Бойся или умри / Scary or Die

США, 2012

Жанр: ужасы

Режиссеры: Майкл Эмануэл, Игорь Меглич, Боб Бэдуэй

Сценаристы: Майкл Эмануэл, Боб Бэдуэй

В ролях: Билл Оберст мл., Хэли Лула Хадсон, Шон-Колин Янг, Чарльз Чун, Кристофер Дарга

Похожие фильмы: «Калейдоскоп ужасов», «Кошелек или жизнь», «Сказки с темной стороны»

Хоррор-антология из пяти страшных историй про зомби, вампиров, каннибалов и жутких клоунов.

Сборники жутких короткометражек всегда пользовались популярностью. Возможность посмотреть сразу несколько разносюжетных страшилок в рамках хронометража одного фильма, зачастую, более привлекательна для зрителя, нежели созерцании на протяжении полутора-двух часов одной длинной истории. Сей интерес к киноальманахам связан как со стремлением к непредсказуемому разнообразию, так и к повышенной вероятности, что картина в целом не вызовет разочарования. Иначе говоря, хотя бы одна из нескольких мини-страшилок должна обязательно понравиться, а, соответственно, минимальное удовольствие от просмотра ленты практически гарантировано. Но в случае с «Бойся или умри» ситуация почти катастрофическая, так как ни одна из пяти новелл не дотягивает даже до оценки «удовлетворительно», причем в каждом случае по разным причинам.

Новелла первая – Переправа.

Двое американцев вместе со своей общей подружкой едут к мексиканской границе. Мужики считают себя стопроцентными патриотами, жестко пресекающими нашествие нелегалов,  и готовы на крайние меры при добровольной защите рубежей родной страны. Но в этот раз садистов-пограничников ждет страшный сюрприз!

Банальная и отвратная зомби-миниатюра с ужасными главными героями, которые вызывают по своему поведению и виду куда больший негатив, чем ожившие мертвецы. Похоже режиссер намеренно добивался тошнотворного эффекта, когда еще до начала мясной бойни, в обыденно-бытовых сценах на экран крайне неприятно смотреть. О каком-либо художественно вкусе и драматургии в первой новелле речи не идет вообще; это просто запредельно дешевый и дурной трэш, что только подтверждают сцены ужасов с поеданием мертвыми живых. Снято трупаковско-каннибальское пиршество с максимальной жестокостью, но явной ненатуральностью, когда не веришь, что видишь на экране действительно человеческие внутренности, а не дешевую смехотворную бутафорию. Что до интриги, то вряд ли кого-то из современных зрителей хоть чуть-чуть удивит «неожиданное появление» оживших мертвецов на месте массового захоронения и их праведной мести своим палачам.

Новелла вторая – Скорбь Тэджанга.

Средних лет кореец Тэджанг тяжело переживает смерть жены, после работы бесцельно шатаясь по улицам. Однажды вдовец видит, как некий мрачный тип прямо на улице похищает красивую женщину. Тэджанг на свой страх и риск бросается в погоню…

По сравнению с дико трэшевой первой байкой, второй эпизод по стилю и содержанию кажется высокохудожественной историей, почти без крови и визуальной жестокости, снятой в стилистике классического мистического триллера. Но в режиссуре «Скорби…» увы, допущена грубая ошибка, когда в середине повествования зрителю явно дают понять, в чем подвох рассказа, и дальнейшее повествование становится до обидного предсказуемым. Досматриваешь новеллу в призрачной надежде, что в финале все-таки будет сюрприз, но концовка только подтверждает и так очевидную разгадку, на которую ранее намекнули с изяществом слона в посудной лавке. Рассказ и так крайне прост по фабуле при мнимой таинственности и драматичности, а при слишком раннем грубом постановочном спойлере, история вообще теряет всякую ценность и смысл.

Новелла третья – Сочленённый.

Полицейский останавливает на шоссе машину, у водителя которой явно проблемы с управлением. Шофёр говорит копу, что просто на секунду отвлекся от дороги и потому автомобиль слегка занесло. Но офицер чувствует неладное и просит нарушителя открыть багажник…

Третья байка альманаха вновь скатывается в трэш, правда не столько визуальный, сколько параноидально-шизофренический. Весь эпизод – это бессмысленный набор глюков киллера, едущего ночью с расчлененным трупом в автомобиле. Кому-то может быть и покажется интересным режиссерский прием «временного отката», когда одну и ту же сцену покажут дважды; сначала с точки зрения интригующего начала истории, а потом уже в качестве развязки, но уже при знании начального развития событий. Впрочем, подобный финт все равно не вносит какой-либо осмысленности в сумбурную и неинтересную зарисовку.

Новелла четвертая – Укус клоуна.

Во время детского утренника, главного героя Эммета кусает за ногу приглашенный на праздник клоун. Эммет поначалу не придает случая особого значения, посчитав напавшего обычным сумасшедшим, но вскоре с его телом начинают происходить странные вещи…

Это главный эпизод антологии, самый длительный по продолжительности, практически тянущий на самостоятельный полнометражный фильм и подаривший проекту официальный постер. Поначалу новеллу смотришь с искренним интересом, радуясь, что хоть одна байка удалась по смыслу и содержанию, но к финалу испытываешь досадное разочарование от бреда сивой кобылы, несущегося с экрана. Вроде бы, если отбросить хоррор-составляющую, это кино об истинной родственной любви, но снято оно в настолько смехотворном дурацко-псевдосерьезном стиле, что производит впечатление дикой дурновкусицы. Похвалы заслуживает разве что работа гримеров, но этого слишком мало, чтобы вытянуть историю хотя бы на средний уровень. Конечно, в рассказе можно увидеть своеобразную хоррор-иронию в том, что если после нападения вампира человек обратится в кровопийцу, то тогда после укуса клоуна он, конечно же, тоже станет клоуном, но действие абсолютно не развивается в стёбном ключе, а наоборот пытается быть некой «умной» притчей. В итоге же получилась невменяемая чушь, заставляющая только пожать плечами от недоумения.

Новелла пятая – Возвращение любимой.

Переехав в Лос-Анджелес, девушка из провинции желала большой и чистой любви. Но ее избранник оказался злодеем, садистом и бабником. И во время очередной ссоры девушка гибнет от рук любимого…

Заключительный эпизод самый короткий по продолжительности и условно объединяющий все новеллы альманаха. В целом у рассказика есть и идея и не самая дурная реализация, но действие настолько скоротечно, что кажется не полноценной новеллой, а ее трейлером. Фактически режиссер даже не рассказывает байку, а преподносит ее краткими тезисами; «погибла-вернулась-отомстила»… и всё. За время мимолетного просмотра не успеваешь ни проникнуться атмосферой, ни напрячься от страшной сути байки, ни задуматься о финале, который очевиден почти сразу же после начала просмотра. Новеллу стоило сделать длиннее и сложнее, чтобы она была полноценной короткометражкой, а не дурной «отмазкой» от задачи снять нормальное кино, пусть и миниатюрное.

Итого, резюмируя впечатления от всех пяти эпизодов, с сожалением стоит признать, что все пять попыток создать интересную или мало-мальски страшную историю провалились. В каждой новелле была сделана ставка на эффект неожиданности в финале, но все финты оказались либо легко предсказуемыми, либо просто летящими мимо цели в силу своей глупости. Поэтому «Бойся или умри» можно считать одним из самых слабых хоррор-альманахов, когда-либо выходивших на экран.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх