Маньяки недаром остаются одной из излюбленных тем в хорроре. Ведь, в отличие от мифологической нечисти, их существование – бросающий в дрожь факт повседневной  жизни. Благодаря любителям тёмного жанра в литературе и кинематографе появилась целая плеяда впечатляющих садистов. Большинство из них, пусть и опираются на криминальные реалии, остаются порождениями человеческого воображения. Но присутствуют и интерпретации реальных душегубов, вписавших человеческой кровью свои имена на страницы истории. Среди таковых достаточно вспомнить Чикатило, Зодиака, Эда Гейна и, конечно же, безымянного монстра, терроризировавего жителей туманного Альбиона более века назад, известного под множеством прозвищ, самым знаменитым из которых является «Джек Потрошитель».

Вопреки позиционированию Джека Потрошителя  в качестве первого серийного убийцы, предпринимаемому некоторыми документалистами, история знала подходящих под это определение убийц задолго до того, как безымянный лондонский расчленитель ступил на свой путь. Как правило, то были обезумевшие от власти аристократы, такие как Елизавета Батори , Жиль Де Ре, русская помещица Салтычиха и многие другие, намного превосходящие Потрошителя по жестокости и числу жертв. Но именно личность Джека, перенёсшего место расправы из хранящих тайны стен фамильных замков и усадьб на мрачные улицы городских трущоб, послужила отправной точкой развития образа современного маньяка.

К моменту появления Потрошителя английское общество переживало период экономического и социального упадка. Наплыв нелегальных эмигрантов, высокий уровень безработицы и пьянства обусловили рост проституции и уличного насилия.

Всего за два года до совершения маньяком первого преступления вышла повесть Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Некоторая схожесть образа Джека Потрошителя и альтер эго доктора Джекила обусловлена единым историческим фоном, и, очевидно, тем, что Роберт Стивенсон с ужасающей точностью прочувствовал, как сложившиееся общество может высвободить чудовище, дремлющее в глубинах человеческого сознания.

Первой жертвой убийцы стала сорокатрёхлетняя Мери Энн Никлз, зарабатывавшая, (как и все остальные женщины, погибшие от рук Джека) проституцией. Всего Потрошителю приписывается пятнадцать убийств, но каноническими, не вызывающими споров о причастности, считаются только пять. В пяти случаях выявился специфический почерк, заключавшийся в перерезанном до позвонка горле и последующим удалением у жертв различных органов, что, как посчитали следователи той эпохи, выявляло высокие познания убийцы в анатомии и медицине.

Джек быстро обрёл известность и завладел сознанием современников. В газеты и отделения полиции приходили сотни писем, чьи авторы утверждали свою причастность к загадочным убийствам, но доказательства стопроцентной подлинности хоть одного из них не существует. В большинстве своём эти письма признаны уловками журналистов и шутников, хотя к одному из них прилагалась человеческая почка, якобы принадлежащая  одной из жертв, а само прозвище «Джек Потрошитель», сменившее бытовавшее до того «Кожаный фартук», появилось именно по воле автора одного  из этих писем.

В ходе полицейского расследования различные люди попадали под подозрение. Список подозреваемых пополняется исследователями и по сей день. Но историки и криминалисты так и не могут доказать чью-либо виновность с полной уверенностью, так же как дать вразумительную мотивацию преступлениям. Свершив свои кровавые злодеяния в промежутке с 1888 по 1891 год, Джек Потрошитель исчез. Испарился, оставив потомкам неразрешимую загадку.

Неуловимость Джека и отсутствие способных пролить свет на ужасные события свидетельств, с годами обросли фантазиями городского фольклора и теориями жаждущих сенсаций исследователей и создали тот мрачный, демонический образ, который неоднократно вдохновлял литераторов и кинематографистов.

С самого начала, не без помощи прессы укоренившись в сознании масс, Потрошитель стал призрачным воплощением насилия и беззакония. Мифологическим персонажем, которым пугают детей.

В 1924 году в Германии вышел фильм «Кабинет восковых фигур». Являясь прекрасным представителем немецкого экспрессионизма тех лет, картина стала к тому же и первым кино-памятником драматическим событиям, развернувшимся в конце девятнадцатого столетия. «Кабинет восковых фигур» описывает фантазии молодого поэта, получившего задание написать истории о людях, ставших прототипами для экспонатов выставки восковых фигур. Фантазии воплощаются в трёх коротких новеллах, вставленных в основное повествование фильма. Первые две посвящены злоупотребляющему властью халифу Гарун Аль Рашиду и русскому царю Ивану Грозному. Заключительная, представляющая сон юноши, описывает его встречу и бегство от таинственного Джека Потрошителя. 

Следующий фильм о Джеке, «Ящик Пандоры» вышел в Германии через пять лет после премьеры «Кабинета восковых фигур». Появляясь в самом конце в лице убийцы главной героини, которую трагические повороты судьбы приводят к торговле собственным своим телом на мрачных улицах Лондона. Фильм интересен попыткой поэтизированного взгляда на маньяка. Поначалу Джек, удивлённый добродушием проститутки, решивший обслужить его бесплатно, узнав, что у него нет денег, раздумывает совершать убийство и даже выкидывает свой нож. Но впоследствии, находя нож в покоях женщины, уже не в силах сопротивляться инстинкту хищника, убивает её.

В некоторых интерпретациях образ Потрошителя настолько обработан авторским вымыслом, что теряет не только связи со своим реальным прототипом, но и с реальностью вообще, превращаясь в элемент мифологии массовой культуры. В эпизоде сериала «Star Trek» под названием «Woolf in the Fold», основой сценария к которому послужило творчество Роберта Блоха, обращавшегося к образу Потрошителя как в своих ранних, так и  в более поздних работах, Джек – питающееся страхом энергетическое существо, путешествующее по вселенной и в своё время наломавшее на Земле не мало дров. В сериале «Вавилон 5» загадочное исчезновение не пойманного Джека объясняется его похищением инопланетной расой ворлонцев. В сериале «За гранью возможного» и вовсе превратили маньяка в героя, мотивируя его убийства борьбой с чужеродными паразитическими тварями, обитающими  в человеческих телах.

Особняком стоит поднятая в кино и литературе тема противостояния Потрошителя и самого известного в мире частного сыщика – Шерлока Холмса. Пионером на данном поприще стал Эллери Куин со своей «Неизвестной рукописью доктора Уотсона». Джон Гарднер столкнул Джека с антагонистом детектива, - профессором Мориарти, а Майкл Дибдин поставил между реальным и вымышленным злодеем знак равенства. Перед возможностью показать сразу двух известнейших персонажей британской культуры не устоял Боб Кларк, сняв в 1979 году фильм «Убийство по приказу». Откликнувшись на идеи западных коллег, Борис Акунин рассказал историю о встрече Джека Потрошителя с Эрастом Фандориным в своём романе «Декоратор».

По своему оригинальную, но очевидно взращённую на дуэте Холмса и Джека вариацию, представил Николас Мейер в фильме «Путешествие в машине времени» 1979 года.  Вымышленного сыщика в фильме заменил писатель Герберт Уэллс, какокая перестановка сделала возможным добавление мотива путешествия во времени. «Путешествие в машине времени», также известный под названием «Эпоха за эпохой», интересен как попытка перекинуть мост из старой Англии в современность, и фигура Джека в контексте разницы временных культур позволяет сделать акцент на вопросах морали и гуманизма. Уместен выбор положительного персонажа в лице известного писателя фантаста, сторонника идей прогресса и человечности, как антипода потакающего своим нездоровым желаниям, страдающего комплексом сверхчеловека маньяка.

В 2001 году вышел фильм братьев Хьюз «Из ада» в котором Джонни Депп исполнил роль инспектора полиции Фреда Эбберлайна. «Из ада» - первый и единственный кинофильм, освещающий крайне провокационную теорию о причастности к убийствам Джека королевской семьи. Картина снята на основе одноименного графического романа Алана Мура, но имеет к оригиналу крайне посредственное отношение.

Рассуждения о нечеловеческой природе таинственного убийцы натолкнули некоторых писателей на вампирскую теорию. В романе «Дракула бессмертен» Дейкра Стокера и Йена Холта, тема вампиризма объединяется с теорией, что убийцей была женщина, а в качестве виновницы событий выведена уже нам знакомая Елизавета Батори. Джеймс Риз в своём «Досье Дракулы», стилизованном под дневник Брэма Стокера, рассказывает о событиях, которые, несмотря на отсутствие сверхъестественного фактора, якобы вдохновили Стокера на написание его знаменитого романа. Во второй части цикла «лорд Байрон» Том Холланд предпринимает свою попытку обличить преступника, стараясь показать всю цепь событий,  приведшею Джека к тому застланному трупами  пути, что он избрал.

Вампирами и пришельцами необычайные перевоплощения Потрошителя не ограничились. В телевизионном сериале «Убежище» провели, казалось бы, саму собой напрашивающеюся параллель между маньяком и загадочным персонажем британского фольклора викторианской эпохи, прозванного Джеком-прыгуном. В фильме  «Возвращении Джека Потрошителя 2» появляется виртуальный образ знаменитого убийцы. А в аниме «Тёмный дворецкий» убийцей оказывается, заручившаяся поддержкой потустороннего жнеца аристократка.

Джек Потрошитель умирал и вновь возрождался, побывав в шкуре пришельца,  обитателя виртуальной реальности, шиниги и многих других менее претенциозных персонажей.

Ряд произведений, таких, как фильм «Жилец» 2009 года или роман «Имитатор» Норы Робертс, используют репутацию Потрошителя для создания образа маньяка-имитатора. Другие просто рассказывают криминальный детектив, следующий основным предположениям официальной истории, как кинокартина «Джек Потрошитель» вышедшая в 1976 году.  

Конечно, кровавая репутация Потрошителя не могла оставить в стороне музыкантов, и жестокие события прошлого послужили источников вдохновения для таких коллективов, как «Judas priest», «W.A.S.P», « Motörhead», «Rob Zombie», «Misfits» и многих других. Влиянию поддались даже отечественные исполнители - Джек стал героем песен групп «Jane air» и « Коррозия Металла». На музыкальной арене выделяется опера «Лулу» Альбана Берга, поставленная по фильму «Ящик Пандоры». А в 2011 году группа «Metallica» совместно с Лу Ридом выпустила альбом под названием «Lulu», вдохновлённый этой оперой.

В пространстве компьютерных игр Джек утвердился в качестве героя детективных квестов вроде «Jack the Ripper» 2004 года или  «Sherlock Holmes vs. Jack the Ripper» 2009-го. Создать из Джека по-настоящему культового игрового персонажа не удалось, но это сполна компенсируется тем влиянием, какое он оказал на развитие образа серийного убийцы, нашедший своё воплощение в играх самых различных жанров.

История знала и более жестоких психопатов, погубивших гораздо больше людских жизней, чем печально известный Джек Потрошитель. Но большинство из них, если и не понесло заслуженного наказания, то не стало такой загадкой для потомков, как призрак, бесчинствующий на землях туманного Альбиона, чья личность, наверное, никогда не будет доподлинно установлена, даже не смотря на сенсационные заявления о продуктивном использовании методов современной криминалистики вроде анализа ДНК.

Неуловимость, вкупе с сопутствующим антуражем викторианской Англии, который сам по себе обладает особой притягательностью, наделили образ Потрошителя поражающим магнетизмом и универсальностью. Но самая главная причина, по которой к нему будут обращаться снова и снова, - человеческий страх. Ведь все мы безумно боимся, что потусторонние чудовища могут прорваться в наш мир, разрушая ткань реальности, и, утолив свой безумный голод, уползти во тьму, что бы вновь вернутся, когда наступит их время.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх