ССК 2018

Сердце ангела  / Angel Heart

США, Канада, Великобритания, 1987

Жанр: мистика, триллер, детектив

Режиссер: Алан Паркер

Сценарий: Алан Паркер

В ролях: Микки Рурк, Роберт Де Ниро, Лиза Боне, Шарлотта Рэмплинг, Стокер Фонтелье

Похожие фильмы:

  • «Лестница Иакова» (1990)
  • «Шоссе в никуда» (1997)
  • «Восставший из Ада 5: Преисподняя» (2000)

Сыграв в 1985 году в экранизации книги Элизабет МакНилл («9 ½ недель», Эдриан Лэйн), Микки Рурк не замедлил снова примерить на себя роль самоуверенного индивидуалиста — теперь в экранизации мистического романа Уильяма Хёртсберга, предпринятой двумя годами позже британским режиссером Аланом Паркером.

1955 год. Послевоенная расслабленность сменилась взысканием старых долгов. Таинственный незнакомец Луи Сайфер нанимает частного детектива Гарри Эйнджела с целью найти известного в прошлом джазмена, некоего Джонни Фэйворита. Получив деньги, детектив тут же приступает к делу. Со своим жизнерадостно-подлым лицом и двухнедельной щетиной он изначально обречен на успех: такие персонажи попросту не могут ошибаться…

Паркер, Гринуэй, Кен Рассел — этих разноплановых английских режиссеров объединяет и роднит одна характерная особенность: любовь к живописи кадра, стремление сделать картинку гармоничной и максимально врезающейся в память. Портрет, натюрморт… но все это в пониженном и местами даже символическом значении: крупные планы искаженных страданием лиц, блестящие склянки с морфином, лениво вращающиеся вентиляторы, порождающие тревожную игру света и тени (свет в этом фильме в той же мере «осязаем», что и в картинах Дэвида Линча). Возможно, эти намеренные контрасты призваны подчеркнуть амбивалентность художественного мира, созданного режиссером. Двойственно тут, воистину, буквально все: мрак и свет, Север и Юг, персонажи Эйнджела и Сайфера. Следует отметить, что игра с именами тоже в значительной мере символична: Луи Сайфер — это карикатурнейший Дьявол из всех возможных (даже когти не спрятал!), а Джонни Фэйворит — действительно его любимчик. Вот Эйнджел, напротив, далеко не «лучезарный серафим», как можно было представить, хотя и в его душе нашлось место частичке сакрального.

Актерский ансамбль хорош, но не более. Люцифер в исполнении Роберта Де Ниро не слишком убедителен: эти дружелюбные глаза не могут принадлежать врагу рода человеческого, скорее уж «сумасшедшему самаритянину» Трэвису Биклу из «Таксиста». С подобной проблемой неподходящего амплуа сталкивались многие даровитые и в некоторых случаях даже гениальные актеры. Взять того же Бруно Ганца, воплотившего Адольфа Гитлера в «Бункере» Хиршбигеля: этот морщинистый старичок с глубоким взглядом больше напоминает заботливого дедушку, нежели обезумевшего от ненависти к собственному народу тирана. Микки Рурк, напротив, как никто другой вжился в шкуру частного сыщика, не заботящегося ни о методах, ни о средствах. С легкостью жертвуя чужими жизнями, тщательно заметая следы, этот персонаж упорно движется к намеченной цели, словно бы повинуясь слепому велению рока. Зная о дальнейшей карьерной судьбе актера, можно предположить, что «Сердце ангела» оказалось для Микки Рурка одним из наиболее удачных проектов в послужном списке.

С легкой руки творца, Паркер открыто иронизирует над религией городских кварталов, заглядывает в самые темные подворотни Нью-Йорка, ни в малой степени не страшась открывающегося глазам потаенного зрелища. Зимний снег блестит от пролитой крови, старухи в спешке оттирают стены, замаранные чем-то подозрительно красным… Словно непрошеный гость, персонаж Эйнджела вторгается в мистические, «линчевские» пространства, запретные для любых человеческих взглядов. Что он там ищет?.. В конечном итоге, его персонаж — это тот, кто страстно возжелал обрести себя, не подумав, однако, о том, что иногда желания исполняются не так как того бы хотелось людям. Эйнджел глядит в Бездну, Бездна жадным глазом заглядывает в него, и происходит то, чего вполне следовало ожидать — Эйнджел и сам превращается в Бездну.

Как и в последующей, обласканной зрительским вниманием «Жизни Дэвида Гейла», Паркер стремится по ходу фильма максимально запутать зрителя, а затем неожиданной развязкой, словно авторским росчерком пера, расставить все точки над «ё», оставив смотрящего в злом недоумении относительно всех догадок и домыслов, построенных на протяжении ленты. В связи с этим следует признать, что «Сердце ангела» в большей степени удачен именно как фильм-ощущение, нежели как целостное сюжетное кино. Мрачная джазовая мелодия Тревора Джонса и стильная картинка, созданная оператором Майклом Серезином (позднее он уже в качестве режиссера поставил картину «Свой парень», по сценарию все того же Рурка), подчеркивают общее настроение фильма и позволяют зрителю еще глубже погрузиться в повествование; а вот фабула здесь, к сожалению, слишком громоздка и расплывчата: она растягивает хронометраж и заставляет картину трещать по швам от нагромождений излишних деталей и символов.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх