DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Дьявольщина для интеллектуалов

Мать Иоанна от ангелов / Matka Joanna od aniolów

Польша, 1960

Жанр: драма

Режиссер: Ежи Кавалерович

Сценарий: Тадеуш Конвицкий, Ежи Кавалерович

В ролях: Люцина Винницка, Мечислав Войт, Анна Цепелевская, Зыгмунт Зинтель, Казимеж Фабисяк

Похожие фильмы:

  • «День гнева» (1943)
  • «Дьяволы» (1971)
  • «Изгоняющий дьявола» (1973)

 

Представьте, что ваш знакомый, известный высоким лбом и элитарными киновкусами, говорит вам: «Слушай, давай посмотрим польский фильм режиссера Ежи Кавалеровича... Что значит “какие ежи?”. Это такое имя, в твоем возрасте пора бы знать! Называется “Мать Иоанна от ангелов”. Нет, не в том смысле, в каком говорят “джинсы от Армани”. Ладно, кончай острить и включай. Это такой фильм! Тебе точно понравится».

И вы соглашаетесь, поддавшись на уговоры и соблазнившись мистической фабулой: ксендз едет в монастырь, чтобы изгнать из монахини демонов. Через сто с лишком минут, вытирая слезы катарсиса, приятель-интеллектуал спрашивает: «Ну как?». А вы не знаете, что ответить. С одной стороны стыдно признать, что фильм, который в 1960-м году получил «ветку» на Каннском фестивале, вас, мягко говоря, не затронул. А с другой, так и хочется процитировать одного из персонажей Райкина: «Ох уж эти недоговоренности, намеки-полунамеки… Ты мне скажи все прямо, в лоб!».

Если картинка сложилась, и вы узнали в ней себя, то лучше никогда не смотрите фильм «Мать Иоанна от ангелов», а также фильмы Вайды, Антониони и прочих Ингмаров Бергманов. Потому что чувство собственной неполноценности и толстокожести не самая приятная вещь на свете. А спасительные мысли типа «чем проще, чем лучше» или «надо снимать для людей, а не для горстки эстетов» помогают не всегда.

Но если все же решились, имейте кое-что в виду. Во-первых, «Мать «Иоанна» — это не фильм ужасов, несмотря на то, что некоторые источники утверждают обратное. Дьявольских сил в буквальном, мистическом варианте в пространстве данной картины не существует. Так что если вы включили ее, чтобы попугаться, то бросьте: вид монахини, которая выглядит блудницей и богохульствует почем зря, конечно, угнетает, но не более. В вышедшем через десять лет «Изгоняющем дьявола» гораздо более мерзкое существо не гнушалось прямым текстом отправлять Создателя куда подальше, не забывая показывать фокусы с летающей кроватью. Не так изящно и тонко, зато порция ночных кошмаров была обеспечена. Да, и, кстати, танцующих голышом монашек здесь тоже не будет. А то мало ли, вдруг вы еще надеетесь.

 Во-вторых, воспитанную жанровым кино привычку, что в финале хороших героев награждают, а плохих швыряют в пропасть, перед просмотром лучше сдайте в гардероб. Фильмы подобные этой драме Кавалеровича не предполагают деления на добродеев и злодеев, в них все неоднозначно, что и создает основные трудности для восприятия. Но зато оставляет плацдарм для собственных интерпретаций. Кто такая мать Иоанна: воплощение сатаны, жертва религиозного миропорядка или нечто третье? Решайте сами. В странах соцлагеря, несмотря на сопротивление режиссера, остановились на втором варианте. Это позволило «прокатить» фильм даже в атеистическом Советском Союзе.

 

Описание фильма в советском прокате. Последний абзац — пример «правильной» трактовки.

В-третьих, и это самое главное: просмотр «Матери Иоанны» может обернуться для вас чередой бессонных ночей почище, чем после самого жуткого хоррора, если вам не повезет всерьез задуматься о некоторых вещах, которые сообщает кино. До просмотра вы были уверены, что любовь — это прекрасно? Что ж, теперь вы будете подозревать, что воспетое поэтами и Битлами чувство, на самом деле идет от дьявола. До просмотра вы полагали, что есть только две вероятности: землю создал Бог или же никакого Бога нет и в помине? А как вам третий вариант — мир создал сатана, а мы все, следовательно, являемся частью одного большого злодейства? Скажете, что не очень правдоподобно? Допустим. Но поверьте, Ежи Кавалерович сумеет убедить вас еще и не в таких бедах, если вы только захотите его послушать. Вряд ли, конечно, это случится. Немногие любят, когда им портят настроение заумные пессимисты.

Ну а есть ли в «Матери Иоанне» что-то, что не оставит равнодушным всякого зрителя? Пожалуй, что есть. В первую очередь это игра актеров, особенно Люцины Винницки, которая с невероятным правдоподобием переходит от похоти к искреннему раскаянию, от любви к безумию, не позволяя зрителю сформировать в отношении своей героини эмоциональное клише. Во вторую — изобразительный ряд, чья аскетичность помогает в создании мрачно-многозначительной атмосферы, а сочетание одетого в черную рясу ксендза и облаченных в белое монахинь из белокаменного монастыря уже на визуальном уровне образует конфликт. Отдельные кадры фильма, как бы то по-мещански не прозвучало, хочется «отскринить» и сохранить на компьютере в папку с красивыми черно-белыми картинками.

Но в целом фильм «Мать Иоанна от ангелов», мягко говоря, не входит в число тех кинолент, которые воскресным вечером станут вливать в вас удовольствие ложками, ожидая пока вы насытитесь. Она предполагает отдачу: диалог со зрителем на равных. Так что, смотреть или нет зависит от вас, от того какой вы зритель. Любите попроще и пострашней? Воля ваша. А дьявольщина для интеллектуалов — блюдо специфическое. Редко кто не мыслит без него своего существования.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)