DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Долгая дорога в дюнах

Перед вами – исповедь. Исповедь режиссера, работающего на одном из центральных российских телеканалов, но всегда мечтавшего снимать фильмы. Фильмы ужасов и триллеры. Он не писатель и не профессиональный журналист, поэтому текст без прикрас, суровый и местами жесткий. И очень личный. Павел Дудин рассказывает о том, через какие круги Ада приходится пройти независимому кинорежиссеру в России, чтобы снимать здесь свое кино. И о том, как в итоге этот путь, полный унижений и трудностей, может вывести вас на мировой кинорынок.

Павел Дудин и его партнеры

Ну вот. То, что должно было свершиться – свершилось.

Теперь это уже история, и можно взглянуть на нее со стороны.

Сегодня мне позвонил компаньон и сообщил, что мы запускаем в производство три фильма для мировой дистрибуции. Видимо, я и сам еще не вполне осознал, что это значит.

Но к этому мы еще вернемся, а пока все по порядку...

В 2006 году я написал первый сценарий, «Игра с Викки Вейл», который понравился многим продюсерам здесь, в России.

Я бегал с ним, пытаясь получить деньги на производство фильма, я показывал его Зернову – тогда директору ЦНФ, начальнику СТВ Сельянову, который послал нас к своему редактору с комментарием – если редактор одобрит, мы будем разговаривать дальше. Редактор не одобрил. Я показывал сценарий Бекмамбетову, который повел себя странно – выслушал меня и послал к своему помощнику, который получил от меня пакет с проектом по электронке и просто исчез – не стал больше отвечать ни на мои письма, ни на звонки. Я обращался к другим именитым лицам, например, к Эрнсту – которого встретил в фойе Останкино – тот предложил передать мои материалы то ли его шоферу, то ли охраннику, точно уже и не помню.

Единственное, чего я в итоге добился – это подписал опцион на производство фильма с некой Людмилой Кукобой, которая сняла «Мы из будущего» и «Мы из будущего 2».

Все, кому я показывал свой сценарий, задавали мне один и тот же вопрос:

– Вы сами хотите снимать это кино?

– Да, – отвечал я.

– А что вы снимали до этого?

– Ничего…

– Ничего?! А почему тогда вы уверены, что сможете снять это кино?

– Потому, что я написал этот сценарий и я знаю, что хочу снять!..

Эхо мыслейСправедливости ради нужно сказать, что тогда даже американцы не сняли еще ни одного фильма, похожего на тот сценарий. Речь там шла про интернет-чаты и маньяка, который общается с героем, но герой вовсе не знает, что это маньяк...

Денег мы тогда не нашли и продюсера тоже. Увы.

Отказы были обоснованы тем, что я до этого ничего не снял. Я пытался оправдываться, говорил:

– Если я ничего не снял, это же еще ничего не значит. Я могу снять сейчас и это будет мой первый фильм… В конце концов, как быть – мне не дают денег потому, что я ничего не снял, а снять я не могу потому, что у меня нет денег.

Ответ был прост:

– Извините, но вы ведь никто, вот когда станете кем-то, приходите, поговорим... или просто продайте нам сценарий за 6 тысяч рублей.

Я, конечно, удивился, ведь в Голливуде сценарий может стоить и 30% от бюджета, но у нас мне предлагали максимум 15 тысяч рваных и дубовых… ну разве не бл…дская ситуация?

Один мой знакомый, продюсер Женя, сказал тогда: не противься, продай сценарий. Я не продал, прошло время и часть своего сценария я увидел в фильме одного молодого режиссера из одной известной киносемейки, где папа режиссер, дядя режиссер, дети дяди актеры и актрисы. Кстати, лицо этого режиссера я буквально недавно видел в рядах улыбающихся на инаугурации Воробьёва – губернатора МО. Что он там делал? Думаю, что просто лизал, лизал и лизал… Видел я там и Бондарчука, и Безрукова – который Есенин, Лукашин, Высоцкий, гусар в какой-то балладе и т.д – один на всех, мы за ценой не постоим…

Но вернемся к моему сценарию.

К тому времени, когда мне все отказали, я уже не расстраивался, потому что до этого американцы успели снять несколько фильмов про Интернет, тема перестала быть свежей. А еще через год мне позвонила Ольга Кузнецова и сказала:

– Я была на кинорынке и видела там трейлер по твоему сценарию… Конечно, они его переписали…

Кстати. «Игру с Викки Вейл» мы зарегистрировали в РАО. Когда получали документы, я спросил у работников РАО: теперь-то мы защищены от воровства? Вовсе нет – ответили те. Почему? Да потому, что достаточно взять любой сценарий, переписать на 37%, изменить кое-что в сюжете и вы можете снимать свое кино по «своему» сценарию…

Вот так работает авторское право в России. После этого я решил: ни одного сценария больше никому не показывать, а еще – пора начать снимать кино самому. Пусть и без денег. На дворе был 2009 год. Тогда я написал «Эхо мыслей», за пять или шесть дней, потом накопил денег (легко сказать - накопил!) и приступил к съемкам.

Начали мы 1 января 2009 – ровно в Новый год. Расчет был прост: снять кино, показать по ТВ, возможно, заработать и начать снимать свои фильмы без дураков-продюсеров. Забегая вперед, я признаюсь – снимать без продюсеров в России тогда было самое правильное решение… которое я поддерживаю до сих пор. Нет, я обращался к ним еще несколько раз, но ничего из этого не получилось. Теперь я этого уже не делаю. Я понял простую вещь: у российских продюсеров нет фантазии, нет чутья, у них есть жажда наживы – все они несостоявшиеся художники, которые пытаются и предпочитают не только контролировать деньги, но и указывают режиссеру, что они хотят видеть… Бесполезные и слабые финансисты – это еще куда ни шло, но бесполезные и бездарные сорежиссеры – это уже за гранью.

Нельзя совмещать деньги и художественное мастерство – вы либо суслик, либо агроном. Все тот же мой знакомый продюсер Женя, он как раз был таким продюсером и режиссером в одном лице. Он сначала воровал деньги с производства – покупал себе, например, джип, а потом на остатки снимал кино про Эрмитаж по заказу и для телеканала «Культура». Выходило не кино, а… Но его это не смущало и не смущает до сих пор.

Впрочем, вернемся к истории. Спустя шесть месяцев я закончил снимать «Эхо», еще через полгода завершил постпродакшн.

Кино ни один канал не взял. Это был первый крах моих планов.

Когда я понял, что все рухнуло, я тихо сел на кухне и ревел, не переставая, часа два. Я не думал о том, что мне теперь делать, просто сидел и ревел, зажав рот рукой, стараясь, чтобы жена не услышала… Потом слезы кончились. Первая мысль, которая тогда пришла в голову, – бросить все. Но я решил, что это был первый опыт, а опыт – это всегда хорошо. Через день или два Татьяна Соловьёва, журналистка с НТВ, которую я очень уважаю и люблю, и которая, как и я, пытается пробить свой проект (только на ТВ), подарила мне книжку с интервью Квентина Тарантино, в которой я прочитал о том, что он тоже снимал кино на свои деньги, но, в отличие от меня, кино он это не доснял, потерял банки с пленками или еще что-то… Я тогда подумал, что в этом смысле я куда удачливее, чем Тарантино.

Только поймите меня правильно – я не сравниваю себя с Квентином и не провожу параллели, просто это тот пример, который был в тот момент как раз кстати.

Поэтому я решил, что сниму еще один фильм – ведь, в отличие от мистера Q, я хотя бы смог завершить начатое.

Билет в один конецЕще одно отступление. Когда мы снимали «Эхо» и второй фильм «Билет в один конец», многие говорили мне: зачем ты снимаешь полный метр? Снимай короткометражки – их можно показать на фестивалях, они дешевле в производстве… Теперь я понимаю, что правильно поступал, снимая именно полный метр. Путь короткометражки такой же короткий, как и сам фильм. Путь полного метра – даже не очень успешного, куда длиннее. Но об этом чуть позже.

Сценарий «Билета в один конец» я все же попытался запустить в производство в России, ведь у меня уже был снят полнометражный фильм, который я мог показать продюсерам. Я вышел на компанию «20 век Фокс СНГ» и меня направили в сценарный отдел. Я послал на рассмотрение «Билет в один конец» и «Баградор». Кстати, именно эти два сценария я считаю ключевыми. Забегая вперед, скажу, что «Билет в один конец» получил ряд международных наград, включая фестиваль, спонсируемый головной компанией 20th Century Fox Film в США. 

Ответ сотрудницы «20 век Фокс СНГ» не замедлил себя ждать. Приведу переписку, сделав лишь небольшие сокращения:

Здравствуйте, Уважаемая ХХХХХ.

Пишет Вам Павел Дудин. Как мы и договорились, высылаю Вам несколько синопсисов (идет перечисление посланного материала) моих сценариев.

Буду звонить Вам в среду.

С уважением и надеждами на сотрудничество, Павел.

ОТВЕТ:

Павел,

Я прочитала ваши синопсисы.

Но, увы, ни одна из этих работ не выстроена должным образом, вы уводите все эти истории в русло авторского кино, при этом не ощущаете, как выстроить текст и структуру так, чтобы это стал 100% коммерческий проект. Я вижу, что вы человек с желаниями, что вы болеете душой за свои проекты и фильмы. Но я не могу вам помочь, на том уровне, на каком у вас сейчас расписаны эти сценарии, нам не имеет смысла их покупать, потому что они будут переписываться практически полностью, от начала до конца. Нам все равно придется искать другого автора и реализовывать наше видение истории.

Дайте мне хороший сценарий, и я за него поборюсь. А здесь я вижу сырые наброски, к которым возникает много много вопросов. В вашем случае – это не недостаток фантазии, в вашем случае, как в случае 95% всех российских авторов, это отсутствие профессионального навыка написания сценариев.

Наша задача снимать кино, которое будет зарабатывать: истории, которые будут интересны зрителям, истории, которые будут качественными на всех этапах производства. Речь не идет об экономии, речь идет о целесообразных тратах. Напишите историю так, чтобы ее тут же незамедлительно хотелось купить.

С уважением ХХХ

МОЕ ПИСЬМО:

Спасибо Вам за подробный анализ моей работы. Но прошу Вас отметить что, я пишу сценарии не для продажи. Пишу как Тарантино для себя, чтоб самому их снимать. Я их вижу изнутри и устраиваю их под себя…

ОТВЕТ:

Павел!

Простите, но у вас даже синопсисы неправильно написаны.

Собственно, мне нечего добавить. Вы пока не Тарантино, вы Павел Дудин, и это ключевой момент. Татрантино мог принести то, что он приносил, потому что у него уже была к тому моменту репутация. Вы начинающий автор и режиссер, и будете таковым, пока не снимете коммерческий проект или по мотивам вашего сценария не снимут.

Я искренне желаю вам удачи, однако нельзя быть «горячим и эмоциональным» в момент представления проектов и их продвижения. Это должно быть в ваших фильмах, но не в вашем общении с компаниями и продюсерами.

Кстати, как оказалось потом, эта мадам сама окончила ВГИК буквально год назад. До нашей переписки она сама искала деньги на кино и сняла только одну короткометражку, к ее чести – отмеченную на каком-то российском фестивале. Когда я это узнал, у меня сам собой возник вопрос: как компания могла нанять на работу редактором режиссера? Ведь режиссер – это личность творческая, а следовательно – неадекватно воспринимающая материал, личность, которая пропускает все через призму своего видения. Но факт остался фактом, ответ повис в воздухе

Я снял «Билет», на дворе был 2011 год. Пока я его снимал и занимался постпродакшеном, я пытался разобраться во множестве попутных дел – большая часть которых сводилась к вопросу продажи фильмов. Конечно, мне много помогали мои знакомые из Америки – давали советы – бесплатно (подчеркну)! Нужно сказать, что в этом я шагнул куда дальше, чем большинство продюсеров в России, но главное, это то, что я понял: если вы хотите делать бизнес в кино и с кино, следуйте двум простым правилам:

1. Производство кино  это и творчество, и бизнес: производя кино, вы должны применять правила бизнеса к творчеству и ни в коем случае не применять правила творчества к бизнесу.

2. Ищите выходы на запад. На запад.

Конечно и тут нашлись скептики, которые говорили: кому на западе нужны русские фильмы!

Да, они никому там не нужны, но не потому, что там не нужны русские фильмы как таковые, а потому, что там не нужны фильмы с сюжетами, понятными только русскому зрителю. Таких картин у нас  99,99%.

Билет в один конецТам не особо нужны такие киноленты, как «Сталинград» или, например, «Легенда №17», разве что в Китае. Потому что там таких фильмов больше, чем нам кажется. Это просто ремарка.

Ориентированность на русского зрителя – это та узколобость сценаристов, режиссеров и продюсеров, которая не дает им сделать шаг на рынок Европы и США. Я это понял, когда сидел и ревел после неудачи с «Эхом». Поэтому «Билет» я писал именно для мирового зрителя, который не гнушается смотреть малобюджетное кино и которого там на западе не меньше, чем любителей блокбастеров – и впоследствии это дало мне шанс.

В России я с «Билетом» везде получил отказы, это кино не хотел брать ни один канал, но, что самое интересное, его не хотел брать ни один кинофестиваль. Парадоксально, но факт.

Единственный, кто взял и «Эхо», и «Билет» – Юрий Митюшин, директор Международного кинофестиваля детекивных фильмов «ДЕТЕКТИВфест», за что ему огромное спасибо.

Одна особа с «Амурской осени» дала рецензию, что это самое отвратительное кино из всех, когда-либо снятых. Представляете?! Человек, который занимается оценкой фильмов молодых режиссеров, который решает, брать или не брать ваш фильм, дает такую рецензию! А ведь такая рецензия может привести человека к тому, что он просто откажется снимать кино дальше – это в лучшем случае, в худшем - просто повесится…

На западе вам никогда не дадут такую оценку, по крайней мере мне таких оценок не дали. Даже если там и отказывают, то пишут примерно так: мы с удовольствием посмотрели Вашу работу, к сожалению, сроки нашего фестиваля очень ограничены по времени, и мы не можем показать Ваш фильм, но мы с уважением относимся к Вашему труду, потому что понимаем, что это за труд – делать независимое кино, и мы с удовольствием сообщаем, что будем рады видеть ваши фильмы на наших следующих фестивалях.

Согласитесь, после такого письма вы вряд ли откажетесь снимать еще!!! Но в тот момент – когда эта «Амурская сволочь» выдала свой отзыв – я понял, что в России не только нет продюсеров, но нет и фестивалей, ориентированных на зрителя. Простого зрителя – для которого и должно сниматься кино. 

Если суммировать все, что я сделал и не сделал, то можно преподавать продюсирование независимых фильмов, их продвижение на Европейский рынок и рынок США Смешно? Ну да, смешно, но это так.

Повторю: на Рынок Европы и США, не говорю про Россию, тут нет рынка, тут есть базар.

Когда «Билет» отвергли (как и «Эхо» до этого), я тоже изрядно наревелся А что оставалось делать? Слезы - это хорошо, вы плачете от неудачи, сидите в одиночестве и плачете, и главное в этот момент найти силы перестать себя жалеть, посмотреть на себя со стороны: вот ты сидишь и рыдаешь и хуи? Хуи ты ноешь, вставай, иди и работай, твои слезы никому не нужны, ни тебе, ни твоей жене, ни твоим детям. Слезы кончатся, высохнут разводами на глазах, но пока вы ревёте – вы можете думать о том, что нужно сделать, чтобы маятник качнулся в другую сторону. По крайней мере, так происходит у меня: я плачу, злюсь на то, что я плачу, злость перерастает в ненависть, а ненависть дает запал огню – а дальше потому, что ПАРОВОЗ!

Вы не знаете детскую поговорку про паровоз?..

Почему паровоз едет? Потому что внутри у него жарко.

И вам должно быть жарко, иначе вы просто остынете. В России очень много остывших людей. Они живут и передают свой холод другим, они злы, им все безразлично. Они лузеры по жизни. Они, даже не попробовав, думают, что ничего не получится… Меня лично это напрягает. Как так можно жить?!!

Когда я понял, что Россия не откроет мне фестивальные двери и вообще никакие двери передо мной не распахнутся, я, собрав последние деньги, начал (по совету американских и французских друзей, работающих в кино) развивать историю с западными фестивалями и дистрибьюционными компаниями. Потратил я на это около 33 тысяч рублей. Немного по меркам дистрибуции, поверьте. Но если учесть, что оба фильма обошлись в 28 тысяч долларов, а жили вы, пока снимали и делали постпродакшн, на 5 тысяч рублей в месяц

Что такое прожить на 5 000 в месяц в Москве, когда проездной на метро стоит 1200?..

Опять ремарка получилась. Возвращаемся.

Дипломы и награды кинофестивалейИтак, я разослал по международной дистрибуции 4 тысячи 365 писем. Неслабо, да? На это у меня ушло чуть больше месяца ежедневных рассылок, на которые я тратил по 7 часов в день. Добавим, что я разослал релизы с фильмом на 254 зарубежных фестиваля – это только бесплатных, плюс 31 платный фестиваль.

Дело в том, что за рубежом очень много платных фестивалей, участие в которых стоит от 30 до 250 долларов – зачем они, и зачем платить за участие в них? Да затем, что все платные фестивали – это не что иное, как микрокинорынки. Наверняка все помнят сумасшедший успех «Паранормального явления» – так вот, фильм ценой в 15 000 долларов стартовал как раз с такой платной площадки в Нью-Йорке

И здесь следует вернуться к вопросу о том, почему полный метр, пусть даже и плохая малобюджетка – это лучше, чем хороший короткий метр. Это и есть пример с «Паранормальным явлением». Да, не все фильмы могут попасть в яблочко, но часть из них может заинтересовать дистрибьютора. С короткометражкой тоже можно выстрелить, но там работают другие механизмы – и шансы меньше, чем у полного метра. Не будем сейчас эти механизмы описывать. Западный кинорынок похож на слоеный пирог. На нем продаются и предлагаются тысячи различных фильмов, даже те, которые снимают школьники. Я не шучу. В США, например, есть ряд довольно успешных дистрибуционных компаний, выпускающих трэш-фильмы, снятые кем попало – чуть ли не пацанами с «вашего» двора – с плохой игрой актеров, с никакой съемкой и почти без звука. Эти фильмы продаются на DVD, их покупают и смотрят.

Многие наши зрители, смотря тот или иной ужастик, удивляются однообразности сюжетов – либо это дом с привидениями, либо это про американскую компанию молодежи, которых кто-то режет, ну и еще пара сюжетов и все. Почему они это снимают и переснимают, спрашиваем мы. Тупые пиндосы? Идиоты безмозглые – смеюсь!.. Вовсе нет – просто их потребление фильмов ужасов в корне отличается от потребления такого кино в России. У них публика ходит на ужастики покричать от страха и постебаться. Они обмазываются кетчупом и идут на ужастики, на фестивали ужастиков, которых в США на каждый штат до 500 штук в год, а то и больше. Посещение таких фестивалей платное – один билет на все сеансы может стоить от 5 до 15 долларов. Людям не нужны сюжеты, им нужен отдых И они – фестивали – нуждаются в новых фильмах и новых именах. Плюс кинорынки, прикрепленные к таким площадкам, плюс заезжие продюсеры – и вы получаете развитую киноиндустрию, работающую, как часы.

Конечно, передав подобный фильм на такой вот фестиваль, начинающие кинопроизводители не получают денег, но зато они получают удовольствие и шанс засветиться. В России 99% кинопроизводителей работают тоже за удовольствие, но не могут показать свое кино массовому зрителю, потому что на наши фестивали ходят только те, кто их устраивает, ну и их друзья. Никаких билетов, никакого зрителя, никаких кинорынков – почувствуйте разницу!

Там киношники имеют шансы пристроить свое кино. Мы получили два главных приза с «Билетом» – в Санта-Барбаре на телефестивале (такие там тоже есть) и в Лос-Анджелесе, где спонсором фестиваля была компания «20 век Фокс», именно там «Билет» и заметил один дистрибьютор из Австралии.

Хотя, справедливости ради, скажу, что к тому моменту я уже выбирал, кому отдать права на свои фильмы, ибо до этого австралийца ко мне уже обратились люди из США, Франции, Германии и Новой Зеландии. Но отдал я фильм именно ему и не ошибся.

Кстати, насчет ошибок: на Западе очень много сложных случаев с правами, отдав фильм в дистрибьюцию, вы вряд ли заработаете много денег, вернее, вы их не заработаете вовсе, но получите опыт реализации вашей startup-программы от и до, а опыт – это хорошо. Плюс ваш дистрибьютор может оказаться вполне приличным парнем, и если вы снимаете нормальное продажное кино (по его мнению), он поможет или попытается помочь вам найти деньги на следующий фильм.

Как мы помним, в России такого шанса я не получал. Там же это вполне реально – по крайней мере, вам покажут механизмы получения денег. Где в России вам подскажут, как получить честные деньги? Да нигде.

Вернемся к кино. Само по себе кино, конечно, никуда попасть не может. Вы должны продвигать его, и делается это медленнее, чем ползет черепаха. Вы сначала снимаете кино, потом вы превращаетесь из режиссера в монтажера, потом в звукооператора, потом еще в кого-то и потом вы становитесь продюсером. Начинаете писать письма, рассылать релизы, иногда звонить, заполнять формуляры и еще, и еще, и еще

Я сейчас говорю не о ком-то постороннем, а о себе. Я задал своему делу вектор – каждый день не меньше 100 писем, и минимум 35 страниц с просмотром сайтов компаний-дистрибьюторов. Я слабовато знаю английский (вернее, я понимаю английский на уровне собаки и могу плохонько читать, изъясняться могу еле-еле). Общаться я могу, только если напишу короткое письмо кому-либо с объяснениями, чего я хочу.

В отличие от русских продюсеров и дистрибьюторов, иностранцы обычно отвечают на ваши письма, а ответ – это уже переписка – и опять же опыт. У меня в коллекции есть ответы из «Liongates», и не просто от менеджера, а от генерального директора. Есть ответы из «Warner», «XX Century Fox», «Paramount» – и ни одного письменного ответа от «Базелевса», компании Бондарчука, «СТВ». Не то чтобы я очень жалею. Но это все же еще один показатель, так ведь?

Международный фестиваль

Если вы плохо знаете английский, то Google-переводчик переводит вполне понятно, главное - не писать предложений длиннее чем в пять слов. Хороший опыт всегда дает положительные результаты. Они не приходят сами собой, а вот плохие, пожалуй, что да. Что я испытал, когда получил предложение о дистрибуции примерно такого содержания?..

Дорогой Павел,

я такой-то, такой-то, являюсь дистрибьютором. Мне очень понравился ваш фильм, я готов подписать с вами контракт на мировую дистрибьюцию и хочу спросить Вас, а есть ли у вас еще фильмы и возможно новые сценарии?

О, ДА! Да!

У меня есть фильмы и, черт возьми, есть сценарии, их более 20…

Не могли бы вы мне прислать несколько синопсисов и я готов попытаться помочь получить на них финансирование…

(в моей голове – нецензурная лексика) Бл…дь! Это просто оху…но!

На бумаге: Да, я вам вышлю три синопсиса.

И вот вы получаете письмо на официальном бланке следующего содержания:

Письмо о намерениях по международному прокату

Уважаемый Павел

После оценки и моего предложения по прокату Ваших фильмов «Билет в один конец» и «Эхо мыслей», я очень хочу работать над Вашими следующими тремя проектами. Если они будут такими же качественными, как и эти два, это определенно будет очень серьезным потенциалом для международного проката в Европе, США и других странах мира.

У меня сейчас была возможность оценить 3 Ваших новых проекта: «Баградор», «Там, где всегда идет дождь», «Вход-выход». Я нахожу, что они очень хорошо написаны и имеют большие шансы на международный прокат в Европе и США. Выбранные жанры этих трех фильмов являются коммерчески привлекательными (триллеры, любовь, фантастика) и тот факт, что они будут на английском языке, привлечет международных дистрибьюторов и зрителей.

Я верю в Ваши превосходные режиссерские качества. Ваш стиль, способность привлечь внимание зрителя и эффект ожидания соответствуют высоким международным стандартам.

Жду с нетерпением проката Ваших новых фильмов.

С наилучшими пожеланиями, ХХХ

Может быть, кто-то и может представить, что я тогда почувствовал, но вряд ли он представит это в полной мере. Я произнес вслух:

– Это, бл…дь, просто оху…но!

Именно так я и сказал тогда. В этот момент я, конечно, вспомнил свою переписку с сотрудницей «20 век фокс СНГ»… и улыбнулся. А еще я понял одну простую вещь – большинство редакторов в России существуют не для того, чтобы отбирать хорошее, они существуют для того, чтобы это зерно не пропускать, ведь талантливый человек, а их в нашей стране, поверьте, предостаточно, живет не по правилам. Он не пишет сценарии, как требуют этого неудачики режиссеры-редакторы, не снимает, как того хочет воровайка-продюсер, он делает это так, как он сам видит, как хочет, как чувствует. Поэтому сейчас я обращаюсь к редакторам российских кинокомпаний:

Бездари, когда вы читаете то, что вам дает автор, не читайте строчки на бумаге, читайте то, что написано между строк. Если вы что-то не понимаете, просто организуйте встречу с автором. Это ваша работа – искать золото в рудниках! Искать его и находить!

Кстати, я тогда получил 64 письма с предложениями о сотрудничестве. Я назвал их «письма счастья».

Нам писали, что с нами готовы сотрудничать в дальнейшем и просили держать их в курсе наших съемок, с заверениями, что мы перспективны. И это после российских отзывов и высказываний о том, что наши фильмы – полное говно.

На азиатском кинорынке

Когда вам пишут: ваша компания имеет перспективы, я думаю, что зарубежные дистрибьюторы вряд ли понимают, что собственно какой-либо компании у вас никакой и нет.

Вы снимаете сами, монтируете дома, звук делаете тоже дома, на коленке. Делаете это все на 90% один. Люди в России не собираются в группы, как на западе, и не делают бизнес совместно – т.е. люди в России не снимают независимое кино в том объеме, как снимают его там.

Мы тут все индивидуалисты, все художники, и любой оператор считает, что он сам может снять кино, а любой сценарист считает, что он пишет самые лучшие сценарии в мире, режиссер может сказать вам: я же профессионал – сказать в тот момент, когда вы предлагаете ему 9 часов видео мастер-классов из Голливуда по режиссуре, которые вы лично перевели на русский язык – бесплатно, а там, кстати, люди за это видео платят приличные деньги. Он профессионал и ему не нужны американские курсы. Дурак ты – вот что я всегда думаю в таких случаях. Например, вы можете прочесть в резюме человека, что он оператор, монтажер, режиссер – только этот оператор, режиссер и монтажер в своей жизни может не снять ни одного кино, а лишь участвовать в мелких халтурках, которых он гордо называет работой. Таких специалистов широкого профиля у нас тысячи. Они не хотят показать себя и поработать бесплатно, они сразу спрашивают: Сколько вы платите? А за что, простите, тебе платить – за то, что ты ни хрена не умеешь? Смешно.

В общем, собрать людей у нас сложно… Вернемся к полному метру.

Снимая полный метр, вы получаете шанс выйти на зарубежного дистрибьютора, а получив дистрибьютора, вы получаете шанс выйти на инвестора и не просто инвестора, а КИНОИНВЕСТОРА. Вы получаете возможность выйти на настоящего продюсера (не такого, как в России – вороватого бесталанного упыря с амбициями, а вежливого, но жесткого профессионала, который не будет ломать вас через колено, только потому, что ему так хочется). Который, если ему понравился сценарий, не будет сидеть и делать вид, что ваш сценарий - говно, для того, чтобы не доплатить. Который скажет: это великолепно. Вы написали хороший сценарий, вы сняли хорошее кино, у вас неплохая графика и ваш композитор довольно талантлив, я готов помочь найти вам деньги для производства, чтобы вы имели возможность снять ваш фильм.

Вас часто хвалили в последнее время? А не в последнее? Лично я за свою мытарскую карьеру в России не слышал ни одной похвалы. Много лести – от актеров, например, – приходилось. Правда, актеры сперва вам пытаются льстить, а потом обливают вас грязью. Но это нормально. Да, если вы будете работать под европейской или американской эгидой – вас сломают, но сделают это мягко, и лично я к этому готов. Вас сломают, но это будет не просто ломка, а вас втиснут в мировые рамки и правила, быстро и технично. Потому что либо вы делаете все так, как принято делать, и это будет бизнесом, ВАШИМ бизнесом и их бизнесом, соответственно, тоже, либо вам прямо скажут: вы можете делать так, как это принято у вас в России.

Письмо от партнеров

Да, им известно, как делают кино у нас, и не думайте, что это тайна за семью печатями. Вы должны быть готовы к тому, что с вами будут общаться настороженно. Они не считают нас положительными героями, они считают нас темными личностями – и к этому тоже имеют отношение русские продюсеры, которые и там уже успели накакать. Уже наложили отпечаток на всех русских киношников. Делайте все правильно. Если не знаете как – задавайте вопросы, это нормально. Но вы уже готовы к этому, так как начинали с того, что распространяли правила бизнеса на творчество, а не наоборот!

В результате я нашел инвестора за рубежом. Долгий путь с поэтичным названием Дорога в Дюнах… Как название одного советского фильма – мне нравится. Мы подписали соинвестиционные бумаги и в течение этого года медленно продвигались к производству трех полнометражных фильмов по моим сценариям.

Мы в бизнесе – именно это мне сегодня рано утром сказал мой компаньон.

Кстати, о компаньоне – история короткая, но говорящая о многом. В любом правиле есть исключения… Мы познакомились с ним, когда я искал выходы на российские телеканалы с фильмом «Билет в один конец». Он занимается дистрибуцией кино. Нас совершенно случайно познакомили. Он посмотрел «Билет» в тот же день, когда я передал ему DVD и в тот же день мне позвонил. Разговор был очень короткий – фильм понравился, но продать его в России не удастся.

Дальше было предложение о сотрудничестве. Проще говоря, мне предложили делать мои фильмы вместе. Ему нравится тот жанр, в котором я работаю. Его не устраивает вороватая российская система продюсирования. Его, как и меня, раздражает, что Россия, обладая огромным потенциалом в кино, плетется в хвосте. Мы готовы это изменить – вместе. Мы создали компанию, которая получила название «Монстер фильм», теперь уже официально зарегистрированную в Европе. Почему там? Да потому, что дерево нужно сажать в подготовленную почву и нет смысла разбрасывать семена на камни. Продолжение нашей истории не заставит себя ждать… Удачи всем нам, производителям и любителям кино, хороших вам картин, а нам хорошего зрителя.

Павел Дудин (PaulDin)

Комментариев: 19 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 26-01-2014 21:22

    Полезный материал, спасибо. Тем, кто прислушается, сэкономит много времени.

    Учитываю...
  • 2 Djeyars 21-01-2014 21:50

    если бы нам преодолеть всеобщую лень и озлобленность, нашу несобранность, неспособность объединяться в группы - кино это совместный бизнес и командная работа!!

    Абсолютно верно! пожалуй самый страшнейший вирус в России это как раз злоба и неспособность действовать в команде. Но в большей степени конечно это злоба и обособленность.

    Учитываю...
  • 3 павел дудин 21-01-2014 20:05

    Я уверяю ВАС друзья!! В России куда больше свежих идей и куда больше талантливых режиссёров, композиторов, и сценаристов! Мы мировая кладезь! если бы нам преодолеть всеобщую лень и озлобленность, нашу несобранность, неспособность объединяться в группы - кино это совместный бизнес и командная работа!! если это всё убрать и прорвать, как нарыв, Россия бы заняла до 50% мирового (!!!) независимого кино. И с нами готовы работать, просто мы сами этого не хотим - проще бегать тут на поводке с протянутой рукой. прекрасный пример - Режиссёр Петров - который рисует мультипликацию - оскороносц, он не просит на коленях, сидит в ярославле и рисует, учит детей - и он получает деньги из-за рубежа на свои работы! Россия может, просто нужно шевелить булками!!!!!!!

    Учитываю...
    • 4 MercyfulFate 21-01-2014 22:58

      Да, в России есть таланты, энтузиасты и так далее. Но они не бизнесмены. Я ради интереса участвовал пару раз в массовочных съёмках для одной их центральных ТВ компаний и общался с теми, кто этим занимается. У многих из них есть интересы в кино, стремление, но дальше стремления дело как правило не движется. Они как-то буксуют, думают "Мне неплохо платят за очередную серию "Бандюг против ментов", на кусок хлеба хватает, а что ещё нужно?". Они бояться реализовывать себя, а когда всё-таки решаются сделать первый шаг, страшно бояться неудачи. Они пишут сценарии, снимают короткий метр, но ничего не могут добиться и бросают, возвращаясь к исходной, и, по сути своей, тупиковой, мысли. Им не хватает усердия попробовать снова, а общая ситуация с киноискусством в стране ясно сообщает им о невозможности движения в выбранном направлении. В итоге куча народа трудится над получасовой серией абсолютнейшей однообразной прайм-таймовой бездарщины. Такое ощущение, будто всё наше телевизионное и кинопроизводство имеет исток где-то наверху. В принципе это не слишком удивительно, так как именно сверху (от наших - как правильно вы сказали, вороватых - продюсеров) выделяются средства, сверху идёт заказ, сверху даются разрешения. Мало кто ясно понимает, что талант определяется природой и стремлением, а за деньги его не купишь.

      Учитываю...
    • 5 Донни Йен 25-01-2014 23:57

      Добрый день!

      У меня просьба.

      Не могли бы вы рассказать про оборудование для съемки фильма, особенно про камеру.То,с чего можно начать, недорогое.И, может вы подскажете адрес, где это приобрести.

      Я интересовался этим вопросом в интернете, но информация получилась противоречивой

      Спасибо!

      Учитываю...
      • 6 павел дудин 27-01-2014 16:34

        Вопрос по оборудованию упирается в само слово "недорогое". Ведь всё зависит от того, какой суммой вы располагаете и на какой результат рассчитывайте! если вы планируйте снимать скажем для того, чтобы показать друзьям - то хватит и камеры мыльницы. Если вы планируйте показывать на фестивали то тут, нужно покупать что то более менее серьёзное. Вот эти варианты и рассмотрим опять же на примере США.

        1 вариант -LOW бюджет - т.е для друзей и возможно этот вариант использовать на фестивальных показах. Правда тут на усмотрения фестивалей возьмут или нет? По качеству материала. В США - много начинающих фестивалей, где берут ЛЮБЫЕ фильмы по качеству - главное. чтобы фильм был интересен и подходил по жанру. для этого вам подойдёт любая камера даже мыльница "Самсунг" снимающая в HD т.е размер кадра 1280Х720 или 1440Х1080. По сути сейчас выбор мыльниц велик. Вам так же понадобится линза которую наворачивают на объектив мыльницы - с помощью этой линзы кадр становится шире процентов на 30%. на эту линзу вы будете снимать например общие планы. ещё вам понадобится любое цифровое устройство чтобы записывать звук и микрофон типа "пушки". вы будете записывать звук на камеру, и отдельно записывать звук на ваш плейер. Потом в монтажной программе вы совместите звук и картинку. Для этого в начале каждого дубля вам нужно хлопать в ладоши - вообщем сделать типа хлопушки. Звук на дорожке камеры и звук на дорожке записывающего устройства вы совместите по волне. Программа монтажа - любая на выбор - посмотрите в интернете. Адоб Примьер например .... не знаю, даже Виртуал даб. Свет - любой от фонарей продающихся в хозяйственных магазинах - например для строительного освещения типа лампы с трубочками - на 500 вт. главное не наствлять фонари на актёров а куда нибудь вверх - вообщем тут нужно эксперементировать. В обем вы можете уложиться в 20.000 рублей. Это самый простой вариант.

        2 вариант. SR бюджет. Сейчас есть фотоаппараты снимающие HD - это линейка фотоаппаратов Canon mark II, Canon 7d. Мы сами снимали на эти камеры. Их можно купить например и подержаные например на интернет аукционах Молоток.ру, или подобных. Там же можно купить свет - подержанный, звуковые камкордеры - подержанные и мирофоны. Я лично первое кино снимал на технику, часть которой делал сам, своими руками, тележки, краны, стадикам - схемы есть в интернете. Набираете тележка для съёмки своими руками и там найдёте схемы - главное искать. Такой вариант техники обойдётся вам ну в 60.000 - 100.000 руб. но это вариант уже среднепрофессионального уровня. Он позволяет так же выставляться на фестивалях с заведомо хорошим качеством.

        2 вариант. Сейчас можно купить и отличное оборудование скажем за небольшие деньги но класс его HI высший. например компания Blackmagic выпустила недавно камеру Blackmagic Pocket Cinema цена её в районе $995 на эту камеру можно снимать кино для кинотеатров.

        Я не могу дать вам совет как вам действовать и что покупать - поймите меня правильно пожалуйста - я не знаю ваших планов и возможностей в финансовом плане, могу предполагать, что вы начинающий человек. Вряд ли бы вы учась в кинозаведении стали задавать мне такие вопросы. Но я не говорю, что это плохо, я говорю, что если у вас есть желание, то вы найдёте выход. Я скажу - когда мы снимали первое кино - я делал сам много чего руками! Я напишу вам на почту, мне её передали, ну и посмотрим, что и как можно замутить. УДАЧИ!!!!

        Учитываю...
  • 7 Владимир Чакин 21-01-2014 16:54

    Удивительно, что еще сохранились подобные люди! Пока эта каста окончательно не вымрет, у России как таковой сохраняются хотя бы минимальные шансы на выживание.

    Учитываю...
    • 8 Djeyars 21-01-2014 17:08

      Как говорится на войне как на войне, печалит что никто из российских продюссеров не радеет за искусство так как это делает Павел Дудин, побольше бы таких людей и глядишь уже в будущем у России появится шанс выскочить на уровень Голливуда и даже выше последнего.

      Учитываю...
  • 9 павел дудин 21-01-2014 16:15

    здравствуйте друзья! весь этот опус написан для одного, чтобы молодые киношники не делали ошибок, не ходили к людям которые ничего не будут для них делать, не давали сценарии редакторам - которые их не читают а снимали сами, на свои деньги и имели возможность показать свои работы. Только работа - может показать уровень профессионала и дать шанс. 99% моих знакомых сидят и ждут денег - что им кто то их даст и они снимут шедевр и уж тогда то ... и ничего не происходит. один мой друг преподаёт в американской киноакадемии в Голливуде - некий кинопредмет. Он видит, как его ученики снимают и попадают в профессию, но сам он ничего не снял пока. отвечу и по поводу редакторства - у меня есть сценарий про войну и про узников концентрационных лагерей. Один мой знакомы - читал его и очень хвалил. года два назад Министерство культуры РФ устраивало конкурс на сценарий про войну и достоинство русских людей. я подал этот сценарий и был удивлён узнав, что этот человек был там председателем жюри. Сценарий мой даже до конкурса не дошёл )) и вот едем мы с ним в машине, я и говорю - а я подвавал, он говорит, а я там председательствовал. я говорю - так ты же говорил он тебе понравился, а он отвечает - ты бы позвонил и всё ... я спрашиваю, а кто победил, кто там получил грант - он говорит - жена моя (его.) )) Я не обижаюсь на вашу критику, но повторю - я мог ничего этого не писать, мне ведь по сути всёравно - будут ли тут снимать кино в России или нет, будут ли тут пытаться молодые пробиться сквозь завесу старпёров которые сидят у кормушек и зажимают всех начинающих. но пройдёт 5-6 лет, и на кинорынке земного шара произойдут очень большие перемены, об этом говорят Спилберг и Скорсезе, на западе молодых кинодеятелей к этому готовят!!! у нас в болоте ... всё как обычно тишина и гладь. Мне хочется, жить и работать, общаться с коллегами, которые снимают тут, а не в США. для этого эта статья - действуйте, этот пример призыв к действию. Ну и читателям - повторю - хороших фильмов!!! :

    smile

    Учитываю...
    • 10 Caspian 21-01-2014 20:34

      Павел спасибо вам за труды и пожелания. Ждём дальнейшего прогресса и интересных работ с вашей стороны. Без веры и надежды - никуда.

      Учитываю...
  • 11 MercyfulFate 21-01-2014 16:13

    Да ладно, норм же. "Сперва добейтесь!", да))

    Я понял простую вещь: у российских продюсеров нет фантазии, нет чутья, у них есть жажда наживы – все они несостоявшиеся художники, которые пытаются и предпочитают не только контролировать деньги, но и указывают режиссеру, что они хотят видеть…

    В Америке аналогично указывают, но там зритель другой, привыкший за свои кровные получать не куски гуталина, а вполне качественный (не говорю "гениальный") коммерческий продукт. Поэтому кресла продюсеров там занимают эффективные менеджеры-профессионалы, а тех, кто не соответствует требованиям честной коммерции, быстро сокращают (ибо претендентов на место огромное количество). Россия, быть может, когда-нибудь дорастёт до подобного статуса, но по нынешним результатам и методам об этом можно только мечтать. Особенно пока в кинотеатрах звучит идиотский вопрос "А на что мы пойдём?"

    Разумеется, я сейчас говорил сугубо о коммерческом кино. Делать то, что ему нравится и иметь прокат на нашем базаре (верное слово!) наш человек не может, это однозначно.

    Учитываю...
  • 12 Джим Хокинс 21-01-2014 13:29

    Плаканьки

    Учитываю...
  • 13 Парфенов М. С. 21-01-2014 10:50

    Прочитав первые комменты, был приятно удивлен. Но потом все вернулось на круги своя и я узнал типичный рунет - место, где всегда найдется орава знатоков, которые с крутым видом будут писать в комментариях "жалкая хуйня ваши слезки" и т.п..

    Учитываю...
  • 14 delfin-mart 21-01-2014 06:35

    Да уж, слезки капали...

    Некоторые моменты исповеди, мягко говоря, сочувствия не вызывают. Редактор, по мнению автора, не только не может, но и не должен быть творческой личностью, однако при этом обязан "читать между строк". Извините, это глупость. Всякий человек "пропускает через себя" и не может делать дело как-либо иначе, как только по своему соображению. Вполне творческому. А "читать между строк" да еще и воспринимать некие непрописанные в тексте гениальные идеи (без творчества-то) - это на грани не фантастики даже, а чуда чудного. И сколько таких гениев у нас пишет сценарии, автор представляет? С каждым возиться, каждому разъяснять? При том, что сам же автор говорит: у нас нет такого рынка, как в Америке и Европе. Следовательно, и заинтресованности у редакторов и продюсеров в доморощенных непонятных гениях такой, как там, тоже нет. Так чего тогда ругать людей бездарями, воровайками и прочими нехорошими словами? РЫНОК определяет сознание. Рынок другой, соответственно, и люди ведут себя иначе. И нечего тут пенять на рожу, которая везде крива одинаково. Будь в Америке такой рынок, как у нас - и там хамили бы больше и на письма не отвечали бы.

    А по поводу жить на 5 тыщ в Москве, чтобы иметь возможность снимать фильмы... Разве это большая цена за собственный выбор и мечту? Вот когда дети малые на шее, да старики родители, а вас на работу - без всякого творчества даже - не берут, потому что - именно то самое, "у вас нет опыта"! Ха-ха. А в 90-е все так жили. И не ради "снимать свое кино", а просто чтобы не сдохнуть. Это я не привожу других примеров, которых "есть у меня".

    Извините, но жалкая хуйня эти ваши слезы. Желаю удачи!

    Учитываю...
  • 15 виктор васильевич 21-01-2014 04:08

    Я бы так не смог. если посчитать, что человек с 2006 года пытается, добиться чего то самостоятельного. а на дворе 2014 год, то сколько сил нужно в это вкладывать и веры в себя. перечитал несколько раз, а то, что он обижается на кого то и называет имена людей, так в этом бизнесе эти имена звучат как чуть ли не спасительные. Думаю к этим людям не один автор обращался, к ним очередь стоит из таких как он и если эти бонзы не отвечают, не занимаются молодёжью то зачем претендовать на звание спасителей Российского кинематографа? Удивило,что Михалкова он ещё не назвал. Как говорится - вперёд и пусть вас ждёт удача на вершине горы!

    Учитываю...
  • 16 Хельг 21-01-2014 01:52

    Из плюсов - мужик упертый пахарь. Уважаю таких. Понимание, что успех не приходит из нихуя, довольно важный скилл на пути к славе/известности/фанаткам_с_мокрыми_трусиками. Упал, поднялся, отряхнулся, пошел дальше.

    Из минусов - слишком много обидок и мужских слез. Этого не понимаю. Ну, написали в норку, ну бывает. Чего ж теперь всех поименно-то вспоминать? Чтобы окончательно - нннате, сцуки, утритесь? Так ведь по-детски как-то.

    Но, полюбому, читалась задорно и нескучно. Успехов во всех начинаниях герою. Ну и пусть смерть настигнет его врагов, ага.

    Учитываю...
  • 17 happy_book_year 21-01-2014 01:43

    Замечательная исповедь! Читал еще в черновике и даже где-то пустил скупую мужскую слезу. Павел молодец, что прет к своей мечте! Я искренне уважаю автора.

    P.S. Что, правда, не отменяет лажовость самих фильмов.

    Учитываю...
  • 18 Елена 20-01-2014 15:47

    Пашуля, я верю в тебя! Ты гений!!!Мечты сбываются!!!Я знаю!!!!!

    Учитываю...
  • 19 Caspian 20-01-2014 04:05

    Получилось весьма познавательно и интересно.

    Учитываю...