DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Дети X

Нечувствительный / Insensibles

Испания, Франция, Португалия, 2012

Жанр: хоррор-драма

Режиссер: Хуан Карлос Медина

Сценарий: Луисо Бердейо, Хуан Карлос Медина

В ролях: Алекс Брендемюль, Томас Лемаркус, Дерек де Линт

Похожие фильмы:

  • «Лабиринт Фавна»
  • «Приют»

Испания, 1930-е годы. В одной из деревень дети заражаются неизвестной болезнью, благодаря которой перестают чувствовать боль и становятся опасными как для окружающих, так и для самих себя. Маленьких пациентов помещают на карантин в закрытой лечебнице…

Испанские триллеры и хорроры — самобытное явление в мировом кинематографе, не перестающее удивлять оригинальными сюжетами и зачастую фэнтезийной стилистикой. После просмотра многих киностаршилок родом с Пиренейского полуострова у зрителя остается впечатление, будто он лицезрел не зверский фильм ужасов, а страшную сказку для взрослых. В этих национальных хоррорах волшебный потусторонний мир переплетается с мрачной реальностью, порождая причудливые притчи о добре и зле, крепко берущие за душу. Причем понимание испанского страшного синема часто строится на интуитивном, а не интеллектуальном восприятии, когда зритель не может рационально объяснить все увиденное, но четко ощущает искренность и мощь рассказанной истории. Так и в хоррор-драме «Нечувствительный» тесно сплелись сюжетная магия и горькая правда страшных событий реального мира.

В картине Хуана Карлоса Медины действие развивается в двух временных плоскостях: первой половине XX века и в наши дни. Параллельно демонстрируются жуткая иррациональная история об изоляции детей в психиатрической больнице, которые вследствие неизвестного недуга перестали чувствовать боль, и не менее драматичный рассказ о враче, узнавшем, что его дни сочтены из-за злокачественной опухоли. Как связаны маленькие невольные узники 1930-х годов и умирающий доктор в современной Испании? Как чудовищное кровавое прошлое влияет на внешне благополучное настоящее? Досмотревшие ленту до конца получат определенный ответ, который одновременно породит и новые вопросы, говорящие, увы, не в пользу целостности и завершенности драматургической конструкции фильма.

«Нечувствительный» крайне нетороплив и медитативен. Режиссера явно интересовала не столько визуальная, сколько атмосферная составляющая своего творения. По динамике действие развивается медленно и спокойно, несмотря на очевидный и многогранный ужас повествования, лишь изредка обостряясь эффектными или жуткими сценами. Сюжетная линия прошлого получилась куда более внятной и интересной, чем история настоящего. Картина не раскрывает причин «нечувствительной» болезни, но обстоятельно демонстрирует ее последствия. Для зараженных детей членовредительство кажется просто забавой, а физическая боль других людей вызывает искреннее недоумение. В фильме пугающе продемонстрирована юная непосредственность, когда детишки с откровенным весельем калечат то самих себя, то друг друга. Впрочем, лента отнюдь не представляет «детей Х» смертельно опасными монстрами, а как раз наоборот - с мелодраматическим акцентом повествует об их тяжкой доле изгоев, которых боятся, потому что не понимают. Детки превращаются в подопытных свинок, сидящих в одиночных камерах, которых «добрый доктор» — руководитель исследований, вроде как и пытается адаптировать к социуму по экспериментальной программе воспитания «нечувствительных», но фактически также относится к маленьким пациентам как к абстрактному научному эксперименту. «Безболезненные» дети — всего лишь жертвы природы и последующей «бесчувственности» социума, и в этой тавтологии понятий заложена одна из основных идей фильма.

По мере развития сюжета зритель понимает, что и фантастический рассказ об удивительных чадах — не главная смысловая составляющая. Фактически режиссер освещает трагический период истории Испании, с многочисленными жертвами пережившей приход к власти фашистов и Гражданскую войну. Через кошмар угнетения паранормальной детворы Хуан Карлос Медина пытается донести до разума и чувств аудитории ад тоталитарного режима, в условиях которого испанский народ пребывал в первой половине XX века. Насколько постановщику удалась его творческая задумка — трудно сказать однозначно. С одной стороны, кошмар убийств и пыток передан достоверно, но с другой - полностью проникнуться историей насилия мешает сюжетная линия современности, которая куда слабее и скучнее рассказа о «детях X». И когда прошлое и настоящее сталкиваются в кульминационном взрыве, завершающий аккорд оставляет двойственное впечатление. Да, финал вполне логичен, но недостаточно хорош с чисто рациональной точки зрения. Фантазия и реальность откровенно конфликтуют в развязке, и если вам важнее достоверность рассказа (со скидкой на фантастический сюжет, разумеется), то итог вас скорее разочарует, чем порадует. Ну а если сказочность с отвлеченным философским осмыслением всех произошедших событий для вас на первом месте, то картина может даже восхитить. Но при любой критической оценке с учетом субъективности восприятия стоит признать, что «Нечувствительный» — оригинальный, стильный и неглупый фильм, который стоит попробовать посмотреть любителям умного хоррора.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 26-06-2013 13:17

    Боюсь, столь неторопливый фильм я не высижу...

    Учитываю...
  • 2 Пётр Перминов 23-06-2013 10:09

    Фильм понравился, однако, Алексей прав - иррациональность некоторых эпизодов, увы, не позволяет поставить высший балл.

    Учитываю...