DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

День, когда настал трындец

Флэшбэк / Flashback (роман)

Автор: Дэн Симмонс

Жанр: фантастика, детектив, политический триллер

Издательство: Эксмо, Домино

Серия: Проект «Бестселлер»

Год: 2012 (в оригинале – 2011)

Похожие произведения:

  • Брюс Стерлинг «Распад» (роман)
  • Том Кратман «Caliphate» (роман)
  • Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери» (роман)

Потрясающий Дэн Симмонс вновь радует читателя. Слово «радует» намеренно использовано без саркастических кавычек, поскольку роман на самом деле вышел добротным и даже сверх того.

Если вы уже прочли аннотацию, то вышесказанное может вызвать недоверие. Что ж, вместо сварливого «политизированная хрень», которое может ненароком нарисоваться у вас в голове, там упреждающе должно проскочить еще несколько мыслей-электричек:

Во-первых, это Симмонс. Густой, породистый, наваристый текст, приправленный остротой слога, давно уже стал непременным атрибутом его книг. Вам не стоит думать дважды, брать или не брать очередной роман Дэна. Его произведения – это некий эталон качества, ниже определенного уровня он не опускается.

Во-вторых, Симмонс с успехом доказал, что ему одинаково легко даются тексты на, казалось бы, диаметрально противоположные темы.

Ну и, в-третьих, старина Дэн умный человек. Да, так вот просто: умный человек, пишущий умные книги.

Как следует из аннотации, история стартует вполне себе мирно: флэшбэкер со стажем Ник Боттом вызван на ковер к федеральному советнику Хироси Накомуре, дабы возобновить – за определенную плату – расследование убийства Кэйго Накомуры, сына высокопоставленного японца. Кэйго снимал материал для создания фильма об употреблении флэшбэка американцами, попутно взяв несколько неосторожных интервью, приправленных провокационными вопросами. Единственное, что нужно Боттому – деньги на очередные порции наркотика; желание «пофлэшбэчить» на свое счастливое прошлое, в котором еще жива любимая жена Дара, превратилось в морковку над головой осла, иначе – двигатель жизни бывшего детектива. И не беда, что американец даже не собирался разводить кипучую деятельность, ведь главное – достать деньги на новые дозы флэшбэка. Однако Ник довольно быстро начинает смекать, что к чему – когда к нему приставляют начальника службы безопасности Накомуры, Хидэки Сато. Этот японский крепыш на протяжении всей книги контролирует деятельность сыщика, попутно помогая ему и оберегая от разных неприятностей.

Постепенно Ник Боттом начинает восстанавливать былые связи и раскручивать спутанный клубок этого покрывшегося пылью дела. Как оказалось, под оболочкой мрачного наркомана все еще живет довольно сообразительный тип, который умеет заставить работать свою смекалку на полную. В процессе расследования детективу придется опросить многих примечательных фигурантов нашумевшего дела, начиная от еврейского поэта, который каждый день «флэшбэчит» на увиденные им когда-то ядерные взрывы, уничтожившие его родной Израиль, и заканчивая влиятельным главой мафиозной империи – чеченцем Кож-Ахмед Нухаевым. Словом, постепенно расследование заходит все дальше, и детектив понимает, что одним убийством всё не ограничивается – как говорится, «дело пахнет керосином», и масштабы вовлеченных в события политических сил возрастают с каждой страницей.

Постепенно перед нами открывается невероятно реалистичная картина будущего по Симмонсу. Следует заметить – довольно близкого будущего.

С языка так и рвется заморское словечко «Fallout», но оно подходит нам лишь отчасти. Да, как и культовая игра про апокалипсис и его последствия, «Флэшбэк» предлагает нам мир после катастрофы, где главный лейтмотив жизни – «урви побольше, проживи подольше». В то же время – хотя без ядерных боеголовок таки не обошлось – это роман о несколько других катастрофах: финансовой и политической.

США, потеряв несколько штатов вследствие реконкисты, прозябает на задворках жизни – по сути, остатки государства выживают за счет проката своей армии, если так можно назвать несколько сот тысяч наспех собранных и обученных мужчин и подростков. Новенькие мечети радостно бьют в набаты, празднуя годовщину 9 сентября – дня начала очищения мира от неверных; некоторые бывшие штаты по сути представляют собой мини-государства; по договору СНВ с русскими американцы легкомысленно разоружились до 26 штук ядерных ракет, да и те не запустить – ни техники, ни средств. Россия, сохранившая свой ядерный запас в относительной неприкосновенности, представляет собой, по сути, схожую картину – торгует армией на другом континенте, в то же время продолжая энергетический шантаж стран-соседей. Хотя, судя по речам персонажей, дела у матушки Руси во главе с бессменным царем Владимиром Путиным идут получше, чем у капиталистических соперников. Мир же делят Япония и Новый Халифат (некая компиляция всех арабских стран и народов).

Продолжать описывать факты и интересности можно и дальше, но проще взять книгу и погрузиться в этот мир, как в параллельную вселенную. Для затравки предыдущего абзаца вполне должно хватить.

Итак, наш рассказ о романе закольцовывается, и мы возвращаемся к тому, с чего начали – к «политизированной хрени». Увы и ах, но читатели, на дух не переносящие снулые политические новости, льющиеся на нас с голубых экранов, будут продираться сквозь текст «Флэшбэка» с изрядным трудом. Книга строится на фундаменте республиканских политических взглядов Симмонса; сделанную им проекцию будущего можно смело назвать антиутопической. Демократию как эффективный государственный строй во времена кризиса, дефолта и т. д. он не ставит в грош, делая откровенные реверансы в сторону жесткого тоталитаризма (кланы в Японии, религиозная узда Халифата; даже Россия с диктатурой царя Владимира живет успешнее разрозненных США). Так же автор довольно едко проходится по наболевшим проблемам нацменьшинств, расовых предрассудков и прочая, прочая, прочая…

Давайте расставим все точки над «Ё». Роман как художественное произведение с персонажами, сюжетом, действием, завязкой, кульминацией и развязкой заслуживает очень высоких оценок. Это именно то, что мы любим в произведениях Симмонса. В то же время автор придал книге явную политическую окраску – декорации и кулисы во «Флэшбэке» выкрашены в звездно-полосатые тона. Нет-нет, мы не увидим ура-патриотических лозунгов, как не увидим и иссиня-черных пессимистических мыслей коренного американца. Мы лишь станем свидетелями того, как автор на протяжении всей книги через уста персонажей рефлексирует на все основные социально-политические проблемы Америки, обозначает причины, делая осторожные выводы и прогнозы, но – по сути – оставаясь в стороне и не предлагая никаких конкретных решений.

Очевидно, что «Флэшбэк» не дотягивает до уровня лучших книг автора. Но Симмонс и на этот раз сумел заинтересовать нас, удивить и угостить чем-то свежим, новым, доселе не встречавшимся в его творчестве. Поэтому наши вам горячие рекомендации.

Ах да! Искусственный интерактивный интеллект Владимира Путина на футболке неуравновешенного подростка с пистолетом в руках – это очень забавно, особенно когда Владимир Владимирович ругается. Не пропустите, так сказать, хит сезона.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 03-09-2012 13:27

    Ну и накрутил Симмонс )) Любопытно будет почитать.

    Учитываю...