Дети судьбы, или Наследие Великого Черного Шабаша (вторая часть)

Первая часть статьи опубликована в предыдущем номере.


Bedemon 

Как мы с вами помним из первой части статьи, дум — это едва ли не самая мрачная разновидность метала: с печальным вокалом, мощными угрюмыми риффами и густой атмосферой тоски и безнадежности. Уже много десятилетий музыканты этого стиля экспериментируют кто во что горазд, оснащая свои песни скрипками и женским вокалом, но изначально это была музыка психоделичного толка. Итак, наше музыкальное путешествие продолжается: из Швеции и Англии мы переносимся в Америку.

III

США

Начало 1970-х знаменовало собой крупные перемены, как в музыкальном мире Соединенных Штатов, так и в обывательской сфере. Это был закат эры хиппи с ее идеалогией мира и любви, на смену которой пришел культ насилия, жестокости и неосознанного дьяволопоклонничества. Это был пик Вьетнамской войны, время расцвета шоу-бизнеса, наркотиков и свободомыслия, унаследованного от минувшего десятилетия. Люди искали дьявола повсюду, чаще внутри себя, возводя ему храмы и принося жертвы. Недаром, годы спустя критики называли кинокартину «Экзорцист» Уильяма Фридкина одним из самых достоверных отражений духа того времени.

Рок-н-ролл издавна считался дьявольской музыкой, но по сравнению с развивающимся зародышем хэви-метала он смотрелся довольно безобидно. Зловещий рев дисторшированных гитар, утробный басовый рык и отчаянные вокальные эскапады, взывающие к потусторонним силам, по тем временам производили шокирующий, но вместе с тем в чем-то притягательный эффект. Развитие американской тяжелой сцены происходило практически параллельно европейской  и, разумеется, с подачи Черного Шабаша с той лишь разницей, что американцы долгое время придерживались звучания не только корифеев хард-рока (Deep Purple, Uriah Heep), но и сюрреалистического наследия психоделики из кислотных 60-х (Grateful Dead и пр.). И начать этот обзор стоит издалека, с появления предтечи американского прото-дума, полулегендарной и призрачной команды Bedemon.

Группа образовалась еще в 70-м и в первый ее состав входили барабанщик Джеф О’Киф, гитарист Рэнди Палмер и вокалист Бобби Либлинг, которые в дальнейшем стали основой для другой культовой банды Pentagram, о которой мы поговорим позже. На первых порах Bedemon исполняли незамысловатый среднетемповый хард-рок с выделенным басом, позже же сконцентрировались на утяжеленных гитарных риффах с искаженным звучанием, развернутых соло, «торжественных» партиях ударных и эмоциональном речитативном вокале. Первые записи Bedemon были увековечены в виде демо-лент, распространением и продюсированием которых музыканты занимались самостоятельно. В принципе, если не считать живых выступлений, дальше этого дело не зашло. Упомянутые ленты вошли в дискографию Pentagram, а Bedemon, не видя перспектив в дальнейшем развитии, ушли на покой в 86-м.

Только в 2001-м, благодаря стараниям музыкального журналиста Перри Грейсона, коллектив начинает подавать признаки жизни. Его участники, уже сконцентрированные на упомянутом выше проекте, всерьез начинают поговаривать о возрождении Bedemon. И по страшной иронии судьбы именно разразившаяся трагедия поспособствовала этому предприятию. Через год в автомобильной катастрофе погибает Рэнди Палмер. По инициативе остальных музыкантов в 2005-м выходит компиляция «Child Of Darkness: From The Original Master Tapes», призванная охватить ранние годы существования Bedemon. А семью годами позже выходит первый и последний (?) студийный альбом «Symphony Of Shadows», в полной мере воссоздающий атмосферу и звук 70-х и записанный в составе: Джеф О’Киф (гитара/ударные), Майк Мэтьюс (гитара/бас) и Крейг Янгхендел (вокал). Альбом посвящен памяти Рэнди Палмера.

Bedemon

Что касается прямого наследника Bedemon, вирджинского коллектива Pentagram, то эта команда уверенно занимает первое место по живучести среди коллег по сцене. История ее начинается в 1971-м, когда уже знакомые нам Бобби Либлинг и Джеф О’Киф откололись от групп, в составе которых играли (Shades Of Darkness и Space Meat), чтобы сосредоточиться на сочинении собственной музыки, корни которой лежали в творчестве U.F.O., Cream, Mountain и Uriah Heep. Помимо них в первый состав пока еще безымянной группы вошли Винсент Макалистер (бас-гитара) и Стив Мартин (барабаны). Музыканты сообща сошлись на том, что все хотят играть одну и ту же музыку, но предельно громко и тяжело. Начались первые репетиции, но в скором времени группа столкнулась с неизбежностью, которая будет преследовать их и в дальнейшем, – текучкой кадров. Пополнив состав вторым гитаристом, группа лишилась ударника, из-за чего приостановила свою деятельность на год. Путем нехитрых рокировок музыканты устранили вакансии и с удвоенной энергией принялись за работу.

Результатом их трудов стал дебютный сингл, правда, вышел он под вывеской Macabre. Дело в том, что группа долго не решалась взять название, предложенное Либлингом в самом начале – Pentagram. Подобное имя было настолько же притягательным, насколько и отталкивающим. Парни перебрали несколько вариантов (Virgin Death, Wicked Angel), прежде чем сдаться и принять идею своего фронтмена. Уже под новым названием группа дает первые успешные концерты, а в 75-м музыканты начинают переговоры с Columbia Records, но без особых результатов. Примерно тогда же в составе Pentagram появляется Рэнди Палмер, правда, надолго задерживаться он не собирался. Стремительно набирающие популярность Kiss (вероятно, именно они сподвигли Pentagram на использование сценического грима и костюмов) взяли молодую группу под свое крыло, пытаясь продвинуть их на Casablanca Records, и опять безуспешно. Подобная нервотрепка негативно сказывалась на отношениях между музыкантами, из группы уходит Либлинг, а вскоре и сам коллектив приказывает долго жить.

В 81-м году Бобби примыкает к Death Row, но под давлением поклонников, а таких уже было немало, банда меняет название на… Pentagram! А в 1984 г. выходит долгожданный полноформатный дебют «Relentless», материал которого, что говорится, рвал все и вся. Типичные про-сэббатовские риффы, обретшие невиданную ранее агрессивность и жесткость, плотная ритм-секция и звонкий вокал Бобби в одночасье брали слушателя в свои металлические тенета. Лирика кишела отсылками к демонологии, смертным грехам, сатанизму и прочей дьявольщине. Громкий успех пластинки, к сожалению, не уберег группу от очередной перетасовки кадров. Так что второй альбом «Day Of Reconing» записывался в обновленном составе. Новый LP мало чем отличался от дебютника (даже оформление обложки в виде печати Бафомета было практически идентичным), с той лишь разницей, что на этот раз группа несколько утяжелилась и заметно сбавила темп, а вместо одиннадцати композиций на альбом пошли только семь, что только придавало ему привлекательности, а особая инфернальная атмосфера позволила стать бессмертной классикой жанра.

Pentagram

Уже тогда Pentagram считались одними из лучших последователей Айомми и Ко, но по странному стечению обстоятельств группе катастрофически не везло с лейблами, которые относились к ее промоушену крайне небрежно. Возможно, виной тому была жуткая нестабильность состава и увлечение музыкантов наркотиками, и как следствие – отсутствие простейшей дисциплины. Подобная неразбериха привела к очередному распаду. К счастью, в начале 90-х группой заинтересовался британский лейбл Peaceville Records, и Pentagram, который окончательно превратился в проект Бобби Либлинга, возродился из пепла. А далее…

…Далее следовали уже привычные смены состава, новые альбомы, эксперименты с рок- и психоделическим звучанием, возвращение к корням, аншлаговые концерты, новые падения, периоды забвения и новые начинания. Но всякий раз Pentagram демонстрировали редкостное упрямство, каждый раз с боем отвоевывая свое право на существование на фоне неумолимо меняющегося облика тяжелой сцены. И каждый раз их возвращение оказывалось желанным, а каждый новый релиз сопровождался преимущественно хвалебными эпитетами. Ведь, несмотря на неизменное качество и выразительность материала, которым славится эта культовая команда, каждый из них с легкостью мог стать последним.

Помимо Pentagram  70-е подарили нам незаслуженно забытый и весьма оригинальный калифорнийский коллектив Cirith Ungol («Паучий Проход»). Название свое ребята позаимствовали из эпопеи «Властелин Колец» Толкиена. Так в романе назывался гористый перевал через Эфель-Дуат, место обитания чудовищной паучихи Шелоб. Еще до принятия сего названия группа исполняла инструментальные каверы Beatles, после же внимание их переключилось на более тяжелые и прогрессивные команды типа Budgie, Thin Lizzy, Hard Staff , а там и до Led Zeppelin было рукой подать. С появлением в составе вокалиста Cirith Ungol наконец сосредоточились на сочинении собственного материала, который уже на тот момент имел черты типичного прото-метала с претензией на фэнтезийную эпичность, позже разбавленную влиянием NWOBHM. В скором времени этот курс стал отличительной чертой группы, которая, сама того не осознавая, протоптала широкую дорогу для исполнителей в стиле героического метала в лице Manilla Road, Manowar и многих-многих других. А характерная манера пения нового вокалиста Тима Бэйкера стала основой для зарождения так называемого скриминга. За свою историю Cirith Ungol выпустили всего четыре полноформатных пластинки, ставшие коллекционной редкостью, и тихо-мирно ушли со сцены в 1997 г.

Cirith Ungol

Можно сказать, их братьям из The Obsessed в чем-то повезло больше - несмотря на различные передряги, эта легенда заДУМчивого метала до сих пор остается на плаву. Группа была основана вокалистом/гитаристом Робертом Вейнрихом, широко известным под прозвищем Wino. Находясь под впечатлением от концерта Black Sabbath (как видите, уйти от англичан очень непросто), Вейнрих задумал собрать собственную команду. К 1977 г. коллектив под первоначальным названием Warhorse уже обретает собственное лицо и начинает активную концертную деятельность, исполняя достаточно мощный про-сэббатовский метал с хриплым мужественным вокалом. В начале 80-х коллектив переименовывается в The Obsessed и выпускает дебютное демо, тепло воспринятое критиками. Однако, в 85-м Wino неожиданно для всех переходит в состав St. Vitus, и группа оказывается замороженной на неопределенный срок. И только спустя пять лет с подачи германского лейбла Hellhounds Records, издавшей архивные записи The Obsessed, группа переживает второе рождение. Последующие релизы «Lunar Womb» (1991) и «The Church Within» (1994), содержащие отменный каноничный, по-американски тяжелый и оглушительный дум-метал, приносят группе мировое признание, которое не могла омрачить даже смерть басиста Дэнни Худа, разбившегося на мотоцикле. Дальнейшие годы группа провела в затишье, и только в 2011 г. стало известно о воссоединении ее самых активных участников и о возобновлении студийной деятельности.

В 1979 г. гитарист Дэйв Чэндлер, вокалист Скотт Риджерс, басист Марк Адамс и барабанщик Армандо Акоста, ранее собравшиеся под вывеской Tyrant, решают сменить название на Saint Vitus в честь христианского святого-мученика, погибшего за свою веру. Наибольшее влияние на парней оказали американские ветераны экзальтированного харда, а также репертуар их соотечественников Pentagram.  В 1984-м выходит первый одноименный альбом музыкантов, демонстрирующий старательно отточенный стиль: контраст обманчиво простых, даже примитивных риффов и сверхразмеренных гулких ударных  с изощренными соло, экспрессивным «шестидесятническим» голосом фронтмена и простецкими текстами-символами. Однако, доминирующей на альбоме оставалась хард-роковая составляющая, и только пара композиций из пяти - «White Magic/Black Magic» и «Burial At Sea» - подпадали в категорию прото-дума.

Saint Vitus

Последующие релизы продолжали линию, начатую дебютным альбомом, с уклоном в более энергичный и прогрессивный стафф. Однако, по непонятным причинам многие сообщества тру-рокеров не удостаивали концерты St. Vitus своим вниманием, а «тяжелая» пресса так и вовсе пренебрегала ими. Разочарованный в таком раскладе, группу покидает Риджерс, на смену которому приходит уже упоминавшийся выше Wino Вейнрих. Вместе с ним был записан «Born Too Late», в скором времени ставший своего рода учебником для начинающих дум-метал-команд. К сожалению, это никоим образом не сказалось на финансовом положении музыкантов. В 1995-м St. Vitus переживают распад и последующее воссоединение в 2008 г. Подобно многим собратьям, коллектив мудро переждал пик популярности модерн-метала и с началом эпохи рок-ренессанса возвращается на сцену, окруженную восторженными, изголодавшимися по правильной музыке поклонниками.

Безусловно, этот «отряд обреченных» не может считаться полным без чикагских хардовиков Trouble. Среди сонма последователей Британцев эти парни считаются одними из лучших и наиболее удачных в коммерческом плане. История команды берет свое начало в 1979, когда гитарист Рик Вортелл решает собрать собственную группу музыкантов, разделявших его вкусы. Первоначальный репертуар банды включал несколько сырых «оригиналов» и каверов, которые пока что были в большинстве. В 1984-м ребятам посчастливилось заключить контракт с лейблом Metal Blade, после чего дела их пошли, что называется, в гору. Первый альбом «The Skull» имеет ярко выраженные черты «сэббатовщины», однако Trouble делали больший акцент на хард-рок составляющую с непомерно тяжелым звучанием и «дерзким» вокалом Эрика Вагнера, чередуя вполне себе качевые «боевики» и более продолжительные опусы с акустическими вставками. Сами же музыканты предпочитали именовать свой стиль white metal («белый метал») из-за преобладания в их лирике религиозных мотивов. Концерты Trouble также отличались повышенной эффектностью и мощным «гипнотизирующим» звучанием. Весьма примечательна одна давняя история, когда после очередного концерта на сцену к Trouble поднялись Джеймс Хетфилд и Кирк Хэммет из Metallica, которых крайне заинтересовала оригинальная настройка аппаратуры чикагцев.

Trouble

В 1990-м Trouble после несколько неудачного периода попадают под крыло продюсера Рика Рубина. Последующие релизы «Trouble» и «Manic Frustration» отличались на редкость качественным звучанием, делали уклон в прогрессивно-тяжелый и по-своему мелодичный хард-стоунер и пользовались повышенной популярностью. Группа с успехом дает концерты в Европе, где принимает участие в ряде громких фестов. Однако, и их со временем не миновала черная полоса, повлекшая за собой спад активности и неизбежные перемены в составе. Какое-то время группа довольствовалась редкими выступлениями в родном штате, и только в 2007 году она возвращается с обновленным составом и свежим альбомом на радость старым поклонникам и просто ценителям олдовой музыки.

Честно говоря, редко кто из старейших думстеров выдержал проверку 90-х.  Засилье набирающего бешеную популярность гранжа и зарождение новых течений оттеснили старую гвардию за кулисы сцены. Но по закону естественного отбора выживает тот, кто лучше всех умеет приспособиться. И таким образом классический штатовский дум в конце 80-х претерпевает своего рода эволюцию.

Сформировавшийся к тому времени так называемый стоунер-рок (stoner-rock), или «пустынный» рок (desert-rock), берущий свое начало из психоделического блюза, обрел свое имя с приходом на сцену калифорнийской команды Kyuss, чьи знойные ритмы и романтика дорог как нельзя лучше отражали американский уклад жизни. Примерно в то же время подает признаки жизни на редкость агрессивный бастард  хардкора и панка, получивший наименование сладжа (sludge). Сии ингредиенты и стали основой для нового облика дум-метала, придав ему ни с чем не сравнимое, исконно американское звучание, пользующееся популярностью среди байкерского движения и тех, кому небезразличен рев автомобильного мотора. А такие новаторы как Eyehategod, Crowbar, Sleep, Acid King, Goatsnake и даже детище Зака Уайлда Black Label Society стали образцом для подражания для сотен и тысяч молодых команд, придерживающихся этого экспериментального течения. Начиная с полного андеграунда, doom-stoner медленно, но верно покорил и продолжает покорять мировую тяжелую сцену. Множество иностранных исполнителей поддались харизме этого первобытного стиля и с невероятной сноровкой и успехом продолжают дело металлистов из Соединенных Штатов.

Разумеется, остались и те, кто продолжает хранить верность своим корням. Solitude Aeternus, Iron Man и Penance выстояли в тяжелое для них время, а их преемники Witch Mountain, The Gates Of Slumber, Orodruin и пр. с гордостью пронесли павшее было знамя традиционного дума через врата нового столетия.    

Итак, несмотря на все преграды, глубокие шрамы и изломы переменчивой судьбы, истинный дум-метал остался в живых, как и положено непревзойденной классике жанра. А в том, что это чисто классическое направление тяжелого метала, сомневаться более не приходится. Ведь не взирая на капризы новомодных тенденций, обстановку в мире и курс валют, старик дум остался верен себе. И более того, обрел бессмертие в виде старых виниловых пластинок, пыльных аудио-кассет, заезженных CD, а также в виде значков и нашивок на джинсовых жилетках суровых «воинов дорог».  А это в свою очередь означает, что пламени, разожженному почти пятьдесят лет назад во время Черного Шабаша, еще долго не суждено погаснуть. 

    Saint Vitus

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх