Нужно вложить много силы в удар. Но семилетняя больная девочка, едва способная стоять на ногах — делает это без особых проблем. Ну ладно, можно поверить в то, что она смогла убить свою мать, ударив ту в горло внезапно, и ей просто повезло, но взрослого мужика забить кухонным ножом?!

И это только один эпизод, подобного в книге полно. Дальше начинаются потоки псевдофилософии, наподобие: что такое зло, почему я зло, если все хотят меня убить, значит, они зло, а я добро, с финальным вердиктом: зло — это то, что мне не нравится. Не героиня ужастика, а «молодой талантливый автор» фанфиков, берущийся за фэнтези-эпопею. Ход мыслей идентичен.

Характер Эллен просто выносит мозг. Чего она хочет? В чем аттитюда ее действий? У нее есть некая мечта — исцелиться, но она ведь не болеет внутри дома? Магия не дает ей умереть и чувствовать боль. Так зачем она делает то, что делает? То она хочет убивать людей, то не хочет, то хочет дружбы, то не хочет, то хочет умереть, то не хочет. Женщина — определись уже!

Она постоянно рассуждает о дружбе и любви, но при этом все ее мотивы корыстны и направлены лишь на собственную выгоду. Для нее любовь и дружба — это получение профита. Но тут упрекнуть автора не в чем. Да, действительно, он хотел сделать отталкивающего, вызывающего ненависть злодея (или — и скорее всего — у него это вышло случайно), его и сделал. Тут нет претензий.

Претензии начинаются, когда автор гнет линию, что «не мы такие, жизнь такая» — и Эллен на самом деле не кровожадных монстр, а самая нормальная среди нас, ибо честная к миру и себе. Практическая база у этой философской концепции не слишком твердо стоит на ногах.

Тем не менее, весь характер героини противоречивый, и она сама не знает, чего хочет. Та же Виола буквально за одну главу раскрывается как персонаж намного лучше, чем Эллен за всю книгу.

В двух словах об арте — он хорош. Что надо прорисовано, лишние детали скрыты, стилистика создает нужную атмосферу.

Очень плохо нагоняют саспенс. Нет тут передышки, возможности перевести дух. Вот чем был хорош «Phenomeno»? Идет жуткая сцена, потом спокойный период, который поясняет, что жуткая сцена была просто глюками, сном, чем угодно рационально объяснимым для героя, читатель успокаивается. Перелистывает страницу и... еще одна жуть. Потом снова передышка. И снова жуть! И вот так героя и читателя кидает как на американских горках — из пустого в порожнее. А в перерывах он может лишь трястись от страха и вздрагивать при каждом скрипе в квартире. В «Дневнике Эллен» жуткие сцены с мясом и расчлененкой накидывают горкой с первой страницы и до финала. В итоге автор настолько утомляет чернухой, что она уже не пугает, а раздражает. Представьте, что книга — это блюдо, а саспенс — специи. Когда все блюдо состоит из соли и перца, оно будет вкусным? Или съедобным?

Вот, собственно, и весь обзор. Сплошь минусы. Там недобор, тут перебор. Классическая книга по мотивам, когда фанаты прочтут ее все равно, даже если там будет дырка от бублика вместо сюжета, а нефанатам будет скучно. У автора была четкая цель и набор нужных сцен. Надо показать, как Эллен стала ведьмой, разъяснить по поводу кота-демона, показать, как Эллен и Виола стали «друзьями», показать, как они поменялись телами, объяснить, кто и зачем покалечил Виолу. Автор именно это и делает. Эта книга — объяснение сюжета игры и заделывание в сюжете ляпов и дыр. Это все, что дает книга — пояснения. Хотя... если дом ведьмы исцеляет тело ведьмы, то почему Виола в теле ведьмы не исцелилась до конца игры? Что, мало кого этот вопрос волнует? Как видим, даже пояснений не хватает.

Итак... слив? Нет. Не совсем.

Прочесть книжку все же стоит. Это одно из редких ранобэ-произведений, что вызывают у читателя хоть какие-то эмоции, опять-таки основная суть книги в названии — «Дневник Эллен». Это именно дневник. Описывающий события до начала игры. Игра начинается с того, что девочка Эллен не может выйти из леса, и ей необходимо войти в дом ведьмы Виолы и найти дорогу обратно. Даже существование секретной концовки, когда от игрока требуется ничего не жать в течение часа и тем самым победить в игре — и то нашло объяснение в книге. Чем начинается игра, тем же заканчивается книга. Эллен не может выйти из леса, и ей необходимо вернуться в дом ведьмы. Разница только в том, что в игре нам неизвестно, что Эллен ведьма.

Все, что в книге до этого момента, записи из мысленного дневника ведьмы... то есть дневника Эллен, описывающие как она дошла до жизни такой. Начало типичное: она больная, никто ее не любит, дети ее боятся, мать решает от нее уйти, отцу на нее наплевать, она убивает родителей, ее находит демон. Она становится ведьмой и переносится в заколдованный дом посреди леса. Типичный «Равенлофт». В этой части мы всячески сочувствуем героине.

Потом Эллен сдвигается по фазе, начинает убивать людей, превращается в злобного монстра, и читатель начинает ее ненавидеть. Потом появляется Виола, и читатель начинает переживать за нее, хотя, опять-таки, уже понятно, чем все кончится.

И знаете, вот тут подумалось... а может, стоит читать книгу до самой игры? Иначе никакой интриги в сюжете ранобэ не остается. Вообще никакой. Это как просмотр «Титаника», конец немного предсказуем. Может, стоит сперва читать именно «Дневник Эллен», а только потом уже играть в саму игру? Хотя тогда уже игра лишена смысла, ибо с точки зрения сюжета все ясно...

Знаете, надо сперва читать книгу до последней главы, потом начать играть до финала, потом читать последнюю главу и потом доиграть игру до конца. Только так. Ну, или автору надо выпустить игру еще раз, в обновленной версии, включающей события книги.

Каков вердикт? Если играли в «The Witch's House», и она понравилась, то читайте смело. Там все то же самое. Если игра не понравилась, то и книга будет воспринята строго негативно. В ней слишком много негативных моментов, чтобы всем советовать. Но если вам нравятся ужастики или слезливые драмы — то пойдет.

Ну, вот вам еще одна хорошая книга — «Вампир Туманов» (Vampire of the Mists), 1991 год, автор Кристи Голден. Она про то, как человек пережил большое эмоциональное потрясение, заключил сделку с демоном, теперь он живет в замке, из которого не может выйти и убивает людей, и он проклят. Ничего не напоминает? Прямо один в один сюжетный зачин «The Witch's House: The Diary of Ellen».

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)