ССК 2018

Судороги / Shivers

Канада, 1975

Жанр: ужасы, фантастика

Режиссер: Дэвид Кроненберг

Сценарий: Дэвид Кроненберг

В ролях: Пол Хэмптон, Джо Силвер, Линн Лаури, Аллан Колмэн, Сьюзен Питри, Барбара Стил, Рональд Млодзик

Похожие фильмы:

  • «Бешеная»
  • «Слизняк»
  • «Выродки»

 

«Старлайнер» — современный жилой комплекс на острове, просто райское место с недорогими квартирами, удобной и развитой инфраструктурой, сетью магазинов, бассейном, площадкой для гольфа и всем прочим, что нужно для комфорта, работы и отдыха. Так уверяет нас рекламный ролик, на фоне которого идут титры фильма. Любители хоррора могут быть уверены: ничего хорошего обитателям этого райского уголка сценарий не обещает. И они, конечно же, правы.

Пока молодая пара беседует с менеджером на предмет покупки квартиры в «Старлайнере», в одной из комнат пожилой профессор душит свою юную любовницу, вскрывает ей живот и заливает внутренности кислотой. После чего перерезает себе горло. Позже выясняется, что профессор проводил исследования, помещая в тело девушки особых слизняков, которые должны были подавлять разум и активировать первобытные инстинкты человека. Безумного профессора отчего-то не устраивало то, что современный человек слишком мягкотел, как он полагал, что цивилизация и излишний интеллект делают людей вялыми, ленивыми. Он создал слизня, усиливающего сексуальный инстинкт и агрессию, чтобы человек снова стал жить инстинктом, а не разумом, стал ближе к природе и своему предназначению в ней: быть хищником, а не какой-то амебой, мечтающей о комфорте. Результат эксперимента его испугал, что и привело к вышеописанным событиям. Но профессор не учел любвеобильного характера своей подопытной пассии. Пока шел эксперимент, девушка успела заразить этой тварью несколько мужчин. Ужасные черви, покидая тела этих несчастных, расползлись по комплексу, нападая на людей. И в «Старлайнере» началась эпидемия жестоких сексуальных преступлений. Заразившиеся сначала теряли сознание, а после, придя в себя, кидались искать себе сексуального партнера, невзирая на его пол, возраст и свои с ним родственные связи. Как говорится, кто не спрятался — я не виноват. Комплекс быстро превратился в кромешный ад, в котором бродят толпы сексуальных маньяков в поисках своих жертв, которым они передавали слизняков во время контакта или поцелуя.

Если бы за такой сюжет взялся Тинто Брасс или Залман Кинг, то на экране бушевала бы эротика, балансируя на грани дозволенного. Но этот фильм снял Дэвид Кроненберг, тогда еще никому не известный режиссер и сценарист, снимавший в основном короткометражки, сценарии к которым писал собственноручно. Сценарий к «Судорогам» заинтересовал некоторых продюсеров. Но Кроненберг хотел быть режиссером сам. Студии же рисковать не хотели, предлагая свои кандидатуры. Наконец компромисс был найден, и Кроненберг получил 179 тысяч канадских долларов для съемок своего первого серьезного фильма. Конечно, приходилось экономить на всем, в картине нет особых спецэффектов, но динамичный сценарий и его реализация вполне это компенсируют. Актеры не самые известные, больше игравшие в сериалах. Из заметных имен в касте на слуху тогда была только Барбара Стил. Но игра всего состава вполне приличная, раздражения не вызывает. Видали мы в этой категории кино актеров и много хуже.

По сути «Судороги» похожи на очень популярные тогда фильмы о зомби, которые породил Ромеро. И зомби, и инфицированные слизняком, живущим в их телах, люди теряют разум и жаждут плоти. Только вместо мяса и мозгов тут жаждут секса: человеком двигал лишь основной инстинкт. Несмотря на такую особенность заражения, сексуальных сцен в картине практически нет. А имеющиеся сняты так, что вызывают гадливость и отвращение, как и должно быть в хорроре, что тоже роднит «Судороги» с зомби-серией, где утоление мертвецами голода — тоже не самое эстетичное зрелище. Кроме всего прочего эротика тут имеет окраску черного юмора, как зомби у Сэма Рэйми, чего в других фильмах Кроненберга уже нет.

Критика долго ругала ленту за излишний эротизм, зритель тоже принял ее довольно прохладно. Хотя сейчас фильм смотрится с интересом, легко и захватывающе. И уже в первой работе виден талант и стиль режиссера. Именно «Судороги» стали той базой, из которой развивались излюбленные темы в творчестве Кроненберга: исследования человеческой сексуальности, безумные ученые со своими идеями и исследованиями, всяческие мутации организма, а также иногда совершенно ирреальный мир его фильмов. И сравнивая «Судороги» с «Мухой», «Видеодромом», «Экзистенцией», мы видим значительный творческий рост теперь уже живого классика от одной работы к другой.

Сама идея вылезания из организма человека чудовищных, ужасных и гадких особей была заимствована и развита сценаристами «Чужого». И в этом еще одна заслуга «Судорог», давших мощный толчок творческим идеям и замыслам не только для самого Дэвида Кроненберга, но и послуживших «питательной средой» для других режиссеров и сценаристов.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх