ССК 2018

Лимб / Haunter

Канада, Франция, 2013

Жанр: ужасы, триллер, детектив

Режиссер: Винченцо Натали

Сценарий: Брайан Кинг, Мэттью Брайан Кинг

В ролях: Эбигейл Бреслин, Питер Аутербридж, Мишель Нолден, Стивен МакХэтти, Питер ДаКуна

Похожие фильмы:

  • «День сурка»
  • «Кошмар на улице Вязов»
  • «Милые кости»

Лиза просыпается — завтра у нее день рождения, а сегодня — обычный скучный день: помощь маме со стиркой, игра на саксофоне, сериал по телевизору, папа возится с машиной в гараже, ужин в кругу семьи. За окном — плотный серый туман. И только Лиза знает, что завтра никогда не наступит, а этот день будет повторяться снова, и снова, и снова…

Винченцо Натали — поэт пустоты. Минималист. Эдакий Малевич от кинематографа. Вы заметили, что даже названия его фильмов — в одно короткое слово — не более семи букв? «Cube». «Cypher». «Nothing». «Splice». «Haunter». В русском прокате «Haunter» стал еще короче, уложившись в четыре буквы: «Лимб».

Натали (что за странное имя для хоррормейкера?) не нужны лишние буквы. Лишние декорации. Лишние детали. Он может снять фильм внутри одной кубической комнаты и получить долгоиграющий хит, повлиявший на целое поколение «клаустрофобических» фильмов и породивший целую франшизу. Он может поместить героев в абсолютную и бесконечную пустоту, лишая их сначала мира за окном, потом своего дома, а под занавес — собственных тел. Он может вывернуть наизнанку избитый голливудский сюжет о сбежавшем монстре, заставив его провести весь фильм в маленьком сарае под присмотром медленно сходящих с ума ученых. И наконец, он может снять историю о девочке-подростке, которая каждый день проживает один и тот же сценарий не в силах сбежать и не способной даже объяснить родителям, что она чувствует.

По меркам Натали, это и так довольно насыщенный и сложный проект — большой двухэтажный дом (с жутким подвалом, естественно), семья из четырех человек, путешествия во времени, и — кажется, впервые в творчестве режиссера — внешний враг: обычно герои его фильмов умудрялись сотворить себе ад собственными руками. Впервые Натали предлагает нам не оригинальную, а испытанную и обкатанную модель — мало найдется зрителей, которые при просмотре фильма не вспомнят классический «День сурка». Более того, концепт «вечного повторения», который Харольд Рэмис использовал для комедии о любви, смысле жизни и поиске предназначения, идеально подходит для ужастика, чем многие и пользовались — взять, допустим, «Треугольник» Кристофера Смита, где героиня раз за разом попадала в одну и ту же переделку на проклятом корабле. Очень удобно — не нужны новые декорации, новые актеры, а можно снимать все раз за разом по кругу, лишь чуть-чуть меняя детали. Но мы-то знаем, что Натали не будет идти проторенным путем. «Зацикленная» конструкция «Лимба» становится лишь формой, внутри которой разворачивается кошмар, более похожий на потусторонние блуждания мертвой девочки из «Милых костей», а то и на сюрреалистический ужас первых «Кошмаров на улице Вязов». Потому что самое страшное начинается не тогда, когда история Лизы повторяется, а тогда, когда она начинает меняться. Что лучше — каждый день видеть любящих родителей или наблюдать, как они начинают превращаться… в кого-то другого. Что выбрать — предсказуемость и безопасность или шаг в неизвестность, за которым может действительно оказаться ад, длящийся вечно?

Кроме мотивов «Дня сурка», Натали прекрасно отыграл еще один стереотип, правда, уже фантастического кино, вроде путешествий во времени. Это позволило ему снять удивительные по эмоциональной силе сцены, когда Лиза попадает из своего «ретро» времени (ее «вечный день» происходит в 80-х) в наши дни, когда комната обычной девочки-подростка кажется Лизе футуристической декорацией со всем этими айпадами и айфонами.

И самое главное, Натали превращает свой фильм из «обычного ужастика» в настоящий детектив, когда методом проб и ошибок, рискуя всем, героиня постепенно приоткрывает завесу тайны — почему она с семьей заперта здесь, кто эти девочки то ли из прошлого, то ли из будущего, что мерещатся ей, и, наконец, что это за страшный человек приходит к ним в дом. Героиню «Кошмаров на улице Вязов» потусторонний маньяк Фредди Крюгер преследовал во снах, и она могла хоть ненадолго отделаться от него, напившись кофе и наглотавшись стимуляторов. А для Лизы нет передышки — ее преследователь всегда рядом и некуда бежать… А под занавес экран начинает захлестывать тема «Сияния» — равно как и в вышедшем вслед за «Лимбом» «Астрале 2». И нужно быть настоящим творцом, как Винченцо Натали, чтобы пройдя между стереотипами и штампами, создать свое, ни на кого не похожее кино.

Сюжеты фильмов Натали настолько продуманы, что именитые звезды в главных ролях ему не нужны, а в «Химере» популярность Эдриана Броуди и Сары Полли им даже, пожалуй, мешала. Но в «Лимбе» слишком многое зависит от главной героини. И Эбигейл Бреслин, наверное, лучший выбор, который мог сделать режиссер. Наступая на пятки подросшим Джодель Ферланд, Сирше Ронан и Дакоте Феннинг, Эбигейл в свои семнадцать лет успела сняться и в романтических историях («Остров Ним»), и в оскароносных драмах («Маленькая мисс Счастье»), но не будем забывать, какой фильм стал ее дебютом. В шесть лет она сыграла в шьямалановских «Знаках» (2002), и ее крик в этой ленте не забывается до сих пор. Став знаменитой после «Маленькой мисс Счастье» (2006), Бреслин снова вернулась в жанр страшного кино, сыграв не где-нибудь, а в восхитительной зомби-комедии «Добро пожаловать в Зомбилэнд» (скоро ей предстоит еще одна встреча с зомби в «Мэгги»). В прошлом году она сыграла в неожиданно добротном триллере о маньяке «Тревожный вызов». Но если в «Знаках» и «Зомбилэнде» Бреслин была на вторых или третьих ролях, а в «Тревожном вызове» почти полфильма провела в багажнике автомобиля, то «Лимб» — ее полноценный бенефис. Она присутствует практически в каждой сцене фильма и ни разу не фальшивит, не сваливается в дешевый балаган («А-а-а, манья-а-ак!!»), а демонстрирует огромную внутреннюю силу своей героини. Пожалуй, она даже переигрывает чуть более старшую Сиршу Ронан, которая примерно в том же возрасте сыграла похожую роль в «Милых костях».

Обратите внимание и на актера Дэвида Хьюлетта, который играет отца «девочки из будущего». У него не самая запоминающаяся внешность, а между тем он «сидел» в «Кубе», погружался в «Пустоту» и погибал в «Химере», ведь это постоянный актер фильмов Натали.

Актеры, сыгравшие семью Лизы, прекрасно дополняют игру Бреслин, но не они делают «Лимб» по-настоящему качественным хоррором. Стивен МакХэтти — вы знаете этого актера? А это даже странно, потому что до «Лимба» МакХэтти снялся более чем в 150 фильмах, из них — в 23 ужастиках (из недавних — в «Верзиле»). Между тем у него абсолютно демоническая внешность — примерно так выглядел бы постаревший Джокер или вымахавший до обычного человеческого роста Лепрекон. Актеру не нужно ничего говорить в кадре — только появившись на пороге дома Лизы под видом электрика (!), он источает абсолютный ужас. Его персонаж — что-то среднее между Фредди Крюгером и маньяком Джорджем Харви из «Милых костей»: безжалостный, вездесущий, неуловимый. И если благодаря сюжету «Лимб» наверняка бы запомнился зрителям, то дуэт Бреслин и МакХэтти уже превращают его в фильм, который нельзя пропустить.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх