DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

«DARKER в лицах» №1. Юрий Погуляй

Итак, первый выпуск рубрики «DARKER в лицах» уже на ваших мониторах, и в гостях у меня писатель Юрий Погуляй, который публиковался в нашем журнале с рассказами «Поезд мертвых», «Спящий бог Ари-Ча» и «Лето пришло».

Так как с Погуляем мы знакомы не первый год, не вижу смысла соблюдать излишнюю официальность и «выкать» друг дружке. Обойдемся без этого.

Юрий, привет. Для начала поведай-ка нам о себе. Я знаю, многие не любят писать творческие автобиографии, ну а что делать? smile

Привет. Огорошил. Ну да, действительно, я тоже из тех, кто этого делать не любит и не умеет. Мой личный биограф заболел smile, а сам я могу сказать только что когда-то родился, когда-то женился, когда-то помру. Живу на море, в Петербурге. Люблю походить по лесам, по горам в компании друзей. Потрястись в поездах, глядя в окошко. Люблю смотреть, как живут люди в других странах. Закостенелый геймер, владелец большого черного джипа (да-да, я в курсе про комплексы) и, боюсь, что мизантроп. Пишу лет десять и с переменным успехом. Получается по-разному smile

Ты в основном пишешь фантастику и фэнтези, так каким же ветром тебя занесло в хоррор-журнал? Больше трех рассказов у нас, кажется, пока никто не публиковал.

Мне просто нравится «Даркер» и то, чем занимается команда «Даркера». Невзирая на некоторые конфликты, дело это нужное и важное. Ну и я сам хоть и пишу "фантастику и фэнтези" - в основном работаю с этими жанрами в "темном" направлении. А там уже грань с хоррором, на мой взгляд, рано или поздно стирается. Атмосферой ли, описаниями, но тьма иногда полностью забирает текст. Кстати, в сети уже встречал упоминания, что "Погуляй работает в жанре фантастики, ужасов и фэнтези", хотя чистого хоррора у меня пока нет (кроме безвестно забытой зарисовки, которая участвовала в конкурсе на каком-то из порталов хоррор-вэба). Впрочем, диагнозы пусть ставят профессионалы жанра ;)

Если ты про «Тик-так», то я его помню. Не самый плохой рассказ уж точно, но до того же «Лето пришло» не дотягивает. Кстати, «Лето» ты хоррором не считаешь, что ли? Расскажи немножко о нем, наверняка ведь вдохновлялся стариной Кингом? Нравится ли тебе условный поджанр «мальчишечьи ужасы», который еще называют «романом взросления»?

Ну да, "Лето" ближе всего к хоррору, но в этом рассказе я не ставил себе цели пугать читателя. Мне было интересно посмотреть на мир за гранью безумия. Иногда сумасшествие единственный путь к спасению и счастью. Вечный июль - это не так уж и плохо для того, кто в нем живет, не так ли? Вершина эскапизма. Не могу сказать, что вдохновлялся Кингом. Подсознательно - наверное. Мне просто хотелось ненадолго вернуться в детство, в лето, в свободу без знаний, а потом на бумагу опять поперли сокрытые демоны smile

"Мальчишечьи ужасы" нравятся. Кинг вообще один из любимых авторов и человек, запихавший мне в черепушку образ американской глубинки, который так бы хотелось переложить на нашу. "Лето ночи" Симмонса - чудесная книга. Еще очень понравилась в свое время "Жизнь мальчишки" Маккаммона, но я не знаю, можно ли этот роман назвать ужасами. Если говорить о наших авторах, то на ум приходит Канушкин и его "Джандо". Но, наверное, это все-таки мистика, да?

Вот как раз поэтому мне больше нравится определение «темный жанр», куда входит и мистика, и триллер, и темное фэнтези, ведь на западе термин «horror» воспринимается гораздо шире. У нас же постоянно слышатся возгласы, мол, какой же это хоррор – это всего лишь психологический триллер! И вряд ли когда-нибудь эти споры утихнут. Что до Канушкина, то «Джандо» вполне «темная» книга, но еще темнее (и что важно – как раз те самые мальчишечьи ужасы) у него роман «Дети Робинзона Крузо». Кроме Канушкина можешь выделить кого-то из отечественных авторов? Старобинец, Лидин, Атеев, многострадальный Варго?

Женевского могу выделить smile К нашей фантастике и темным книгам отношусь с осторожностью и читаю только то, что рекомендуют друзья. Сейчас планирую взяться за "Убыра". Что бы ты порекомендовал из тех авторов, что перечислил?

Без вопросов рекомендовать могу только Старобинец, остальные – на любителя. В случае с Варго нужно разбираться еще и в под-варгахsmile

Вот ты упомянул, что «наших» читаешь с опаской. А почему? Откуда это равнение на Запад?

Это очень сложный вопрос, от ответа на который я могу услышать скрежетание зубов и проклятья. Тем более, что подкрепить мне цитатами это будет непросто (относительно именно хоррора, с фантастикой проще). Где-то что-то читал, скажем так, и тематики спивающихся деревень, произвола чиновников и приветов из бандитских девяностых, жалобы на жизнь, на правительство, на быт - они нет-нет да и всплывали. А я хочу читать про мистику, про тайну. Про нечто необычное. Немного сахара на обычную жизнь, для того чтобы оттенить кошмары. Я не отмечаю подобный реализм у западных авторов (хотя тот же "Под куполом" Кинга прочитал с интересом, но там свое очарование ситуации).

Может быть, я и ошибаюсь. Но вот в том же «Собачьем боге» и то не обошлось без кивков в сторону тяжелой судьбы русской (спивающиеся шаманы, чиновники-манекены).

Давно вынашиваю идею написать подобный мистический роман (чтобы какой-нибудь Джон из Аризоны открыл книгу и сказал "я хочу жить в России"), но пока мне не хватает жизненного опыта. Не знаю, хватит ли когда-нибудь smile

У тебя за спиной семь изданных романов и куча публикаций в журналах-сборниках. Считаешь ли ты сам себя профессиональным писателем, или же думаешь, что это слишком громкий титул?

Слишком громкий, несомненно. С каждой книгой я узнаю что-то новое smile Учусь, скажем так, в боевой обстановке. Любители мы, любители. И в профи не стремлюсь.

Неужели в глубине души не варится мысль о загородном домике, чашке кофе и клавиатуре - как о рабочих инструментах? Хотелось бы жить на гонорары, или же ты с ума бы сошел сидеть в Ворде часов по десять в день?

На пенсии - может быть grin А пока я и так неплохо зарабатываю.

В таком случае, когда находишь время для писательства? Расскажи о процессе. Выгоняешь всех из дома/комнаты, включаешь определенную музыку? Или, быть может, как раз на работе и пишешь?

Если находится свободная минута, то могу сочинять как дома, так и на работе (стыдно, да, но свои задачи я выполняю в срок, потому начальство закрывает глаза). Главное чтобы перед боковым зрением никто не маячил, вот тогда могу и взбелениться. Но самый большой мой враг - лень smile Пока заставишь себя сесть, пока войдешь в текст. Потом может и за уши не оттащить, но в первые этапы я с радостью готов отвлечься. Слушаю sky.fm/dreamscape (реклама! Проплачено!). Музыка без слов настраивает на любой лад.

Мы с тобой впервые пересеклись, если память не изменяет, на Фантлабораторной работе. Что думаешь о сетевых конкурсах? Какой от них толк, какие минусы? Стоит ли в них вообще ввязываться, ведь нередко все это заканчивается многостраничным срачем с участниками/судьями/организаторами?

Восприятие конкурсов у всех разное. Кто-то без победы погружается в депрессию и расстраивается, кто-то, вылетая в первом туре, остается довольным, все зависит от целей автора. Можно ли научиться на них писать? Не знаю. Чему-то, несомненно, можно научиться, но также можно испортить вкус, стиль, оригинальность восприятия, зашорить взгляд. Сейчас для меня конкурсы - это повод написать рассказ и почитать мнения (вот люблю я это дело), проверить тот или иной ход, поиграть с тем или иным жанром, методом, атмосферой. То есть я участвую для себя. Если рассказ забирается высоко - хорошо, но самое важное - проверить, как читатель воспринял тот момент, который я "обкатывал".

По поводу срачей: люди все разные, и судьи такие же люди, со своими пристрастиями, вкусами и порою комплексами. Лично я воспринимаю членов жюри исключительно как читателей, просто с правом большего голоса, чем у того же второго или первого тура. И если какой-нибудь Василий Пупкин начинает унижать авторов, пользуясь тем, что его выбрали в судьи, или судит свысока, то срач легко появится. Но конфликт этот будет неразрешим, так как этот самый Пупкин имеет великолепную таблетку от совести: кто возмутился, тот МТА, графоман и так далее. Этим грешат, к сожалению, многие, но такова природа человеческая, ничего с этим не поделаешь. Если отделять зерна от плевел и не рвать на себе волосы, что Пупкин поставил кол, и ты скатился на четвертое место, - то хороший опыт.

На фантлабораторной работе я больше всего люблю второй тур, так как там судят читатели, без мыслей "а я бы написал вот так". Все же читатель для автора человек важный.

Как считаешь, стоит ли нам организовать постоянный хоррор-конкурс на базе «Даркера»? Лично тебе это было бы интересно?

Почему бы и нет? Жанр нужно развивать и привлекать к нему людей.

Вернемся к бумажной литературе. Не так давно у тебя вышла очередная книга – «Компас чёрного капитана» о приключениях в покрытом льдом мире. Насколько это фэнтези «темное»? Как рождался роман, не нашептывал ли подсказки на ухо капитан Крозье?

Книга родилась из рассказа, и потом, когда я стал собирать материал про жизнь полярников, Арктику и Антарктиду - я наткнулся на шедевр Симмонса и, думаю, Крозье поселился во мне надолго. "Террор" считаю лучшей из прочитанных мною книг.

Однако "Компас" не настолько темный, как мне того хотелось бы. Отчасти это шаг осознанный, так как чем дальше, тем больше герою предстоит познавать не самый дружелюбный мир. Есть примеси, но в целом это приключенческий роман, хотя в продолжении я уделяю атмосфере мрака значительно больше времени.

Кстати, "Мертвая пехота", вышедшая тоже недавно, ближе к темному жанру по атмосфере, чем "Компас".

С «Пехотой», кажется, вообще случилась долгая и мучительная история публикации?

О да, и мне бы не хотелось о ней вспоминать.

Ну и черт с ней. Поведай тогда - о чем книга. Или у тебя и к ней теперь негативное отношение из-за всей этой многострадальности?

Нет, к миру "Пехоты" я то и дело возвращаюсь в мыслях и планирую продолжить ее после второй части "Компаса". Сложно говорить об уникальности вселенной, но меня она очаровывает. Мир людей (но не землян) у которых технология и магия вовсю работают вместе. Эдакие некроманты, способные выставлять армии из роботизированных мертвецов. Честно говоря, единственное, чем вдохновлялся при написании - артами Вархаммера 40к (боюсь плотно изучать их вселенную, чтобы не разочароваться). Читатели отмечают схожесть со Старкрафтом и Звездным десантом (видимо потому, что один из основных врагов у людей - жуки, и некоторые способны порабощать бравых космических пехотинцев). Роман о "негероях" оказавшихся в разных местах во время очередного вторжения инсектоидов в системы людей.

То есть они может быть для кого-то и герои, но на деле обуреваемы своими демонами. Иногда сокрытыми от окружающих, иногда нет.

Какую из своих вещей считаешь лучшей? Только не надо кокетничать в стиле «лучшее произведение еще не написано» smile На что бы посоветовал обратить внимание тем читателям, которым понравились опубликованные в «Даркере» рассказы?

Рассказы или романы?

А давай и то, и другое.

Подумав, я решил сказать что "не знаю" - по рассказам. А из книг - "Мертвая пехота", "Компас черного капитана" и "Счастливые земли".

Раз пошли некие «топы», давай пройдемся и по книжкам с фильмами. Начнем с книг. Пять самых-самых назвать можешь? Жанр роли не играет.

1. "Террор" Симмонса

2. "Песнь льда и пламени" Мартина

3. "Имя ветра" Ротфуса

4. "Скрут" Дяченок

5. "Туман" Кинга

Вполне себе. А что с кино?

1. "Зодиак" Финчера

2. "Семь" - его же

3. "Мгла" - по Кингу smile

4. "Зеленая миля"

5. "Форрест гамп"

Ты прям фанат туманной мглыsmile У кого концовка больше понравилась: у Кинга или у Дарабонта?

Они обе хороши, у каждой свои минусы и свои плюсы. Кинговская - добрее smile

«Закостенелому геймеру» составить топ-5 игр наверное будет сложнее всего?

Скорее всего, да smile Потому что любимая всегда одна и со временем меняется smile

Напоследок, наши стандартные вопросы, куда же без них. Что можешь посоветовать начинающим (и продолжающим) писателям? Все-таки по нынешним меркам ты весьма успешный литератор, если судить по изданиям.

Хорошая оговорка "если судить по изданиям" smile Но совет банальный - главное не опускать руки, если получаете отказ.

Это чтобы тебя не смущать еще одним громким титуломsmile Тем более тут хоть одну книжку бы издать, когда кругом издательства мрут под развевающимся «веселым Роджером», а у тебя их уже с десяток.

И совсем уж под занавес беседы, пожелай что-нибудь нашему журналу. Ты же его читаешь, а не только сюда пишешь?

Хотел бы пожелать двигаться в том же направлении и поменьше энергии тратить на крестовые походы ;)

Спасибо, что согласился стать первым «лицом» в новой рубрике smile И за беседу – спасибо. Надеюсь, мы еще увидим твое имя в журнале.

Да не за что. Заставил пару раз крепко задуматься smile Ну и тоже надеюсь, что еще появлюсь на электронных страницах "Даркера". Успехов!

Комментариев: 12 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Марси 08-03-2013 21:48

    "Лето пришло" очень понравилось. И страшно, и тоска по такому вот лету в родных краях, с такими вот рассказами про маньяков...

    Учитываю...
  • 2 Мельник 29-10-2012 13:47

    Здорово, интересное получилось интервью. Можно сказать, открыл для себя нового писателя. До этого у Юрия читал только рассказ "Лето пришло". Теперь если увижу в книжном магазине какой-нибудь из романов, то прикуплю.

    Учитываю...
  • 3 Хельг 25-10-2012 23:12

    Михаил прав - полноценное интервью для журнала, как по объему, так и по качеству. Чесгря, ожидал, что будет что-нибудь простенькое, в 5-6 вопросов.

    Учитываю...
    • 4 Александр Подольский 26-10-2012 11:13

      Коллеги, готов выслушать любые предложения. Перевести эту рубрику в сам журнал? Сомневаюсь, что основной массе читателей будут интересны беседы с рецензентами и авторами, которые 2-3 рассказа тут опубликовали. Это больше "для своих", как по мне. Погуляй из них еще самый звездныйsmile

      Учитываю...
      • 5 это Хельг, есличо 26-10-2012 11:36

        Я не в укор. Напротив - ожидал меньшего, получил большее.

        Учитываю...
  • 6 Фисб 25-10-2012 14:17

    Ну, "Имя Ветра" при всех авансах со стороны критики и читателей имхо довольно ученический (и оттого ходульный) роман невыносимо большого объема, с явными заимствованиями у старших фэнтези-товарищей.

    Учитываю...
  • 7 Парфенов М. С. 25-10-2012 13:57

    Фигасе ты выдал. Считай что материал для журнала, а не для авторской колонки) Респект!

    А по поводу "конфликтов", так на удивление почти со всем принципиальным, что сказано автором в интервью этом, я соглашусь, не смотря на всякие "конфликты".

    Да, наши литераторы уступают западным во многом из-за того, что с мазохистским каким-то упоением педалируют темы пьянства и бытовой чернухи. У западных эти моменты, кстати, тоже имеются, они их не избегают (у того же Страуба, допустим, битком чернухи), просто нет педалирования, просто описывается то, что есть, без неуместного и непонятного упоения этими вещами. Грубо говоря, когда западный автор коротко напишет, что герой "выпил пару бокалов виски с содовой, а на утро встал с больной головой", наш - начинает живописать сам процесс, утрируя, а потом и последствия похмелья, и стремится тянуть это на несколько страниц минимум. Конечно, это раздражает: зачем мне подробные описания того, что я и так прекрасно знаю? с чего автор взял, что это мне интересно?..

    Литературный топ, первые два места у Юрия и у меня заняты одними и теми же авторами и книгами. Действительно, "Террор" Симмонса и сага Мартина - лучшее из того, что я читал в последние годы. Впрочем, другие книги из топа я просто не читал вообще.

    Учитываю...
  • 11 OldFisben 25-10-2012 13:16

    Здорово)

    Мне Зодиак, кстати, тоже поболе всех у Финчера нравится.

    Ждем продолжения. С Тихоновым, например)

    Учитываю...