ЗАКЛЯТЬЕ. НАШИ ДНИ

Детский кошмар, взрослых убивающий

Сомния / Before I Wake

США, 2016

Жанр: ужасы, драма, триллер

Режиссер: Майк Флэнеган

Сценарий: Майк Флэнеган, Джефф Ховард

В ролях: Джейкоб Тремблэ, Томас Джейн, Кейт Босворт, Аннабет Гиш, Скотти Томпсон, Дэш Майок, Джей Карнс, Кайла Дивер, Лэнс Э. Николс, Аврора Блу

Похожие фильмы:

 Сомния

Папа и мама купили звездного мальчика…

В. Ареховский

О неготовности выменять счастье всего мира за слезинку ребенка писал еще Ф. М. Достоевский. Немудрено, что сегодня это утверждение активно эксплуатируют деятели хоррор-культуры для придания сюжету драматизма. При этом невинный младенец может выступать как в роли беззащитной жертвы, так и основного источника всех бед: достаточно вспомнить того же Омена, до поры до времени успешно скрывавшегося под маской милого мальчика с проницательными глазами. Режиссер и сценарист Майк Флэнеган пошел в этом направлении еще дальше, заставив в рамках фильма «Сомния» одного ребенка сыграть обе этих роли одновременно.

Образ восьмилетнего мальчика Коди, усыновленного четой Хобсон, получился действительно сложным и многогранным: слишком добрый, искренний и вежливый для злодея, в свои восемь он не просто смышленый ребенок, а полноценная сильная личность – умная, увлеченная, а в случае чего и могущая за себя постоять. Из официального трейлера мы узнаем, что мальчик обладает магическим даром: когда он спит, его сновидения материализуются. Таким образом, беда, которая нависла над Хобсонами сразу после того, как маленький Коди впервые переступил порог их дома, кроется в глубинах подсознания мальчика, где обитают не только яркие бабочки, которых он с таким интересом изучает…

Сомния

Но и здесь не все так просто, поскольку потерявшие в результате несчастного случая родного сына Марк и Джесси Хобсон – вовсе не мистер и миссис Совершенство, какими кажутся за счет брутально-супергеройского образа Томаса Джейна, холеной блондинистости Кейт Босворт и новенького Porsche, на котором новоиспеченная приемная мать отвозит и забирает Коди из школы. Решив на словах начать жизнь с чистого листа, усыновив мальчика из приюта, бывшие родители по-прежнему многое готовы отдать за возможность еще раз обнять потерянного сына. Такую возможность, сам того не желая, и предоставил им Коди, благодаря своему необыкновенному дару. В итоге это толкнет Джесси на откровенно подлый поступок в отношении восьмилетнего мальчика…

Да, перед нами не просто хоррор, а смесь ужасов и драмы. При этом, какой жанр в фильме преобладает, каждый определит для себя сам. Пока же можно отметить, что все моменты, связанные с переживаниями супругов, отыграны максимально проникновенно, чтобы заставить зрителя если не разреветься посреди зала, то, по крайней мере, растрогать и задеть за живое. И пусть реакция Марка и Джесси на творящиеся в доме чудеса многим справедливо покажется странной, но по ходу просмотра об этом быстро забываешь, поскольку логика буквально тонет в волнах более сильных переживаний, в числе коих, конечно же, ужас…

Сомния

Да, отдав львиную долю экранного времени на откуп слезам и переживаниям, создатели фильма сознательно уменьшили количество пугающих сцен – тем важнее было выжать из них максимум, заставив зрителя не просто содрогнуться, а испытать тот самый первобытный парализующий ужас, который многие из нас переживали в детстве, оказавшись в темноте или просто оставшись дома в одиночестве.

Говоря о хоррор-составляющей «Сомнии», уместно провести сравнение с лентой «Окулус», поскольку, помимо режиссера, сценариста и монтажера Флэнегана при поддержке продюсеров Тревора Мейси и Скотта Лампкина, над созданием обоих фильмов работали оператор Майкл Фильмонари, дуэт композиторов The Newton Brothers и другие.

Вышедший в 2014 году «Окулус» хоть и был лишен столь же сильной драматической составляющей, какая присутствует в «Сомнии», но в плане устрашения явно рассчитывался на массового зрителя, не привыкшего к сильным потрясениям. Перед нами интересный мистический триллер, который тем не менее сложно назвать стопроцентным ужастиком.

Что же касается новейшей работы Флэнегана со товарищи, то здесь при создании пугающих сцен они реализовали свой потенциал в куда большей степени, чем в «Окулусе».

Сомния

Гениальная работа оператора дает о себе знать на том отрезке, когда детские кошмары Коди только-только выглядывают из глубин его подсознания. Когда же нужно до предела поднять градус напряженности перед бу-моментом, в дело вступает звуковая составляющая, вернее… ее полное отсутствие. Да, там, где в большинстве ужастиков играет тревожная музыка, в «Сомнии» на первый план выходит тишина, разрывая еще один шаблон в сознании искушенного зрителя.

Ну а пугающе-тошнотворные образы из мира кошмаров Коди – это уже современная компьютерная графика в сочетании с гримом. Пожалуй, здесь «Окулус» и «Сомния» оказываются достойными друг друга.

Да, кто-то скажет, что главный монстр Кракмэн из сновидений мальчика при ближайшем рассмотрении выглядит не таким уж страшным, а местами смешным и даже жалким – этим людям стоит задаться вопросом, какими им кажутся их собственные детские кошмары с высоты нынешнего возраста. Кроме того, финал картины даст вам однозначный ответ, почему главный кошмар Коди выглядит именно так, а не иначе. Надо сказать, что имеющий место ближе к финалу в большинстве мистических хорроров этап расследования в случае с «Сомнией» не так уж предсказуем, а значит, интересен сам по себе – это уже заслуга Флэнегана-сценариста.

Сомния

Что же касается непосредственно концовки, то в ней вновь на первый план выйдут драматические переживания. В то же время назвать финал хэппи-эндом язык повернется только у законченных оптимистов.

Если подвести итог, «Сомния» способна подарить зрителю такой спектр эмоций и переживаний, какой может обеспечить только слаженный тандем ужасов и драмы. Этот фильм несоизмеримо глубже, чем любой, даже самый добротный мистический хоррор, и на много порядков суровее и мрачнее слезливых трагедий для чувствительных домохозяек. Можно сказать, что, войдя к зрителю в доверие с выходом «Окулуса», теперь эта же команда оторвалась на его сознании по полной – столь глубоко, резко и болезненно, что уже сейчас «Сомния» имеет все основания претендовать на звание фильма года в номинации «Хоррор».


Редакция выражает благодарность компании «Вольга» за приглашение на пресс-показ картины.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх