ССК 2018

Дети судьбы, или Наследие Великого Черного Шабаша (первая часть)

 

Cathedral 

    

На сегодняшний день «дум-метал» является одним из самых мрачных, атмосферных, а также весьма востребованных стилей экстремального метала. За последние двадцать лет ему довелось претерпеть столько вливаний и трансформаций, что истинный облик его на весьма длительный срок был предан забвению. В устоявшемся понимании термин «doom-metal», в первую очередь, характеризуется следующими критериями: мощный и гнетущий, словно гранитное надгробие, гитарный риффинг, бесконечные соло, горестный плач скрипки, атмосфера беспросветной скорби и эстетика смерти, дуэт «красавица и чудовище», траурные одежды, свечи, привкус абсента, готическая литература и поэзия декаданса. Но мало кто помнит, что истинный дум на самом деле облачен в потрепанные расклешенные джинсы, «косуху», цепи, хипповатые банданы и браслеты, имеет пышную шевелюру, нечесаную бороду, попыхивает заряженной марихуаной сигаретой, соболезнует Христу и вполне в духе Rolling Stones симпатизирует дьяволу, а для его исполнения не требуется ничего более, кроме низко настроенной электрогитары, перегруженного баса и ударной установки. И теперь, когда во всем мире, похоже, наметился своего рода Ренессанс  классических направлений тяжелого рока, самое время перечитать историю становления традиционного дума и его непосредственного влияния на современную метал-сцену.

 

I

Швеция

В начале нам для пущего удобства изложения необходимо выяснить, когда, где и кем данный музыкальный поджанр впервые обрел свое название. И для этого нам придется временно пропустить первые десять лет истории этого направления и отправиться в Швецию первой половины 1980-х гг. Как и блэк-метал, традиционный дум был рожден на Туманном Альбионе, но вот последующее развитие и формирование его проходило в Скандинавии и Соединенных штатах. В частности, шведам особо пришелся по душе мрачный и меланхоличный метал, а потому вклад шведской сцены во многом оказался определяющим для становления жанра. И само собой, повествование о нем не будет полным без упоминания о таких неоспоримых грандах как Candlemass («Cретение»).

Candlemass

Эта легендарная команда была сформирована в 1984 г. по инициативе композитора и бас-гитариста Лейфа Эдлинга. Кроме него в состав вошли вокалист Йохан Лангквист, гитаристы Матс Бьёркман и Клаас Бергваль, и барабанщик Матс Экстрём. Дебютный альбом коллектива со стилизованным под латынь названием «Epicus Doomicus Metallicus» выходит 10 июня 1986 г. и моментально приковывает к себе внимание своим необычайным на тот момент содержанием. Безусловно, музыка шведов имела отчетливое влияние пресловутых Black Sabbath, но композиции Candlemass отличались большей тяжестью и стремлением к эпичности. Тяжеловесные тягучие риффы, аккуратные соло, акустические вставки, двойная бас-бочка и безупречно поставленный чистый вокал, в котором мастерски сочетались пафосные пассажи и скорбные ноты отчаяния. Помимо прочего, стоит выделить четкое и плотное звучание без малейшего искажения, отточенную технику исполнения и лаконичные, но выразительные тексты, посвященные одиночеству, чаяниям человеческой души, религиозным мотивам, демонизму и колдовству.

И, наконец, самое главное: именно «Epicus Doomicus Metallicus» дал официальное имя жанру, о котором мы ведем речь! Отныне и повсеместно данное направление хэви по негласному соглашению именуется как Doom Metal (от слова «doom» - рок, судьба, гибель). А сами Candlemass торжественно занимают пьедестал одних из основоположников стиля.

Но тогда, в середине 80-х им было рано праздновать успех. Состав команды претерпел некоторые изменения. Так, за барабанной установкой расположился Ян Линд, Бергваля сменил Ларс Йоханссон, а новым вокалистом стал Ян Альфредо Марколин, более известный как Мессия Марколин. В таком составе были изданы последующие пластинки «Nightfall», «Ancient Dreams» и «Tales Of Creation», демонстрирующие ярко выраженные прогрессивные ноты и профессиональный подход к созданию великолепных мелодий. Не последнюю роль в этом сыграли вокальные данные нового фронтмена. Характерный оперный голос Марколина и его довольно-таки внушительные габариты, облаченные в монашескую рясу, самым положительным образом сказывались на имидже группы. К сожалению, Мессия не слыл покладистым человеком, и в 1991 г., в силу межличностных неурядиц, он покидает группу.  Заменой ему стал талантливый певец Томас Викстрём (ныне Therion), с которым группа записывает альбом «Chapter VI». Работа эта не имела большого успеха, и по ряду причин, не последней из которых оказалось финансовое положение, Лейф Эдлинг распускает Candlemass.

Реюнион состоялся только в 1998 г. при участии Мессии, который не смог добиться большого успеха в своей группе Memento Mori (1992 – 1997). Candlemass берет хороший старт, подкрепленный успехом нового альбома, но избавиться от преследующей группу смены состава так и не удалось. В 2006 г. новым вокалистом становится американец Роберт Лоу (Solitude Aeternus), с которым были записаны такие монументальные пластинки, как «King Of The Grey Islands», «Death Magic Doom» и «Psalms Of The Dead», во всем великолепии представляющие бессмертную мощь классического дума. В 2012 г. Лоу покидает свой пост, и в дальнейшем группа пользуется услугами Матса Левена (Krux, Therion), обладателя ярко выраженного хард-рокового вокала. Таким образом, команда дает понять, что, несмотря на свой тридцатилетний стаж, останавливаться на достигнутом не собирается.

Candlemass

Само собой, Candlemass были не единственными, кто стоял у истоков шведского дума. В данном контексте стоит упомянуть о таких талантливых старинных командах, как In The Colonnades и Stillborn, музыка которых строилась на хэви-металлической основе, и которые, к сожалению, прекратили свое существование в 95-м и 96-м гг. соответственно. Вполне возможно, причина этого кроется в резком спаде популярности традиционного дума. В начале десятилетия металлическая сцена Швеции также переживала мощное влияние экстремальных жанров, породивших на свет дум-дэтовые детища в лице легендарных Tiamat, а также готик-дум-метал формации Katatonia, Lake Of Tears, Beseech и, конечно же, знаменитых Draconian.

В числе лидеров, отстаивающих каноны «старой школы» были метал-ветераны Count Raven, ранее известные как Stormwarning, чья история восходит аж к 1980 г. Под новым названием Count стартовали в 89-м, а уже через год презентовали свой первый альбом. Материал, представленный на пластинке, представлял собой чистой воды про-сэббатовский метал с мрачной оккультной лирикой и несколько андеграундным звучанием, что не помешало ему завоевать симпатии аудитории. За свою карьеру «Графы» успели выпустить пять полноформатников, пару раз распасться и возродиться вновь, оставаясь одной из самых уважаемых команд своего стиля.

Компанию Count Raven составили не менее талантливые коллективы: христианские «проповедники» Veni Domine (1989 – 2014), суровые Memory Garden, утонченные романтики Tristitia и эпик-металлические «чародеи» Sorcerer, стартовавшие в 88-м и выпустившие свой дебютный альбом аж в 2015-м (!). В свою очередь эти команды протоптали широкую тропу для молодых дарований нового тысячелетия, многие из которых со знанием дела отдают дань классическому хард’н’хэви  – Grand Magus, Burning  Saviours, Mortalicum, Isole  и стремительно набирающие популярность костюмированно-загримированные оккультисты Ghost. И многие, многие другие…

    

II

Великобритания

Общеизвестно, что колыбелью хэви-метала по праву считается старая добрая Англия, а точнее город Бирмингем, чей промышленно-заводской уклад жизни, казалось бы, менее всего подходил для зарождения каких-либо музыкальный течений… кроме, конечно же, хард-рока, символизирующего собой бунт юных сердец. И появление в конце 1960-х квартета Black Sabbath принято считать точкой отсчета в последующем триумфальном шествии тяжелого метала. Уже тогда сей коллектив разительно отличался от себе подобных. Взяв за основу утяжеленный блюз-рок, парни в скором времени сформировали свой собственный уникальный стиль, построенный за счет необычайно низкого гитарного строя и замедленного темпа, что вкупе с мистической атмосферой композиций и преимущественно оккультной тематики текстов, не могло оставить равнодушным никого.

Black Sabbath

И, само собой, Тони Айомми, Оззи Осборн, Гизер Батлер и Билл Уорд и не подозревали, что их детище воздвигнет основы для того, что много позже обретет название Heavy Metal и ответлившегося от него более мрачного собрата – Doom Metal. Тем не менее, дело обстоит именно так. И первые три альбома бирмингемцев – «Black Sabbath», «Paranoid» и «Master Of Reality» до сих пор считаются эталоном звучания proto-doom’а.

Хотя самого термина heavy-metal и тем более doom на тот период (первая половина 70-х) еще не существовало. В то время, пока Black Sabbath медленно, но верно шли к успеху и первым стилистическим экспериментам, не заморачиваясь над какими-то ярлыками, молодые Judas Priest только готовились сделать первые шаги, талантливый и предприимчивый парень по имени Стив Харрис серьезно подумывал о создании собственной группы, а Ян «Лемми» Килмистер во всю закидывался «спидами» и дебоширил в составе Hawkwind. Подобную музыку предпочитали именовать попросту как хард-рок, блюз-рок или спэйс-рок. Ситуация начала круто меняться в конце 70-х, с возникновением неудержимого музыкального течения, которое получило название Новой Волны Британского Тяжелого Метала (NWOBHM). Такие имена как Saxon, Iron Maiden, Daimond Head и иже с ними установили новые стандарты тяжелого звучания и технического исполнения. Были и такие, кто начинал одновременно с ними, но предпочитали придерживаться «старой школы», в результате чего обрели статус «андеграундных» исполнителей. Но именно они и становятся главными героями нашей истории.

Pagan Altar

Группа Pagan Altar была основана в английском городке Брокли стараниями братьев Алана и Терри Джонсов. В своем творчестве парни придерживались блюзовых традиций ранних Black Sabbath, но также не желали отставать от новомодных веяний. Основу их звучания составляли достаточно низкие, но при этом жесткие и монотонные риффы,  выразительные хард-роковые соло, перегруженный бас, размеренные ударные и специфический, гнусоватый экзальтированный вокал Терри Джонса. Продолжительные композиции, завораживающий ритм которых создавал ту самую таинственную английскую атмосферу, повествовали о языческих мистериях, древних ритуалах друидов, о римской мифологии и сатанизме. В начале 80-х Pagan Altar для своих фотосессий облюбовали старинное кладбище Намхэд, что располагалось неподалеку от Брокли. Именно там, на фоне заброшенных часовен и полуразрушенных башен музыканты черпали вдохновение для своих прозведений.  Для создания нужной атмосферы в ходе живых выступлений они часто использовали темные балахоны, черные свечи, перевернутые кресты и черепа, что по тем временам производило, мягко говоря, неизгладимое впечатление. Таким образом, Pagan Altar достаточно близко снискали себе славу самой таинственной британской команды, которую словно бы и не интересовал коммерческий успех.

Как бы в подтверждение этого стоит упомянуть о том, что группа долгое время игнорировалась музыкальной прессой, а звукозаписывающие компании словно чурались их, делая выбор в пользу более популярных исполнителей. Свое первое шестипесенное демо Pagan Altar записали еще в конце 70-х, и кассета довольно бойко разошлась по метал-тусовке, и даже имела весомый успех в Соединенных Штатах. Журнал «Sounds» опубликовал статью, в которой Pagan Altar называлась никак иначе, как «будущим рок’н’ролла». Однако, и эти строки быстро предали забвению. Популярность британцев вскоре сошла на нет, и группа погрузилась в некоторое затишье, которое длилось вплоть до 1998 г, когда был переиздан дебютный релиз.

Pagan Altar словно воспрянули ото сна и возобновили концертную деятельность. В 2004 г. выходит их первый (!) студийный альбом «The Lords Of Hypocrisy», представляющий собой великолепный образец традиционного британского метала в сочетании с выросшей в разы техникой и современным звучанием. Возвращение легенд не могло остаться незамеченным, и, находясь на новой волне успеха, Pagan Altar спустя еще два года выпускают второй лонгплей «Mythical & Magical», который является, пожалуй, самым совершенным творением англичан в пограничном стиле дума и канонического хэви. Таким образом, группа с относительной легкостью вернула себе известность и почет, и, похоже, что уходить на покой не собирается. И чтобы в этом убедиться, нужно просто запастись терпением, как в свое время мудро сделали сами Pagan Altar.

Witchfinder General

Схожая судьба сложилась у их ровесников из Witchfinder General. Группа была сформирована в 1979 г. и была названа в честь Мэтью Хопкинса (ок. 1620 – 1647), фанатика-пуританина и самопровозглашенного охотника на ведьм. О нем известно, что Хопкинс не был особо разборчив в средствах ведения следствия и нередко прибегал к фальсификации доказательств. За два года «непосильного» труда Хопкинс и его помощник Джон Стерн казнили людей больше, чем прочие инквизиторы за 160 лет гонения ведьм в Англии. Хопкинс, в основном, действовал в пределах графств Суссекс, Эссекс и Норфолк, в число его методов входили депривация (лишения сна), испытание водой, надрезы, введение игл, повешение и, конечно же, сожжение заживо. Согласитесь, персонаж, вполне достойный стать основой исторического романа, а также героем фильма ужасов «Witchfinder General» (в России известен как «Великий инквизитор», 1968 г., в главной роли Винсент Прайс), который как раз-таки и вдохновил двух парней, Зиба Паркса (вокал) и Фила Коупа (гитара) из английского Стоубриджа на создание собственной музыкальной группы.

Собственно говоря, главными вдохновителями их являлись все те же одиозные Black Sabbath, чье звучание молодые рокеры копировали с настоящим фанатизмом. Разумеется, такой подход мало способствовал продвижению молодой группы. Понадобилась еще пара лет и некоторые изменения в составе, чтобы Witchfinder General обзавелись зачатками оригинального звучания и парочкой синглов. В 1982 г., заручившись поддержкой продюсера Питера Хинтона, который в то время работал с Saxon, квартет приступает к записи первого полноформатника.

Альбом «Death Penalty» был записан за рекордный срок – в три дня, но это обстоятельство никак не повлияло на его успех. Представленный на нем материал, хоть и испытывал неотъемлемое влияние «сэббатов», все же звучал куда как сырее и даже мажорнее, чем этого можно было ожидать. Корни его лежали в классическом хард-роке и хэви-метале a-la Saxon: незатянутые энергичные композиции (самой мрачной из которых является вещь «Witchfinder General»), приправленные искрометными соло и «хулиганистым», лишенным какого-либо пафоса вокалом Зиба Паркса, отлично ложились на слух и как нельзя лучше подходили для живого перфоманса.

Witchfinder General

Еще одной особенностью этой пластинки стала ее знаменитая скандальная фотообложка с участием обнаженной модели Джоанны Латхем. Подобная эпатажность привела к резкому скачку внимания к молодой команде. «Death Penalty» расходился весьма неплохими тиражами не только на родине, но и за океаном. Вдохновленные таким успехом, музыканты с энтузиазмом взялись за сочинение второго альбома, который увидел свет уже в следующем году. Несмотря на очередную замену басиста и ударника, «Friends Of Hell» мало чем отличался от своего предшественника. Однако же налицо было очевидное замедление темпа композиций, что десятилетия позже позволило альбому обрести титул классики NWOBHM в целом, и эталона канонического прото-дума в частности. Что касается оформления, парни решили повторить успех дебютника и увеличили число полуобнаженных девушек на фото до пяти, а место действия перенесли с кладбища на церковный двор.  Но по неизвестным причинам подобный промоход не принес ожидаемых лавр. Коммерческий успех «Friends Of Hell» оставлял желать лучшего, что опять-таки вовсе не умаляет творческих качеств его материала. Отношения с издающим лейблом также не заладились, и Witchfinder General приняли решение о прекращении деятельности. Реюнион группы состоялся через двадцать с лишним лет при участии нового фронтмена Гэри Мартина. В 2008 г. выходит новейший альбом «Resurrected», который продемонстрировал возвращение к корням и одновременно вернул утраченный было интерес музыкальной публики к основам британского метала.

В середине 80-х, на которые пришелся пик популярности heavy- и thrash-metal, английский прото-дум, не имевший на тот момент безоговорочных лидеров, уступил главенство шведской и американской сценам. Ситуация несколько меняется в 1989 г., когда бывший вокалист Napalm Death Ли Дорриан и роуди Carcass Марк Гриффитс решили сформировать собственную команду, вдохновившись творениями своих любимых групп Pentagram, St. Vitus, Trouble и т.д. Доукомплектовав состав барабанщиком, басистом и вторым гитаристом, новоиспеченный Cathedral постепенно начинает свой путь к вершинам. Несмотря на то, что на музыкантов сильное влияние оказал штатовские думстеры, первоначальный их материал все же сохранял черты исконно английского «туманного» звучания.

Cathedral

Дебютный полноформатник «Forest Of Equilibrium» вышел в 1991 г. и мгновенно приковал к себе внимание музыкальной аудитории. Альбом в полной мере оправдывал свое название. С одной стороны, это было впечатляющее следование наследию бирмингемского квартета, с другой – нечто инновационное. Необычайно мощный и гулкий саунд с плотнейшим басом и раскатистыми гитарами переплетался с хриплым, непривычно эмоциональным вокалом Ли Дорриана, который словно ведет экзальтированную декламацию с самим собой. Тягучие и монолитные композиции подвержены самым неожиданным сменам темпа и соседствуют с более энергичными, имеющими зачатки дэта, а холодные мелодии вкупе с щепоткой психоделики незаметно переходят в мощный риффовый кач. Над оформлением пластинки трудился талантливый британский художник  Дэйв Патчетт, совмещающий в своем творчестве библейские и откровенно сюрреалистические мотивы, и он же с подачи Дорриана становится штатным оформителем Cathedral на годы вперед. И по сей день «Forest Of Equilibrium» считается одной из лучших и основополагающих работ англичан и неоднократно исполнялся целиком во время более поздних концертов. После же его выхода Cathedral ждала активная концертная деятельность, команда удостоилась разогревать самих Black Sabbath, и именно Тони Айомми посоветовал парням в дальнейшем играть вчетвером.

Последующие релизы команды представляли собой все большее углубление в стоунер-рок с более искаженным и динамичным стаффом. Но по мере кадровых перестановок коллектив плавно возвращался к звучанию дебютной работы, строго выдерживая золотую середину. Эксперименты с женским вокалом, классическими струнными инструментами (виолончель) и клавишными придавали работам Cathedral атмосферности и изысканности. За свои двадцать пять лет существования команда выпустила девять полноформатных альбомов и в 2013-м триумфально ушла со сцены, выдав на прощанье один из своих самых сильных релизов «The Last Spire».

В начале 90-х английский дум претерпевает мощное влияние дэт-метала, и в результате сего симбиоза на свет появились такие культовые формации как My Dying Bride, Paradise Lost и Anathema (ранние годы). По сути, творчество именно этих коллективов сформировало современное понятие doom-metal, как запредельно мрачного, злобного и одновременно депрессивного течения. Что касается классического направления, то оно нашло отражение в звучании молодых, но от того не менее талантливых команд. В число наиболее популярных  представителей новой волны попадают талантливые последователи Cathedral – Electric Wizard. В свою очередь эти «волшебники» не чурались применения особых психотропных «веществ» и черпали вдохновение в галлюциногенном спэйс-роке 60-х, приплетая толику молодого на тот момент стоунера, пестрящую лавкрафтианской мистикой и отсылками к черно-белым фильмам ужасов лирику, мастерски смешивая все это в одном  котле. Подобная эклектика отсылает нас к творчеству старинной британской команды Black Widow, с конца 60-х работавшей в умопомрачительном жанре прогрессивного и оккультного рока. Одним из самых совершенных творений Electric Wizard  считается альбом 2007 г. «Witchcult Today», при записи которого использовалось винтажное оборудование 70-х гг., что позволило музыкантам в полной мере погрузить слушателя в атмосферу сомнамбулического сна.

В числе приверженцев чистопородного дум/хэви, облагороженного истинно английским звучанием, стоит назвать мужественных парней из Solstice, которые, мягко говоря, не часто радуют своих поклонников новыми релизами, что, впрочем, не помешало им приобрести культовый статус. Их монументально-эпическое звучание в сопровождении «скальдического» вокала воссоздает картины героического прошлого, нашедшего отражение в древних сагах и преданиях старины.

Теперь же настало время оправиться в Новый Свет. Для этого нам предстоит  не просто пересечь Атлантический океан, а переместиться во времени, возвратившись в бурные 70-гг., на которые и пришлось становление американской метал-сцены.

 

Продолжение статьи читайте в следующем номере.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх