DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

«DARKER в лицах» №5. Владислав Женевский

В пятом выпуске рубрика «DARKER в лицах» делает неожиданный финт — на допросе у меня не просто автор/публицист/интервьюер из богатого списка причастных к нашему темному изданию, а целый редактор. Литературный, между прочим. Писатель, переводчик, знаток всех оттенков Тьмы и просто хороший человек — Владислав Женевский.

Влад, привет. Традиционно стартуем с автобиографии. Как ты докатился до жизни такой? smile 

Если начать в духе официальных анкет, то родился я в оруэлловском 1984-м в городе Уфе, где живу и по сей день (на самом деле - в пригороде, но я этого не говорил). Детство помню слабо: то ли всё было так ужасно, что те деньки изгладились из памяти, то ли вспоминать просто нечего. До четырех часто болел, и все прелести детских садов обошли меня стороной. Зато рано научился читать, и с тех пор родные редко видели меня без книжки в руках. Друзей у меня в ранние годы было не то чтобы много, но выручало воображение: в компании роботов и зверушек я разыгрывал всевозможные сюжеты - к чести своей, не только боевики. Еще больше горжусь, что в одном из блокбастеров, поставленном в пять лет в ванной, пророчески предсказал свою будущую негасимую любовь к господину Ктулху. (Все-таки полезно рассказывать о себе: раньше я этой связи не осознавал).

В школе много читал, а с первых же лет начал и писать - сказки, потом и стихи. До сих пор помню, как мой фэнтезийный экшн о храбром слоненке и злой волшебнице Барикуде (именно так!) зачитали всем вторым классам в моей школе. Стыдно было уже тогда smile

Позднее у меня появилась Sony PlayStation первого поколения, и литература отошла на второй план; впрочем, окончательно забрасывать книги я и не думал - только перешел почему-то на детективы и триллеры с редкими вкраплениями других жанров (ну и обязательно - школьная программа в полном объеме). Да и роман с приставкой мне пошел на пользу: по какому-то наитию мне удавалось выбирать игры яркие, необычные, с хорошим сюжетом; влияние многих из них чувствую до сих пор.

Когда ты понял, что важную роль в твоей жизни будет играть литература? И помнишь ли момент, когда в жизнь эту всерьез и надолго включился хоррор?

Сейчас в это трудно поверить, но в первые шестнадцать лет жизни меня было не подтащить к ужасам ни за какие коврижки. Увидев случайно в детстве вторых «Гремлинов» и «Десять негритят», я на много месяцев расстался со сном, а когда в третьем классе друг показал мне календарик с Фредди Крюгером (он-то к тому времени отсмотрел весь культовый репертуар 80-х), сон был позабыт как класс, а с другом мы не разговаривали несколько недель. Хотя, если задуматься, никакого противоречия тут нет: работала та же самая природная впечатлительность, благодаря которой я впоследствии стал благодарным пожирателем хоррора.

Первым моим автором ужасов (не считая Гоголя и По) стал, как и у многих сверстников, Томас Лиготти... Простите, опечатался; имелся в виду Стивен Кинг. Соавторский «Талисман», взятый в библиотеке, произвел прекрасное впечатление; затем последовали «Ночные кошмары и фантастические видения», но после этого все как-то стихло. К тому времени меня настигли более традиционные подростковые увлечения - музыка, девочки, пиво. Но истинное мое призвание лишь задремало ненадолго и поджидало своего часа...

После окончания школы я пошел учиться на инженера-математика. Ошибка стала ясна в первые же месяцы: к матанализу и языкам программирования у меня не оказалось ни склонности, ни особого таланта. С тоски я начал ходить в университетскую библиотеку, на удивление хорошо укомплектованную художкой для технического вуза - и вот тут-то началось! По старой памяти я взял еще одну книжку Кинга («Кэрри»), потом еще одну... и еще... и еще... Через пару месяцев я выбрал всё кинговское, что было в библиотеке, а учеба окончательно пошла на самотек. От Кинга потянулись ниточки к Лавкрафту и Уильяму Голдингу, от них - еще к нескольким именам. Вскоре я уже твердо знал, что хочу быть писателем и художественным переводчиком. Тогда же начались и первые серьезные литературные опыты (конечно, «серьезные» - это сильно сказано; смотреть на сохранившиеся фрагментики без смеха, а то и слез, невозможно). С самого начала это были ужасы - мистической разновидности.

После долгих и разрушительных баталий с родителями я бросил свой технический вуз и поступил в его противоположность, на факультет романо-германской филологии (тогда меня грела мысль, что я в точности повторяю судьбу Голдинга). Пожалеть об этом решении не пришлось ни разу. С тех пор литература - краеугольный камень моей жизни.

Примерно тогда же я стал активно знакомиться и с фильмами ужасов - начиная с экранизаций Кинга, само собой.

Писатель и переводчик. Как оба персонажа в тебе уживаются, не чувствуешь ли иногда раздвоения личности? Кто из этих ребят на сегодняшний день главный и почему?

Сегодня я главным образом переводчик: по причинам, о которых у меня не всегда хватает духу задумываться, в последние годы поток моих собственных идей и текстов (и рассказов, и стихов) превратился в тоненькую струйку, а потом и вовсе иссяк.

Профессионально переводить я начал на старших курсах, пройдя интернет-конкурс в Школе перевода Владимира Баканова. Там меня окружило, хоть и виртуально, множество талантливых и увлеченных людей; чтобы остаться без опыта в такой питательной среде, нужно быть полным лентяем.

За пять лет я успел перевести шесть романов (а также несколько рассказов), в основном для АСТ. Из них были изданы все, кроме одного, самого интересного и любимого – «Ghost Radio» Леопольдо Гаута, для которого я предложил название «Призрак FM». О нем я в свое время трубил где только мог, и, кажется, многих успел заразить своим энтузиазмом. К сожалению, в выход этой книги на русском я уже не верю - особенно если учитывать происходящее с АСТ.

Сочинительство и перевод друг другу ничуть не мешают: совсем наоборот. Многие техники, освоенные во время работы над чужими текстами, научили меня более внимательно относиться к собственным. Когда плотно вчитываешься в иностранный текст, пытаешься преобразить его в гармоничный или хотя бы читаемый русский аналог, внутренние горизонты волей-неволей расширяются. В обратном направлении этот механизм работает не так гладко (у меня), но, хочется надеяться, это временно.

Давай перейдем к ЛоТ. К «Тьме», к DARKER. Ты ведь один из старожилов нашего темного сообщества, один из тех, с кого все начиналось. Сам-то помнишь, когда состоялось зарождение того, что сейчас зовется Horror Web?

В 2004-2005 годах я почти все свое виртуальное время проводил на форуме stephenking.ru - одного из лучших русскоязычных сайтов, посвященных сами понимаете кому. К счастью, и сайт, и форум здравствуют и поныне. Жизнь на «стивене» была очень интересная и насыщенная - с бурными обсуждениями, союзами и войнами. В то время я уже активно писал и успел даже поучаствовать в первом конкурсе кинговских фанфиков (кстати говоря, сама эта идея тоже принадлежала мне). Еще я стал регулярно выкладывать на форуме мини-обзоры «темных» новинок. Их встречали без особого ажиотажа, но так было положено начало будущей рубрике Index Librorum Prohibitorum в журнале «Тьма».

В это время я близко сошелся во взглядах с неким человеком под ником jogurt - не кем иным, как Миша Парфенов. Миша носился с идеей организовать общество русскоязычных хоррор-авторов по типу Horror Writers Association - и искал сочувствующих в том числе на форуме. Я был одним из тех, кто пошел за ним, и так началась история Литературного общества «Тьма» (ЛоТ), которое существует до сих пор. Сначала мы учредили собственную группу на Литсовете (сетературный портал) и каждый месяц выпускали подборки поэзии и прозы наших участников («Общество темных поэтов» и «Только ночью»), проводили свои конкурсы и участвовали в чужих. Параллельно развивали несколько форумов - точнее, в центре всего этого бурления стоял Миша, а несколько соратников его всячески поддерживали: Андрей Сенников, Александр Вангард, я... Идей и проектов была прорва - чуть ли не с благоговением вспоминаю, сколько всего мы успели придумать и запланировать. Кое-что из этого воплотилось, но если бы реализовалось всё, то весь Рунет сейчас был бы под нашим крылом. Ну, почти весь smile

Одним из наших главных проектов стал PDF-журнал «Тьма», который замышлялся как рупор ЛоТ и вообще русского хоррор-сообщества. Первые выпуски верстал сам Миша (как умел), но даже и так качество оформления и содержания росло от номера к номеру. А уж когда у нас появился собственный дизайнер...

На дизайнере, однако, все и закончилось. Журнал из ежеквартального превратился в ежегодный, энтузиазм иссяк, и «Тьму» решили закрыть. Но тут же упавшее знамя подхватил DARKER, в недрах которого мы сейчас с тобой беседуем. Что для тебя этот проект? Как считаешь, смена формата пошла изданию на пользу?

Если «Тьма» делалась с любовью, то DARKER - с любовью и зачатками профессионализма. Общими усилиями нам удалось создать онлайн-журнал с постоянной аудиторией и неиссякающим потоком интересных материалов. В силу разных обстоятельств я уделяю этому проекту меньше внимания, чем предыдущему, но это не из пренебрежения. У DARKER большой потенциал, и он претворяется в жизнь у нас на глазах. Грешно оставаться в стороне.

Ты в редакции занимаешься публицистикой. Рецензиями. Сам при этом неоднократно выигрывал знаменитый конкурс «Фанткритик» (кстати, в этом году DARKER является его информационным партнером). Поделись секретом, какой должна быть идеальная рецензия? На что стоит обратить особое внимание начинающим критикам?

Я вот тоже как раз разыскивал, у кого бы узнать насчет идеальной рецензии ;) У моей манеры довольно много недостатков, поэтому не уверен, могу ли с внушительным видом раздавать советы. Впрочем, могу рассказать, к чему стремлюсь я сам.

А для меня как автора важнее всего, чтобы рецензия была ИНТЕРЕСНОЙ. В идеале читатель должен увлечься текстом, даже если сам предмет разбора ему безразличен; возможно, он почерпнет что-то новое, посмотрит на знакомые вещи под новым углом. Иными словами, рецензия становится самостоятельным художественным произведением (собственно, когда-то ничего другого рецензией и не стали бы называть). Мне до таких вершин далеко, но добраться все-таки хочется.

Ну и все-таки - несколько рекомендаций начинающим (мне с ними еще работать, как-никак). Избегайте банальностей. Проверяйте информацию. Не жалейте юмора (если это уместно). Сравнивайте, сопоставляйте, проводите параллели. Старайтесь отстраниться от собственных предрассудков: судите книгу по правилам, по которым создавал ее автор (а если кипите гневом - найдите в себе силы в этом признаться). Пользуйтесь словарем синонимов и не пренебрегайте проверкой орфографии (а вот проверку грамматики в Word отключите. Отключите, мать-перемать!).

Если бы все рецензенты DARKER прислушались к этим рекомендациями, то жизнь стала бы немного легче, и Будда улыбнулся бы нам. Думаю, ты как мой временный и. о. можешь это подтвердить.

А что скажешь насчет писательства? Твои рассказы полюбились очень многим, но производительность писателя Женевского оставляет желать лучшего. Работаешь над чем-нибудь прямо сейчас? Какие планы на ближайшие годы? Пора бы уже выходить в печать.

Последние несколько лет я провел в творческой коме - или, если без пафоса, не написал ни строчки. И с каждым потерянным годом выходить из спячки было бы только труднее. Поэтому я рад, что наконец-то появилось время для сочинительства - и этот год обещает стать переломным. Прямо сейчас работаю над небольшой вещью, которая может дать моим литературным штудиям хороший толчок. Надеюсь, она станет стартовой площадкой, с которой я начну возвращаться в норму. Подробностей пока не скажу, но намекну, что я по-прежнему верен выбранному жанру (хотя и прошедшие года дают о себе знать).

Как ты относишься к идее конкурса страшного рассказа на площадке нашего журнала? Обсуждения шли довольно бурные, и общественность решила – конкурсу быть.

Отношение мое сводится к двум словам: давно пора. Будь моя воля, поучаствовал бы и сам, размял мышцы...

Я могу тебе это устроитьsmile В моем списке возможных судей ты один из главных кандидатов на то, чтобы представлять в жюри редакцию.

Ну как не поддаться очарованию блата smile Я всегда за, лишь бы не вмешался кое-какой форс-мажор.

Никакого блата, наоборот — грядет тяжелый трудsmile Но мы отвлеклись. Пора переходить к топам. Начинаем, как повелось в рубрике, с литературы. Огласи список самых-самых.

Ужасов или вообще?

Можешь составить два списка, если хочешь. А можешь и один совместный.

Хорошо.

Составлять такие списки всегда и весело, и грустно, и даже немного страшно: если приходится выбирать из такой прорвы книг, то сколько же лет жизни осталось позади?.. Пусть будет вот такой, общий (порядок значения не имеет).

1. Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит» + «Властелин колец» + «Сильмариллион»

2. Стивен Кинг «Сияние», «Кладбище домашних животных», первые три тома «Темной Башни»

3. Мервин Пик «Титус Гроун» + «Горменгаст»

4. Гюстав Флобер «Госпожа Бовари»

5. Питер Уоттс «Ложная слепота»

6. Клайв Баркер «Книги крови»

7. Эмили Бронте «Грозовой перевал»

8. Алан Мур «Хранители»

9. Филип Дик «Убик»

10. Уильям Голдинг «Повелитель мух»

11. Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»

12. Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов»

13. Урсула Ле Гуин «Волшебник Земноморья» (цикл)

Ну и равноценным списком - с головы до пят обожаемые авторы малой формы: Леонид Андреев, Лэрд Баррон, Амброз Бирс, Борхес, Дино Буццати, лорд Дансени, Кафка, Кортасар, Рэмси Кэмпбелл, Лавкрафт, Томас Лиготти, Артур Мейчен, Эдгар По, Джо Хилл, Ганс Гейнц Эверс.

Из свежих пополнений – «В финале Джон умрет» Дэвида Вонга. Кажется, я не устану его рекомендовать.

Хилл для тебя в первую очередь рассказчик? Неужели даже «Рога» не проняли?

Нет, «Рогами» он меня хорошо поддел и истерзал - чего не отнять, того не отнять. Но меня все равно точит чувство, что лучший его роман еще впереди. Может, это будет уже «NOS4A2», выходящий весной. Вампирской теме как кровь из шеи требуется обновление и перезагрузка - и кому тут справиться, как не Хиллу?

Скоро грядет экранизация «Рогов», давай и мы перейдем к киношному топу. Принцип тот же.

Здесь уже без двух списков не обойтись. Порядок хронологический.

Ужасы и триллеры:

1. Карнавал душ (1962)

2. Голова-ластик (1977)

3. Суспирия (1977)

4. Хэллоуин (1978)

5. Чужой (1979)

6. Выводок (1979)

7. Сияние (1980)

8. Зловещие мертвецы (1981)

9. Нечто (1982)

10. Попутчик (1986)

11. Восставший из ада (1987)

12. Сердце ангела (1987)

13. Лестница Иакова (1990)

14. Чужой 3 (1992)

15. В пасти безумия (1994)

16. Интервью с вампиром (1994)

17. Дагон (2001)

18. Машинист (2004)

19. Впусти меня (2008)

20. Список смертников (2011)

Прочее:

1. Печать зла (1958)

2. На несколько долларов больше (1965)

3. Пикник у Висячей скалы (1975)

4. Бегущий по лезвию (1982)

5. Мой сосед Тоторо (1988) - и вообще весь Миядзаки, как уж водится

6. Джорджино (1994)

7. Мертвец (1995)

8. Большой Лебовски (1998)

9. Трио из Бельвилля (2003)

10. Олдбой (2003)

11. Вечное сияние чистого разума (2004)

12. Запределье (2006)

13. Дитя человеческое (2006)

14. Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса (2007)

15. Темный рыцарь (2008)

16. Вход в пустоту (2009)

17. Вальгалла: Сага о викинге (2009)

18. Начало (2010)

19. Запрещенный прием (2011)

20. Ханна (2011)

Игры и музыка на очереди.

С играми расклад такой.

1. American McGee's Alice

2. Bioshock 1-2

3. Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth

4. Clive Barker's Undying

5. Dead Space 1-2

6. Half-Life 2

7. Max Payne 1-2

8. Oddworld: Abe's Oddyssee, Abe's Exoddus

9. Silent Hill 2-3

10. Suffering 1-2

Предпочитаю игры с хорошим сюжетом и атмосферой, которые без натяжки можно отнести к искусству (поэтому Bioshock вне конкуренции - для меня это больше, чем игра, и в чем-то даже больше, чем литература). Впрочем, ничто человеческое мне не чуждо, так что случается иногда залипать на пожирателях времени вроде Skyrim или «Цивилизации» (а один раз, стыдно сказать, убил три недели на Terraria - этакий двухмерный аналог Minecraft).

Что до музыки, то вкусы мои очень эклектичны - сам иногда удивляюсь, какие вещи мне порой приходятся по нраву. Хотя в целом склоняюсь к более мелодичным проектам. Очень много слушаю саундтреков к старым и новым фильмам (и играм).

Вот бессменная обойма моего плеера:

1. The Delgados

2. Florence + the Machine

3. Green Carnation

4. Metallica

5. Muse

6. Pink Floyd

7. Portishead

8. Rammstein

9. ДДТ

10. Пикник

Плюс классический рок, фолк, трип-хоп, женский вокал, транс, симфоник-метал и даже кое-что из блэка с дэтом, синти-поп, дарк эмбиент, французский шансон... в общем всё, что попадает под настроение. Ну и саундтреки, саундтреки, саундтреки...

Напоследок, не могу не задать тебе вопрос, который с нами уже года два, и который ты сам неоднократно задавал. Что произойдет, если закрыть четырех человек в комнате без окон, с тремя табуретами, двумя мотками веревки и одним ножом?

Я так и знал! Знал!

Начнем с того, я не верю, что все они на самом деле люди. И человечек, живущий у меня за виском, склонен поддержать меня.

Следовательно, оставшимся троим нужно как-то скоординироваться, выявить пришельца и оценить исходящую от него опасность. Если она слишком велика (и под угрозой бессмертные души этих людей), то все трое могут немедленно покончить с собой, обойдясь всего одним мотком веревки и табуреткой. Если пришелец начнет им мешать, придется действовать очень быстро - возможно даже, ножом. В случае неудачи, сам понимаешь, условия задачи быстро меняются.

Если пришелец не опасен, то можно растянуть его на веревках между табуретками и выяснить, что у него внутри. Это а) поможет узникам занять время; б) возможно, обеспечит дополнительный источник пищи и жидкости; в) просто весело, в конце концов; г) может оказаться именно тем, чего хотят экспериментаторы, закрывшие четверых в этой комнате.

Может случиться и так, что расчленят не пришельца, и тогда придется повторить предыдущие шаги еще разок.

Хоть роман пиши. На такой вопрос в одном абзаце не ответишь - столько вариантов сразу выпархивает, ах!..

Пожелай что-нибудь нашему журналу, и я от тебя отстануsmile

Желаю DARKER талантливых авторов, неутомимых редакторов и ненасытных читателей - и чтобы вся эта свора дружно двигала журнал если не к величию, то к монолитной и неоспоримой репутации. Ну и своего возвращения пожелаю, сколько можно болеть-то smile

Комментариев: 16 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Павел Черепюк 27-02-2013 20:44

    Интересное интервью. Бросить институт и поступить в другой смелый поступок. Можно сказать, изменил жизнь.

    Учитываю...
  • 2 Аноним 16-02-2013 22:19

    Приветствую! Рассказы на литсовете читал с большим удовольствием, как и произведения Михаила. Помнится, для лит журнала Владислав попросил мою "Колыбельную песнь вампира", а в впоследствии этот стих использовала группа "Изморозь", назвав ее просто колыбельной... Так что у Владислава определенно есть чутье на хорошие литературные произведения)

    Учитываю...
    • 3 Парфенов М. С. 16-02-2013 22:46

      У Владыки очень недурственный вкус. Не то, чтобы я пробовал Владыку на зуб, но в искусстве он явно понимает, а еще умеет сам вкусно и писать и говорить)

      Учитываю...
    • 4 Pickman 18-02-2013 12:19

      Спасибо! Заходите к нам почаще)

      Учитываю...
  • 5 Руслан 16-02-2013 20:13

    Горжусь дружбой с тобой, Человечище!

    Учитываю...
    • 6 Pickman 18-02-2013 12:18

      Спасибо, Руслан, взаимно!

      Учитываю...
  • 7 Юрка 15-02-2013 00:33

    У меня стойкое ощущение, что на фотографиях я вижу предместья Иремеля...

    Учитываю...
    • 8 Pickman 15-02-2013 20:41

      Да, это так. Я живу в Башкирии и очень люблю этот край.

      Учитываю...
      • 9 Юрка 16-02-2013 22:04

        бродил я в тех краях то ли в 2007, то ли в 2008-м. Места с энергетикой, и совсем без ужасов smile

        Учитываю...
        • 10 Pickman 18-02-2013 12:18

          Насчет первого ты прав однозначно, второе уже можно оспорить ;) Чуть севернее потенциал для ужасов огромный...

          Учитываю...
  • 11 delfin-mart 14-02-2013 21:18

    Порадовалась за Тоторо, всего Миядзаку и "Трио из Бельвиля"! Получается, не одна я совмещаю любовь к Кингу, зомби и маньякам с обожанием мультов. smile smile

    Учитываю...
    • 12 Pickman 15-02-2013 20:42

      Как понимаете, влезло далеко не всё, а то бы я тут надобавлял)

      Учитываю...
  • 15 Парфенов М. С. 13-02-2013 21:12

    Владыке здоровья на многие столетия вперед.

    Никогда бы не подумал, что с Кингом и Ко он познакомился в столь зрелом уже возрасте)

    Учитываю...
    • 16 Pickman 15-02-2013 20:43

      Зато эффект до сих пор не ослаб)

      Спасибо всем за пожелания!

      Учитываю...