DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Де Сад на фашистский лад

Сало, или 120 дней Содома / Salò o le 120 giornate di Sodoma

Италия, 1975

Жанр: триллер, драма, история

Режиссер: Пьер Паоло Пазолини

Сценарий: Пьер Паоло Пазолини, Серджио Ситти, Пупи Авати

В ролях: Паоло Боначелли, Джорджо Катальди, Уберто Паоло Квинтавалле, Альдо Валетти

Похожие фильмы:

  • «Ночной портье» (1973)
  • «Сербский фильм» (2010)

 

Проезжая небольшой итальянский городок Лидо-ди-Остия, расположенный в предместьях Рима, туристы неизменно делают остановку на неприметном на первый взгляд пустыре, в центре которого высится памятник одному из самых скандальных режиссеров прошлого века, Пьеру Паоло Пазолини. Именно здесь хмурым осенним утром 2 ноября 1975 года полиция обнаружила в луже крови его изуродованное тело, а ровно за 190 лет до этого, в ноябре уже 1785 года, в тесной камере Бастилии маркиз Донасьен Альфонс Франсуа де Сад закончил свое самое скандальное произведение под названием «120 дней Содома».

Вы спросите, какая связь между этими двумя событиями? Дело в том, что спустя ровно двадцать дней с момента смерти режиссера, 22 ноября 1975 года в Париже состоялся первый показ фильма, который с полным правом можно считать вершиной режиссерской деятельности Пьера Паоло. Лента носила название «Сало, или 120 дней Содома».

Несмотря на то, что фильм 1975 года является очень вольной экранизацией произведения де Сада, он же считается самой известной и удачной попыткой перенести события книги на экран. Пусть вместо Франции конца XVIII века зритель переносится в отживающую последние дни фашистскую республику Сало конца 1944 года, но параллели напрашиваются сами собой, поскольку аристократам-сластолюбцам из произведения де Сада Великая французская революция дышала в затылок столь же горячо, как и фашистским бонзам наступление войск союзников.

В остальном все практически так же, как было у маркиза. Четверо господ, среди которых нашлось место представителям дворянства, духовенства, судопроизводства и, конечно же, буржуазии, уединяются на вилле, дабы в полной мере воплотить свои тайные фантазии. В этом им помогут невинные мальчики и девочки, тщательно отобранные среди итальянской бедноты; дополняют список жертв и жены наших распутников, параллельно являющиеся их дочерьми. Направлять же мысли господ в нужное русло призваны четыре опытные проститутки, которые каждый вечер будут распалять их воображение пикантными историями из собственной жизни. Кроме того, в комплекте идут четыре вооруженных автоматами охранника явно из числа подростков-хулиганов и четыре мачо-глиномеса, всегда готовые пустить в ход свои поистине ослиные мужские достоинства.

С сожалением можно отметить, что в фильме Пазолини не нашлось места четырем мерзким старухам, которые у де Сада играют одну из ключевых ролей и ответственны за многие наиболее мерзкие и шокирующие эпизоды.

Можно долго пытаться выявить философский подтекст фильма, изображающего истинное лицо фашизма или что-то в таком духе, но сегодня мы не станем этим заниматься, а поговорим о том, как и с помощью чего все это воплотилось на экране.

Во-первых, декорации. В качестве места действия неслучайно выбрана вилла Фельтринелли. Это сейчас там располагается роскошный отель, а в 1943—1945 годах она служила резиденцией самого Муссолини. Роскошные залы, украшенные работами абстракционистов и предназначенные для проведения оргий или отдохновения господ с неизменными философскими рассуждениями об истинной свободе, сопровождающимися поглощением горячительных напитков, резко контрастируют с голыми стенами бараков, в которых размещены жертвы. В самом начале фильма перед нами предстают живописные картины итальянских трущоб.

Во-вторых, сами актеры. Пусть далеко не все из них стали известны широкой публике, а еще меньше — успели снискать лавры еще до участия в съемках картины, но образы получились очень сильными и запоминающимися. Кстати, нельзя не отметить, что все задействованные в съемочном процессе юные девицы вполне подпадают под нынешние стандарты женской красоты, если, конечно, не обращать внимание на старомодное белье и непроходимые джунгли лобковых волос.

Из господ, в первую очередь, следует отметить герцога в исполнении Паоло Боначелли и президента, которого блестяще сыграл Альдо Валетти. Первый в ряде эпизодов настолько сконцентрирован на страсти и похоти, что смотрит на творимые им и его сообщниками зверства как на какую-то рутину, без которой никак нельзя обойтись. Второй же с первых появлений покоряет зрителя своей улыбкой, выдающей матерого злодея. Не слишком отстают от товарищей и епископ с магистратом.

И, в-третьих, сценарий. Нетрудно догадаться, что фильм «Сало, или 120 дней Содома» — картина из числа тех, где львиную долю эффекта создают отдельные эпизоды. При желании можно долго препарировать под микроскопом каждую сцену, смакуя отдельные моменты. Здесь и импровизированная «свадьба» двух обреченных, и эпизод, когда обнаженные жертвы вынуждены изображать собак, и грандиозное фекальное пиршество (куда там «Зеленому слонику»), завершившееся эпическим поцелуем в лоб, и, конечно же, финальная расправа. Говоря о заключительной части, неслучайно получившей название «Круг крови», нельзя не отметить натуралистичный эпизод с выковыриванием глаза кинжалом — и это тогда, когда никакими компьютерными спецэффектами и не пахло. В целом же отрезок, соответствующий «смертельным страстям» в романе де Сада, являет собой шокирующий контраст между поистине детским весельем господ и мучениями приговоренных.

Говорить о фильме «Сало, или 120 дней Содома» можно еще долго, но сейчас настало время подвести итог. Слишком богато снятый для треша, слишком прямолинейный для триллера и не демонстрирующий движения гениталий в момент соитий, чтобы именоваться порнографией, этот фильм не вписывается на 100 % в каноны ни одного из жанров. Далеко не факт, что он придется по вкусу даже ценителям современных ужастиков, привыкшим к беготне жертв от маньяков и сценам изгнания демонов. А вот людям, получающим специфическое удовольствие, шокируя самих себя, посмотреть этот фильм попросту необходимо. В свете этого наиболее емкое определение последней режиссерской работы Пазолини — треш для эстетов.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)