Тема зеркал в литературе ужасов имеет богатую историю. Только в представляемом нами топе есть произведения, написанные в течение практически всего XX века. И из многих стран, от США до Японии. Видимо, тайна зеркала — одна из главных тайн мира.

Что есть отражение? Живёт ли оно какой-то своей, особой, зазеркальной жизнью? Ответы на эти вопросы пытались найти многие писатели. DARKER отобрал всего десять «страшных» рассказов, которые, хоть и по-разному, но с одинаковым чувством опасения и даже страха исследуют зеркала и отражения...


10. Брайан Ламли «Зеркало Нитокрис»

Что можно увидеть в зеркале:

Рассказчик Анри-Лоран де Мариньи утверждает, что зеркало царицы Нитокрис — магический предмет, известный всем, кто интересуется оккультизмом; именно ему посчастливилось приобрести это зеркало на аукционе «за бешеные деньги», а вместе с ним и дневник его бывшего владельца — недавно исчезнувшего археолога Брауна-Фарли; тот цитирует легенды о древней царице, утверждающие, что в полночь из зеркала выглядывают чудовища, и описывает собственный эксперимент — но запись обрывается на словах археолога о том, что в полночь он снимает с таинственного зеркала покрывало... По мистическому совпадению Мариньи читает последние строки исследователя тоже в полночь — и тут...

Однако здесь мы остановимся, чтобы не разрушать интригу. Впрочем, если вы в достаточном объёме читали рассказы Брайана Ламли на тему «Мифов Ктулху», то и сами вполне можете домыслить, что случилось потом.

09. Томас Оуэн «Зеркало»

Что можно увидеть в зеркале:

Герой рассказа Джон Каннингем недавно потерял свою возлюбленную Агнес — она погибла в автокатастрофе. Мужчина часто вспоминает дни, которые любовники проводили в одной и той же комнате частного отеля; там находилось старинное зеркало, столько раз отражавшее их счастливые лица, что стало казаться особенным, магическим. И Каннингему удается наконец выкупить у хозяйки отеля это овеществлённое воспоминание. Теперь он ежедневно смотрит в зеркало — но видит в нём лишь странные образы; Агнес появляется в нём тогда, когда Джон уже не ждёт — женщина пытается найти выход из зеркала в реальный мир, но ей это не удаётся, и тогда она зовёт любимого к себе, соблазняя его.

Томас Оуэн всё-таки писал так странно и необычно, как никто другой. Рассказ «Зеркало» — вполне в его духе. Ответов на большинство вопросов вы, как обычно, не найдёте, но автор приоткроет завесу тайны ровно настолько, чтобы раззадорить ваше воображение. Мистика — необъяснимая и пугающая.

08. Жан Рэй «Чёрное зеркало»

Что можно увидеть в зеркале:

Крайне стеснённый в средствах врач Бакстер-Браун находит в старинной брошюре упоминание о загадочном артефакте — чёрном зеркале, а также указания на то, кому оно может в настоящий момент принадлежать. Доктор, не гнушающийся поправить своё финансовое положение кражей со взломом, находит артефакт в сейфе у указанного владельца, при этом убив хозяина, ставшего свидетелем преступления. Дома Бакстеру-Брауну удаётся «пробудить» зеркало и увидеть в нём чей-то силуэт — таинственный незнакомец внезапно исчезает, а вместе с ним исчезает любимая трубка доктора, с которой тот не расставался и даже называл её ласковым именем Полли... Идут годы, и таинственный дух зеркала обретается где-то неподалеку от доктора, пару раз спасая того от смерти. Он невидим, и только две женщины — квартирная хозяйка и возлюбленная Бакстера-Брауна — смогли ощутить его присутствие, ужасный запах куримой им трубки, незамедлительно поплатившись за это жизнью.

Бельгийский Эдгар По и Лавкрафт в одном лице, Жан Рэй умел маневрировать на тонкой грани между иронией и настоящим ужасом. Его герои — моряки, бродяги, проходимцы и искатели лёгкой наживы. Не ушло далеко от своих товарищей и «Чёрное зеркало» — убийство с целью обогащения и мистические последствия идут рука об руку.

07. Стивен Кинг «Отражение смерти»

Что можно увидеть в зеркале:

В частном музее находится коллекция антикварных вещей, в которой хранится уникальное зеркало, изготовленное известным мастером елизаветинской эпохи де Ивером. Но хранится оно на чердаке, под замком — потому что окружено дурной славой. Кажется, что на зеркале есть трещина — но, приглядевшись, некоторые люди видели в ней фигуру в капюшоне — мрачного Жнеца. А потом выходили из комнаты с зеркалом — и пропадали безвозвратно...

Стивен Кинг заставляет читателя внимательнее присмотреться к шедевру знаменитого де Ивера. Правда, ну есть ли там трещинка, или это всё только кажется? И фигура Жнеца? И пропавшие люди?.. Нет, что-то тут точно нечисто, но уж насчёт трещины всё кристально ясно: её попросту нет. Или?..

06. Ричард Матесон «Зеркало, зеркало»

Что можно увидеть в зеркале:

Валери Касл любила смотреться в зеркало — это было её любимое занятие. Она была очень красива и отлично это знала. Но однажды в отражении женщина уловила не своё прелестное лицо, а какую-то безобразную личину. С течением времени таинственный кошмар стал проявляться в зеркалах всё чаще и чаще, и Валери уже и думать не могла ни о чём другом. Неужели её лицо когда-нибудь превратится в такую ужасную маску?..

В своём рассказе Ричард Матесон поднимает вопрос о красоте и отношении к ней. Точнее, о чрезмерном к ней внимании. Это тоже может выйти боком — примерно так, как случилось с Валери Касл.

05. Говард Филлипс Лавкрафт «Изгой»

Что можно увидеть в зеркале:

Главный герой рассказа — существо несчастное. Ему неизвестно, где и как он родился, ему знаком только замок, в котором он провёл несколько лет — всё время, как себя помнит. В этом обиталище не было зеркал, и рассказчик даже не знал, как он выглядит. Но однажды ему случилось отыскать отражающую поверхность и наконец получить хотя бы несколько ответов на мучившие его вопросы.

Постепенно сгущающаяся атмосфера «Изгоя» обволакивает, держит читателя в объятиях, чтобы в финале хорошенько поразить его вместе с персонажем-рассказчиком. Пытаясь поймать эту магию зеркального отражения, Говард Филлипс Лавкрафт написал один из самых удачных своих ранних рассказов.

04. Фриц Лейбер «Полночь в зеркальном мире»

Что можно увидеть в зеркале:

В доме главного героя рассказа Джайлза Нефандора есть два зеркала, расположенные одно напротив другого. Хозяин каждый вечер около полуночи обходит дом; задержавшись между зеркалами, он видит себя отражённым многократно — все отражения одинаковы, кроме восьмого — «с широко открытым ртом и круглыми от ужаса глазами», — а позади видна ещё и какая-то чёрная фигура. С двенадцатым ударом часов все странности в зеркале исчезают. С каждым вечером таинственная фигура перемещается на одно отражение ближе и оказывается женской. Джайлз вспоминает подробности самоубийства влюблённой в него женщины — она повесилась в своей комнате также между зеркалами — и начинает высчитывать её движение в зеркальном мире.

Фриц Лейбер, автор цикла о Фафхрде и Сером Мышелове, романа «Ведьма» и ряда необычных рассказов ужасов, не обошёл вниманием и тему зеркал. Но всего одной отражающей поверхности ему показалось мало. Одно зеркало — одно отражение, два зеркала — бесконечность отражений... И эта бесконечность вовсе не пуста...

03. Роберт Блох «Голодный дом»

Что можно увидеть в зеркале:

Семейная пара арендует дом и с первого же дня чувствует присутствие чего-то необычного, пугающего. В один прекрасный день муж обнаруживает на чердаке запертую комнатку, а в ней — десятки разнообразных зеркал, от настенных до карманных; эта находка кажется ещё более удивительной, если принять во внимание, что во всём доме к моменту их приезда не было ни одного зеркала. Гостям, приехавшим на новоселье, тоже являются в зеркальных отражениях загадочные незнакомцы — и тогда владельцы дома наконец нехотя открывают его тайну: ещё в прошлом веке здесь одиноко жила молодая женщина по имени Лора — окружив себя зеркалами, она видела в них себя вечно юной, прекрасной и нестареющей. А когда через много лет вдруг вернулась в реальность и осознала, что увиденное в оконном стекле лицо старухи — её собственное отражение, — покончила с собой. С тех пор дом приобрел дурную репутацию — его жильцы пропадали бесследно или скоропостижно уходили из жизни.

Тут уже и не сразу поймёшь: кто главный злодей в этом рассказе Роберта Блоха. Старуха-молодка, любовавшаяся своим зеркальным отражением или сам дом, в честь которого и названо произведение? Для персонажей, впрочем, это совсем неважно — им бы только поскорее убраться отсюда. Удастся ли?..

02. Джеральд Даррелл «Переход»

Что можно увидеть в зеркале:

Автор приезжает в гости к друзьям — Поль и Марджери Гленхэм, семейной паре художников, живущих в Провансе. Они приятно проводят вечер, наслаждаясь гастрономическими изысками и прекрасным вином; гроза за окном наводит Марджери на мысль показать Джеральду некую рукопись — «по её мнению, самое подходящее чтение для него в такую ночь». Рукопись была приобретена на распродаже книг из личной библиотеки марсельского врача Лепитра и датирована 1901 годом. Автор рукописи, некий Питер Леттинг, — коллекционер книг, называющий себя «букинистом-профессионалом»; в его коллекции имелись, среди прочих, редкие книги по оккультизму. Однажды в его доме появляется визитёр, назвавшийся Гидеоном Тейдре де Вильрэем, и предлагает Леттингу заняться каталогизацией библиотеки его тётушки во Франции. Друг Леттинга оказывается знаком с семейством французских аристократов и предупреждает Питера, что дядя Гидеона, похоже, занимался чёрной магией. Коллекционер и аристократ постепенно становятся друзьями, периодически гостят друг у друга. Однажды Гидеон сообщает, что его дядюшка был убит при загадочных обстоятельствах, и просит Питера разобраться и с его библиотекой, однако сам наотрез отказывается оставаться в ненавистном ему с юности доме. Находясь в доме покойного, букинист замечает, что отражение комнаты в зеркале отличается от реальности — в «Зазеркалье» живет некая ужасная тварь. День за днём англичанин наблюдает за другой жизнью, разворачивающейся в зеркальном отражении...

Джеральд Даррелл, известный в первую голову своими произведениями для детей, оставил след в хоррор-литературе прежде всего рассказом «Переход». Действительно впечатляющая вещь о том, что таится в зазеркалье и как обитатели мира по ту сторону могут повлиять на мир реальный.

01. Эдогава Рампо «Ад зеркал»

Что можно увидеть в зеркале:

В то время как друзья рассказывали страшные и мистические истории, К. вспомнил о своём давнем знакомом. Имени его он не назвал, но охарактеризовал очень ярко. Тот испытывал странную, болезненную тягу ко всему, что связано с зеркалами и стеклом. Поскольку у молодого человека было богатое наследство, он мог тратить крупные суммы на различные оптические приборы. Он окружал себя зеркалами, погружался в мир стекла... И однажды погружение это дошло до такой степени, что...

Остановимся. Эдогава Рампо так и не поведает читателю, что конкретно произошло с бедным любителем зеркал, но догадаться об этом несложно. «Ад зеркал» — настоящий, ужасающий — представил нам японский писатель. И хотя непосредственно с ним соприкоснуться не вышло, но уже одно только приближение к этому аду отражений даёт чёткое ощущение ужаса...


Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх